Способ стимуляции речевой активности у больных детским церебральным параличом
Изобретение относится к медицине, а именно неврологии, физиотерапии. Способ включает коррекционные занятия, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику. Предварительно осуществляют ежедневную активизацию метамерных зон скальпа, по одной в день, путем равномерного точечного обкалывания церебролизином каждой симметричной зоны, при общей дозе 1,0 мл на зону. Через 2 часа воздействуют на зоны скальпа и биологически активные точки (БАТ) низкоинтенсивным лазерным излучением длиной волны 0,89 мкм, мощностью 5,5 Вт. Частота модуляции 80 Гц - при воздействии на зоны и 5 Гц или 1500 Гц - при воздействии на БАТ. Воздействуют контактно, в течение 10 дней. В 1-й день воздействуют на нижний сегмент двигательной зоны и на БАТ общего действия. Во 2-й день - на речевую зону «б», на БАТ общего действия и БАТ, используемые при нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата. В 3-й день воздействуют на речевую зону «в», на БАТ общего действия и БАТ, используемые при расстройстве речи. В 4-й день - на зоны торможения хореи и тремора, на БАТ общего действия и БАТ, используемые при гиперсаливации. В 5-й день воздействуют на психомоторную зону и на БАТ общего действия. В 6-й день - на речевые зоны «а», на БАТ общего действия и БАТ, используемые при расстройстве речи. В 7-й день воздействуют на речевую зону «б», на БАТ общего действия и БАТ, используемые при нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата. В 8-й день проводят повтор сеанса 4-го дня. В 9-й день проводят повтор сеанса 5-го дня. В 10-й день активизируют речевую зону «в», БАТ общего воздействия и БАТ, используемые при расстройстве речи. Способ нормализует мышечный тонус и подвижность органов артикуляционного аппарата, а также взаимодействие работы его центрального и периферического отделов. 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к медицине, в частности к неврологии, педиатрии, физиологии, биологии, логопедии. Оно может быть использовано в клинике для стимуляции речевой активности посредством воздействия на речевой аппарат детей с церебральным параличом.
Известен способ стимуляции речевой активности у детей, страдающих ДЦП ноотропными препаратами (кортексин, глиатилин, пирацетам), путем внутримышечного введения (Видаль. Лекарственные препараты в России: Справочник. М., 2006 г., с.626) и методами физического воздействия: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика (Дьякова Е.А. Логопедический массаж. М., 2003 г., с.32-73; Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. С.Петербург, 1994 г., с.11-16). Эффект от данного вида воздействия выражается в нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата, стимуляцией познавательной и речевой деятельности головного мозга.
Эффективность метода возрастает при сочетании с коррекционными логопедическими занятиями.
Недостаток состоит в том, что необходимо точное знание краниопунктурных зон и биологически активных точек.
Известен способ стимуляции речевой активности у детей с задержкой психического развития путем низкоинтенсивного лазерного облучения речевых зон Брока, Вернике (Уральский В.Н., Супрун О.В., Картелишев А.В., Брайтфельд В.Н. Применение низкоэнергетического магнитолазерного излучения в комплексной терапии школьников с задержкой психического развития, общим нарушением речи, астигматизмом. Великий Новгород-Калуга, 2006 г., с.44-57). Для воздействия использовали магнитолазерный аппарат «Изель-Виктория», генерирующий непрерывное излучение в ближнем инфракрасном диапазоне (810-880нм) полупроводниковым лазером, средняя плотность мощности излучения на выходе 0,1
мВт/см, и 6 инфракрасными диодами, средняя мощность 4,9 мВт/см, диаметр потока 34 мм. Магнитная индукция на выходе излучающей головки под кольцевым магнитом 40 мТл. Сеансы терапии проводились через день, на курс 15-20 сеансов по 1-12 минут на ребенка. Однако указанный способ недостаточно эффективен для детей с ДЦП.
Задача изобретения - нормализация мышечного тонуса и подвижности (переключаемости, удержания позы, точности, объема) органов артикуляционного аппарата, а также взаимодействия работы центрального и периферического речевых отделов путем активизации зон скальпа и биологически активных точек (БАТ) с последующей логопедической коррекцией.
Сущность способа речевой активности у больных ДЦП состоит в том, что, наряду с массажем и артикуляционной гимнастикой, осуществляют ежедневную активизацию метамерных зон скальпа церебрализином путем симметричного равномерного обкалывания каждой зоны по 0,1 мл в одну точку в общей дозе 1 мл с последующим воздействием на указанные зоны и БАТ низкоинтенсивного лазерного излучения (НИЛИ) с длиной волны 0,89 мкм; мощностью излучения до 10 Вт; частотой следования импульсов 5-3000 Гц; временем воздействия на зону 1,5 мин, на БАТ 30 сек, с применением на зоны контактно-зеркального способа воздействия с частотой следования импульсов 80 Гц по следующей схеме с дальнейшей логопедической коррекцией:
в 1-й день воздействуют на нижний сегмент двигательной зоны и на БАТ общего действия;
во 2-й день - на речевую зону (б) и БАТ, используемые при нарушении иннервации и контрактурах артикуляционного аппарата и общего действия;
в 3-й день - на речевую зону (в), БАТ общего действия и БАТ, используемые при расстройстве речи;
в 4-й день - на зону торможения хореи и тремора, БАТ общего действия и БАТ, используемые при гиперсаливации;
в 5-й день - на психомоторную зону, БАТ общего действия;
в 6-й день - на речевую зону (а), БАТ общего действия и БАТ, используемые при расстройстве речи;
в 7-й день - на речевую зону (б), на БАТ общего действия и БАТ, используемые при нарушении иннервации и контрактурах артикуляционного аппарата и общего действия;
в 8-й день проводят повтор 4-го сеанса;
в 9-й день проводят повтор 5-го сеанса;
в 10-й день активизируют речевую зону (в), БАТ общего действия и БАТ, используемые при расстройстве речи.
Предложенная схема, включающая сочетание лекарственного введения препарата, НИЛИ, физических методов (логопедического массажа, артикуляционной гимнастики), коррекционных логопедических занятий обуславливает одновременное воздействие на центральный и периферический речевой аппарат. Метамерное введение проводят на зону, локализация которой совпадает с анатомической проекцией структур головного мозга. В результате обкалывания церебрализином метамерных зон скальпа, воздействия низкоинтенсивного лазерного излучения на эти зоны и БАТ улучшаются возможности пораженных участков головного мозга. Они начинают функционировать более согласованно, синхронно, когерентно. А в результате проведенного курса комплексного воздействия функции этих участков могут переходить на качественно другой, более высокий уровень, что приводит к улучшению высших психических функций.
Пример. Больной К-ли К., 4 года 7 месяцев. Диагноз при поступлении: «Детский церебральный паралич, спастический тетрапарез. Спастико-гиперкинетическая дизартрия». При логопедическом обследовании отмечается нарушение иннервации и ограничение подвижности органов артикуляционного аппарата (снижение темпа и объема выполнения артикуляционных позиций, их переключаемости, точности). Гиперсаливация, усиливающаяся при речевой нагрузке, гиперкинезы языка. Речевое дыхание сформировано недостаточно (укорочение и слабость речевого выдоха). Голос тихий, не полетный, монотонный. Звукопроизношение нарушено (замены, искажения, отсутствие). Усреднение произношения гласных звуков. Экспрессивная речь неразборчива, плохо понятна окружающим. Словарный запас ниже возрастной нормы. Фонематические процессы недоразвиты. Связная речь не соответствует возрасту.
Курс реабилитации проводили по предложенной схеме. Для НИЛИ использовали аппарат «УЗОР-А-2К» длина волны 0,89 мкм; мощность излучения до 10 Вт, частота следования импульсов 5-3000 Гц. На зоны воздействовали контактно-зеркальным способом с частотой следования импульсов 80 Гц.
В 1-й день проведено обкалывание церебрализином нижнего сегмента двигательной зоны с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего воздействовали низкоинтенсивным лазерным облучением на зону в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли воздействие на БАТ методом торможения. В первый день облучали точки общего действия симметрично: Хэ-гу, Нэй-гуань, Да-лин. Затем проводили коррекционное занятие по общепринятой методике, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
Во 2-й день проведено обкалывание церебрализином речевой зоны (б) с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего воздействовали низкоинтенсивным лазерным облучением на зону в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при нарушениях иннервации и контрактурах артикуляционного аппарата симметрично: Тянь-дин, Хэ-ляо, Цзу-сань-ли. Применяли метод торможения либо стимуляции в зависимости от состояния мышечного тонуса. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 3-й день проведено обкалывание церебрализином речевой зоны (в) с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего воздействовали низкоинтенсивным лазерным облучением на зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при расстройстве речи: И-фэн, Тянь-ту, Кунь-лунь методом стимуляции симметрично. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 4-й день проведено обкалывание церебрализином зоны торможения хореи и тремора с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего проводили низкоинтенсивное лазерное облучение зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при гиперсаливации методом торможения: Хэ-гу (симметрично), Нэй-тин (симметрично), Лянь-цюань. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 5-й день проведено обкалывание церебрализином психомоторной зоны с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего проводили низкоинтенсивное лазерное облучение зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия методом торможения симметрично: Хэ-гу, Нэй-гуань, Да-лин. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 6-й день проведено обкалывание церебрализином зоны речи (а) с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего проводили низкоинтенсивное лазерное облучение зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при расстройстве речи методом стимуляции: Я-мэнь, Фэн-фу, Бай-хуэй, Шан-син. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 7-й день проведено обкалывание церебрализином зоны речи (б) с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего проводили низкоинтенсивное лазерное облучение зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при нарушениях иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата: Ди-цан (симметрично), Жэнь-чжун, Чэн-цзян, Хэ-гу (симметрично). Использовали метод стимуляции либо торможения в зависимости от состояния мышечного тонуса. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
В 8-й день проведен повтор 4-го сеанса.
В 9-й день проведен повтор 5-го сеанса.
В 10-й день проведено обкалывание церебрализином зоны речи (в) с обеих сторон по 0,5 мл в каждую зону с равномерным распределением препарата. В точку вводили 0,1 мл. После чего проводили низкоинтенсивное лазерное облучение зоны в течение 1,5 мин симметрично одновременно. Через 2 часа осуществляли облучение БАТ общего действия и точек, используемых при расстройстве речи методом стимуляции: Я-мэнь, Фэн-фу, Бай-хуэй, Шан-син. Затем проводили коррекционное занятие, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику.
При тестировании через 2,5 недели отмечено: улучшение иннервации и подвижности органов артикуляционного аппарата (стали выполняемы такие артикуляционные позиции, как «Трубочка», «Опустить нижнюю губу вниз», «Поднять верхнюю губу вверх», «Лопаточка», «Улыбка-трубочка», «Лошадка»; некоторые тесты стали выполняться более точно, в полном объеме). Со стороны речевого дыхания - увеличение силы и продолжительности выдоха. Отмечено правильное и четкое произношение некоторых гласных (а, о, у, и, ы) и губных (б, п, м) звуков. Активная речь стала более разборчива и понятна для окружающих.
Под наблюдением находилось 8 человек, страдающих ДЦП, спастико-гиперкинетической дизартрией в возрасте от 4-х до 11-ти лет. Задачи реабилитации: нормализация мышечного тонуса и стимуляция подвижности органов артикуляционного аппарата, в результате чего улучшается звукопроизношение и активизируется экспрессивная речь.
Курс реабилитации 10 дней, по истечении которого у всех детей отмечены следующие результаты:
- нормализация мышечного тонуса артикуляционного аппарата;
- увеличение подвижности органов артикуляционного аппарата;
- улучшение звукопроизношения;
- активизация экспрессивной речи.
Данные сведены в таблицы 1-4.
Через три месяца после окончания реабилитационного курса отмечено закрепление полученных результатов по данным повторного тестирования.
Использование данного способа позволяет стимулировать речевую активность детей, страдающих церебральным параличом. За время реабилитации:
- регулируется мышечный тонус, формируются правильные артикуляционные уклады, уменьшаются гиперкинезы, гиперсаливация;
- работа периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, голосового, артикуляционного) становится более согласованной и синхронной;
- формируется правильное произношение фонем родного языка;
- коммуникативные навыки общения переходят на новый более качественный уровень.
Способ стимуляции речевой активности у больных детским церебральным параличом, включающий коррекционные занятия, логопедический массаж, артикуляционную гимнастику, отличающийся тем, что предварительно осуществляют ежедневную активизацию метамерных зон скальпа, по одной в день, путем равномерного обкалывания церебролизином каждой симметричной зоны, по 0,1 мл в одну точку, при общей дозе 1,0 мл на зону, с последующим, через 2 часа, воздействием на указанные зоны и биологически активные точки (БАТ) низкоинтенсивным лазерным излучением длиной волны 0,89 мкм, мощностью 5,5 Вт, частотой модуляции 80 Гц - при воздействии на зоны и 5 Гц или 1500 Гц - при воздействии на БАТ, контактно, в течение 10 дней, по следующей схеме: в 1-й день проводят активизацию нижнего сегмента двигательной зоны и БАТ общего действия;во 2-й день - речевой зоны «б», БАТ общего действия и БАТ, используемых при нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата;в 3-й день - речевой зоны «в», БАТ общего действия и БАТ, используемых при расстройстве речи;в 4-й день - зоны торможения хореи и тремора, БАТ общего действия и БАТ, используемых при гиперсаливации;в 5-й день - психомоторной зоны и БАТ общего действия;в 6-й день - речевой зоны «а», БАТ общего действия и БАТ, используемых при расстройстве речи;в 7-й день - речевой зоны «б», БАТ общего действия и БАТ, используемых при нарушении иннервации и контрактурах мышц артикуляционного аппарата;в 8-й день проводят повтор сеанса 4-го дня;в 9-й день проводят повтор сеанса 5-го дня;в 10-й день активизируют речевую зону «в», БАТ общего воздействия и БАТ, используемые при расстройстве речи.