Способ комплексного лечения остеомиелита позвоночника с применением регионарной лимфотропной терапии
Изобретение относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии, и может быть использовано для лечения остеомиелита позвоночника. Для этого проводят антибактеральную, иммунокоррегирующую, детоксикационную терапию и хирургическую санацию с резекцией очага воспаления и замещением полости аутокостью и стабилизацией пластиной системы AESCULAP «MACS». Дополнительно проводят регионарную лимфотропную терапию по схеме 64 УЕ сухой лидазы, 2 мл 2% раствора лидокаина, 2 мл раствора линкомицина. Смесь вводят с интервалом 48 часов в количестве 5 инъекций в предоперационном периоде и 7 инъекций в постоперационном периоде. Такой способ стабилизации позвоночника в сочетании с разработанным режимом регионарной лимфотропной терапии обеспечивает повышение стабильности в пораженном позвоночно-двигательном сегменте и профилактику воспалительных осложнений до и после хирургической санации очага.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, конкретно к травматологии, ортопедии, и может быть использовано в комплексном лечении остеомиелита позвоночника.
Гематогенный остеомиелит позвоночника относят к полиэтиологическим, тяжело протекающим, трудно диагностируемым заболеваниям, имеет сложный прогноз. Схема лечения предусматривает хирургическую санацию, антибактериальную терапию, иммунокорекцию, детоксикацию. При остеомиелите позвоночника зачастую очаг инфекции располагается в краниовентральном отделе позвонка, закрытом передней продольной связкой, где микроорганизмы находятся в конечных отделах сосудистой аркады смежных субхондральных пластинок. Возбудитель проникает в позвонок по сосудистым сообщения, чаще всего гематогенным путем. В литературе высказывается единодушное мнение о необходимости применения комплексной терапии.
Известен комплексный способ лечения с применением антибактериальной терапии, иммунотерапии, детоксикационной терапии и пористого никелида титана Ni Ti в качестве замещения полости при хирургической санации очага с фиксации антибиотиков в пористых имплантатах. Данный способ применим ко всем имплантатам, обладающим сквозной пористостью. В основе фиксации препаратов лежит пропитывание имплантата раствором антибиотика жидким гелем, после чего при охлаждении до комнатной температуры гель застывает. После нагревания меняется его фазовое состояние, и антибиотик начитает высвобождаться. Антибактериальная активность желатинового геля, и имплантата соответственно, сохраняется в течение 2 недель, что особенно важно при оперативном лечении гнойных процессов. (Описан в канд. дисс. А.Ю.Базарова, 2006 год, выполненной на кафедре травматологии, ортопедии и ВПХ Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Тюменская государственная медицинская академия: «Диагностика и оперативное лечение остеомиелита позвоночника»).
Данный способ лечения имеет следующие недостатки: Фиксация антибиотика в пористом имплантате требует специального оборудования и стерильных лабораторных условий. Помещенный имплантат из пористого Ni Ti в полость, сформированную в процессе хирургической санации, имеет большой риск нагноения в послеоперационном периоде, т.к. нет полной гарантии, что очаг полностью очищен от патологической микрофлоры, и нахождение металла в полости может вызвать обострение процесса. Кроме того, в очаге, где нарушено кровообращение и лимфообращение, процесс прорастания кости в пористый имплантат будет существенно замедлен. Это в свою очередь, приводит к микроподвижности (нестабильность) между поверхностью кости и пористым имплантатом, что в свою очередь может вызвать дислокацию (смещение) имплантата с потерей прочности (опороспособности) в пораженном позвоночно-двигательном сегменте, и ортопедическим осложнениям, а также к явлению металлоза и обострению воспалительного процесса. Используемые пористые имплантаты не обладают свойством «перерождаться» в кость с формированием костного блока, т.е. биодеградируемыми свойствами.
Известен общепринятый способ лечения остеомиелита позвоночника, который включает антибиотикотерапию, иммунокорригирующую терапию, детоксикацию и хирургическую санацию очага воспаления. Данный способ описан в трудах (Батрюк Ю.М., Зайцевой В.Н. Особенности диагностики и лечения острого гематогенного остеомиелита позвоночника. Хирургические аспекты травматологии позвоночника и спинного мозга // Новокузнецк, 1997, С.186-188; Цивьян Я.Л. Гематогенный остеомиелит позвоночника // Вестник хирургии им. Грекова, 1965, №6, C.116-120; Ардашев И.П., Горячев А.Н., Григорук А.А., Ш.М. Мусаев. Остеомиелит позвоночника // Кемерово, 2001).
При данном способе лечения введение антибиотиков производят путем внутривенных или внутримышечных манипуляций, с учетом чувствительности микрофлоры организма, что требует постоянной поддержки высоких дозировок антибиотика и, соответственно, концентрации препарата в крови, для воздействия на труднодоступный очаг инфекции как до, так и после хирургической санации очага. Этот способ лечения не обеспечивает полного противовоспалительного эффекта, так как введение антибактериальных препаратов ограничено только теми регионами, где функционирует кровеносная система, т.е. тела позвонков, и не влияет на патологически измененные диски, систему стимуляции внесосудистого гуморального транспорта, лимфатического дренажа и детоксикации тканевой жидкости и лимфы. Кроме того, хирургическая санация ограничивается резекцией патологического очага, после чего образовавшийся паз (полость) заполняют аутокостью, взятой из гребня подвздошной кости или бугристости большеберцовой кости, без стабилизации каким-либо видом инструментария. Это, в свою очередь, является предпосылкой для кифотической деформации в процессе формирования костного блока в санированном очаге, т.к. имплантированный аутотрансплантат в процессе формирования костного блока теряет свою прочность (опороспособность), что приводит к ортопедическим осложнения и более длительному охранительному режиму пациента.
Известна пластина AESCULAP «MACS» для вентральной (передней) стабилизации позвоночника (www.Aesculap.de), которая применяется как на грудном, так и на поясничном отделах позвоночника.
Задачей изобретения является повышение стабильности в пораженном позвоночно-двигательном сегменте и профилактика воспалительных осложнений до и после хирургической санации очага.
Поставленная задача решается тем, что в способе комплексного лечения остеомиелита позвоночника, включающем антибактериальную терапию, иммунокорригирующую терапию, детоксикацию и хирургическую санацию с резекцией очага воспаления с последующим замещением полости аутокостью, при хирургической санации очага воспаления замещают полость аутокостью с последующей стабилизацией пластиной системы AESCULAP «MACS», при этом производят регионарную лимфотропную терапию до и после хирургической санации очага по схеме: 64 УЕ сухой лидазы растворяют в 2 мл 2% раствора лидокаина, затем в эту смесь добавляют 2 мл раствора линкомицина, смесь вводится с интервалом в 48 часов в количестве 5 инъекций в предоперационном периоде и 7 инъекций в постоперационном периодах.
При иммуннокорегирующей терапии производят внутривенное введение антистафилококковой плазма не менее 400 ml. Детоксикацонная терапия включает растворы Рингера, реополюглюкин, полюглюкины, физиологический раствор с витаминами группы В и С. Антибактериальная терапия предполагает внутривенное введенное введение цефалоспоринов II-III поколения.
Регионарную лимфотропную терапию как в предоперационном периоде, так и в постоперационном периодах осуществляют следующим образом: в условиях чистой перевязочной, перед манипуляцией готовят комплексную лекарственную смесь: 64 УЕ сухой лидазы растворяют в 2 мл 2% раствора лидокаина, затем в эту смесь добавляют 2 мл раствора линкомицина, который обладает наибольшей тропностью к костной ткани. После чего раствором антисептика двукратно обрабатывают поле, где будет производиться манипуляция. Местами введения является межостистая связка выше и ниже пораженного позвоночно-двигательного сегмента, т.е. в тех регионах, где нет нарушения лимфо- и кровообращения. Иглу вводят в межостистую связку на глубину 1 см. Смесь вводят с интервалом в 48 часов в количестве 5 инъекций в предоперационном периоде и 7 инъекций в постоперационном периодах. Хирургическую санацию проводят общепринятыми методами, после чего осуществляют резекцию (удаление) патологического очага в пределах здоровых тканей. Образовавшуюся полость заполняют аутокостью, предварительно взятой из гребня подвздошной кости. Выше и ниже произведенной костной пластики производят монтаж конструкции пластины с винтами (AESCULAP «MACS»), причем винты вводят в тела выше и нижележащих позвонков, чем достигается стабильность в сегменте, т.е. отсутствие микроподвижности, дислокации (смещения) имплантированной аутокости и в последующем кифотической деформации.
Клинический пример 1.
Больная А, 39 лет обратилась в специализированную травматолого - ортопедическую больницу и была госпитализирована в плановом порядке в травматологическое отделение 10.05.06 с жалобами на боль в поясничном отделе позвоночника с иррадиацией в ноги при нагрузке и в покое и повышение температуры до 37-38°С.
Из анамнеза: за месяц до госпитализации был период переохлаждения, после чего появились боли в поясничном отделе позвоночника с повышением температуры до 38 градусов. В январе 2006 года проводилось лечение по поводу кариеса зубов у стоматолога в течение 4 недель. Получала консервативное лечение по поводу болей в спине в ЦРБ по месту жительства с диагнозом остеохондроз. Улучшений не отмечала, боли усилились, появились иррадиирущие боли в ногах, температура сохранялась субфебрильная.
При осмотре: при пальпации в области остистых отростков L2-L3-L4 позвонков отмечается выраженная болезненность, напряжение паравертебральных мышц, движения резко ограничены, болезненны. Нарушений чувствительности и пульсации в нижних конечностях нет. При минимальной нагрузке возникали боли в поясничном отделе позвоночника с иррадиацией в ноги. На спондилограмме деструкция тел L2-L3 позвонков, снижение высоты диска L2-L3 позвонков, тенденция к кифотической деформации. На МРТ обследовании выявлены воспалительные изменения в сегменте L2-L3, МР - признаки дисцита, эпидурита.
Диагноз: Острый гематогенный остеомиелит поясничного отдела позвоночника. Деструкция тел L2-L3 позвонков. Токсико-адинамическая форма. Болевой и корешковый синдром.
Проведено лечение по принятой схеме, которая включала антибактериальную терапию, внутривенное введение - детоксикационную терапию, иммунокорригирующую терапию, хирургическую ревизию очага воспаления с аутопластикой и стабилизацией пластиной системы AESCULAP «MACS», а также регионарную лимфотропную терапию по 5 инъекций в предоперационном периоде и 7 инъекций в послеоперационном периоде.
В результате проведенного лечения через 4 недели у больной явления воспаления в пораженном сегменте позвоночника купированы, сегмент стабилен. Пациентка на 10-е сутки после операции ходит в корсете. Жалоб на боли в поясничном отделе позвоночника с иррадиацией в ноги нет. По анализам явлений воспаления нет. Больная выписана из стационара с улучшением. При контрольном осмотре через 3 месяца после выписки достигнутые результаты лечения сохранены.
Способ комплексного лечения остеомиелита позвоночника, включающий антибактериальную терапию, иммунокорригирующую терапию, детоксикацию и хирургическую санацию с резекцией очага воспаления с последующим замещением полости аутокостью, отличающийся тем, что при хирургической санации очага воспаления замещают полость аутокостью с последующей стабилизацией пластиной системы AESCULAP «MACS», при этом производят регионарную лимфотропную терапию до и после хирургической санации очага, по схеме: 64 УЕ сухой лидазы растворяют в 2 мл 2% раствора лидокаина, затем в эту смесь добавляют 2 мл раствора линкомицина, смесь вводят с интервалом в 48 ч в количестве 5 инъекций в предоперационном периоде и 7 инъекций в постоперационном периоде.