Способ организации онтологического процесса в психотерапии
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психотерапии и психологии. Проводят три цикла онтологического процесса исследования психологического пространства личности. Во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза, осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства в межличностных семейных отношениях. Во время второго коррекционного цикла, используя мультимодальный подход, терапевт проводит анализ и децентрацию сформировавшегося Я-образа, дестабилизацию форм зависимого или дезадаптивного поведения путем организации и упорядочивания в пространстве и времени внутренних значимых переживаний участника, раскрывая их взаимосвязь на физиологическом, психологическом, архетипическом уровнях, при этом используют инсталляцию пространства отношений, моделируемого с помощью предметов и фотографий членов семьи, трансактного диалога родитель - ребенок со сменой ролей, работы со сказкой, символдрамы, психодрамы, телесной терапии, проведение которых расширяет индивидуальные представления о психической реальности, изменить стереотипы реагирования, повысить волевую и творческую активность и ответственность за создание нового пространства отношений с другими людьми и обществом. Во время третьего цикла проводят коррекцию системы ценностных ориентаций за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, при этом осуществляя дезинтеграцию и новый синтез основного глубинного патологического комплекса. Для этого во время первого этапа осуществляют переход участников или участника из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция пациентом своего внутреннего пространства через предметную композицию с актуализацией своих личностно психологических проблем, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий: воздух, огонь, воду, землю, и центр пространства, затем терапевт с участником или участниками проводит терапевтический диалог, позволяющий провести диагностическое сопоставление созданной проективно-символической структуры и ее границ с предъявленными психосоматическими симптомами и конфликтами на настоящий момент, заново опосредованно пережить излагаемые события, основываясь на отстраненном и более целостном взгляде на пространство в целом, взять ответственность за построение пространства собственного восприятия и установление связей внутри него; на втором этапе осуществляют переход участника или участников в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия участника с предметами, используемыми в инсталляции, и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между участником и терапевтом, во время которого раскрывается символический смысл значений первоэлементов и актуализированных переживаний в символдраме на биографическом и архетипическом уровнях, осуществляется связывание их с семейной историей, системой жизненных отношений, психоэмоциональными реакциями, ценностными категориями; на третьем этапе терапевт выводит участника или участников из драматической реальности и лиминального состояния, для этого в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства собственного восприятия, переживании основных ценностей, мотивации и ролевой позиции, на основании которых вырабатывается позитивная стратегия поведения, формируется новый социальный статус участника и связанный с ним его новый Я-образ, открытый для опыта и непрерывного изменения. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи за счет создания онтологического процесса, обеспечивающего глубокий уровень интеграции физиологического, социально-психологического и экзистенциально-духовного подхода в развитии и становлении человеческой личности, включающих устранение деструктивных стратегий и нахождение новых адаптивных форм поведения, переход в новое пространство отношений, позволяющих реализовать основные личностные и ценностные задачи, исходя из целостного образа Я, способ также эффективен в профилактике лечения психосоматических расстройств, неврозов, в психотерапии отклоняющегося и различных форм зависимого поведения, при переходе из одного жизненного цикла в другой, характеризующегося изменением физиологического состояния, и социального статуса, связанного с изменением семейного или социального положения.
Реферат
Изобретение относится к области профилактической и психосоматической медицины, может быть использовано в психотерапии и психологии. Способ эффективен в профилактике лечения психосоматических расстройств, неврозов, в психотерапии отклоняющегося и различных форм зависимого поведения, при переходе из одного жизненного цикла в другой, связанного с изменением семейного или социального статуса и характеризующегося изменением физиологического состояния. Способ может быть использован в работе с парами и в семейной терапии.
Актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых глубинных методов в психосоматической медицине, которая связана, прежде всего, с «кризисом психоанализа как теоретической базы ведущих психосоматических концепций» (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб, 2004 г. стр.492).
Многие авторы отмечают необходимость создания онтологической модели, необходимость «от конкретной методологии как системы принципов и способов построения теории личности целесообразно перейти к описанию ее онтологической модели» (А.В.Петровский Теория личности с позиций категориального анализа психологии http://nkozlov.ru/library/psychology/d2511/print/?resultpage=3). Отмечается также, что «основательность и полнота предпринимаемых усилий, направленных на построение истинной онтологии психотерапии, будут зависеть от науки о душе», понимания ее структуры. (Дж.Хиллман. Самоубийство и душа. М., Когито-центр, 2004 г., стр.163).
В связи с чем в настоящее время в психотерапии намечается системный мультимодальный подход, который связывается с: а) выходом за рамки известных теорий психотерапии; б) внедисциплинарным эвристическим подходом; в) экскурсом в гуманитарную, антропологическую области знания;) холистической идеей (http://www.oppl.ru/library/psihoterapia/6/112003 Bazdiss.doc).
В настоящее время известен ряд глубинных методов и техник, направленных на обнаружение глубинного подсознательного материала. Наиболее разработанными является психоаналитическая теория и практика К.Юнга. В психоаналитической теории и практике К.Юнга психосоматические расстройства рассматриваются с позиций процесса индивидуации личности. При этом используются способы активного воображения и практика работы со сновидениями. Особенный интерес представляет теория комплексов, имеющая непосредственное отношение к глубинным структурам личности. Все разработанные на основе концепции способы очень эффективны, однако имеют свои ограничения, поскольку обязательным условием является необходимость достижения относительно высокой степени стабильности Эго, поскольку пациент должен научиться контролировать и анализировать эмоциональные образы и символы.
Известен способ коррекции психологического состояния Эрика Берна при нарушении социальной адаптации, выделяющий в структуре личности триединую структуру: родитель, взрослый, ребенок. В процессе терапии происходит анализ жизненного сценария жизни родителей и предков пациента, культурного наследия, основных масок, чувств, иллюзий. Основная цель метода - формирование взрослой этической позиции благодаря реконструкции и созданию автономной личности. Конечная цель - создание динамического равновесия между психическими структурами: родителем, взрослым и ребенком. Трансактный анализ проводится как индивидуально, так и в группе, где разыгрываются различные роли и пациент может выполнять роль ребенка или родителя путем установления диалога с участниками группы. (Эрик Берн. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001). Метод имеет ограниченные возможности регрессивных практик и диалога «родитель - ребенок», поскольку использует в основном вербальный анализ и продолжителен по времени.
Известен способ драматерапии как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия, СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода, как лиминальные.
Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света. (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося, Сфера, Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его культурного «кода» и ограничением использования его в современных терапевтических практиках или используются лишь технические приемы без раскрытия глубинного смысла. Вследствие этого функции ритуала остаются нераскрытыми.
Известен способ «символдрамы» или кататимно-имагинативная психотерапия, разработанная известным немецким психотерапевтом профессором Ханскарлом Лёйнером. Основу символдрамы составляет фантазирование в форме образов на свободную или заданную психотерапевтом тему (мотив). Психотерапевт выполняет при этом сопровождающую функцию. Метод клинически высоко эффективен при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности (Я.Л.Обухов. Символдрама. Введение в основную степень. Ростов-на-Дону, ООО Мини Тайп, 2005, стр.7-9). К недостаткам следует отнести наличие суггестивных способов для введения в состояние расслабления, а также директивность при задании образа, как правило, это ограниченное количество образов, соответствующих основным архетипам, что снижает эффективность метода. Кроме того, способ не предусматривает многоуровневое рассмотрение симптома или причины заболевания.
Известен способ построения семантических пространств как метод и форма модельного представления субъективных семантических пространств. В способе используется прием описания человека через оценку его поведения в предлагаемых обстоятельствах, в частности, методом шкалирования сказочных персонажей. Поскольку психосемантический подход практически полностью повторяет в своей теоретической основе положения теории и практики К.Юнга, то к недостаткам технической части следует отнести невозможность при таком подходе подойти непосредственно к развертке этих значений, к картине мира с ее архе-образами. (В.Ф.Петренко, Психология 1998 год, № 3).
Известен метод экзистенциальной психологии, где страх и тревога смерти рассматриваются как основные причины, порождающие основной базисный конфликт. Рассматриваются понятия: свободы, смерти, изоляции, бессмысленности. К недостаткам метода следует отнести сложность понимания глубинных причин, вызванных самой тревогой, недостаточная глубина переживаний, определяющая причины этих факторов. (И.Ялом «Экзистенциальная психотерапия», Москва, 1999 г. стр.10-15).
Известен способ психотерапии заболеваний, обусловленных психической зависимостью, включающий три этапа (Патент РФ 2198690). С проведением психологических тестов, рассмотрением особенностей личности, включающий аутогенную тренировку - гипнотерапию. В процессе лечения происходит поиск смысла жизни, изменение жизненных установок, для предупреждения рецидива осуществляют захоронение больной субличности. Недостатком способа является вытеснение комплекса его «захоронением», а не интеграцией в здоровую личность.
Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации и имитацией событий макрокосмического события - взаимодействия двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически - ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретение навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения. (А.И.Копытин, Золотой фонд психотерапии, Теория и практика Арт-терапии, Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин, Системная арт-терапия, Питер, Спб, 2001 г., стр.191-208.
Ближайшим аналогом является метод коррекции психических состояний и лечения невротических расстройств и патологических зависимостей «интегрально-синергетическая психотерапия» (ближайший аналог - патент РФ 2276999), состоящий из трех циклов. На этих этапах осуществляют сбор анамнеза, определяют психосоматический статус, устанавливают этиологию расстройства, осуществляют исследование наследственности, коррекцию взаимоотношений в аспекте ценностных ориентаций, с осознанием механизмов статуса пациента и связанного с ним его Я-образа. Метод не раскрывает, каким образом происходит переориентация ценностных аспектов, а также интеграция комплекса, связанного с патологической зависимостью и изменением поведения. Поскольку метод не предусматривает доверительного отношения между пациентом и психотерапевтом, представляется сомнительным рассмотрение самого экзистенциального или ценностного конфликта.
Современные представления психосоматической медицины базируются на «многофакторной обусловленности основных психосоматических заболеваний… расширения числа переменных» (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.492), в связи с чем в психотерапии и психосоматической медицине отмечается актуальность разработки онтологического подхода. Любая онтология - признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие - всегда пытается выявить некие общие структуры и характеристики существования объектности самой по себе.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является повышение эффективности психотерапевтической помощи за счет создания онтологического процесса, обеспечивающего глубокий уровень интеграции физиологического, социально-психологического и экзистенциально-духовного подхода в развитии и становлении человеческой личности, включающих устранение деструктивных стратегий и нахождение новых адаптивных форм поведения, переход в новое пространство отношений, позволяющих реализовать основные личностные и ценностные задачи, исходя из целостного образа Я.
Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.
Отличительной особенностью предлагаемого способа является сочетание в нем психоаналитического юнгианского и антропологического направлений, а также использование мультимодального подхода, способствующего реализации онтологического процесса психотерапии. При этом в онтологическом процессе исследуются следующие психологические пространства личности: пространство индивидуальной жизни субъекта, пространство межиндивидных связей, а также интериндивидное (сверхличное) пространство http://psylib.org.ua/books/petya01/txt09.htm. Личность является важнейшей категорией, поскольку в ней оказываются интегрированы и стянуты все базовые категории: индивид, образ, действие, мотив, отношение, переживание.
Теоретические предпосылки
Согласно теории К.Юнга неврозы, зависимости являются признаком нарушения целостности человека. (К.Юнг Серия: Классики зарубежной психологии «Практика психотерапии». Университетская книга», СПб., 1998 г. или Издательство ACT, Москва, стр.101).
Отличительной особенностью теории Юнга от других школ является иерархичность подхода в рассмотрении личности, в котором анализируется персона, рассматривается индивидуальное и коллективное бессознательное. Основным содержанием коллективного бессознательного являются архетипы (мифы), представляющие мотивы, символы, группирующиеся вокруг нескольких основополагающих идей - праобразов. Таким образом, в сферу психологии вводится рассмотрение символического, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий. К.Юнг был первым, кто поднял вопрос целостности и исцеления души в психологии, основываясь на теории комплексов, и на научной основе соединил телесное и духовное. По мнению К.Юнга, комплексы являются диссоциированными частями души.
В предлагаемом способе синтез юнгианского подхода и антропологического оказался возможным, поскольку оба имеют единые подходы. Так сущность антропологического подхода состоит в следующем:
- двуединство, предполагающее единство телесного и душевно-духовного в личности;
- динамический конфликт, который представлен как поступательным развитием, так развитием, имеющим свои кризисы;
- трансцендентность как выход за пределы первоначальной потребности, включающей нуминозные переживания.
Новизна предлагаемого способа заключается в том, что психоаналитический подход позволяет понять смысл симптома, исходя из биографии, истории семьи, архетипических паттернов, а антропологический позволяет связать смысл симптома или расстройства с духовной экзистенцией больного, т.е. рассмотреть с позиций анализа бытия.
Для реализации поставленных задач в способе используются техники вербального анализа, трансактного диалога, арт-терапии с включением в нее драматерапии, символдрамы, активного воображения, перформанса, инсталляции и телесной терапии.
Предлагаемый способ благодаря онтологическому подходу позволяет лаконично соединить многие психотерапевтические практики, такие как активное воображение, символдраму, рисунок, инсталляцию, перформанс, телесную терапию, тем самым реализовать подход мультимодальной терапии, и рассмотреть большой спектр жизнедеятельности человека: поведение, эмоции, чувства, ощущения, образы, когниции, межличностные отношения, биологическое существование человека. Такое новое техническое решение позволяет увидеть особенности сбоев в каждой сфере и выстроить оптимальную стратегию решения проблем, коррекции отклоняющегося и зависимого поведения благодаря последовательному раскрытию значений психосемантического пространства перехода от символического его выражения к эмоциональному, и затем перейти к смысловому предметному плану.
Основная цель способа и использования практик - подойти к сердцевине комплекса, его археструктуре. В целом способ позволяет создать положительные изменения при различных формах дезадаптивного и отклоняющегося поведения, в том числе при патологических зависимостях, благодаря раскрытию роли глубинных психологических механизмов в патогенезе этих заболеваний. Способ эффективен в профилактике различных психосоматических расстройств, в климактерические периоды при глубинной перестройке работы организма, при изменении статуса.
В целом упомянутые технические результаты обеспечивают ряд новых полезных свойств в процессе индивидуации и инициации. Организованный онтологический процесс оказывает значительное влияние на ход формирования и развития личности, формируя конструктивное отношение к симптомам и возникающим конфликтам. Несмотря на то, что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурология, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами.
Теоретическая и техническая и составляющие способа
Как показывают результаты исследований, психодинамический конфликт имеет первостепенное значение в формировании природы психосоматического расстройства. При этом выделяют три основные фактора: унаследованная или рано приобретенная органная или системная недостаточность, психологические паттерны конфликта и формируемая в раннем детстве защита, актуальные жизненные ситуации. При этом многие авторы отмечают, что актуальные жизненные ситуации оказывают ускоряющее действие на расстройство (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г., стр.480).
Особенно заметна манифестация симптома и конфликта при завершении стадий развития, характеризующаяся изменением статуса личности, когда стоит вопрос новой идентичности, как правило, этот период связан с необходимостью принятия решения.
Таким образом, терапевтическая задача сводится к оптимизации поиска движения из одного жизненного цикла в другой с обеспечением переживания данностей существования, свойственным этапам перехода, поиском нового смысла. При этом переход не может быть осуществлен без обнаружения «начал» возникновения конфликта или заболевания и дестабилизации дезадаптивных форм поведения, и построения новых связей и отношений с собой и миром, восстановления оси Эго-Самости, центрального организующего принципом психического начала. «С Самостью связаны понятия целостности, союз противоположностей, центр мира, ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, момент переноса сверхличной энергии в личную жизнь…, защитные структуры, способные извлекать порядок из хаоса…» (Э.Эдингер. Эго и архетип.Pentagraphic, Москва, стр.10-11).
В данном случае мы наблюдаем переход от одного пространства - временного континиума в другой. В психотерапии подобный термин имеет название «перехода» или «жизненных превращений», в антропологии - ритуалов перехода, в онтологии - познание пространства времени и его качества. (М.В.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Питер, СПб., 2000 г., с.101).
Задача поиска «начал» возникновения симптома, выделения наследственных закономерностей, которые носят археформы как психосоматическое заболевание и как система семейных отношений, обеспечение дезинтеграции сложившегося паттерна функционирования или комплекса, образовавшегося на ранних стадиях развития, в семейном опыте, в способе решена за счет интеграции двух подходов: психоаналитического и антропологического.
Способ, организованный в три цикла, базируется на следующих основных теоретических идеях и концепциях:
В психологии - на архетипической психологии К. Юнга и созданной им теории комплексов (К.Юнг. Синхронистичность, Рефл - бук, М., с.127-133), что позволяет рассматривать конфликт на следующих уровнях: рациональном, уровне индивидуального бессознательного, архетипического, включая духовный, связав эти уровни в иерархическую систему.
При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия, М., Класс, стр.5). Под "данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью. Экзистенциальный подход связан с аксиологическим подходом, присущим гуманистической педагогике, философии, рассматривающим такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., которые привлекали людей во все времена.
Рассмотрение конфликта и этих данностей говорит о том, что мы «оказывается, движемся по исхоженному пути, история которого теряется в прошлом, по пути, некогда проложенному самыми мудрыми и пытливыми из когда-либо живших людей» (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия, М., Класс, стр.5). Путь и закономерность движения в пространстве, его качество отражают современный взгляд на онтологический процесс, развивающийся во времени и пространстве, имеющий как индивидуальные, так и общие черты, свойственные бытию.
В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени.
Такое сочетание двух направлений является закономерным, т.к. оба направления, хоть и с разных сторон, но рассматривают образование археструктур в психологии и культуре, а также их символическое значение. И если психология акцентирует больше внимания на особенностях развития индивида и его личном пространстве, то культура подчеркивает особенности развития сообщества за большие промежутки времени, способы передачи и хранения символического через тексты и самого человека, его бессознательное.
Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков, как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец в культуре, придают особую семиотическую значимость. (Ю.М.Лотман, Семиосфера, Искусство - СПб., Спб., 2004 г., стр.355). Значимые ритуалы не являются чем-то отдельным от человека, их последовательность и основные элементы, как показывают работы многих психоаналитиков, являются содержанием бессознательного человека, и именно поэтому правильно организованный ритуал оказывает такое действие на человека, охватывая многие уровни его бытия.
В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света или четырех стихий, или четырех первоэлементов. Использование стихий определяется не только мифами начала творения в разных традициях, но и тем, что языковое «портретирование» имени «душа» в разных традициях происходит на уровне концептуальных метафор, связанных « с тремя стихиями - огнем, воздухом, водой и их производными - дыханием, ветром, паром, дымом и т.п. Стихийное представление о душе сохранилось в этимологии самих слов душа, Seele и soul. Так, в русском языке слово душа связано со стихией воздуха, в английском и немецком - со стихией воды… Таким образом, «прототипической душой» в русском, немецком и английском языках является душа-первоэлемент, душа-стихия. (Степаненко В.А, автореферат докт. дис. http://vak.ed.gov.ru/announcements/filolog/StepanenkoVA.doc).
Поэтому используемые в ритуале стихии и их символы имеют немаловажное значение и ассоциируются с центром развития вселенной и самого человека. В основе комплекса, как считал К. Юнг, чаще всего лежит некое первоначальное событие и одновременно он имеет какое-то внеличное ядро. К.Юнг писал: «В том, что комплексы в действительности являются отколовшимися частями души, сегодня можно уже не сомневаться. (К.Юнг. Психика: структура и динамика. Москва ACT, 2005 г., стр.376).
Поскольку природа и структура комплекса до конца не ясна, в целом принято говорить, что он имеет архетипическую природу и на соматическом уровне комплекс заряжен инстинктивной энергией. Эту теорию принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют и другие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл - Бук Ваклер. 1997 г., стр.127). Множественные клинические случаи подтверждают это положение, особенно в психиатрии. Использование символизма архестихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса.
Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику наряду с производимыми обычными действиями обращения к первоэлементам в способе используется техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для пациента при выявлении комплекса. Использование телесной практики упрощает процесс осознания пациента через проявляющиеся телесные симптомы при вхождении и раскрытии разных уровней психосемантического пространства. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символдрама), действие (перформанс, инсталляция), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.
Порядок проведения предлагаемого способа
Зачастую на пороге перехода индивиду свойственно реагировать на трудности в социальной профессиональной, личной ситуации бегством в ложную идентичность. Поэтому пациент часто стремится уйти от реального, актуального вопроса «кто Я?», заменяя его симптомоориентированным вопросом «Что со мной, чем я страдаю?». (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб, 2004 г. стр.481). Другими словами, вопрос о его собственной идентичности заменяется вопросом о симптоме или конфликте, что сужает пространство собственного восприятия и имеющихся ресурсов. Проблемы смысла жизни тесно связаны с ощущением личностной идентичности. В рамках экзистенциально-гуманистического подхода психические нарушения и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью или внутренним Я. Задача терапии - помочь пациенту изменить способ, с помощью которого он конструирует свой внутренний мир и который, в свою очередь, влияет на способ восприятия и реагирования на мир внешний.
Поэтому терапия связана одновременно как с процессом осознания уже существующего, так и процессом созидания того, чем мы пока не являемся, но того, что должно произрасти и проявиться в нас.В связи с этой стратегией способ имеет три цикла.
Для осознания и закрепления материала пациент записывает сеансы и происходящие с ним в это время события.
Первый цикл
Во время первого аналитического цикла проводят сбор анамнеза, при этом выявляют особенности таких структурных компонентов, как: мотивация, самооценка, уровень интеллекта, особенности полоролевого поведения, психосексуальной адаптации; состояния тревожности и страха; осуществляют исследование психической и психосоматической наследственности путем установления наследственно-родовых факторов возникновения расстройства и механизмов его формирования в межличностных и семейных отношениях. Большое внимание уделяется ранним детским воспоминаниям, травмам, послеродовому периоду, делается акцент на возможности соприкосновения со смертью в раннем детстве.
Второй цикл
Производится коррекция и более глубинное исследование тех особенностей, которые были выявлены на первом цикле. Для этого во время второго коррекционного цикла, используя мультимодальный подход, терапевт проводит анализ и децентрацию сформировавшегося Я-образа, дестабилизацию форм зависимого или дезадаптивного поведения путем организации и упорядочивания в пространстве и времени внутренних значимых переживаний пациента, раскрывая их взаимосвязь на физиологическом, психологическом, архетипическом уровнях, выстраивая иерархическую систему взаимосвязей, при этом используя инсталляцию пространства отношений, моделируемого с помощью предметов и фотографий членов семьи, трансактного диалога родитель - ребенок со сменой ролей, работы со сказкой, символдрамы, работы с масками и психодрамы, телесной терапии, которые позволяют расширить индивидуальные представления о реальности, изменить стереотипы реагирования.
Для организации пространства и установления иерархических связей используется символ дерева как символ упорядочивания пространства; символы меча и чаши, отражающие мужское (волевое) и женское начала. Отличительной особенностью работы со сказкой от уже известных способов является разыгрывание сказки с помощью предметов (кукол) в трехмерном пространстве, которое организует терапевт, выделяя в нем три уровня и связующую ось, при этом акцентируя моменты перехода из одного пространства в другое. В этом цикле происходит работа с маской зависимого поведения и маской, свободной от зависимости. После чего первая маска разыгрывается в психодраме.
Использование мудьтимодального подхода и разных средств коммуникации с терапевтом и членами группы на этом этапе позволяет изменить стереотипы реагирования, что способствует созданию у пациента ощущения возможности нового синтеза внутреннего Я, росту сознания, волевой и творческой активности для создания нового пространства отношений со своими частями личности, другими людьми и обществом.
Несмотря на то, что этот этап является ресурсным для третьего цикла, изменения, которые происходят после него, весьма существенны и значимы для пациента, поскольку затрагивают не только биографический, но и архетипический уровень бессознательного. Поэтому нередко к началу третьего цикла поставленные первоначально задачи могут быть переформулированы в более глубокие или актуальные на настоящий момент.
Третий цикл
Этот цикл отражает переход, который соответствует завершению цикла, и построению или началу другого цикла. Драматерапия, используемая в способе, определяет этот переход как трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события; вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами»; третья часть касается нового опыта и новой реальности.
Стоит отметить, что все обряды перехода в традиции, как ритуалы инициации, отмечены тремя фазами: разделение (separation), грань (mango или limen, что по латыни означает «порог») и восстановление (reaggregation).
Первая фаза означает открепление личности или целой группы от занимаемого ранее места в социальной структуре. Вторая фаза - «лиминальный» период - является промежуточной, поскольку участник получает черты двойственности, находясь в культурном пространстве, которое не укладывается в рамки обычных классификаций состояния (state) и положения (position). При третьей, восстановительной фазе «переходящий» вновь обретает стабильное состояние и получает права и обязанности «структурного» типа, соответствующего обычным нормам и стандартам. (В.Тернер, Символ и ритуал. М., Наука, 1983, с.17, 40).
Для помощи в осуществлении такого перехода пациенту предлагается пройти 4-дневный семинар (индивидуальный или групповой).
Организация пространства
Планшет: в качестве планшета используют прямоугольную доску, выполненную из натурального дерева (размером 50×40). Планшет должен быть удобным и прочным, чтобы у человека была возможность перемещаться с ним в пространстве комнаты при взаимодействии с другими участниками группы или терапевтом. Отчасти сам планшет отображает элемент земли, что позволяет сразу рассматривать все процессы относительно земной реальности, имеющей ограничения.
Стихии: пациенту предлагается выбрать и принести на семинар предметы, соответствующие четырем основным стихиям: воздуху, огню, воде, земле; это может быть четыре предмета или более для создания предметной композиции, а также предмет, который человек ассоциирует с центром этого пространства, в психологии - центром личности, т.е. с Самостью. На семинаре ему предлагается создать инсталляцию в пространстве планшета, таким образом, чтобы она могла отразить его наиболее актуальное состояние. При создании пространства терапевт читает миф о сотворении мира.
Пространство и время
Время перехода обычно ассоциируется с хаосом, как время создания новой структуры, состояние человека определяется как лиминальное, характеризующееся неопределенным и неизвестным для него пространством-временем «ни здесь ни там».
Способ позволяет реализовать два типа времени - циклическое и линейное благодаря порядку работы со стихиями. Порядок работы со стихиями определяется, с одной стороны, исходя из мифопоэтической концепции создания вселенной: воздух (как дух), огонь (свет), вода (вода), земля (земля), т.е. цикличности времени. Этот же порядок будет соответствовать линейному регрессу. Эта нисходящая модель используется в телесной терапии Райхом при работе с поясами тела и мышечной броней, где он следует от головы до таза, т.е. от воздуха к земле. (В.Т.Кондрашенко. Общая психотерапия. Наука и техника, Минск, 1993, с.56). Использование земли в последний день обусловлено возможностью подготовки к процессу «смерти - возрождения».
Инсталляция, Символдрама, Перформанс
Инсталляция (англ. installation - пространственная композиция, созданная из различных элементов - бытовых предметов, изделий, материалов, природных объектов и др.) из символических объектов, представляющих внутреннее видение мира, позволяет отстраненно увидеть более объективно многие вещи, которые человек не замечает в жизни. Рассказывая о созданной инталляции, пациенты обычно отмечают заполненность или незаполненность пространства, связывая его с освоенностью им на данном этапе. Важным аспектом является упорядоченность или хаотичность, которая сразу хорошо заметна. Перенос многих проблем на символические предметы делает терапию менее болезненной и помогает пациенту восстановить связь со своим телом и своим Я.
Использование символдрамы позволяет включить творческий процесс активного воображения и фантазирования при взаимодействии, начиная со стихии воздуха с общей созданной картиной, что позволяет перейти от статичного образа созданной картины в инсталляции к динамичному, усилить мотивацию на изменение форм отклоняющегося поведения.
Очень важно в этот момент побуждать пациента быть смелым и противостоять образам, которые вызывают страх и тревогу. Успешное противостояние ведет к трансформации и устранению этих чувств. Пугающие символические образы или фигуры обычно являются частью самого человека и эту часть важно осознать в процессе интенционального диалога в телесной терапии.
Важный вклад в развитие символдрамы (метода) внес проф. Хайнц Хенниг, проводивший исследования в Институте медицинской психологии университета им. Мартина Лютера (Галле). В настоящее время символдрама широко распространена и официально признана системой медицинского страхования ряда европейских стран. (Я.Л.Обухов "Символдрама. Введение в основную степень, Ростов-на-Дону, ООО "Мини Тайп", 2005.)
Преимуществом заявляемого способа является его наглядность, поскольку достаточно легко зафиксировать переломные моменты во взаимодействии со стихиями, т.к. пространство благодаря рисунку, символдраме и инсталляции в течение всей сессии и каждого этапа приобретает другую форму и внешний вид.
В течение сессии, используя символдраму, терапевт использует амплификацию таких экзистенциальных переживаний, как мазохизм, одиночество, смерть при работе со стихией воздуха, огня, воды