Способ инициальной психотерапии для детей младшего и среднего школьного возраста и при усыновлении ребенка
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка. В периоды кризиса организуют процесс психотерапии с детской и взрослой подсистемами в четыре цикла. Во время первого подготовительного цикла терапевт знакомит участников с этапами психотерапии, осуществляет сбор анамнеза ребенка, проводит исследование мотивации его социального окружения на участие в психотерапии, обговаривает обязанности и ответственность сторон в каждом цикле психотерапии. Во время второго коррекционно-диагностического цикла терапевт помогает создать участникам совместное переходное пространство. Во время третьего цикла помогают расширить рамки переходного пространства за счет проведения кинотерапии, актуализирующей экзистенцильно-духовный конфликт, выявляют скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, за счет использования визуально-нарративного подхода снижают чувство страха и тревоги, связанное с выходом за границы обычной реальности. Во время четвертого структурирующего цикла за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта осуществляют конструирование и переход к новой реальности, формирование нового центра Я, его границ и связей благодаря усилению и развитию творческой волевой активности участников. Способ позволяет устранить деструктивные стратегии и найти новые адаптивные формы поведения, сформировать новый центр Я, связанный с проявлением воли, эмоциональной насыщенностью, открытостью к жизненным процессам, за счет осуществления перехода в новое пространство отношений и реализовать потребности и задачи другого возрастного уровня и реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития. 2 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с детьми школьного возраста в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами, а также при усыновлении ребенка.
В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, социологов, педагогов и др.) к проблеме адаптации подростков к новым условиям жизни, к проблеме увеличения количества детей-сирот. Нарушения адаптации индивидуума затрагивают биологические, психологические, духовные и социальные аспекты, вызывая рост нейропсихических заболеваний, отрицательно влияя на поведение, мотивацию, коммуникацию, способности к обучению. Поскольку адаптация представляет собой интеграцию (восстановление), то в связи с этим возросла необходимость создания интегрирующих глубинных техник психотерапии (Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. М., 2004, с.8-49), а также краткосрочных методов, позволяющих направить когнитивные (познавательные) и поведенческие усилия детей младшего и школьного возраста на активное разрешение проблем.
Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов, позволяющих устранить асинхронию психического развития детей во время периода перехода, за счет интеграции ряда задач, связанных с физиологическим, психоэмоциональным и экзистенциально-духовным развитием в этот период, а также помочь детям приобрести статус усыновленного ребенка при включении его в новую семью.
Известен способ осуществления группового семейного психологического тренинга (патент № 2294770 РФ). Способ включает формирование группы из нескольких семей в составе родителей с детьми, в процессе тренинга специалист пересказывает содержание литературного произведения, после чего участники осуществляют репродуктивный пересказ услышанного произведения своим родителям, затем проводят групповую дискуссию о герое произведения с выявлением понимания каждым участником сути темы тренинга. Затем осуществляют каузальное моделирование каждым участником варианта разрешения его проблемы посредством обобщения высказываний дискуссии и вербального фокусирования внимания участников на обобщающем выводе с позиции нормы. К недостаткам метода следует отнести низкий уровень использования модальностей участников для повышения творческого выражения и волевой активности.
Известен способ семейных расстановок Берта Хеллинберга при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий. Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме, как расстановке и основном способе автора, исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки, из-за проекций и неотработанных конфликтов, а также низкий уровень интегративности, опирающийся лишь на семейные связи.
Известен способ, базирующийся на теоретических основах трансакциональной когнитивной теории стресса и копинга (соре - англ. преодолевать), авторами которого являются Р.Лазарус и С.Фолькман (Lazarus R.S. Folkman S. Transactional theory and research on emotion and coping. // Europ. J. Persomality. - 1987. - Vol.1. - P. 141-169; Folkman S. // J. of Person, and Soc. Psychology. 1984. Vol.46 (4), P. 839-852). В рассматриваемом способе авторы обозначили психологическое преодоление или совладание субъекта с затруднительной ситуацией как когнитивные и поведенческие усилия личности, направленные на преодоление стресса. Авторы рассматривают активную и пассивную формы копинг-поведения, первый направлен на преодоление проблемы, второй - на управление эмоциональным стрессом. Способ рассматривает ресурсы личности и среды, где важным является формирование позитивной Я-концепции, интернального локус-контроля, социальной компетентности, аффилиации (стремления человека быть среди людей), социальной поддержки, культурных традиций семьи и сообщества. Способ наделен высоким уровнем принятия возможных форм совпадающего поведения, однако, несмотря на заявленный теоретический интегральный подход, имеет ограниченные возможности регрессивных практик, недостаточно задействует культурный копинг-ресурс.
Известен способ перехода из одного статуса в другой с помощью ритуалов перехода (Мирча Элиаде. Тайные общества, обряды инициации и посвящения. «София», 2002, с.80; Д.Фрезер. Фольклор в Ветхом завете. М., 1990, с.243, 255-264). К ритуалам «Второго рождения» прибегали при изменении социального статуса, возвращении мнимоумершего, при усыновлении с целью «превратить усыновленного в кровного ребенка». Подобные обряды существовали в Индии, Испании, Болгарии и других странах. Общим для всех ритуалов является помещение человека на некоторое время в закрытое пространство с имитацией «зародыша». При усыновлении родитель брал ребенка под мантию, платье, прикрывал платком и пропускал через складки одежды. Упоминание об этом обряде можно обнаружить также в Ветхом завете, греческой мифологии.
Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его «кода», и ограничением использования его в современных терапевтических практиках.
Известен способ драматерапии как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер. Драматерапия. СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода как лиминальные.
Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося. Сфера. Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Потеря культурного «кода» и смысла ритуала ограничивает его использование в современных терапевтических практиках.
Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации с имитацией событий макрокосмического события - взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретения навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения (А.И.Копытин. Золотой фонд психотерапии. Теория и практика арт-терапии. Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин. Системная арт-терапия. Питер, Спб, 2001 г., стр.191-208
Известен способ инициальной психотерапии, основанный докт. философии и психологии Лейпцигского университета К.Дюркхаймом. Она основана не столько на устранении симптомов, а обращается к личности человека, пытаясь высвободить его позитивное начало, его творческий потенциал. Существенное место занимает в ней телесная терапия, ведомое рисование, где особое внимание уделяется чувственному осознанию. Способ уделяет внимание осанке как вертикальной структуре, соединяющей небо и землю, а также центрации по отношению к миру. К недостаткам способа инициальной терапии К.Дюркхайма следует отнести индирективный подход, что позволяет относить ее к самому процессу индивидуации, а не инициации, которая характеризуется направленностью и ограниченностью по времени как периода перехода (Психология телесности. ACT. M., стр.546-556).
Известен способ IMAGO-терапии (имаго-терапии) Харвилла Хендрикса, основанного на технике IMAGO-диалога. Способ основан на создании безопасной атмосферы, в которой происходит диалог, поэтому создает условия высокого уровня принятия как вербальных посланий, так чувств и эмоций, включает телесное прикосновение в диалоге «родитель-ребенок». Способ имеет разработанную структуру психотерапевтических сессий и семинаров обучения диалога. В способе основной акцент делается не на разрешении конфликта, а на создании связи, нового пространства между его участниками, углублении диалога (Х.Хендрикс. Как добиться желанной любви, Крон-Пресс, М., 2003 г., «Getting the love you want, Henry Holt, New Yotk, 1988). Несмотря на это, метод имеет ряд недостатков. В силу того, что он опирается на теоретическую модель психоанализа, то слишком ориентирован на влияние исторического прошлого партнеров, не учитывая коллективные аспекты психики, характеризующие пространство души. В связи с этим диалог имеет ограничения, поскольку происходит в заданных рамках, поэтому, до конца не разрешая конфликт, постепенно переходит в манипулятивную форму общения.
Известен способ постмодернистской аналитико-системной семейной психотерапии, предложенный проф. Э.Эйдемиллером, использующий высокий уровень принятия и разработанную структуру психотерапевтических сессий. В целом способ основан на синтезе парадигм психоанализа, системного и нарративного подходов. Нарративный подход в этой терапии предполагает, что все, что мы говорим, опирается на какую-то традицию и имеет смысл и связано с культурой. Большое внимание при сборе информации уделяется приемам метамоделирования и терапевтическим метафорам. Способ предполагает не только посреднические функции, но и расшифровку посланий языка и симптомов. Установление коммуникации происходит благодаря рефреймингу, перефразированию и вопросам различного типа: идентификационным, линейным, циркулярным, рефлексивным. В способе основной акцент делается не на концепции болезни, а на анализе ситуации. Предлагаемый способ направлен «на коррекцию межличностных отношений и имеет целью устранение эмоциональных расстройств в семье, наиболее выраженных у больного члена семьи» (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.21, 443). Несмотря на то, что метод опирается на теорию систем и использует нарративный подход, в нем недостаточно уделяется внимания способам переорганизации системы, их непосредственным механизмам, что связано с ограниченной моделью психоанализа, на которую опирается метод.
По мнению авторов, ближайшим аналогом к заявляемому изобретению является способ «ромбовидной» векторной семейной психотерапии в системе комплексного гастроэнтерологического лечения детей М.П.Билецкой (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.474-486). Краткосрочный способ терапии разработан для детей 8-11 лет и основывается на принципах семейной терапии, теории адаптивного копинг-поведения Лазариуса, Э.Эйдемиллера. Способ основан на том, что авторы считают, что боль в животе является симптомом, выполняющим морфостатическую функцию симптома и одновременно сохраняет гомеостаз семьи. Психотерапевт, оказывая лечебное воздействие на семью, изменяет равновесие в семейной системе, подготавливая ее к изменениям, снижая уровень тревоги. Поскольку такие изменения на первых шагах могут привести к усилению симптома, то проводят ряд сессий с родительской и детской подсистемами отдельно. Обязательным условием терапии является преодоление алекситимического барьера, который выражен в разной степени у всех членов семьи. В качестве модели семьи способ использует психоскульптурирование. Цель способа - создание адаптивного функционирования в период обострения заболевания. Способ подразделяется на четыре этапа: подготовительный, работа по векторам с родительской и детской подсистемой, реконструкция семьи как системы в целом, поддерживающий этап. Способ имеет ограничения и применим в узком диапазоне гастроэнтерологического лечения детей, поскольку не позволяет оценить проблему с точки зрения всех составляющих окружающего мира ребенка, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития, а также не направлен на формирование волевого центра.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является устранение деструктивных стратегий и нахождение новых адаптивных форм поведения, формирование нового центра Я, связанного с проявлением воли, эмоциональной насыщенностью, открытостью к жизненным процессам, что позволяет осуществить переход в новое пространство отношений и реализовать потребности и задачи другого возрастного уровня и реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты развития. Преимущество способа - возможность оказать поддержку детям, семье, сообществу в кризисный переходный период ребенка за счет устранения диссоциации между биологическим, психологическим, социальным и семейным статусом подростков (ребенка младшего школьного возраста) в современном обществе, приводящей к асинхронии психического развития и психосоматическим расстройствам. Кроме того:
- при усыновлении ребенка - это осознанная возможность пересмотреть и выстроить новые границы подсистем в семье в согласии со всеми ее членами, в том числе и самим усыновляемым ребенком, и установить новые связи родства;
- для детей-сирот - возможность повысить самоуважение, ощутить причастность и связанность с другими людьми благодаря включенности и соприкосновению с культурными традициями, другими людьми взрослой подсистемы.
Краткосрочность терапии обеспечивается ограничением терапевтических целей путем установления их иерархии, выделением основного ролевого смысла, формирующего новый центр Я, при осуществлении процесса перехода за время промежуточного периода лиминальности. В отличие от ромбовидной системы терапии здесь основное внимание уделяется ребенку, в связи с чем процесс полностью ориентирован на него. При этом особое внимание уделяется проявлениям и трансформации психологических комплексов как дезадаптирующим формам поведения, пониманию морфостатической и морфогенетической функции симптомов, коммуникативным навыкам общения, переживаниям экзистенциально-духовной природы в состоянии лиминальности.
Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.
Отличительной особенностью предлагаемого способа является психодинамический системный подход, сочетающий психоаналитическое (юнгианское) и антропологическое направление, а также использование мультимодального подхода, способствующего реализации онтологического процесса психотерапии. При этом в онтологическом процессе исследуются следующие психологические пространства: пространство индивидуальной жизни субъекта, пространство межиндивидных семейных и внутригрупповых связей, а также интериндивидное (сверхличное) пространство http://psylib.org.ua/books/petya01/txt09.htm., включающее исследование родовых особенностей (генетические предрасположенности, культурные и духовные ценности) и особенности сверхличных задач членов семьи, сообщества.
В связи с этим в способе используется психоаналитический подход К.Юнга, отличительной особенностью которого является иерархичность подхода в рассмотрении личности, признание индивидуальных и коллективных (сверхличных) аспектов психики; большое внимание в теории уделяется теории комплексов, которые, по мнению К.Юнга, являются диссоциированными частями души. Юнг ввел понятие оси эго-Самости, акцентировав внимание на том, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но обладает доличностным или трансличностным измерением.
Таким образом, в способ вводится рассмотрение символического и трансличностного, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий.
В способе используются техники вербального анализа, коммуникационного диалога, арт-терапии с включением в нее символдрамы, активного воображения, драматерапии, кинотерапии, сказкотерапии, инсталляции и телесной терапии, выполняемых в структуре ритуала четырех стихий, ритуала второго рождения, а также игровая терапия. Методы арт-терапии создают условия для вербального и невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, позволяя создать безопасное пространство для развития отношений, отреагирования чувств и эмоций.
Способ базируется на следующих основных положениях, отражающих особенности развития человека:
- человеку присуще не только непрерывное постепенное развитие, но и наличие так называемых скачков или качественных изменений в развитии, эта концепция стадийного развития отражена у таких авторов, как Ж.Пиаже, З.Фрейд, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Э.Эриксон и др.;
- человек, семья, сообщество представляют собой живую открытую систему, способную к самоорганизации (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.20);
- каждый, живущий человек «конструирует» собственную реальность (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.443);
- развитие человека характеризуется движением в пространстве и времени и отражено двумя типами пути: к центру и на периферию со сменой центра; второй путь характерен для героического типа пути и развития воли, что свойственно подростковому возрасту (В.Н.Топорв. Пространство и время).
Любая открытая система имеет большие преимущества как самоорганизующаяся система, однако для перехода от состояния нестабильности к новому устойчивому состоянию требуются правильно организованные воздействия, способные интегрировать глубинные уровни архе-структур, которые и обеспечивают процесс самоорганизации. Таких способов в настоящее время недостаточно, хотя в последнее время процессам отделения (сепарации) ребенка в психологии и психотерапии уделяется особое внимание. Отличительной особенностью способа является рассмотрение отделения не только как сепарации, но, прежде всего, как трехчастной структуры, которая использовалась в древних ритуалах инициации. Все обряды перехода согласно антропологическим исследованиям различных культурных традиций отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation). Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной, фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам (В.Тернер. Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40).
Кризисы переходного возраста связывают как с биологическими, так и социальными факторами. К первым относят акселерацию, а также увеличение физиологической дисгармонии полового созревания в сторону не только его ускорения, но и задержки. К социальным моментам (частично связанным с указанными биологическими) относят неподготовленность цивилизованного общества к более ранним срокам физиологического созревания подростков, навязывание им образа жизни и общественного статуса (условий гиподинамии, гиперопеки, подчинения), противоречащих интенсивным биологическим изменениям этого периода и вступающих в противоречие с естественным здоровым ростом и потребностями ребенка. С такой диссоциацией между биологическим, психологическим и социальным статусом подростков в современном обществе связывают увеличение числа различных форм трудностей их поведения.
В связи с этим, для устранения создавшейся диссоциации и достижения указанного результата способ задействует личный, средовой и культурный копинг-ресурсы, при этом исходит из следующих особенностей и возможных сложностей развития детей школьного возраста, которым свойственна асинхрония психического развития.
Асинхрония (греч. а - не, без + synchronos - одновременный) - понятие, введенное известным немецким психиатром и психологом Э.Кречмером для характеристики нарушения сроков и темпа полового и психического созревания, при котором нарушается гармония в созревании разных систем и становится дисгармоничным, диссоциированным. http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex3/article/PS3/ps3-0220.htm
В рамках асинхронии психического развития описываются акселерация (ускорение развития), ретардация (замедление развития), а также высвобождение и фиксация ранних онтогенетических форм нервно-психического реагирования по механизмам возрастной дисфункции созревания, основой которых является преходящая физическая незрелость. При акселерации развития у детей появляются отчетливые признаки психической неустойчивости и дисгармонии. Ретардация развития может быть тотальной (общее психическое недоразвитие) и парциальной, проявляющейся в синдромах психического инфантилизма. В последнем варианте речь идет о личностной незрелости, преимущественно с отставанием в развитии эмоционально-волевой сферы, сохраняющей черты, свойственные детям более младшего возраста. Ретардации одних свойств нередко сопутствует акселерация других, что создает картину сложной асинхронии развития.
Известно, что актуальные жизненные ситуации, связанные с переходом из одной стадии развития в другую, оказывают ускоряющее действие на любое расстройство (Клиническая психология. Под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб, 2004 г., стр.480). Через каждые семь-десять лет личность человека существенно меняется и в течение жизни он проходит последовательно несколько разных идентичностей. Особенно заметна манифестация симптома и конфликта при завершении стадий развития, характеризующаяся изменением статуса личности (или возрастной стадии у ребенка), когда стоит вопрос новой идентичности.
Для устранения причин симптома способ использует нарративный подход, согласно которому симптомы в семейной или другой системе выполняют морфостатическую и морфогенетическую функцию. Морфостатическая функция симптомов - это неосознанная попытка членов семьи или сообщества с помощью симптомов преодолеть дезинтеграцию. Морфогенетическая функция симптомов представляет собой позитивную обратную связь в системе, вследствие чего происходит усиление колебаний в ней и система переходит на другую стадию в своем развитии (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.445).
При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия. М.: Класс, стр.5). Под "данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью. В рамках экзистенциально-гуманистического подхода психические нарушения и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью или внутренним Я. Задача терапии - помочь пациенту изменить способ, с помощью которого он конструирует свой внутренний мир и который, в свою очередь, влияет на способ восприятия и реагирования на мир внешний.
В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени, в психологии на теории коллективного бессознательного К.Юнга
Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец в культуре, придают особую семиотическую значимость (Ю.М.Лотман. Семиосфера. Искусство - СПб, 2004 г., стр.355).
В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света или четырех стихий, или четырех первоэлементов, а также ритуал «второго рождения». При этом оба ритуала выполняют компенсирующую функцию, устраняя асинхронию психического развития, компенсируя процессы акселерации и ретардации.
Использование стихий определяется не только мифами начала творения в разных традициях, но и тем, что языковое «портретирование» имени «душа» в разных традициях происходит на уровне концептуальных метафор, связанных «с тремя стихиями - огнем, воздухом, водой и их производными - дыханием, ветром, паром, дымом и т.п. (Степаненко В.А. Автореферат докт. дис. http://vak.ed.gov.ru/announcements/filolog/StepanenkoVA.doc). Поэтому используемые в ритуале стихии и их символы имеют немаловажное значение и ассоциируются с началом создания вселенной и человека.
Использование символизма архе-стихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы, и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса, а через него к инстинктной его основе. Положения принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют многие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл-Бук Ваклер. 1997 г., стр.127).
Способ опирается на древние знания культурной традиции, согласно которой сам ритуал перехода (посвящения, инициации) складывался из чередования обрядов отделения (separation), промежуточного периода «грани миров» (margo, или limen, что по-латыни означает «порог») и включения или восстановления (reagregadon). Эта последовательность характерна и для других ритуалов. Первая фаза обряда достаточно ясна - это разрыв, в некоторых случаях достаточно грубый, с миром детства, который для ребенка являлся миром материнским и женским, разрыв с состоянием безответственности и наивности, невежества и детской асексуальности. Затем подростки (неофиты) помещались в неизведанный ими мир на достаточно большой промежуток времени. Мир, в котором теперь находился неофит, был миром священным. Между ним и материальным миром существовал разрыв, нарушенная непрерывность. Этот этап посвящения вводил подростка в мир духовных ценностей и одновременно в законы человеческого общества. В процессе этого испытания подростки должны были доказать силу воли и духа, что должно было означать их присутствие в мире и ответственность. Во многих племенах в этот период налагались множественные запреты: лишение пищи, немота, жизнь в темноте. Все это являлось не только упражнением в аскетизме, но, прежде всего, символизировало отказ от амбиций и всех желаний. Несмотря на многие аспекты такого отделения, физические испытания, были ли они мягкими или мучительными, преследовали цель возращения к изначальному еще неоформленному состоянию, что вызывало символическое переживание смерти и нового рождения. Процесс смерти уподоблялся заглатыванию и «перевариванию» чудовищем, змеем или другими мифическими сверхъестественными существами, которые неофита нередко запирали в хижину, быть запертым в хижине равносильно быть запертым в утробе чудовища, что символизировало во многих ритуалах возвращение во внутриутробное состояние, т.е. в лоно матери. Это возвращение было не чисто физиологическим, а космогоническим (Мирча Элиаде. Тайные общества и обряды инициации. София, 2002 г., стр.94).
Этот процесс обеспечивал три основные функции ритуала, обеспечивая согласованность физиологического, социального и духовного, что помогало ввести ребенка в сферу культуры данного сообщества. В.Тернер, описывая эти состояния как пороговые, называет посвященных «лиминальными personae». Мистическая смерть детей и их пробуждение являются частью грандиозного повторения Космогонии, священной истории Мира. Надличностные переживания были неотъемлемой частью этого этапа. Смерть при посвящении одновременно означала конец детства, неведения и состояния непосвященности. Теперь ребенок принадлежит «священной истории». Функция смерти определялась тем, что «она» готовила рождение к более высокой форме жизни, к высшему предназначению. Только после обрядовых испытаний подросток признавался ответственным членом общества, т.е. взрослым, со всеми присущими правами и обязанностями в сообществе.
Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к первоэлементам в способе используются техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для участника. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символдрама), действие (инсталляция, ритуал), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.
Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных техниках направления семейной терапии и работы с детьми. В отличие от других подходов заявленный метод основан на комплексной биопсихосоциальной и духовно-экзистенциальной концепции на психическую и психосоматическую дезадаптацию личности, семьи и сообщества в целом. Комплексный, системный подход обеспечивается набором определенных психотерапевтических техник, выполняемых в определенной последовательности.
Технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в том, что заявленный метод, разработанный авторами, затрагивает значительное количество уровней и сторон психического: рациональный и эмоциональный, сознательный и подсознательный, личностный и межличностный, культурный и социальный, бытовой и экзистенциально-духовный (надличностный), психический и соматический. Несмотря на то, что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных и познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурологии, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами (патент № 2290911 и заявка № 2007104155) и изложенного в предлагаемом способе.
Способ реализуется следующим образом.
Первый цикл
Во время первого подготовительного цикла проводят знакомство участников с этапами психотерапии, осуществляют сбор анамнеза, проводят диагностическое исследование ребенка, условий его развития, знакомятся с его семьей, а в случае работы с детьми-сиротами - с заинтересованным сообществом (социальная структура в лице опекуна, гостевая семья и т.д.). При этом терапевт исследует мотивацию взрослых участников и ребенка на участие в психотерапии, обязательно обговаривают обязанности и ответственность сторон, заключая психотерапевтический контракт на проведение психотерапии. В случае работы с детьми-сиротами терапевту предоставляется полная информация о здоровье ребенка, включая медицинское обследование и психолого-педагогические характеристики детей, включающие особенности мотивационной сферы, коммуникативные навыки, работоспособность/утомляемость, мышление; а также информацию о рождении ребенка в рамках закона "О государственном банке данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". При проведении психотерапии с детьми-сиротами в психотерапии могут принимать участие попечители, воспитатели, члены гостевой семьи.
В случае усыновления осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности; исследуют у супругов потребности в отцовстве и материнстве, симпатии, проявления любви, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые, выясняют степень нервно-психической нагрузки.
Второй цикл
Во время второго коррекционно-диагностического цикла терапевт помогает исследовать и создать рамки переходного совместного пространства детской и взрослой подсистем. Для этого на первом этапе создается коммуникативное пространство отношений за счет повышения информированности участников о предстоящем процессе, обучения коммуникативным навыкам и имаго-диалогу, в котором предлагает участникам новые элементы позитивного обмена, позволяющие создать безопасное пространство, добиться конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации между участниками, увеличить уровень принятия себя и других. В случае усыновления психотерапевт помогает в диалоге выразить родителям свое желание усыновить ребенка, а ребенку вербально и эмоционально отреагировать на него.
На втором этапе оценивают степень психологической интеграции участников, используя арт-терапевтические проективные техники мандалы-терапии и символдрамы, позволяющие провести диагностическое исследование организованности, открытости, устойчивости психического пространства, степень сформированности центра, оценить степень психологической интеграции. Так, наличие двух центров может свидетельствовать о процессе развития Я или может являться признаком противоречивого амбивалетного Я. Также Я может отражать и трансперсональное Я или Самость, в этом случае Я может быть выражено светом, глазом и т.д. Внешние границы мандалы связаны с осознаваемостью своих границ, слишком плотные границы могут говорить об избегании контактов.
В символдраме используются проективные методики дерева, дома, человека. Проективным методикам уделяется особое внимание при работе с детьми сиротами, поскольку они позволяют выявить и отреагировать скрытые травмы ребенка, не известные взрослым. На этом этапе в работе с детьми используется визуально-нарративный подход. В семейной терапии используется проективный тест «Семейная социограмма», позволяющий выявить положение субъекта в семейной подсистеме.
На третьем этапе т