Способ определения профессиональной пригодности операторов
Изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний, и может найти применение при подборе кадров на операторские профессии по уровню развития психофизиологических показателей. Испытуемого обследуют с помощью комплекса психофизиологических методик и теста Кэттелла, определяют показатели умственной работоспособности, логического мышления, уравновешенности нервных процессов, внимания, способности к прогнозированию, оперативного мышления, долговременной памяти, скорости протекания мыслительных процессов при оперировании с числовым материалом, а также показатели С и Q3 по тесту Кэттелла. Используют показатели в виде отношения числа правильно выполненных заданий к затраченному времени и признают испытуемого пригодным к операторской работе, если допущенное им число ошибок при выполнении методик не более четырех, чем допустимые значения оцениваемых показателей. Способ позволяет оценить профессиональную пригодность испытуемого к операторской работе сразу после психофизиологического обследования и выбрать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места. 2 табл.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к медицине, в частности к гигиене труда и профилактике профессиональных заболеваний, и может найти применение при подборе кадров по уровню развития психофизиологических качеств.
Способы определения профессиональной пригодности широко известны (см. Межотраслевые методические рекомендации по организации и проведению психофизиологического профессионального подбора. Всесоюзный научно-исследовательский институт охраны труда ВЦСПС в г.Свердловске, 1984).
Известен также способ определения профессиональной пригодности операторов (RU 2134062, МПК А61В 5/16, 1999.08.10). Способ основан на измерении времени реакции на сигналы опасности, имитируемые аппаратурой, определении минимальной и максимальной величины времени реакции и сравнении их с допустимым пределом этого психофизиологического параметра для соответствующей профессии оператора. Недостаток способа состоит в том, что профессиональная пригодность оператора оценивается только по одному профессионально значимому качеству - времени реакции, хотя известно, что объективная оценка профпригодности может быть осуществлена измерением только комплекса психофизиологических показателей (см., например, А.И.Вайсман. Гигиена труда водителей автомобилей. М.: Медицина. - 1988).
Наиболее близким к заявляемому по совокупности признаков является способ определения профессиональной пригодности, описанный в патенте RU 2275856, 10.05.2006 г. По этому способу оценку профпригодности проводят на основе измерения показателей комплекса психофизиологических методик и личностных тестов, определяют в группе с высокой профессиональной успешностью испытуемых, показатели которых вышли за пределы нормы, строят интегральный закон распределения таких испытуемых с определением порогового значения ошибок. Предварительно проводят ранжирование экспертами профессионально значимых качеств по степени их важности для данной профессии. Выделяют наиболее важные качества, для которых значение нормы выбирают при более жестком ее значении.
Однако известный способ не позволяет определить по результатам исследований профпригодность конкретного испытуемого к профессии оператора, т.к. способ не дает значений критериев профотбора операторов.
Задачей предлагаемого изобретения является создание способа, позволяющего определить профессиональную пригодность испытуемого к операторской деятельности непосредственно после обследования его с помощью информативного комплекса методик и личностных тестов.
Для решения поставленной задачи в способе определения профессиональной пригодности операторов, включающем предъявление испытуемым комплекса психофизиологических методик и личностных тестов и последующее сравнение полученных результатов с допустимыми значениями, полученными по группе испытуемых с высокой профессиональной успешностью, согласно изобретению определяют значения следующих показателей: умственной работоспособности, логического мышления, уравновешенности нервных процессов по методике измерения реакции на движущийся объект, внимания, способности к прогнозированию, оперативного мышления, долговременной памяти, скорости протекания мыслительного процесса при оперировании с числовым материалом, причем значения этих показателей определяют путем вычисления отношения числа правильно выполненных заданий к затраченному времени, также определяют абсолютные значения показателей С и Q3 по тесту Кэттелла, сравнивают их с допустимыми значениями этих показателей: эмоциональная устойчивость, фактор С, тест Кэттелла ≥15; умственная работоспособность >0.75; логическое мышление >0.025; реакция на движущийся объект ≥-36 или ≤21; самоконтроль, фактор Q3, тест Кэттелла ≥12; внимание ≥3.35; способность к прогнозированию: степень близости частоты предсказаний к частоте появления сигналов <4, среднее число совпадений прогнозируемых частот ≥14; оперативное мышление >0.03; долговременная память ≥3; скорость мыслительных процессов ≥0.11; устойчивость внимания ≥0.95, и признают испытуемого пригодным к операторской работе, если значения не более четырех показателей хуже, чем допустимые значения оцениваемых показателей.
Предлагаемый способ основан на экспериментальных исследованиях профессионально важных качеств группы операторов из 50 человек с высокой профессиональной успешностью. Качества были проранжированы экспертами по степени их важности для эффективной и надежной работы операторов. Для обработки мнений экспертов был использован метод парных сравнений (см. Бешелев С.Д., Гурвич Ф.Г. Математико-статистические методы экспертных оценок. - М.: Наука, 1968). Для оценки развития профессионально важных качеств операторов использовался комплекс психофизиологических методик и личностных тестов. Все методики были реализованы на персональном компьютере. Ниже приведены эти методики в ранжированном порядке по степени важности исследуемых качеств.
Эмоциональная устойчивость оценивалась по фактору С теста Кэттелла в абсолютных баллах.
Умственная работоспособность определялась следующим образом. Испытуемому предъявлялся список слов, расположенных в псевдослучайном порядке, из которых предлагалось составить четыре предложения по пять связанных слов в каждом. Слово может быть использовано только один раз в каком-либо из предложений. Показателем оценки умственной работоспособности было выбрано отношение количества правильно составленных предложений ко времени выполнения.
Логическое мышление оценивалось фактором В теста Кэттелла, а также установлением численных закономерностей и логическими задачами. Определялось отношение количества правильно решенных задач ко времени.
Уравновешенность нервных процессов определялась с помощью измерения реакции на движущийся объект. На экране монитора предъявлялся бегущий сигнал и контрольная точка. Задача испытуемого - нажать клавишу в момент прохождения сигнала через контрольную точку. При нажатии бегущий сигнал продолжал двигаться и испытуемый не знал своих результатов. Уравновешенность нервных процессов оценивалась по среднему отклонению от контрольной точки.
Оценка самоконтроля проводилась по фактору Q3 теста Кэттелла в абсолютных баллах.
Для оценки внимания использовалась методика с предъявлением в случайном порядке информационных цифровых полей (Способ оценки внимания, патент RU 2033081, А61В 5/16). Определялось отношение количества правильных ответов к интегральному показателю внимания.
Способность к прогнозированию оценивалась умением своевременно замечать скрытые (неочевидные) на первый взгляд закономерности, которые могут иметь вероятностный или детерминированный характер. Испытуемому предлагалось угадать цвет сигнала из трех цветов, который появится на экране монитора после нажатия на одну из клавиш. Сначала предъявлялась последовательность, в которой сигналы разных цветов следуют в псевдослучайном порядке с различными значительно отличающимися вероятностями 0,6 (красный цвет), 0,3 (зеленый цвет) и 0,1 (синий цвет). После их окончания последовательность сигналов принимала детерминированную структуру, в которой она составлена из повторяющихся групп из четырех сигналов с заданным порядком цветов, например зеленый, красный, синий, красный. Для оценки выбраны следующие показатели:
- для вероятностной структуры
,
где pi - вероятности предъявления цветов;
mi - число предсказаний испытуемым сигналов красного, зеленого или синего цвета;
к - количество цветов, к=3.
- для детерминированной структуры - среднее число совпадений прогнозируемых цветов.
Оперативное мышление оценивалось по известной методике «Шкалы». Определялось отношение количества правильно решенных задач ко времени решения.
Определение долговременной памяти проводят следующим образом. Испытуемому на экране монитора предъявляют 10 слов в течение 20 секунд для запоминания, которые он затем отыскивает в таблице, содержащей 40 слов. Методика проводится дважды - в начале и в конце эксперимента. По количеству правильно вспомненных слов при предъявлении таблицы в конце эксперимента оценивают объем долговременной памяти.
Для оценки скорости протекания мыслительного процесса при оперировании с числовым материалом на экране монитора предъявляют трехзначные числа, а испытуемый должен определить, делится ли экспонируемое число на 3. Показателем является отношение количества правильно произведенных вычислений ко времени выполнения задания.
Устойчивость внимания определяется с помощью модифицированной методики «Корректурная проба». Испытуемому на экране монитора предъявляются строки из цифр 3, 6, 8, 9. Просматривая строки, испытуемый должен нажимать на клавишу каждый раз, как только встречается цифра 9. Определяется отношение правильно найденных цифр ко времени выполнения задания.
В результате анализа экспериментальных данных были определены нормы психофизиологических показателей методом процентильного шкалирования. За норму показателей первых восьми методик в соответствии с ранжированием важности качеств приняты значения 25-го или 75-го процентилей, а для оставшихся - значения 10-го или 90-го процентилей в зависимости от того, большая или меньшая величина показателя соответствует высокому уровню развития качества. Порядок показателей в табл.1 определяется рангом профессионально важных качеств.
Таблица 1 | ||
№ п/п | Показатели | Норма |
1 | Эмоциональная устойчивость | ≥15 |
2 | Умственная работоспособность | >0,75 |
3 | Логическое мышление | >0,025 |
4 | Реакция на движущийся объект | ≥-36, ≤21 |
5 | Самоконтроль | ≥12 |
6 | Внимание | ≥3,35 |
7 | Способность к прогнозированию -степень близости частоты предсказаний к частоте появления сигналов | <4 |
- среднее число совпадений прогнозируемых цветов | ≥14 | |
8 | Оперативное мышление | >0,03 |
9 | Долговременная память | ≥3 |
10 | Скорость мыслительных процессов | ≥0,11 |
11 | Устойчивость внимания | ≥0,95 |
Был построен интегральный закон распределения числа показателей, выходящих за пределы допустимых значений, по результатам психофизиологического обследования операторов с высокой профессиональной успешностью. Для деления испытуемых на пригодных и непригодных число показателей, превышающих допустимые значения, должно быть не более четырех, при вероятности 0,9.
Способ определения профессиональной пригодности операторов включает следующие операции:
1. Испытуемого обследуют по комплексу психофизиологических методик и личностному тесту Кэттелла, с определением абсолютных значений показателей С и Q3.
2. Измеряют психофизиологические и личностные показатели эмоциональной устойчивости, умственной работоспособности, логического мышления, уравновешенности нервной системы, внимания, способности к оперативному мышлению, долговременной памяти, скорости протекания мыслительного процесса.
3. Вычисляют отношение правильно выполненных заданий психофизиологических методик ко времени выполнения.
4. Сравнивают полученные результаты с допустимыми значениями, приведенными в табл.1.
5. Определяют число случаев, в которых полученный результат оказался хуже допустимого значения.
6. Если число показателей, у которых величина хуже допустимого значения больше четырех, испытуемый считается непригодным к операторской деятельности.
7. Если число кандидатов на рабочее место велико, то принимают лиц, у которых число показателей с недопустимыми значениями минимально.
Пример. Проводили профессиональный отбор из трех кандидатов для работы оператором на одно рабочее место. Лица были обследованы по комплексу психофизиологических методик и тесту Кэттелла. Результаты обследования приведены в табл.2. Помимо абсолютных величин в табл.2 приведены также отношения, полученные путем деления количества правильно выполненных заданий ко времени выполнения.
Таблица 2 | |||
Показатель | Испытуемый 1 | Испытуемый 2 | Испытуемый 3 |
Эмоциональная устойчивость, фактор С теста Кэттелла | 16 | 17 | 13* |
Умственная работоспособность | |||
-отношение количества правильно составленных предложений ко времени выполнения всего задания | 0,8 | 0,95 | 1,02 |
Логическое мышление | |||
-количество правильно решенных задач | 18 | 20 | 16 |
-время выполнения всего задания | 530 | 488 | 571 |
-отношение правильно решенных задач ко времени выполнения всего задания | 0,034 | 0,041 | 0,028 |
Реакция на движущийся объект | |||
- среднее отклонение реакций от контрольной точки | 18 | 15 | 20 |
Самоконтроль, фактор Q3 теста Кэттелла | 10* | 13 | 11* |
Внимание | |||
- количество правильных ответов | 21 | 22 | 19 |
- интегральный показатель внимания | 5,19 | 7,14 | 3,33 |
- отношение количества правильных ответов к интегральному показателю внимания | 4,05* | 3,08 | 5,7* |
Способность к прогнозированию | |||
- степень близости частоты предсказаний к частоте появления сигналов | 3,2 | 5,5* | 4,5* |
- среднее число совпадений прогнозируемых цветов | 13* | 22 | 15 |
Оперативное мышление | |||
- количество правильно решенных задач | 8 | 9 | 6 |
- время решения всех задач | 133 | 112,5 | 300 |
- отношение правильно решенных задач ко времени их решения | 0,06 | 0,08 | 0,02* |
Долговременная память | |||
- количество правильно вспомненных слов | 8 | 7 | 7 |
Скорость мыслительных процессов | |||
- количество правильно произведенных вычислений | 35 | 38 | 39 |
- время выполнения всего задания | 250 | 152 | 139 |
- отношение количества правильно произведенных вычислений ко времени выполнения всего задания | 0,14 | 0,25 | 0,28 |
Устойчивость внимания | |||
- количество правильно найденных чисел | 190 | 188 | 194 |
- время выполнения всего задания | 102,7 | 142,4 | 228,2 |
- отношение количества правильно найденных чисел ко времени выполнения всего задания | 1,85 | 1,32 | 0,85* |
Звездочкой отмечены показатели методик, которые выходят за пределы допустимых значений. У первого и второго испытуемых число таких случаев меньше четырех, следовательно, они пригодны к операторской работе. У третьего испытуемого за допустимые пределы вышли значения шести показателей, поэтому он признается непригодным. Число ошибок минимально у второго испытуемого, поэтому его прием на работу более предпочтителен.
Предлагаемый способ определения профессиональной пригодности операторов был успешно применен в ООО «Оренбурггазпром» для отбора операторов технологических установок и машинистов технологических компрессоров. Способ позволяет оценить профессиональную пригодность испытуемого к операторской работе сразу после психофизиологического обследования и выбрать наиболее перспективных кандидатов на рабочие места.
Способ определения профессиональной пригодности операторов, включающий предъявление испытуемому комплекса психофизиологических методик и личностных тестов и последующее сравнение полученных результатов с допустимыми значениями, полученными по группе испытуемых с высокой профессиональной успешностью, отличающийся тем, что определяют значения следующих показателей: умственной работоспособности, логического мышления, уравновешенности нервных процессов по методике измерения реакции на движущийся объект, внимания, способности к прогнозированию, оперативного мышления, долговременной памяти, скорости протекания мыслительного процесса при оперировании с числовым материалом, причем значения этих показателей определяют путем вычисления отношения числа правильно выполненных заданий к затраченному времени, также определяют абсолютные значения показателей С и Q3 по тесту Кэттелла, сравнивают их с допустимыми значениями этих показателей: эмоциональная устойчивость, фактор С, тест Кэттелла ≥15; умственная работоспособность >0,75; логическое мышление >0,025; реакция на движущийся объект ≥-36 или ≤21; самоконтроль, фактор Q3, тест Кэттелла ≥12; внимание ≥3,35; способность к прогнозированию: степень близости частоты предсказаний к частоте появления сигналов <4, среднее число совпадений прогнозируемых частот ≥14; оперативное мышление >0,03; долговременная память ≥3, скорость мыслительных процессов ≥0,11; устойчивость внимания ≥0,95, и признают испытуемого пригодным к операторской работе, если значения не более четырех показателей хуже, чем допустимые значения оцениваемых показателей.