Способ автоматического управления центробежным нагнетателем с приводом от газотурбиннойустановки

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

236701

ОПИСАН ИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Сева Соввтсииа

Социалистнчвсиил

Рвспублив

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 09Л1.1963 (№ 819539/24-6) с присоединением заявки №

Приоритет

Опубликовано 03.1!.1969. Бюллетень № 7

Дата опубликования описания 27.XI.1969

Кл. 27с, 7/07

МПК F 04d

УДК 621.515.5-546 (083;8) Комн,вт по аслам необрвтеннй и открытий сон Совегв Министров

СССР

Авторы изобретения

Л. Я. Габинский, В. П. Генкин, А. Г. Даценко, Л. А. Кузнецов, Р. К. Медников, Р, Я. Печеников, М. Я. Руссаковский, А. Г. Тупчий, А. А. Файнштейн, 1О. C. Циткин, Х, Э. Чацкис и С. 3. Шабашов

Государственный союзный проектный институт «Гипрогаз» и Невский машиностроительный завод им. В. И. Ленина

Заявитель

СПОСОБ АВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЦЕНТРОБЕ)КНЫМ

НАГНЕТАТЕЛЕМ С ПРИВОДОМ ОТ ГАЗОТУРБИННОЙ

УСТАНОВКИ

Известны способы управления центробежным нагнетателем с приводом от газотурбинной установки, оборудованной валоповоротными механизмами, турбодетандером, устройствами аварийной защиты, байпасными антипомпажными кранами, заключающиеся в последовательном включении вручную перечисленных механизмов и устройств.

Такое управление сложным агрегатом, пуск и остановка которого состоят из многих операций, приводит к недостаточной оперативности при пуске и остановке, к необходимости держать большой штат квалифицированных машинистов, обслуживающих круглосуточно каждый агрегат, а также к возможности ошибок персонала, вызывающих аварийное состояние.

Предлагаемый способ автоматического управления обеспечивает надежные и безаварийные пуск, остановку и работу компрессорного агрегата. Согласно этому способу окончание одной операции является разрешением для начала следующей операции и контролируется, например, программным механизмом.

Проверка прохождения бпераций автоматического пуска и остановки агрегата обеспечивает надежность дистанционного управления агрегатом. Нарушение правильной последовательности операций пуска (или остановки) приводит к отмене пуска (или остановки) с соответствующей сигнализацией.

Высокая надежность предлагаемого способа автоматического управления обеспечивается

5 введением командных воздействий только на период прохождения операций, автоматическим открытием антипомпажных контуров при остановках, введением отдельных функциональных узлов автомашин, которые ранее не

10 применялись.

На фиг. 1 приведена блок-схема автоматического пуска; на фиг. 2 и 3 — блок-схемы автоматической нормальной и аварийной остановок центробежного нагнетателя с газотурбинным

15 приводом.

На фиг. 1, 2 и 3 приняты следующие обозначения: импульс 1 с главного щита управления, ключ 2 выбора режима, импульс 3 с местного щита, пусковой насос смазки 4, насос уплотне20 ния 5, блок 6 управления электромагнитным выключателем м уф гы сцепления турбодетандера, муфта сцепления 7 турбодетандера, гидравлический клапан 8 турбодетандера, валоповоротное устройство 9 валов турбин высоко25 го и низкого давления; электромагнитный выключатель 10, блок 11 проверки пусковыхопераций, стопорный клапан 12, регулирующий клапан 18, блок 14 программных реле времени, блок 15 управления приспособлением для из30 менения числа оборотов, блок 1б аварийной

236701

25 зо

65 защиты, общестанционный байпас {кран) 17, краны 18 большого и малого байпаса нагнетателя, краны 19 на входе и выходе нагнетателя, краны 20 и 21 нагнетателя, краны 22 — 24 на топливном газе, контроль 25 давления в полости .нагнетателя, контроль 26 давления воздуха после осевого компрессора, блок 27 управления пусковым устройством, контроль

28 давления масла после главного маслонасоса, краны 29 и 80 на подводе газа к турбодетандеру, запальное устройство 81, кран 32 на подводе газа к запальной горелке, контроль 88 появления и наличия факела, контроль 34 открытия регулирующего клапана.

Автоматический пуск агрегата (фиг. 1).

Пуск агрегата может быть осуществлен только при выполнении всех предпусковых условий. При нажатии кнопки «Пуск агрегата» ав томатически включаются пусковой насоссмазки 4 и насосы уплотнения 5. После подъема давления масла в системе смазки одновременно подаются команды на блок 27 управления пусковым устройством и блок 6 управления электромагнитным выключателем муфты сцепления турбодетандера, муфту сцепления 7 и гидравлический клапан 8 турбодетандера.

После исполнения этих команд и при наличии необходимого давления в системе маслоуплотнения включается валоповоротное устройство 9. Все операции производятся при строгом соблюдении блокировок, запрещающих возможные ошибочные включения или работу при недостаточном давлении масла смазки или масла уплотнителя.

Дальнейшие операции автоматического пуска происходят в такой последовательности.

При достаточном давлении воздуха после блока 27 включается запальное устройство 81 и происходит перестановка кранов 22 — 24 на топливном газе. По истечении времени, необходимого для предварительного прогрева, включается блок 27 управления пусковым устройством. Дальнейший прогрев турбины осуществляется в соответствии с заранее определенной временной программой, а также в зависимости от числа оборотов. Нагнетатель включается на нагрузку строго определенной последовательности: открывается кран постепенного наполнения нагревателя и трубопроводов газом и производится продувка, затем открываются краны 19. Последний операцией по нагрузке нагнетателя является включение кранов 18 большого и малого байпаса. Все операции производятся при строгом соблюдении блокировок, обеспечивающих работу всех узлов только при соблюдении точной последовательности операций пуска и контроля за нормальным давлением масла смазки, нормальном перепаде давления масло — газ и масла предельной защиты. Это обеспечивает высокую надежность и безаварийность работы установки. При автоматическом пуске проверяют операции по этапам и, в случае нарушения режима, производится нормальная илн аварийная остановка агрегата.

Нормальная остановка агрегата (фиг. 2).

При нажатии кнопки «Нормальная остановка» в строгой последовательности осуществляются следующие операции: открывается общестанционный байпас (кран) 17, блок 15 снижает обороты, включается пусковой насос 4 системы смазки. Когда приспособление для изменения числа оборотов достигнет нижнего положения, открываются байпасы (краны) 18, закрываются краны 19, открывается кран 21.

Дальнейшие операции производятся после снижения давления газа в полости нагнетателя и срабатывания электромагнитного выключателя 10, выключается насос системы уплотнения, закрываются краны 24 и 32 и после окончания выбега включается валоповоротпое устройство 9. До окончания нормальной остановки действуют защитные блокировки, обеспечивающие надежную безаварийную работу агрегата, Аварийная остановка агрегата (фиг. 3).

После срабатывания электромагнитного выключателя 10, открываются краны 17, 18 и 22, закрываются краны 28 и 24; далее с выдержкой — закрываются краны 19, включается насос смазки 4, отрабатывает блок 15, открывается кран 21. Когда упадет давление в полости нагнетателя, выключается насос уплотнения 5, а после окончания выбега включается валоповоротное устройство 9. При аварийной остановке не действуют никакие блокировочные связи, препятствующие операциям аварийной остановки.

Предмет изобретения

1. Способ автоматического управления центробежным нагнетателем с приводом от газотурбинной установки, оборудованной валоповоротными механизмами, тур бодетандером, устройствами аварийной защиты, байпасными антипомпажными кранами, путем контроля последовательности операций и оптимальных параметров при всех режимах работы, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы, измеряют время выполнения операций пуска или остановки и каждую последующую операцию пуска или остановки осу;цествляют только после завершения предыдущей с помощью программного механизма.

2. Способ по и. 1, отличающийся тем, что, с целью предотвращения аварии при неожиданном отключении питания, командные сигналы подают только на время прохождения операции и прекращают после завершения ее.

3. Способ по и. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения надежной аварийной защиты агрегата, отсекают топливный газ, отключают нагнетатель от газовых коллекторов и сбрасывают газ из обвязки турб". ы и нагнетателя для экстренной остановки агрегата без запретных блокировок.

4. Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью защиты последовательно включенных нагнетателей от помпажа при остановке одного из них, последовательно открывают ооа

236701

Фиг,7

Фиг. 2 байпасных крана аварийного нагнетателя, открывают антипомпажные байпасные краны и снижают обороты остающихся в работе на6 гнетателей, а затем открывают общестанционный байпасный кран и закрывают антипомпажные байпасные краны.