Устройство для исследования подшипников скольжения на машине трения

Изобретение относится к области машиностроения и испытательной техники и может быть использовано для исследования подшипников скольжения. Устройство включает литой корпус, закрепленный на соединительной оси с опорными втулками, снабженный подвижным валом. На одном конце подвижного вала установлена гайка для осевого перемещения, находящаяся в зацеплении с направляющей щекой, расположенной на соединительной оси, а на другом конце этого вала установлена оправка, выполненная в виде корпуса с крышкой, снабженной сальником. Корпус снабжен масленкой и стопорным винтом, причем подвижный вал снабжен шкалой Нониуса, корпус - стопорным винтом, а соединительная ось с направляющей щекой зафиксированы гайками. Технический результат заключается в расширении технологических возможностей испытаний. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к области машиностроения и испытательной техники и может быть использовано для исследования подшипников скольжения.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому является устройство для исследования подшипников скольжения [А.с. СССР №1479842, G01М 13/04, 15.05.89, Бюл. №18], состоящее из станины, вала, обоймы, втулки, муфты, механизма возвратно-вращательного движения.

Недостатком прототипа является невозможность осуществления испытаний втулок в условиях сухого трения, трения со смазкой и со смазкой, содержащей абразив.

Изобретение решает задачу расширения технологических возможностей путем обеспечения испытания подшипников скольжения по схеме прямой и обратной пар трения.

Для этого устройство для исследования подшипников скольжения на машине трения включает литой корпус, закрепленный на соединительной оси с опорными втулками, снабженный подвижным валом, на одном конце которого установлена гайка для осевого перемещения, находящаяся в зацеплении с направляющей щекой, расположенной на соединительной оси, а на другом конце подвижного вала установлена оправка, выполненная в виде корпуса с крышкой, снабженной сальником, корпус снабжен масленкой и стопорным винтом, причем подвижный вал снабжен шкалой Нониуса, корпус - стопорным винтом, а соединительная ось с направляющей щекой зафиксированы гайками.

На чертеже изображено устройство для исследования подшипников скольжения на машине трения.

Литой корпус 1 с помощью соединительной оси 2 и опорных втулок 3 закреплен шарнирно. Подвижный вал 4 установлен на шпонке, которая не позволяет ему проворачиваться от передаваемого вращающего момента образцов. Вал перемещается в литом корпусе вращением граненой гайки 5 с возможностью фиксации стопорным винтом 6. В оправку 7 установлена втулка 8 из испытуемого материала, которая зафиксирована стопорным винтом 9. Камера 10 служит для заполнения ее через масленку 11 необходимым смазочным материалом. Крышка оправки 12 с сальником 13 прикручена к оправке и служит для предотвращения вытекания из камеры 10 смазочных материалов.

Устройство закрепляется на нагружаемой каретке машины, например МИ-1М.

В зависимости от разновидности пары трения оправка 7 с втулкой 8 испытуемого подшипника устанавливается на выходной вал машины трения 14, на который передается крутящий момент. Ролик 15 устанавливается на подвижный вал 4, который фиксируется стопорным винтом 6 (находится в неподвижном состоянии) - позиция А. Это обеспечивает испытания обратной пары трения втулка 8 - ролик 15. При переустановке ролика 15 на выходной вал 14, а оправки 7 с втулкой 8 испытуемого подшипника на подвижный вал 4 (находящийся в неподвижном состоянии) - позиция Б. Это обеспечивает испытания прямой пары трения ролик 15 - втулка 8.

Приспособление работает следующим образом.

Перед установкой образцов для их испытания на машине трения устройство находится в верхнем нерабочем исходном положении. С помощью гайки 5 подвижный вал 4 выводится в крайнее правое положение, втулка 8 устанавливается в оправку 7 и фиксируется винтом 9. На выходной вал 14 машины устанавливают крышку 12 с сальником 13, а затем испытуемый ролик 15, который фиксируется гайкой 19. Выходной вал машины 14, оправка 7 и подвижный вал 4 имеют левую резьбу в месте соединения. После чего устройство опускают в нижнее положение. Поворотом гайки 5 и направляющей щеки 16 подвижный вал 4 вместе с оправкой 7 перемещают и вводят в зацепление втулку 8 с роликом. При этом необходимо, чтобы торцевые поверхности втулки и ролика лежали в одной плоскости. Это положение образцов отмечают на шкале Нониуса 17, после чего подвижный вал стопорят винтом 6, а направляющую щеку - гайками 18. На оправку приворачивают крышку 12 с сальником 13. Устройство установлено в исходное нижнее рабочее положение и в зависимости от условий испытаний через масленку 11 в камеру подается смазочное масло или масляно-абразивная смесь.

Технологические возможности испытаний нагруженных подшипников скольжения расширяются, так как на машине трения можно испытывать втулки по схеме прямой и обратной пар трения при отношении ширины втулки к диаметру ролика, равному 0.25 и 0.5, работающих в условиях сухого трения, трения со смазкой и со смазкой содержащей абразив.

Устройство для исследования подшипников скольжения на машине трения, включающее литой корпус, закрепленный на соединительной оси с опорными втулками, снабженный подвижным валом, на одном конце которого установлена гайка для осевого перемещения, находящаяся в зацеплении с направляющей щекой, расположенной на соединительной оси, а на другом конце подвижного вала установлена оправка, выполненная в виде корпуса с крышкой, снабженной сальником, корпус снабжен масленкой и стопорным винтом, причем подвижный вал снабжен шкалой Нониуса, корпус - стопорным винтом, а соединительная ось с направляющей щекой зафиксированы гайками.