Способ контроля неровностей дорожных и аэродромных покрытий

Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано как способ постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс. В узел трения, работающий в режиме граничной смазки или без смазки, монтируется термопара, с помощью которой регистрируется значение температуры в узле трения, сравнивая последующие значения которой с предыдущими оценивается транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги или взлетно-посадочной полосы при каждом взлете самолета или прохождении транспорта.

Реферат

Область, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и аэродромов и может быть использовано как способ постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс.

Уровень техники

Известно техническое решение (RU 2136805 C1, 10.09.1999), в котором для оценки ровности дорожных покрытий применяют тележку с гидравлической системой опускания рейки на поверхность дорожного покрытия, бесконтактного датчика перемещений и гидравлической измерительной системы, образованной измерительными и суммирующими гидроцилиндрами и реализирующей необходимое передаточное число между измерительными штоками и валкодером датчика.

Недостатком указанного технического решения является большая трудоемкость и низкая производительность, которые не позволяют использовать это техническое решение для постоянного контроля состояния взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс.

Наиболее близким является техническое решение (RU 2274831 C1, 20.04.2006), в котором для исследования рельефа поверхности железнодорожного полотна и автомобильных дорог вдоль направления движения транспорта применяют жестко закрепленный на основании транспорта измерительный комплекс, включающий два гидродинамических гироскопа, один из которых стандартный, а другой с аксиальным смещением центра масс чувствительного элемента, и блок преобразования информации с этих приборов. Перемещают основание с измерительным комплексом вдоль контролируемого рельефа и фиксируют сигналы с него, а также скорость и текущее время движения основания. Повторяют измерения несколько раз и, сравнивая последующие и предыдущие измерения, выявляют изменения рельефа во времени. В результате находят динамику изменения рельефа вдоль направления движения основания и во времени, что позволяет выявить недопустимо значительные отклонения рельефа от номинальных его значений, что даст возможность обеспечить безопасность перемещения вдоль контролируемого рельефа движущихся объектов.

Недостатком указанного способа является чрезмерная сложность используемого измерительного комплекса и низкая производительность, которые не позволяют использовать данное техническое решение для постоянного контроля состояния взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс.

Раскрытие изобретения

Задачей заявляемого изобретения является разработка простого способа для постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов или высокоскоростных гоночных трасс.

Технический результат, получаемый при реализации изобретения, заключается в упрощении способа постоянного контроля состояния поверхности взлетно-посадочной полосы аэродромов при каждом пробеге самолетов при взлете или состояния поверхности высокоскоростных гоночных трасс при каждом прохождении транспорта.

Существенные признаки, характеризирующие изобретение

Ограничительные: непрерывное измерение неровностей дорожных или аэродромных покрытий.

Отличительные: измерение температуры узлов трения, работающих в режиме граничной смазки или без смазки, непосредственно связанных с осью колес транспортного средства.

Осуществление изобретения

Способ осуществляется следующим образом. В узел трения, работающий в режиме граничной смазки или без смазки, монтируется термопара, например медь-константановая, соединенная с отградуированным милливольтметром. При движении с высокой скоростью транспортного средства и встрече колеса с неровностью в узле трения в результате резкого увеличения нагрузки повышается мощность трения, которая в свою очередь приводит к повышению температуры узла трения. Значения температуры узла трения непрерывно регистрируются отградуированным милливольтметром с памятью, например, электронного самописца для измерения и контроля температуры «Термодат-17ЕЗ». Так как на скоростных трассах гоночные автомобили проходят одну и ту же трассу, а у самолетов, как правило, постоянные аэродромы, то сравнивая предыдущие показания термопары с последующими, всегда можно оценить транспортно-эксплуатационнос состояние автомобильной дороги или взлетно-посадочной полосы при каждом взлете самолета или прохождении транспорта.

Таким образом, состояние автомобильной дороги или взлетно-посадочной полосы постоянно контролируется с помощью термопары, размещенной в одном из узлов трения, работающем в режиме граничной смазки или без смазки и непосредственно связанном с осью колеса транспортного средства, что предотвращает аварийные ситуации, возникающие при внезапных появлениях трещин, колдобин и посторонних предметов на взлетно-посадочных полосах аэродромов или высокоскоростных гоночных трассах.

Способ контроля неровностей дорожных и аэродромных покрытий, заключающийся в том, что непрерывно измеряют температуру узла трения, работающего в режиме граничной смазки или без смазки, связанного непосредственно с осью колеса транспортного средства, и сравнивают с предыдущими показаниями на той же трассе или аэродроме, и по повышению температуры узла трения судят о неровности покрытия.