Антифриз
Изобретение относится к антифризу, который содержит нитрит натрия 0,1-0,2 мас.%, нитрат натрия 0,2-0,3 мас.%, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0 мас.%, борат этаноламина 2,0-4,0 мас.%, этиленгликоль 50,0-60,0 мас.% и воду остальное. Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию. 4 табл.
Реферат
Изобретение относится к антифризам - низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.
К жидкостям, используемым в системе охлаждения ДВС автомобильной техники, предъявляются жесткие требования по нижнему пределу температуры эксплуатации, а также по коррозионному и химическому воздействию на металлические и резиновые детали двигателей.
Известен антифриз, включающий, мас.%: этиленгликоль 93,0-93,5, бензоат щелочного металла 2,90-3,10, салицилат щелочного металла 0,08-0,12, гидроксид щелочного металла 0,20-0,30, тетраборат натрия (безводный) 0,65-0,75, циклогексанон 0,28-0,32, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,01-0,02, бензотриазол 0,27-0,28, N-бензилиденциклогексиламин 0,28-0,32, нитрит щелочного металла 0,15-0,20, кремнийорганический пеногаситель 0,02-0,03, краситель 0,0015-0,035 и воду остальное (RU 2050396 С1, кл. С09К 5/10, С23F 11/12, 11/14, 20.12.1995).
Недостатком данного антифриза является многокомпонентный сложный состав, включающий 9 антикоррозионных присадок при их суммарном содержании от 4,82 до 5,41 мас.%, что значительно усложняет технологию получения охлаждающей жидкости.
Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифриз, включающий, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,1-0,2, бензоат натрия 0,5-5,0, тетраборат натрия 0,1-0,5, фосфат гексаметилендиамина 0,1-5,0, бензотриазол 0,20 или натриевую соль 2-меркаптобензтиазола (каптакс) 0,80-0,95, этиленгликоль 79,8-98,1 и воду остальное. При необходимости в состав антифриза вводят пеногаситель и краситель (заявка Великобритании №1397792, кл. С09К 5/00, 18.06.1975).
Недостатком данного состава является то, что он довольно агрессивен по отношению к черным металлам и алюминию.
Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию.
Данный результат достигается тем, что антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нитрит натрия | 0,1-0,2 |
Нитрат натрия | 0,2-0,3 |
Натриевая соль 2-меркаптобензтиазола | 3,0-4,0 |
Борат этаноламина | 2,0-4,0 |
Этиленгликоль | 50,0-60,0 |
Вода | Остальное |
Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что введение в состав бората этаноламина при заявленном соотношении компонентов позволяет получить антифриз, обладающий высокими защитными свойствами по отношению к черным и цветным металлам.
Бораты этаноламинов (БЭА) представляют собой продукты взаимодействия борной кислоты с моно-, ди- или триэтаноламином. Борат моноэтаноламина (БМЭА) получают по следующей схеме:
H2NCH2CH2OH+Н3ВО3→Н2NСН2СН2ОВ(ОН)2.
Борат диэтаноламина (БДЭА) получают по схеме:
HN(CH2CH2OH)2+H3BO3→HN(CH2CH2O)2BOH.
Борат триэтаноламина (БТЭА) получают по схеме:
N(CH2CH2OH)3+Н3ВО3→N(CH2CH2O)3B.
Введение БЭА в состав антифриза в количестве менее 2,0 мас.% не позволяет значительно повысить противокоррозионные свойства жидкости по отношению к черным металлам. Введение БЭА в количестве более 4,0 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего повышения защитных свойств не происходит.
Технология получения БЭА заключается в следующем.
В колбу, снабженную механической мешалкой, термометром и насадкой Дина-Старка, загружают 2 моля ЭА (121 г МЭА, 210 г ДЭА или 298 г ТЭА). После нагревания ЭА до 100-110°С в колбу вводят 62 г (1 моль) борной кислоты и проводят реакцию конденсации при температуре 160-180°С до прекращения выделения воды. После охлаждения до 70-80°С в полученный продукт добавляют 132 г воды. Бораты этаноламинов представляют собой прозрачные светло-желтые растворы с рН 10-11 и аминным числом 185-195 мг НCl/г.
Технология приготовления антифриза заключается в следующем.
В емкость с мешалкой последовательно загружают расчетные количества воды (умягченной), нитрита и нитрата натрия, БЭА, полученного, как описано выше, и натриевой соли 2-меркаптобензтиазола (ТУ 113-00-05761631-23-91). После перемешивания в течение 10-15 мин к полученному водному раствору добавляют этиленгликоль и процесс перемешивания продолжают еще 30-40 мин. При необходимости в состав антифриза могут быть добавлены любые нейтральные красители, в частности Na-флюоресцеин для светло-зеленой окраски и другие.
Составы образцов антифриза представлены в табл.1.
Испытания жидкостей на коррозионное воздействие на металлы при 88±2°С в течение 336 ч проводили по методикам, описанным в ГОСТ 28084-89, которые находятся в полном соответствии с методиками ASTM.
Результаты коррозионных испытаний составов предложенного антифриза в сравнении с составом по прототипу представлены в табл.2.
Испытания резины на набухание в предложенном антифризе проводили по ГОСТ 9.030 при температуре 100°С в течение 70 ч.
Результаты испытания резины на набухание приведены в табл.3.
Основные физико-химические свойства предлагаемого антифриза приведены в табл.4.
Использование предложенного антифриза в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники позволит защитить узлы и детали ДВС, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозионного поражения.
Таблица 1Составы предложенного антифриза | |||||
Компоненты | Содержание компонентов по примерам, мас.% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Нитрит натрия | 0,10 | 0,15 | 0,20 | 0,05 | 0,25 |
Нитрат натрия | 0,20 | 0,25 | 0,30 | 0,15 | 0,35 |
Каптакс | 3,0 | 3,5 | 4,0 | 2,5 | 4,5 |
БМЭА | 4,0 | - | - | - | 4,5 |
БДЭА | - | 3,0 | - | 1,5 | - |
БТЭА | - | - | 2,0 | - | - |
Этиленгликоль | 60,0 | 55,0 | 50,0 | 45,0 | 65,0 |
Вода | 32,7 | 38,1 | 43,5 | 50,8 | 25,4 |
Таблица 2Результаты коррозионных испытаний антифризов | ||||||
Состав антифриза | Материал | |||||
медь | латунь | припой | чугун | сталь | алюминий | |
Потеря массы, г/м2. сут | ||||||
Пример 1 | 0,03 | 0,04 | 0,05 | 0,03 | 0,02 | 0,05 |
Пример 2 | 0,02 | 0,03 | 0,04 | 0,02 | 0,01 | 0,03 |
Пример 3 | 0,03 | 0,04 | 0,04 | 0,03 | 0,02 | 0,03 |
Пример 4 | 0,05 | 0,04 | 0,06 | 0,09 | 0,07 | 0,09 |
Пример 5 | 0,04 | 0,03 | 0,05 | 0,04 | 0,04 | 0,06 |
Прототип | 0,05 | 0,04 | 0,06 | 0,1 | 0,09 | 0,08 |
Требования ГОСТ 28084-89 | не более 0,1 | не более 0,1 | не более 0,2 | не более 0,1 | не более 0,1 | не более 0,1 |
Таблица 3Результаты испытаний резины на набухание в антифризах | |||||||
Показатели | Значение показателя по примерам | Прототип | Норма по ГОСТ | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Набухание резины, %: стандартные образцы резины марки 57-5006стандартные образцы резины марки 57-7011 | |||||||
1,6 | 1,3 | 1,4 | 2,2 | 1,7 | 3,5 | не более 5 | |
1,1 | 0,9 | 1,0 | 1,5 | 1,2 | 2,7 | не более 5 |
Таблица 4Основные физико-химические свойства предложенного антифриза | |||
Показатель | Антифриз с БМЭА | Антифриз с БДЭА | Антифриз с БТЭА |
Плотность при 20°С, г/см3 | 1,070 | 1,072 | 1,076 |
Температура кипения при давлении 110,3 кПа (760 мм рт.ст.),°С | 107,5 | 109 | 110,5 |
Водородный показатель (рН) при температуре 20°С | 10,1 | 10,0 | 9,0 |
Резерв щелочности, см3 | 23,5 | 23,1 | 20,3 |
Температура начала кристаллизации,°С | -40 | -43 | -44 |
Антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Нитрит натрия | 0,1-0,2 |
Нитрат натрия | 0,2-0,3 |
Натриевая соль 2-меркаптобензтиазола | 3,0-4,0 |
Борат этаноламина | 2,0-4,0 |
Этиленгликоль | 50,0-60,0 |
Вода | Остальное |