Грузозахватное приспособление с ограничителем грузоподъемности

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к съемным грузозахватным приспособлениям для грузоподъемных средств. Грузозахватное приспособление с ограничителем грузоподъемности содержит звено, предназначенное для навешивания на грузозахватный орган грузоподъемного средства, а ограничитель грузоподъемности выполнен в виде корпуса с узлами для подвешивания стропов и размещенного в корпусе тарированного упругого элемента. Ограничитель содержит установленный в корпусе полый шток с головкой и резьбовым хвостовиком, на который навинчена регулировочная гайка, контактирующая с торцом упругого элемента и имеющая зазор относительно нижнего торца корпуса, между верхним торцом которого и нижним срезом головки штока с возможностью свободного вращения посажен на шток приводной элемент, верхний срез которого образует с нижним срезом головки штока сцепную муфту. В отверстии штока в области его головки выполнен кольцевой поясок с резьбой, причем приспособление снабжено ходовым винтом, концом скрепленным со звеном и ввинченным в резьбовое отверстие штока, при этом на свободном конце ходового винта расположен стопор, имеющий возможность контакта с торцом кольцевого пояска штока. Достигается автоматическое ограничение подъемного усилия. 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к подъемно-транспортному оборудованию, а именно к съемным грузозахватным приспособлениям для грузоподъемных средств, используемым при проведении регламентных, монтажно-демонтажных работ широкого спектра изделий, например ракетной техники.

Известно, что при проведении монтажно-демонтажных работ для снятия грузов с горизонтальных направляющих, например узлов металлообрабатывающих станков, приборов и блоков ракет, необходимо обеспечить равенство подъемной силы весу груза. Обеспечить такое равенство ограничителями грузоподъемных средств (кранов) не представляется возможным, поскольку грузоподъемность кранов всегда значительно больше веса грузов, подъем которых осуществляет кран.

Для решения этой проблемы обычно используют сигнальные устройства - динамометры, измеряющие подъемную силу, навешиваемые на грузозахватный орган крана и присоединяемые к верхнему звену съемного грузозахватного приспособления. Однако такие устройства не гарантируют обеспечения строгого соответствия подъемной силы весу груза вследствие невозможности практически мгновенной, по достижению необходимой величины подъемной силы, остановки механизма подъема крана, а также не исключают несоответствия подъемной силы весу груза из-за ошибок крановщика (оператора).

Проблема обеспечения равенства подъемной силы весу груза решается отчасти использованием в грузозахватном приспособлении звена, регулирующего его длину, в сочетании с пружинным ограничителем непосредственного действия (см. Н.И. Ерофеев «Предохранительные и сигнализирующие устройства», издание 2, Москва: «Машиностроение», 1970 г., рис.20). Недостатками этого устройства является его конструктивная сложность, отсутствие элементов для регулировки ограничиваемого усилия и связь его с энергооборудованием крана (через концевой выключатель).

Известен более простой ограничитель грузоподъемности, содержащий гильзу с кронштейном. Один торец гильзы закрыт крышкой, на которой установлены фиксаторы. С другого торца в гильзу ввернута регулировочная гайка для регулирования усилия сжатия пружины, упирающейся торцом в направляющий узел, размещенный в гильзе и состоящий из двух колец и двух пластин, их соединяющих, одна из пластин имеет профилированную поверхность, выступы которой предназначены для взаимодействия с закрепленными на гильзе микропереключателями. Одно из колец имеет отверстие для прохода фиксаторов и штока.

Ограничитель грузоподъемности навешивают на крюк крана. Поднимаемый краном груз натягивает канат, который соединен с ограничителем и грузом. Сила натяжения воздействует на шток, перемещая его в осевом направлении. Одновременно со штоком, преодолевая усилие пружины, перемещается направляющий узел, в результате чего профилированная поверхность пластины нажимает штоки переключателей, включая их, т.е. сигнализируя о достижении заданной величины нагрузки, и отключает подъемный механизм крана при превышении ее расчетного значения (см. патент РФ №2031075, кл. В66С 23/88, 1995 г.) - наиболее близкий аналог.

В результате анализа конструкции известного ограничителя грузоподъемности выявлено, что он также связан с электрооборудованием крана, в процессе подъема груза выдает электрический сигнал на останов привода подъема крана, но сам не ограничивает непосредственно и автоматически усилие подъема, равное весу груза.

Задачей настоящего изобретения является создание грузозахватного приспособления с ограничителем грузоподъемности, автоматически и непосредственно ограничивающим подъемное усилие, равное весу поднимаемого груза.

Поставленная задача решается за счет того, что в грузозахватном приспособлении с ограничителем грузоподъемности, содержащем звено для навешивания на грузозахватный орган, стропы и ограничитель грузоподъемности, на корпусе которого закреплены узлы для присоединения стропов, а внутри расположен тарированный упругий элемент, новым является то, что в корпусе смонтирован полый шток с головкой и резьбовым хвостовиком, на который навинчена регулировочная гайка, контактирующая с торцом упругого элемента и имеющая зазор относительно нижнего торца корпуса, между верхним торцом которого и нижним срезом головки штока с возможностью свободного вращения посажен на шток приводной элемент, верхний срез которого образует с нижним срезом головки штока сцепную муфту, в отверстии штока в области его головки выполнен кольцевой поясок с резьбой, причем приспособление снабжено ходовым винтом, концом скрепленным со звеном и ввинченным в резьбовое отверстие штока, при этом на свободном конце ходового винта расположен стопор, имеющий возможность контакта с торцом кольцевого пояска штока.

При проведении патентных исследований из уровня техники не выявлены решения, идентичные заявленному, а следовательно, заявленное изобретение соответствует условию охраноспособности «новизна».

Сущность заявленного изобретения не следует явным образом из решений, известных из технического уровня, а следовательно, заявленное изобретение соответствует условию охраноспособности «изобретательский уровень».

Сведений, изложенных в материалах заявки, достаточно для практического осуществления заявленного изобретения.

Сущность заявленного изобретения поясняется графическими материалами, на которых:

на фиг.1 - схема приспособления, общий вид;

на фиг.2 - место I по фиг.1.

Грузозахватное приспособление с ограничителем грузоподъемности содержит звено 1, предназначенное для навешивания на грузозахватный орган грузоподъемного средства (например, крюк крана). На звене 1 закреплен концом ходовой винт 2. На винте 2 размещен ограничитель грузоподъемности 3 с проушинами для крепления стропов 4, концы которых присоединяются к грузу.

Ограничитель грузоподъемности 3 выполнен в виде корпуса 5, на котором закреплены узлы 6 для крепления стропов 4, выполненные, например, в виде проушин. В корпусе 5 размещены упругий элемент (пружина) 7 и полый шток 8 с резьбовым хвостовиком, на который навинчена регулировочная гайка 9, и головкой 10 с плоским нижним срезом.

Шток 8 выполнен полым, в верхней части полости, в области головки, на штоке выполнен резьбовой поясок, которым шток навинчен на ходовой винт 2.

Между нижним срезом головки 10 и верхним торцом корпуса 5 на шток 8 свободно с возможностью вращения посажена ступица 11 привода 12 (например, штурвала). Ход штока 8 относительно ходового винта 2 ограничен стопором 13, закрепленным на ходовом винте 2.

Необходимо отметить, и это весьма важно, что нижний торец головки 10 штока выполнен в виде сцепной полумуфты (фрикционной или кулачковой). Вторая полумуфта выполнена на верхнем торце ступицы 11. Взаимодействуя друг с другом, полумуфты образуют муфту, которая связывает шток и приводной элемент 12 или разъединяет их, если полумуфты не контактируют друг с другом.

Упругий элемент 7 оттарирован с обеспечением усилия поджатия, равным весу поднимаемого груза, тарирование его осуществляется перемещением регулировочной гайки 9 по резьбовому хвостовику штока 8. При этом между нижним торцом корпуса 5 и торцом 14 гайки 9 установкой регулировочных прокладок 15 обеспечивается зазор «h», необходимый и достаточный для гарантированного разъединения полумуфт сцепной муфты (головки 10 и ступицы 11). После установки необходимого зазора «h» гайка 9 контрится на хвостовике штока 8 стопором 16.

Конструктивно сцепная муфта может быть реализована различным образом, например, в виде фрикционного кольца (фиг.2), размещенного между торцами головки 10 и ступицы 11.

Грузозахватное приспособление с ограничителем грузоподъемности работает следующим образом.

Вывинчивают ходовой винт 2 из полого штока 8 до упора стопора 13 в торец резьбового пояска штока 8. Звено 1 навешивают на крюк крана. Нижние звенья стропов 4 присоединяют к такелажным точкам груза. Механизмом подъема крана перемещают вверх звено 1 с ограничителем грузоподъемности, выбирая слабину стропов, но не натягивая их.

Вращают штурвал 12 и через замкнутую сцепную муфту приводят во вращение шток 8, в результате чего он навинчивается на винт 2 и перемещает вверх закрепленную на нем регулировочную гайку 9, упругий элемент 7 и корпус 5, что приводит к натяжению стропов 4.

По достижении суммарного усилия натяжения стропов, равного весу поднимаемого груза, перемещение вверх корпуса 5 прекращается и при продолжении вращения штурвала 12 будет навинчиваться на винт 2 и перемещаться вверх только шток 8 с гайкой 9 (в пределах зазора h), в результате чего головка 10, нижний срез которой является полумуфтой сцепной муфты, перемещается вверх, над ступицей 11 (второй полумуфтой), и муфта размыкается. При размыкании муфты вращение штока 8 и, следовательно, перемещение его по винту 2 вверх прекращается, что автоматически обеспечивает ограничение натяжения стропов, то есть подъемное усилие. Вес груза воспринимается стропами и практически не передается на опоры, на которых расположен груз (например, направляющие), в результате чего груз может быть свободно смещен по ним и снят.

Использование данного приспособления позволяет существенно упростить работы по съему различных изделий с горизонтальных направляющих, в частности при съеме приборов с ракет при проведении регламентных работ, и предотвратить при этом повреждения как самих изделий (грузов), так и направляющих, на которые они установлены.

Грузозахватное приспособление с ограничителем грузоподъемности, содержащее звено для навешивания на грузозахватный орган грузоподъемного средства, стропы и ограничитель грузоподъемности, на корпусе которого имеются узлы для присоединения стропов, а в корпусе размещен тарированный упругий элемент, отличающееся тем, что в корпусе смонтирован полый шток с головкой и резьбовым хвостовиком, на который навинчена регулировочная гайка, контактирующая с торцом упругого элемента и имеющая зазор относительно нижнего торца корпуса, между верхним торцом которого и нижним срезом головки штока с возможностью свободного вращения посажен на шток приводной элемент, верхний срез которого образует с нижним срезом головки штока сцепную муфту, в отверстии штока в области его головки выполнен кольцевой поясок с резьбой, причем приспособление снабжено ходовым винтом, концом скрепленным со звеном и ввинченным в резьбовое отверстие штока, при этом на свободном конце ходового винта расположен стопор, имеющий возможность контакта с торцом кольцевого пояска штока.