Гидроразъем самозапирающийся

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к агрегатам гидравлических систем для обеспечения удобного и надежного соединения и разъединения трубопроводов, находящихся под давлением, например на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов. Гидроразъем самозапирающийся содержит стыкуемые патрубки, на которых установлены антифрикционные кольца, охваченные втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре вращения которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах. Клапаны посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков. В поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей, например, накидных гаек. Изобретение позволит повысить надежность гидроразъема и обеспечит работоспособность соединения в труднодоступных местах и безаварийную работу магистралей, находящихся под давлением. 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационной или космической технике, в частности к агрегатам гидравлических систем для обеспечения удобного и надежного соединения и разъединения трубопроводов, находящихся под давлением, и может быть использовано в народном хозяйстве, например, на технических площадках или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов.

Известно устройство для соединения и разъединения трубопроводов, содержащее два стыкуемых штуцера с установленными в них клапанами, соединенные между собой шариковым замком и пружинами (см. патент RU №2167360 С1, МПК7 F16L 37/28).

К недостаткам соединения следует отнести большую сложность конструкции из-за наличия шарикового замка и малую надежность конструкции из-за наличия пружин.

Известно также разъемное соединение трубопроводов, содержащее два стыкуемых корпуса с установленными в них клапанами, соединенными между собой шариковым замком, на одном из корпусов установлен поворотный элемент, соединенный с корпусом шарикового замка и имеющий возможность вращения относительно него, а при вращении поворотного элемента стыкуемый корпус перемещается вперед и назад (см. патент RU №2140598 С1 МПК6 F16L 37/28 - прототип).

Недостатками указанного соединения являются: сложность конструкции из-за большого количества деталей, участвующих в работе шарикового замка; малая надежность работы и увеличенные габариты из-за наличия нескольких пружин, причем две из которых должны быть настолько мощными, чтобы создать усилие порядка нескольких десятков килограммов для обеспечения обжатия уплотнений клапанов, например, в магистралях высокого давления.

Задачей настоящего изобретения является устранение указанных недостатков, а именно повышение надежности, упрощение конструкции и уменьшения габаритов.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом гидроразъеме самозапирающемся, содержащем стыкуемые патрубки в которых установлены клапаны и поворотный элемент, при этом патрубки снабжены антифрикционными кольцами и охвачены втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре вращения которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах, которые посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков, при этом в поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей.

При выполнении работ, обслуживающих системы и агрегаты, на технических площадках аэродромов и космодромов или на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов, имеется необходимость многократной стыковки и расстыковки магистралей, находящихся под давлением. А так как магистральные соединения могут находиться в труднодоступных местах, то небольшие габариты, простота работы и надежность конструкции в части стыковки и расстыковки гидроразъема играют большую роль.

Заявляемая конструкция поясняется чертежами:

Фиг.1 - общий вид предлагаемого гидроразъема в расстыкованном и закрытом для прохождения рабочей среды состоянии.

Фиг.2 - общий вид предлагаемого гидроразъема в состыкованном и открытом для прохождения рабочей среды состоянии.

Фиг.3 - сечение А-А на фиг.2.

Гидроразъем самозапирающийся содержит стыкуемые патрубки 1и 2, на которых установлены антифрикционные кольца 3 и охвачены втулкой 4, в которой с помощью винтов-ручек 5 и 6 установлен поворотный элемент 7, в центре вращения которого имеются выступы 8 некруглого сечения, например квадратного. Указанные выступы 8 взаимодействуют с отверстиями 9, выполненными в клапанах 10 и 11, которые посредством правой и левой резьб, а также уплотнения 12 взаимодействуют с соответствующими патрубками 1 и 2, при этом в поворотном элементе 7 выполнены окна 13 для прохождения рабочей среды, а винт-ручка 6 является предохранительным клапаном, в зоне которого в поворотном элементе 7 выполнено отверстие 14 для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема. Сами же стыкуемые патрубки 1 и 2 стягиваются и удерживаются внутри втулки 4 с помощью резьбовых деталей, например накидных гаек 15 и 16.

Стыковка гидроразъема осуществляется следующим образом.

Стыкуемый патрубок 2 с перекрытым посредством клапана 11 с уплотнением 12 каналом для протекания рабочей среды (фиг.1) устанавливается внутрь втулки 4 до упора в поворотный элемент 7, выполненный с окнами 13, причем отверстие 9 клапана 11 совмещается с выступом 8 поворотного элемента 7, а накидная гайка 16 навинчивается на втулку 4 до упора. Вращением за винты-ручки 5 и 6 поворотного элемента 7, установленного внутри втулки 4 в направлении Б (фиг.3) происходит одновременное вращение клапанов 10 и 11 в резьбах патрубков 1 и 2 из-за наличия левой и правой резьб соответственно и канал для протекания рабочей среды открывается (фиг.2).

Расстыковка гидроразъема осуществляется следующим образом.

Вращением за винты-ручки 5 и 6 поворотного элемента 7 (фиг.2) установленного внутри втулки 4 в направлении, противоположном Б (фиг.3) происходит одновременное вращение клапанов 10 и 11 в правой и левой резьбах патрубков 1 и 2 соответственно, что приводит к перекрытию канала протекания рабочей среды посредством уплотнений 12. Накидная гайка 16 отвинчивается с втулки 4 и патрубок 2 извлекается из внутренней полости втулки (фиг.1).

Таким образом, предложенное техническое решение позволит при малых габаритах и простоте конструкции повысить надежность гидроразъема за счет отсутствия сложного шарикового замка и нескольких пружин, а также уменьшить количество деталей, что в свою очередь обеспечит работоспособность соединения в труднодоступных местах и безаварийную работу магистралей, находящихся под давлением, на технических площадках аэродромов и космодромов, а также на производственных участках, занимающихся гидравлическими или пневматическими испытаниями систем и агрегатов.

Гидроразъем самозапирающийся, содержащий стыкуемые патрубки, в которых установлены клапаны, поворотный элемент, отличающийся тем, что стыкуемые патрубки, на которых установлены антифрикционные кольца, охвачены втулкой, в которой с помощью винтов-ручек установлен поворотный элемент, в центре которого имеются выступы, взаимодействующие с отверстиями, выполненными в клапанах, которые посредством правой и левой резьб взаимодействуют с соответствующими резьбами патрубков, при этом в поворотном элементе выполнены окна для прохождения рабочей среды, а один из винтов-ручек является предохранительным клапаном, в зоне установки которого в поворотном элементе выполнено отверстие для стравливания избыточного давления рабочей среды, возникающего в момент запирания гидроразъема, причем стыкуемые патрубки стягиваются и удерживаются внутри втулки с помощью резьбовых деталей.