Способ проведения партнерской и супружеской психотерапии
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере. Проводят три цикла партнерской и супружеской психотерапии. Во время первого цикла терапевт исследует и организует совместное переходное пространство отношений партнеров, при этом первоначально он использует имаго-диалог, в котором предлагает партнерам установить новые элементы позитивного обмена в повседневной жизни, выразить свои фрустрации. Затем проводится коммуникационный партнерский диалог с использованием интерпретативной тактики и нарративного подхода, во время которого выявляются деструктивные паттерны эмоционально-поведенческого реагирования, заложенные в детстве, переводится акцент с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего, осуществляется децентрация сформировавшегося Я - образа, дестабилизация форм зависимого и дезадаптивного поведения, границ личного пространства и пространства партнерских отношений, а также осуществляется подход к рассмотрению сердцевины дестабилизирующего комплекса. Во время второго цикла терапевт помогает расширить рамки переходного совместного пространства отношений за счет проведения символдрамы, работы с масками, кинотерапии, выявляющих собственные скрытые мотивы и подсознательные установки, искажающие восприятие реальности, а также формы зависимого и дезадаптивного поведения, позволяя тем самым принять различные аспекты своей личности и личности партнера; с помощью медитации и серии рисунков психотерапевт предлагает партнерам отобразить в символических образах актуализированные переживания и с помощью психодрамы, амплификации и метафоры помогает прояснить их скрытый символический смысл, ослабить архе-защиты психического. Во время третьего структурирующего цикла осуществляют конструирование и переход к новой реальности отношений за счет актуализации экзистенциального динамического конфликта, позволяющего партнерам перейти к новой идентичности, для этого: во время первого этапа осуществляют переход партнеров из обыденной реальности в драматическую на фоне повествования мифа о сотворении мира, во время которого осуществляется инсталляция партнерами своего внутреннего пространства и его центра через композицию, включающую предметы, характеризующие первоэлементы основных стихий - воздух, огонь, воду, землю. После чего терапевт предлагает партнерам создать совместное пространство. Затем терапевт помогает партнерам благодаря отстраненному и более целостному взгляду на пространство провести диагностическое сопоставление имеющихся границ в партнерских отношениях, со структурой созданного символического пространства, представленного в инсталляции, связать их с элементами структуры конфликта; на втором этапе осуществляют переход партнеров в состояние лиминальности, проводя приемы символдрамы и методику активного воображения, при этом в качестве визуального образа используется реализованная инсталляция с коммуникативной проективно-символической экспрессией всех первоэлементов стихий, начиная со стихии воздуха, затем исполняется перформанс процесса взаимодействия партнера с предметами, используемыми в инсталляции, и выполняется рисунок наиболее актуального сценария этого взаимодействия, после чего происходит осознанное переструктурирование пространства собственного восприятия путем перформанса и телесной терапии, во время которой осуществляется интенциональный диалог между партнерами и терапевтом, раскрывающий символический смысл значений первоэлементов и актуализированных переживаний в символдраме и психодраме на биографическом и архетипическом уровнях, связывая их с динамикой партнерских отношений; на третьем этапе терапевт предлагает партнерам поочередно создать в инсталляции новую структуру пространства отношений, усилить его через перформанс; на четвертом этапе происходит формирование нового центра личного пространства, связанного с новой идентичностью и новым образом Я, для этого терапевт акцентирует внимание на конфликте, актуализировавшемся при построении совместного пространства, помогает усилить оппозицию старого и нового образа Я за счет формулирования его негативного и положительного самоопределения Я, трансформировать архе-защиты психического за счет осознания их глубинного смысла и перейти к новому образу Я; на пятом этапе терапевт выводит партнеров из драматической реальности и лиминального состояния, в диалоге акцентирует их внимание на структуре нового пространства отношений, новом образе Я, исходя из которого вырабатывается позитивная стратегия развития каждого из партнеров, формируются новые, гибкие межличностные отношения. Способ позволяет повысить эффективность психотерапевтической помощи партнерам и супружеским парам в построении ответственных отношений любви и взаимопонимания, помогает достичь преобразования отношений за счет преобразования двух живущих вместе людей, а также помогает восстановить нарушенные связи между партнерами, которые могли возникнуть в результате их личного конфликта или другой травмирующей ситуации, восстановить целостность их личного и общего психического пространства как реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально- духовные аспекты, за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых коммуникативных и адаптивных форм поведения, перехода в новое пространство отношений, которое позволит партнерам реализовать их потребности и задачи другого уровня и периода. 4 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области психологии, психотерапии и может быть использовано в работе с супругами и семьями в кризисные переходные периоды, которые характеризуются психоэмоциональными конфликтами и противоречиями, характеризующимися психосоматическими расстройствами у членов семьи, а также различными формами зависимого поведения, расстройствами в сексуальной сфере.
Настоящее время характеризуется сокращением частной жизни и сокращением пространства партнерских отношений в этой реальности, способствующих раскрытию чувств, любви, близости, необходимых для гармоничных отношений. Подтверждением этому является так называемая разновидность эмоционального шантажа, которая ассоциируется с телевизионными сериалами, а также стремлением к получению, трате денег и различным удовольствиям. Отчужденность и одиночество современного человека, по сути являющегося нарциссической личностью, приводит к страданиям, инфантильным затруднениям, которые выражаются через психосоматические расстройства, нарушения в поведении. В определенном смысле расстройства, конфликты современного человека служат объяснением его бегства от тех самых проблем, которые парадоксальным образом домогается его собственное желание, его отторгнутая и вытесненная душевная жизнь.
В связи с чем актуальность разработки метода определяется необходимостью создания новых более эффективных методов партнерской и супружеской терапии, ориентированных на преодоление тревоги, потребности в смысле, любви, близости, необходимых в построении межличностных развивающихся гармоничных отношениях, способствующих созиданию души.
Партнерская и супружеская психотерапия помогает партнерам преодолеть конфликт и кризисную ситуацию, достигнуть гармонии во взаимоотношениях. Супружеская психотерапия может выступать в двух формах - как самостоятельный метод психотерапии и как этап семейной психотерапии.
В настоящее время в супружеской и партнерской терапии наиболее распространен динамический бихевиоритский и гуманитарно-психологический подходы, базирующиеся на теории психоанализа (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.434).
Известен способ супружеской терапии, основанный на бихевиористском подходе, направленный на изменение поведения партнеров методами обусловливания и поведения (Кратохвил С., 1991; D.H.Baucom 1982). Такой подход обеспечивает управление поведением, обучение навыкам общения, выработку супружеского соглашения о взаимном поведении. Он начинается с процесса оценки, включает диагностическое тестирование, обучение позитивным целям, коммуникативному диалогу, включая домашние задания (Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний, монография, пер. М., Медицина, 1991 г.). К недостатком этого метода (вообще бихевиористского подхода) следует отнести слишком большое внимание к поведенческому подходу, который несет за обучением манипуляцию. В связи с чем пара или супруги оказываются на протяжении лет клиентами психотерапевта, вырабатывая зависимость от психотерапии. Поэтому практически все методы относятся к долгосрочной психотерапии.
Известен способ гуманистического подхода супружеских отношений В.Сатир, полагающий, что основой гармоничного брака являются открытость, аутентичность, толерантность, потребность в самовыражении. В основе способа терапии принципы «здесь и теперь», уважение к личной жизни другого, открытое общение, доверие. В способе психотерапевт создает условия, в которых супруги стремятся к вербализации своих чувств и тем самым к улучшению взаимопонимания. Автор полагает, что оба являются «архитекторами» отношений, и поэтому рассматривает терапию в контексте семьи (В.Сатир. Психотерапия семьи, Речь, Спб. 2000 г. стр.5). К недостаткам этого метода является отсутствие приемов и способов трансформации и интеграции агрессивных тенденций, а усиление их контроля, что ведет к подавлению и вытеснению инстинктивной части.
Известен способ семейных расстановок Берта Хеллинберга при разрешении семейно-системных конфликтов и противоречий. Большое внимание автор уделяет системному подходу в использовании психодрамы при работе с семьей, полагая, что за любым симптомом стоит любовь. В психодраме как расстановке и основном способе автора исследуются связи в семье не только с живыми людьми, но и уже умершими, полагая, что все они связаны единой судьбой. К недостаткам метода следует отнести использование одной лишь психодрамы, в которой немаловажное значение имеет момент чувствования, который может вносить ошибки, из-за проекций и неотработанных конфликтов, а также низкий уровень интегративности, опирающийся лишь на семейные связи.
Известен способ групповой арт-терапии при работе с маленькими детьми и их родителями для коррекции нарушенных психических функций ребенка, автор Л.Пролкс. В способе выделяется четыре стадии группового процесса: вовлечения, двусторонней коммуникации, разделенных значений, эмоционального мышления. Способ активно использует разные материалы для создания рисунка, инсталляции, активно использует вербальное и невербальное взаимодействие. К недостаткам следует отнести невысокий уровень рассмотрения протекания внутренних психических процессов самих родителей и, как следствие, задействование семьи как системы (под. ред. А.И.Копытина. Арт-терапия - новые горизонты. Когито-центр, Москва, 2006 г. стр.87-93).
Известен способ партнерских и семейных отношений Н.Пезешкиана. Способ предлагает пятиступенчатую модель, которая выделяет следующие стадии: наблюдения и дистанцирования; инвентаризации; рассмотрения механизмов реагирования на конфликт; рассмотрение актуальных способностей, моделей для подражания; ситуативного ободрения; вербализации, расширения системы целей. В рамках пятиступенчатого метода целенаправленно применяются истории и афоризмы. Способ рассматривает актуальные способности в четырех сферах. Пациент знакомится с другими точками зрения, с альтернативным поведением, помогающим избегать конфликтов. Истории помогают расшатывать внутреннее сопротивление пациента и облегчают овладение приемами самопомощи, дополняющими психотерапевтические меры (Н.Пезешкиан. Позитивная психотерапия, Медицина. М., 1998 г., стр 23-30). К недостаткам следует отнести слишком формализованный подход, препятствующий открытому взаимодействию, отреагированию чувств и эмоций.
Известен способ коррекции психологического состояния Эрика Берна при нарушении социальной адаптации, выделяющий в структуре личности триединую структуру: родитель, взрослый, ребенок. В процессе терапии происходит анализ жизненного сценария жизни родителей и предков пациента, культурного наследия, основных масок, чувств, иллюзий. Основная цель метода - формирование взрослой этической позиции благодаря реконструкции и созданию автономной личности. Конечная цель - создание динамического равновесия между психическими структурами: Родителем, Взрослым и Ребенком. Трансактный анализ проводится как индивидуально, так и в группе, где разыгрываются различные роли и пациент может выполнять роль ребенка или родителя путем установления диалога с участниками группы (Эрик Берн. Трансактный анализ в психотерапии. М., 2001). Метод имеет ограниченные возможности регрессивных практик и диалога «родитель-ребенок», поскольку использует в основном вербальный анализ и продолжителен по времени.
Известен способ драматерапии, как символ жизненных изменений (М.Андерсен-Уоррен, Р.Грейнджер, Драматерапия, СПб., 2001, с.158-160), использующийся при значительных жизненных изменениях и переходах. Теоретически способ основан на антропологической модели древних ритуалов, поэтому имеет трехчастную структуру: начало, середину и завершение. Первая часть связана с актуализацией опыта, отражающего прошлые события и определяющего наши реакции в настоящем. Вторая часть отражает воображаемую реальность Хаоса, сопровождаемую страхом и утратой «почвы под ногами». Третья часть касается нового опыта и новой реальности. Недостатком способа является то, что техническая сторона способа не соответствует заявленной теоретической: отсутствует глубинный опыт переживаний, состояние Хаоса, потрясение и все переживания, соответствующие обрядам перехода, как лиминальные.
Известен способ перехода из одного статуса в другой посредством ритуала во многих традициях. При организации ритуального пространства, например при начале родовых схваток, роженица выходит за порог дома и обращается к четырем сторонам света (Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры. Рос. Гос. Гуманитарный университет, М., 2001 г., стр.65). При поиске видений в обряде инипи совершается обращение к сторонам света. (Дж.Нейхард. Откровение Черного Лося, Сфера, Москва, 1997 г., стр.382). Несмотря на большое количество работ в области антропологии, исследование ритуала затрагивает лишь его внешнюю сторону. Это является причиной потери внутреннего смысла ритуала, его культурного «кода» и ограничением использования его в современных терапевтических практиках или используются лишь технические приемы без раскрытия глубинного смысла. Вследствие этого функции ритуала остаются нераскрытыми.
Известен способ арт-терапии, включающий некоторые антропологические идеи. В способе помимо традиционных арт-стратегий происходит обращение участников к стихиям с использованием ритуализации и имитацией событий макрокосмического события - взаимодействие двух природных элементов «огонь и вода» на конкретно физическом и отвлеченно-символическом уровне. Способ относится к мультимодальному подходу в арт-терапии. В способе происходит драматически-ролевая коммуникация, ведущая роль при этом отводится идентификации членов группы с природными элементами через перформанс и язык тела. Совершение ритуальных действий связывается с мифопоэтическим восприятием реальности. Способ нацелен на повышение творческой экспрессии и приобретения навыков коммуникативного уровня. К недостаткам следует отнести недостаточное раскрытие символического образа стихий, как раскрытия смыслового содержания психосемантического пространства на разных уровнях существования человека, т.е. сущности самого ритуального действия, и, как следствие, сужение способа применения. (А.И.Копытин. Золотой фонд психотерапии, Теория и практика Арт-терапии, Питер, СПб., стр.158, 190-204, А.И.Копытин. Системная арт-терапия, Питер, Спб, 2001 г., стр.191-208).
Ближайшим аналогом, по мнению авторов, является способ IMAGO-терапии (имаго-терапии) Харвиллла Хендрикса, основанного на технике IMAGO-диалога. Способ основан на создании безопасной атмосферы, в которой происходит диалог, поэтому создает условия высокого уровня принятия как вербальных посланий, так чувств и эмоций, включает телесное прикосновение в диалоге «родитель-ребенок». Способ имеет разработанную структуру психотерапевтических сессий и семинаров обучения диалога. В способе основной акцент делается не на разрешение конфликта, а на создание связи, нового пространства между его участниками, углубление диалога. Способ используется в партнерской и супружеской терапии. Несмотря на это, метод имеет ряд недостатков. (Х.Хендрикс. Как добиться желанной любви, Крон-Пресс, М., 2003 г., «Getting the love you want, Henry Holt, New Yotk, 1988). В силу того что он опирается на теоретическую модель психоанализа, то слишком ориентирован на влияние исторического прошлого партнеров, не учитывая коллективные аспекты психики, характеризующие пространство души. В связи с чем диалог имеет ограничения, поскольку происходит в заданных рамках, и поэтому, до конца не разрешая конфликт, постепенно переходит в манипулятивную форму общения.
Предлагаемый способ базируется на постмодернистской концепции семейной терапии, заключающейся в том, что каждый живущий человек «конструирует» собственную реальность (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., стр.443).
Существующая настоящая реальность современного человека характеризуется разорванностью и ускоренностью, в связи с чем он часто испытывает затруднения в осознании собственного облика; будучи зачастую лишен сексуальной, субъективной или моральной идентичности, обладая ограниченным или «ложным Я», современный человек находится в пограничном состоянии, которому свойственны тревога, страх, депрессионные расстройства. Низкий уровень культуры отношений, знания своей психической реальности способствует усилению конфликтов, переносу многих собственных проблем на партнера, что нередко приводит к разрыву отношений. Поскольку старая модель семьи, отношений внутри брака, основанная на традиции долженствования, утратила многие смыслы, а новая еще не родилась, в этом пограничном переходном состоянии значительно заметно увеличение бракоразводных процессов, количество гражданских браков.
Авторы, реализуя способ через предлагаемые технические решения, исходят из следующих предпосылок:
- определяющий фактор в выборе партнера исходит из неосознанной цели обретения целостности через восстановление связи, личной и межличностной;
- конфликт, расстройство в целом - это сигнал того, что изменения и рост начались, сам же протест - это протест против чувства разорванности личного внутреннего пространства и протест против утраты чувства соединенности с другим партнером;
- пространство отношений - это целый микрокосм вселенной, движущийся к целостности;
- как бы подчас ужасно не выглядело поведение партнеров, за ним скрывается глубокая тяга к связи.
В связи с чем при проведении способа терапевт исходит из того, что содержание и формы конфликта между партнерами являются прикрытием этого протеста. Ссорится ли пара по поводу беспорядка в доме или не может решить вопрос, иметь или не иметь детей, если возникает тупиковая ситуация, то причина состоит в том, что партнеры чувствуют разъединенность. В связи с чем разлад отношений никогда не бывает делом рук одного человека; это результат взаимодействия обоих партнеров, защищавшихся от страха оказаться уязвимыми, зависимыми или действительно тесно связанными. Оба человека в равной степени травмированы и в равной степени здоровы.
Техническим результатом, достигаемым при осуществлении предлагаемого способа, является повышение эффективности психотерапевтической помощи партнерам и супружеским парам в построении ответственных отношений любви и взаимопонимания, способ помогает достичь преобразования отношений за счет преобразования двух живущих вместе людей. Способ помогает восстановить нарушенные связи между партнерами, которые могли возникнуть в результате их личного конфликта или другой травмирующей ситуации, восстановить целостность их личного и общего психического пространства как реальности, включающей физиологические, социально-психологические и экзистенциально-духовные аспекты, за счет устранения деструктивных стратегий и нахождения новых коммуникативных и адаптивных форм поведения, перехода в новое пространство отношений, которое позволит партнерам реализовать их потребности и задачи другого уровня и периода. Преимущество способа - возможность оказать поддержку парам в кризисный период переоценки ценностей и переосмысления жизненного опыта; увеличить степень принятия и показать, что за их конфликтом скрывается глубокая тяга к связи и любви. Воссоединение возвращает осознание сущностной связи не только с партнером, но и с обществом, природой, порядком любви, который царит не только в отношениях, но и в природе, и во вселенной. Способ является хорошей ступенью для тех, кто хочет укрепить отношения, если они находятся в хрупком состоянии, помогает перейти от осознанных партнерских отношений к осознанному браку. Способ помогает мягко завершить отношения, вернув себе целостность; уменьшить стрессовую нагрузку при разрыве отношений или разводе.
Сущность заявляемого изобретения выражается в следующей совокупности существенных теоретических и практических признаков, достаточных для достижения вышеуказанного технического результата.
Отличительной особенностью предлагаемого способа является психодинамический системный подход, сочетающий психоаналитическое (юнгианское) и антропологическое направление, а также использование мультимодального подхода, способствующего реализации онтологического процесса психотерапии. При этом в онтологическом процессе исследуются следующие психологические пространства отношений: пространство индивидуальной жизни субъекта, пространство межиндивидных семейных связей, а также интериндивидное (сверхличное) пространство http://psylib.org.ua/books/petva01/txt09.htm..
Супружеская и партнерская терапия фокусируется на изменении во взаимоотношениях, и ее первоочередной целью интервенции является переформирование и улучшение функционирования партнеров, устранения отчужденности и установления новых более глубоких связей между ними. Такая терапия базируется на теории систем и исходит из предпосылки, что однолинейной каузальности быть не может, а существуют более сложные системные и структурные связи между партнерами.
Любая открытая система имеет большие преимущества как самоорганизующаяся система, однако для перехода от состояния нестабильности к новому устойчивому состоянию требуются правильно организованные воздействия, способные интегрировать глубинные уровни архе-структур, которые и обеспечивают процесс самоорганизации. Таких способов в настоящее время недостаточно. Практически все способы партнерской, супружеской и семейной терапии базируются на теории психоанализа, и, как отмечают многие авторы, актуальность разработки новых глубинных методов в психосоматической медицине связана, прежде всего, с «кризисом психоанализа как теоретической базы ведущих психосоматических концепций» (Клиническая психология, под ред. Б.Д.Карвасарского, Питер, Спб., 2004 г. стр.492). Низкая эффективность имеющихся способов подтверждается высоким уровнем стресса в семье.
Отличительной особенностью теории Юнга от других школ является иерархичность подхода в рассмотрении личности, в котором анализируется персона, рассматривается индивидуальное и коллективное бессознательное. Большое внимание в теории уделяется теории комплексов, которые являются диссоциированными частями души. К.Юнг был первым, кто поднял вопрос целостности души в психологии, основываясь на теории комплексов, и на научной основе соединил телесное и духовное. Он ввел понятие оси эго - Самости, акцентировав внимание на том, что индивидуальная психика является не только продуктом личного опыта, но обладает доличностным или трансличностным измерением.
Таким образом, в отличие от имеющихся способов терапии в способ партнерской и супружеской терапии вводится рассмотрение символического и трансличностного, которое является областью исследования антропологии, семантики, лингвистики, сравнительной истории религий.
В предлагаемом способе синтез юнгианского подхода и антропологического оказался возможным, поскольку оба имеют единые подходы. Так сущность антропологического подхода состоит в следующем:
- двуединство, предполагающее единство телесного и душевно-духовного в личности;
- динамический конфликт, который представлен как поступательным развитием, так развитием, имеющим свои кризисы;
- трансцендентность, как выход за пределы первоначальной потребности, включающей нуминозные переживания.
Новизна предлагаемого способа заключается в том, что психоаналитический подход позволяет понять смысл симптома исходя из биографии, истории семьи, архетипических паттернов, а антропологический позволяет связать смысл симптома или расстройства с духовной экзистенцией больного, т.е. рассмотреть с позиций анализа бытия, системный подход позволяет правильно организовать воздействие для необходимой перестройки системы.
Для реализации поставленных задач в способе используются техники вербального анализа, коммуникативного диалога, арт-терапии с включением в нее кинотерапии, символдрамы, активного воображения, психодрамы, а также драматерапии, перформанса, инсталляции и телесной терапии, выполняемых в структуре ритуала четырех стихий. Методы арт-терапии создают условия для вербального и невербального выражения осознаваемых и неосознаваемых чувств и представлений, позволяя создать безопасное пространство для развития отношений.
Как показывают результаты исследований, психодинамический конфликт в значительной степени усиливают актуальные жизненные ситуации, связанные с переходом из одной стадии развития в другую (и связанные с изменением идентичности), и могут оказывать ускоряющее действие на психосоматические расстройства, поведенческие реакции, включающие деструктивное поведение.
С точки зрения нарративного подхода симптомы в системе отношений выполняют морфостатическую и морфогенетическую функцию. Морфостатическая функция симптома - это неосознанная попытка с помощью симптома преодолеть дезинтеграцию. Морфогенетическая функция симптомов представляет собой позитивную обратную связь в системе отношений, вследствие чего происходит усиление колебаний в ней и система переходит на другую стадию в своем развитии. Пациент с симптомом нарушает сложившиеся правила отношений и направляет партнеров к формированию новых более гибких и отношений (Э.Эйдемиллер. Психология и психотерапия семьи. Питер. 2008 г., 445).
Через каждые семь-десять лет личность человека существенно меняется, и в течение жизни он проходит последовательно несколько разных идентичностей. Установленные связи и сами партнерские отношения помогают развиваться и расти, в то же время они обязывают следовать целям, которые находятся по ту сторону осознанных желаний и стремлений. Поэтому в супружеских и партнерских отношениях царят порядки и силы любви, которые поддерживают и требуют, подгоняют и направляют, дают возможности и ограничивают и которые меняются от одного цикла к другому. В связи с чем благодаря глубинным инстинктам и потребностям, экзистенциальным переживаниям и возникающим симптомам, партнеры полностью находятся в их власти, в связи с чем рост требует расширения границ как внешних, так и внутренних.
Рождаясь в семье, которая во многом определяет отношения, и поведение, и потребности, человек переходит в другие более широкие системы и часто несет старые стереотипы. Развиваясь вместе, партнеры помогают отказаться друг другу от страха комплексов и стереотипов поведения, которые не служат новому периоду, двигаясь от первоначальной целостности, полученной в семье, к присоединению к Целому.
В кризисные переходные периоды естественная цель Эго состоит в том, чтобы справиться с экзистенциальной тревогой, стабилизируя, насколько это возможно, жизнь человека, которая представляет автономный диалектический процесс. В это время у человека часто возникает ощущение страха и одиночества из-за отсутствия переходных ритуалов и помощи. В подобные периоды отчуждение партнеров становится особо заметным и отношения ухудшаются. Поскольку утрачен смысл таких переходных периодов, конфликт усиливается. И именно в такие моменты партнеры чаще всего обращаются за помощью. Эта культурная традиция через профессиональную терапевтическую практику входит в жизнь.
Основная терапевтическая задача этого этапа сводится к оптимизации поиска движения из одного жизненного цикла в другой с обеспечением восстановления коммуникативных связей, переживания данностей существования, свойственным этапам перехода, поиска нового смысла, порядка и сил, необходимой поддержки в переживании процесса символической смерти Эго и его возрождении благодаря установлению связи Эго и Самости, «С Самостью связаны понятия целостности, союз противоположностей, центр мира, ось мироздания, творческий момент встречи Бога с человеком, момент переноса сверхличной энергии в личную жизнь…, защитные структуры, способные извлекать порядок из хаоса…» (Э.Эдингер. Эго и архетип. Pentagraphic, Москва, стр.10-11).
Сложность такого движения состоит в том, что чаще всего партнеры приходят уже в состоянии конфликта, боли и непонимания.
Поэтому переход не может быть осуществлен без установления контакта между партнерами, который осуществляется посредством диалога, заданного в определенных рамках.
Впоследствии благодаря навыкам диалога сами партнеры становятся активными участниками всего процесса, в котором происходит децентрация, дестабилизация ригидных дезадаптирующих поведенческих стереотипов, достраивание Я до целостного нового образа.
При этом глубинный базовый конфликт рассматривается как экзистенциальный, обусловленный конфронтацией индивидуума с данностями существования. Под "данностями существования" подразумеваются определенные конечные факторы, являющиеся неизбежной составляющей бытия человека в мире: свободой, смертью, изоляцией и бессмысленностью (И.Ялом. Экзистенциальная психотерапия, М., Класс, стр.5). Экзистенциальный подход связан с аксиологическим подходом, присущим гуманистической педагогике, философии, рассматривающим такие ценности, как жизнь, здоровье, любовь, красота, творчество и т.п., которые крайне важны в партнерских отношениях.
В психотерапии переход от одной реальности к другой имеет название «перехода» или «жизненных превращений», в антропологии - ритуалов перехода, в онтологии - познание пространства времени и его качества (М.В.Осорина. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых, Питер, СПб. 2000 г., с.101).
В антропологической сфере способ базируется на идеях, изложенных академиками Ю.М.Лотманом («Семиосфера») и Топоровым («Пространство и текст»), а именно: наличии нескольких типов времени, связи космогонического и эмбриогонического мифов, важности начал в мифопоэтической концепции, возможности прямого регресса благодаря ритуалу и изменению структуры пространства - времени, в психологии на теории коллективного бессознательного К.Юнга
Такое сочетание двух направлений является закономерным, т.к. оба направления, хоть и с разных сторон, но рассматривают образование архе-структур в психологии и культуре, а также их символическое значение. И если психология акцентирует больше внимания на особенностях развития индивида и его личном пространстве, то культура подчеркивает особенности развития сообщества за большие промежутки времени, способы передачи и хранения символического через тексты и самого человека, его бессознательное.
Использование двух подходов позволяет реализовывать способ в линейном (или биографическом времени) и циклическом, которое свойственно природным процессам, а также преемственности генетических и архетипических признаков, как смене процессов жизни и смерти. Для обеспечения регресса во времени и пространстве по линейному типу времени в способе используется психоаналитическая терапевтическая модель работы, для регресса в циклическом времени используется антропологическая модель ритуала, ориентированного на время «начал». Именно таким ритуалам, ориентированным на начало и конец, в культуре придают особую семиотическую значимость (Ю.М.Лотман, Семиосфера, Искусство - СПб., Спб., 2004 г., стр.355).
В качестве ритуала начал используется ритуал четырех сторон света, или четырех стихий, или четырех первоэлементов. Использование стихий определяется не только мифами начала творения в разных традициях, но и тем, что языковое «портретирование» имени «душа» в разных традициях происходит на уровне концептуальных метафор, связанных «с тремя стихиями - огнем, воздухом, водой - и их производными - дыханием, ветром, паром, дымом и т.п. (Степаненко В.А, автореферат докт. дис. http://vak.ed.gov.m/announcements/filolog/Stepanenko VA.doc). Поэтому используемые в ритуале стихии и их символы имеют немаловажное значение и ассоциируются с началом создания вселенной и человека.
Использование символизма архе-стихий в способе является более обширным понятием, вмещающим в себя и архетипы, и духовные составляющие процесса, что позволяет, используя предлагаемый способ, подойти к сердцевине самого комплекса. Положения принадлежности комплекса к духовной природе, его связанности с инстинктами разделяют многие известные авторы, такие как Пьер Жане, Мортон Принс, Мари фон Франс (К.Юнг. Синхронистичность. Рефл-Бук Ваклер. 1997 г., стр.127).
Для раскрытия смысла и культурного кода ритуала, возможности включения его как формы «начал» в психотерапевтическую практику, наряду с производимыми обычными действиями обращения к перво-элементам, в способе используются техники арт-терапии и телесной терапии, в которой большое внимание уделяется связи символического образа и телесного ощущения, что позволяет увязывать две реальности: символическую и телесную, таким образом использовать многоуровневую или многофакторную модель в терапии, более понятную для пациента. Таким образом, способ позволяет задействовать четыре формы семантической репрезентации: через образ (рисунок, символодрама), действие (перформанс, инсталляция), телесные ощущения и через знаковую (т.е. вербальную) форму.
Заявленное техническое решение является новым, так как характеризуется наличием новой совокупности признаков, отсутствующей во всех известных техниках направления партнерской и супружеской терапии. В отличие от других подходов заявленный метод основан на комплексной биопсихосоциальной и духовно-экзистенциальной концепции на психическую и психосоматическую дезадаптацию личности. Комплексный, системный подход обеспечивается набором определенных психотерапевтических техник, выполняемых в определенной последовательности.
Непосредственный технический результат, который может быть получен при реализации заявленной совокупности признаков, заключается в том, что заявленный метод, разработанный авторами, затрагивает значительное количество уровней и сторон психического: рациональный и эмоциональный, сознательный и подсознательный, личностный и межличностный, культурный и социальный, бытовой и экзистенциально-духовный, психический и соматический. Несмотря на то что в основе способа лежат известные подходы, в целом способ не является их эклектической компиляцией, поскольку опирается на более широкий спектр современных познавательных систем и подходов психосоматической медицины, экзистенциальной психологии, культурологии, антропологии, философии и религиоведения, нового эмпирического материала, полученного самими авторами.
Особенности: Поскольку близкие отношения не возможны без ощущения уязвимости, которая, в свою очередь, невозможна без чувства безопасности, способ помогает создать такую атмосферу за счет того, что:
- на первом цикле терапевт обучает партнеров коммуникативному диалогу;
- на втором цикле использует ассоциативный метод кинотерапии;
- на третьем цикл проективно символические методики с использованием инсталляции.
Это позволяет использовать способ в групповой терапии на любом этапе, что значительно расширяет опыт его участников в обретении навыков партнерской коммуникации, познании психической реальности.
Способ реализуется следующим образом.
Первый цикл
Это коммуникационный цикл, на котором терапевт обучает партнеров диалогу, с помощью которого затем помогает им исследовать их личное психическое пространство и пространство отношений.
Главная цель в партнерской и супружеской терапии - улучшение диадной коммуникации. Все психологические направления: поведенческие, психоаналитические, системные и другие (например, трансактный анализ), придают первостепенное значение коммуникации в партнерстве, несмотря на то, что действия психотерапевта при этом могут отличаться. Коммуникация складывается из внутренних (духовных) и внешних каналов связи, которые партнеры прокладывают друг к другу. И хоть научиться внешним формам не так сложно, если они не подкреплены чувствами уважения, любви, принятия, если за ними не стоят искрение чувства, то быстро становятся искусственными рамками для общения. Внутренне развитие человека обязательно повлечет за собой изменения во вне.
Способ имеет три этапа, в которых последовательно партнеры не только проходят терапию, но и обучаются многим навыкам коммуникативного диалога, который по мере расширения реальности психического меняет свою форму и, начинаясь от узких заданных рамок, переходит в творческий коммуникативный процесс, позволяющий выразить свой внутренний мир и понять обоим партнерам.
Поскольку, как правило, пришедшие на терапию партнеры находятся в конфликте и инициатором является лишь один из них, то в отличие от индивидуальной и семейной терапии на первой сессии сбору анамнеза и причинам конфликта уделяется не столько внимания, как в индивидуальной терапии. Цель первой сессии - знакомство партнерами, конфликтной ситуацией, создание безопасного пространства для партнеров, овладение простейшими навыками коммуникационного диалога; получение позитивного подкрепления возможности восстановления утраченной связи, контракт на терапию. Для этого терапевт создает безопасную атмосферу, вводя ограничения в диалог и предлагая его четко структурированнную форму, включающую такие элементы диалога, как отзеркаливание, подтверждение, эмпатию, признательность. Присоединенность к процессу и одновременно дистанцированность и нейтральность терапевта к участникам диалога позволяют создать атмосферу доверия между партнерами и терапевтом.
Получение более полной информации происходит в течение последующих сессий благодаря углублению диалогу. Считается, что содержательные аспекты приобретают значимость только тогда, когда партнеры овладели формальными правилами коммуникации. За этим стоит мысль, что делиться и говорить о важном эмоциональном содержании можно лишь в том случае, если для этого созданы общие рамки в виде адекватной культуры коммуникации. Поэтому на этом этапе партнеры обучаются важным навыкам разговора и слушания, включенности в пребывание «здесь и теперь» с целью добиться открытой, конструктивной и эмоционально конгруэнтной коммуникации. В этом диалоге говорящий тренируется в отношении употребления местоимения Я, а слушающий учится активному слушанию, которое включает позитивную обратную связь, обобщающее перефразирование, выяснение, правильно ли он понял сказанное, а также принятию. Несмотря на общие тенденции создания и научения коммуникативного диалога, авторы заявляемого способа используют технику IMAGO-диалога (диалог пары, интенциональный диалог), обладающего большим арсеналом разработанных схем, сочетаний коммуникации и телесного взаимодействия. Это, например, позволяет включить, наряду с диалогом «родитель-ребенок», телесные прикосновения, что является поддерживающим при воспоминании детских травм, связанных с отделением, и других травмирующих событий.
Таким образом, диалог постепенно помогает провести исследование условий рождения, психической и соматической наследственности, семейных стереотипов поведения, способов защит, основных травм, а также исследовать различные аспекты психической реальности партнеров сексуальной, нарциссической, Я - идентичности и вступить с этими частями психического пространства во взаимодействие.
В рамках экзистенциально-гуманистического подхода нарушения в общении и невротические расстройства рассматриваются как результат блокирования контакта с нашей собственной сущностью, или внутренним Я. Поэтому одной из основных задач первого цикла и диалога является перевод акцентов с внешнего конфликта между партнерами на разрешение внутреннего и в конечном итоге помощь партнеру в изменении способа видения и конструирования своего внутреннего мира.
Цель терапии и диалога на протяжении всех циклов - подвести участников к такому взаимодействию, где они могли бы ощущать себя как целостные здоровые личности. Поэтому постепенно коммуникационный диалог выходит за рамки имаго диалога, опирающегося на биографический опыт, неосознаваемые воспоминания раннего детства.
Для этого способ использует нарративный подход, смысл которого заключается в том, что все, что происходит в жизни человека,