Буксировочный замок

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам, отделяющим в определенный момент летчика от буксировочного двигателя, вытягивающего его из кабины за буксировочный фал. Буксировочный замок содержит корпус с расположенными в нем стаканом с пружинами, соединенными с двуплечими ломающимися опорами, один конец которых установлен на неподвижной оси, другой соединен с опорным рычагом, который удерживает крюк с надетой на него двуплечей опорой с пряжкой. Одна часть буксировочного фала установлена на корпусе замка. Буксировочный замок также состоит из ползуна с пружиной, двигающего стойку, на которую опирается рычаг, удерживающий планку, на которой установлена другая часть буксировочного фала. При этом в исходном положении ползун фиксируется канатом, выдергиваемым при натяжении буксировочного фала. Изобретение направлено на упрощение конструкции и на уменьшение массы и габаритов замка. 1 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к средствам спасения членов экипажа летательных аппаратов в момент аварии с помощью тянущего за подвесную систему летчика ракетного буксировочного двигателя. Указанный двигатель выполняется двухрежимным - с большой и малой тягой. Большая тяга - 1-й режим - обеспечивает подъем летчика на высоту, необходимую для ввода спасательного парашюта, а малая тяга - 2-й режим - для удаления двигателя после его отцепки с помощью буксировочного замка на безопасное расстояние от летчика.

Известен буксировочный замок, использованный в ракетно-парашютной системе К-37-800 (Руководство по технической эксплуатации №37-9200-01 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1989 г.), осуществляющий разделение буксировочного фала после вытягивания летчика из кабины и состоящий из корпуса с расположенным в нем пироцилиндром с пирозамедлителем, толкателем и рычагом, освобождающим одну часть буксировочного фала. При этом до возникновения большой тяги замок должен находиться в зачекованном положении, а по окончании работы двигателя на 1-м режиме должен быть расчекован. Это достигается за счет применения в замке пиропатрона-замедлителя с системой его включения, время задержки срабатывания которого выбирается в пределах времени работы двигателя на 1-м режиме, что с учетом разброса по времени работы двигателя и самого замедлителя представляет сложную задачу, а применение пиротехнического устройства усложняет конструкцию и увеличивает ее массу и габариты.

Ближайшим аналогом, взятым в качестве прототипа, является автоматическое отцепное устройство (а.с. СССР №1146950, 21.12.1983, B64D 1/12), состоящее из корпуса и установленных в нем стакана с пружинами, соединенными одним концом с двуплечими ломающимися опорами у подвижных осей, один конец опор установлен на неподвижной оси, другой соединен с опорным рычагом, выступ которого удерживает крюк с надетой на него двуплечей опорой с пряжкой. При этом одна часть буксировочного фала крепится на стакане, а другая - на пряжке.

Недостатком прототипа является сложность конструкции из-за большого количества деталей, вследствие чего увеличиваются габариты и масса устройства.

Технической задачей заявляемого изобретения является устранение указанных недостатков - упрощение конструкции, уменьшение габаритов и массы.

Поставленная задача решается тем, что в отличие от известного устройства, содержащего корпус с установленным в нем стаканом с пружинами, соединенными с ломающимися двуплечими опорами, один конец которых установлен на неподвижной оси, другой соединен с опорным рычагом, который удерживает крюк с надетой на него двуплечей опорой с пряжкой, в предлагаемом устройстве количество деталей замка сокращено в два раза, что позволяет существенно уменьшить его массу и габариты.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где показана схема буксировочного замка.

Замок состоит из корпуса 1 с окном 2. Корпус 1 имеет отверстие 3, в котором находятся ползун 4 с пружиной 5, и отверстие 6, через которое проходит канат 7, ограничивающий перемещение ползуна 4. Ползун 4 имеет паз 8, в который входит головка 9 стойки 10. Стойка 10 имеет упор 11, на который зубом 12 опирается рычаг 13. На другой зуб 14 рычага 13 опирается планка 15. В окно 2 и на планку 15 установлены разделяющиеся части буксировочного фала 16, верхняя часть которого крепится к буксировочному двигателю, а нижняя часть - к подвесной системе летчика. На стойку 10 действуют два момента: момент 17 от пружины 5 и момент 18 от усилия на буксировочном фале 16.

Работа буксировочного замка осуществляется следующим образом.

При вытягивании летчика за буксировочный фал из кабины и при большой нагрузке на буксировочный фал 16 происходит выдергивание каната 7, но за счет того, что момент 18 превышает момент 17, ползун 4, стойка 10, рычаг 13 и планка 15 остаются неподвижными. При уменьшении нагрузки на буксировочном фале и достижении определенной величины этой нагрузки момент 17 от пружины 5 преодолевает момент 18, и пружина 5 перемещает ползун 4 вместе с головкой 9 стойки 10. Упор 11 стойки 10 выходит из-под зуба 12 рычага 13, и при повороте рычага 13 его зуб 14 освобождает планку 15, с которой при его повороте сходит петля буксировочного фала 16.

Буксировочный замок, отделяющий в определенный момент летчика от буксировочного двигателя, вытягивающего его из кабины за буксировочный фал, содержащий корпус с расположенными в нем стаканом с пружинами, соединенными с двуплечими ломающимися опорами, один конец которых установлен на неподвижной оси, другой соединен с опорным рычагом, который удерживает крюк с надетой на него двуплечей опорой с пряжкой, отличающийся тем, что одна часть буксировочного фала установлена на корпусе замка, устройство буксировочного замка состоит из ползуна с пружиной, двигающего стойку, на которую опирается рычаг, удерживающий планку, на которой установлена другая часть буксировочного фала, при этом в исходном положении ползун фиксируется канатом, выдергиваемым при натяжении буксировочного фала.