Охлаждающая жидкость

Изобретение относится к охлаждающей жидкости, которая содержит, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,2-0,3, бензотриазол 1,0-2,0, борат этаноламина 2,0-3,0, этиленгликоль 50,0-60,0 и воду остальное. Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств жидкости по отношению к стали, чугуну и алюминию. 4 табл.

Реферат

Изобретение относится к низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.

К жидкостям, используемым в системе охлаждения ДВС автомобильной техники, предъявляются жесткие требования по нижнему пределу температуры эксплуатации, а также по коррозионному и химическому воздействию на металлические и резиновые детали двигателей.

Известна охлаждающая жидкость, включающая, мас.%: этиленгликоль 93,0-93,5, бензоат щелочного металла 2,90-3,10, салицилат щелочного металла 0,08-0,12, гидроксид щелочного металла 0,20-0,30, тетраборат натрия (безводный) 0,65-0,75, циклогексанон 0,28-0,32, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,01-0,02, бензотриазол 0,27-0,28, N-бензилиденциклогексиламин 0,28-0,32, нитрит щелочного металла 0,15-0,20, кремнийорганический пеногаситель 0,02-0,03, краситель 0,0015-0,035 и воду остальное (RU 2050396 С1, кл. С09К 5/10, С23F 11/12, 11/14, 20.12.1995).

Недостатком данной охлаждающей жидкости является многокомпонентный сложный состав, включающий 9 антикоррозионных присадок при их суммарном содержании от 4,82 до 5,41 мас.%, что значительно усложняет технологию получения охлаждающей жидкости.

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является охлаждающая жидкость, включающая, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,1-0,2, бензоат натрия 0,5-5,0, тетраборат натрия 0,1-0,5, фосфат гексаметилендиамина 0,1-5,0, бензотриазол 0,20 или натриевую соль 2-меркаптобензтиазола (каптакс) 0,80-0,95, этиленгликоль 79,8-98,1 и воду остальное. При необходимости в состав охлаждающей жидкости вводят пеногаситель и краситель. (Заявка Великобритании №1397792, кл. С09К 5/00, 18.06.1975).

Недостатком данного состава является то, что он довольно агрессивен по отношению к черным металлам и алюминию.

Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств жидкости по отношению к стали, чугуну и алюминию.

Данный результат достигается тем, что охлаждающая жидкость, включающая нитрит натрия, нитрат натрия, бензотриазол, этиленгликоль и воду, дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нитрит натрия 0,1-0,2
Нитрат натрия 0,2-0,3
Бензотриазол 1,0-2,0
Борат этаноламина 2,0-3,0
Этиленгликоль 50,0-60,0
Вода остальное

Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что введение в состав бората этаноламина при заявленном соотношении компонентов позволяет получить охлаждающую жидкость, обладающую высокими защитными свойствами по отношению к черным и цветным металлам.

Бораты атаноламинов (БЭА) представляют собой продукты взаимодействия борной кислоты с моно-, ди- или триэтаноламином. Борат моноэтаноламина (БМЭА) получают по следующей схеме:

H2NCH2CH2OH+Н3ВО3→Н2NСН2СН2OВ(ОН)2

Борат диэтаноламина (БДЭА) получают по схеме:

HN(CH2CH2OH)23ВО3→НN(СН2СН2O)2ВОН

Борат триэтаноламина (БТЭА) получают по схеме:

N(СН2СН2OН)33ВО3→N(CH2CH2O)3В

Введение БЭА в состав охлаждающей жидкости в количестве менее 2,0 мас.% не позволяет значительно повысить противокоррозионные свойства жидкости по отношению к черным металлам. Введение БЭА в количестве более 3,0 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего повышения защитных свойств не происходит.

Технология получения БЭА заключается в следующем:

В колбу, снабженную механической мешалкой, термометром и насадкой Дина-Старка, загружают 2 моля ЭА (121 г МЭА, 210 г ДЭА или 298 г ТЭА). После нагревания ЭА до 100-110°С в колбу вводят 62 г (1 моль) борной кислоты и проводят реакцию конденсации при температуре 160-180°С до прекращения выделения воды. После охлаждения до 70-80°С в полученный продукт добавляют 132 г воды. Бораты этаноламинов представляют собой прозрачные светло-желтые растворы с рН 10-11 и аминным числом 185-195 мг НСl/г.

Бензотриазол - 1,2,3 формулы С6Н5N3 (ТУ 6-09-1291-87) представляет собой белый кристаллический порошок с розовым, кремовым или желтоватым оттенком, температура плавления 96-99°С, массовая доля летучих веществ не более 0,15%.

Технология приготовления охлаждающей жидкости заключается в следующем.

В емкость с мешалкой последовательно загружают расчетные количества воды (умягченной), нитрита и нитрата натрия, БЭА, полученного как описано выше, и бензотриазола. После перемешивания в течение 10-15 мин к полученному водному раствору добавляют этиленгликоль, и процесс перемешивания продолжают еще 30-40 мин. При необходимости в состав охлаждающей жидкости могут быть добавлены любые нейтральные красители, в частности Na-флюоресцеин для светло-зеленой окраски и другие.

Составы образцов предложенной охлаждающей жидкости представлены в табл.1.

Испытания жидкостей на коррозионное воздействие на металлы при 88±2°С в течение 336 ч проводили по методикам, описанным в ГОСТ 28084-89, которые находятся в полном соответствии с методиками ASTM.

Результаты коррозионных испытаний составов предложенной охлаждающей жидкости в сравнении с составом по прототипу представлены в табл.2.

Испытания резины на набухание в предложенной жидкости проводили по ГОСТ 9.030 при температуре 100°С в течение 70 ч.

Результаты испытания резины на набухание в охлаждающих жидкостях приведены в табл.3.

Основные физико-химические свойства предлагаемой охлаждающей жидкости приведены в табл.4.

Использование предложенной охлаждающей жидкости в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники позволит защитить узлы и детали ДВС, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозионного поражения.

Таблица 1Составы предложенной охлаждающей жидкости
Компоненты Содержание компонентов по примерам, мас.%
1 2 3 4 5
Нитрит натрия 0,10 0,15 0,20 0,05 0,25
Нитрат натрия 0,20 0,25 0,30 0,15 0,35
Бензотриазол 1,0 1,5 2,0 0,5 2,5
БМЭА 3,0 - - - 3,5
БДЭА - 2,5 - 1,5 -
БТЭА - - 2,0 - -
Этиленгликоль 60,0 55,0 50,0 45,0 65,0
Вода 35,7 40,6 45,5 52,7 28,4
Таблица 2Результаты коррозионных испытаний охлаждающих жидкостей
Составы охлаждающих жидкостей Материал
медь латунь припой чугун сталь алюминий
потеря массы, г/м2. сут
Пример 1 0.02 0,03 0,04 0,02 0,01 0,04
Пример 2 0,01 0,02 0,03 0,01 0,008 0,02
Пример 3 0,02 0,02 0,04 0,03 0,02 0,03
Пример 4 0,05 0,04 0,06 0,08 0,07 0,08
Пример 5 0,04 0,04 0,05 0,05 0,05 0,06
Прототип 0,05 0,04 0,06 0,1 0,09 0,08
Требования ГОСТ 28084-89 не более 0,1 не более 0,1 не более 0,2 не более 0,1 не более 0,1 не более 0,1
Таблица 3Результаты испытаний резины на набухание в охлаждающих жидкостях
Показатели Значение показателя попримерам Прототип Норма по ГОСТ
1 2 3 4 5
Набухание резины, %:стандартные образцы резины марки 57-5006 стандартные образцы резины марки 57-7011
не более
1,4 1,2 1,3 2,0 1,7 3,5 5
не более
0,9 0,7 0,8 1,5 1,2 2,7 5
Таблица 4Основные физико-химические свойства предложенной охлаждающей жидкости
Показатель Охлаждающая жидкость с БМЭА Охлаждающая жидкость с БДЭА Охлаждающая жидкость с БТЭА
Плотность при 20°С, г/см3 1,068 1,070 1,074
Температура кипения при давлении 110,3 кПа (760 мм рт.ст.), °С 108,5 110 112,5
Водородный показатель (рН) при температуре 20°С 10,3 10,0 9,01
Резерв щелочности, см3 23,8 23,6 20,8
Температура начала кристаллизации, °С -40 -44 -45

Охлаждающая жидкость, включающая нитрит натрия, нитрат натрия, бензотриазол, этиленгликоль и воду, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нитрит натрия 0,1-0,2
Нитрат натрия 0,2-0,3
Бензотриазол 1,0-2,0
Борат этаноламина 2,0-3,0
Этиленгликоль 50,0-60,0
Вода остальное