Способ осуществления мониторинга улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории и средство локальной подсветки для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Изобретения могут быть использованы для комплексной диагностики объектов дорожного хозяйства и организации мониторинга за их эксплуатационным состоянием в режиме реального времени. Способ заключается в следующем. Осуществляют контроль параметров дорожного объекта посредством перемещения вдоль дорожного полотна регистрационно-измерительной системы (РИС) (с оптической компонентой на основе светочувствительных линеек). Упомянутую РИС устанавливают на базовом транспортном средстве (БТС) 1 и функционально связывают ее выходные каналы с бортовым вычислительным комплексом 2. Указанное БТС1 оснащают бортовой электростанцией 4 и установленной над БТС1 рамой 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты РИС. Указанную РИС формируют комплексной и включают в ее состав, по меньшей мере, подсистему регистрации дефектов проезжей части дорожного объекта и элементов ее обустройства, функционально являющуюся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов и элементов обустройства, включающим линейную камеру 10 сканирования; подсистему регистрации состояния обустройства дорожного объекта, функционально являющуюся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства 1, включающим, по меньшей мере, две линейные камеры 12 бокового сканирования, которые устанавливают на раме 5. По меньшей мере, одну из упомянутых подсистем оснащают средством 20 локальной подсветки элементов дорожного объекта в условиях освещенности, не соответствующих заданным параметрам освещенности. Средство 20 организуют с возможностью формирования в поле зрения объективов упомянутых линейных камер 10, 12 сканирования светового потока с геометрией поперечного сечения в виде полосы. Ширину полосы рассчитывают из условия исключения проявления эффекта ослепления в момент пересечения участниками движения этой полосы. 2 н. и 13 з.п. ф-лы, 10 ил.

Реферат

Изобретения относятся к области строительства и эксплуатации улично-дорожных сетей, а также к средствам и способам комплексной диагностики эксплуатационных показателей объектов дорожного хозяйства и организации мониторинга за их технико-эксплуатационным состоянием в режиме реального времени.

Из уровня техники известен способ осуществления мониторинга улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории, согласно которому осуществляют контроль технико-эксплуатационных параметров дорожного объекта посредством перемещение вдоль дорожного полотна регистрационно-измерительной системы (с оптической компонентой на основе светочувствительных линеек). Для этого упомянутую систему стационарно устанавливают на базовом транспортном средстве, преимущественно на виброизолированной основе, и функционально связывают ее выходные каналы с бортовым вычислительным комплексом, функционально являющимся средством обработки регистрируемой информации и передачи ее на центральную ЭВМ в цифровой форме посредством оператора (RU №2170298, С2, кл. Е01С 23/07, 2001 г.).

Из уровня техники известно средство локальной подсветки для осуществления способа мониторинга улично-дорожной сети включающее: источник света; полый корпус с окном для выхода светового потока, генерируемого источником света, расположенным в полости корпуса; по меньшей мере, одно средство трансформации геометрии генерируемого источником светового потока с целью его локализации в заданной области исследуемой поверхности соответствующих элементов дорожного объекта (SU №1073360, А, кл. Е01С 23/07, 1984 г.).

К недостаткам данных известных из уровня техники технических решений (как в отношении объекта «способа, так и в отношении объекта «устройство») можно отнести ограниченные эксплуатационные возможности вследствие обеспечения контроля и регистрации исключительно одного технико-эксплуатационного параметра дорожного объекта, а также отсутствия возможности контроля и регистрации состояния элементов обустройства дорожного объекта, в том числе подземных и надземных коммуникаций; ограниченная зона контроля вследствие особенностей конструкции средства локальной подсветки, которое одновременно функционально является и средством регистрации исследуемых технико-эксплуатационных параметров дорожного объекта.

В основу заявленных технических решений была поставлена задача расширения функциональных возможностей передвижной дорожной лаборатории для осуществления заявленного способа посредством обеспечения комплексного контроля и регистрации ряда основных технико-эксплуатационных параметров дорожных одежд, а также контроля и регистрации состояния элементов обустройства дорожного объекта (в том числе подземных и надземных коммуникаций) в реальном режиме времени с заданной точностью измерения и привязки к относительной и абсолютной системам координат при повышении производительности процесса комплексного мониторинга улично-транспортной сети в целом посредством расширения номенклатуры функционально-технологических средств контроля и регистрации, синхронно работающих в процессе осуществления мониторинга.

Кроме того, еще одним техническим результатом (обеспечиваемым заявленным техническим решением) является обеспечение возможности функционирования с заданной точностью и разрешающей способностью таких подсистем, как подсистемы регистрации дефектов проезжей части и элементов обустройства дорожного полотна (функционально являющейся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов дорожного покрытия) и подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта (функционально являющейся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства) в условиях освещенности элементов дорожного объекта, не соответствующих заданным параметрам освещенности (регламентируемых свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер сканирования соответствующей подсистемы), за счет использования в указанных подсистемах средств (определенной конструкции) локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта без ухудшения условий повседневной регулярной эксплуатации дорожного объекта иными транспортными средствами (т.е. исключается возможность создания на дорожном объекте аварийных ситуаций в процессе осуществления мониторинга).

Поставленная задача в отношении объекта изобретения «способ» решается посредством того, что в способе осуществления мониторинга улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории, согласно которому осуществляют контроль технико-эксплуатационных параметров дорожного объекта посредством перемещение вдоль дорожного полотна регистрационно-измерительной системы с оптической компонентой на основе светочувствительных линеек, для чего упомянутую систему стационарно устанавливают на базовом транспортном средстве, преимущественно на виброизолированной основе, и функционально связывают ее выходные каналы с бортовым вычислительным комплексом, функционально являющимся средством обработки регистрируемой информации и передачи ее на центральную ЭВМ в цифровой форме посредством оператора, согласно изобретению базовое транспортное средство дополнительно оснащают бортовой электростанцией и стационарно установленной над транспортным средством рамой для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы; регистрационно-измерительную систему формируют комплексной и включают в ее состав, по меньшей мере, подсистему регистрации дефектов проезжей части дорожного объекта и элементов ее обустройства, функционально являющуюся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов дорожного объекта, включающим линейную камеру сканирования; подсистему регистрации состояния обустройства дорожного объекта, функционально являющуюся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства, включающим, по меньшей мере, две линейные камеры бокового сканирования, которые устанавливают на раме для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы с возможностью попадания в их поле зрения упомянутых контролируемых элементов дорожного объекта; по меньшей мере, одну из упомянутых подсистем оптической компоненты регистрационно-измерительной системы оснащают средством локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта в условиях их освещенности, не соответствующих заданным параметрам освещенности, регламентируемым свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер сканирования соответствующей подсистемы; данное средство локальной подсветки конструктивно и пространственно организуют с возможностью формирования в поле зрения объективов упомянутых линейных камер сканирования светового потока с геометрией поперечного сечения в виде узкой полосы света с заданным распределением освещенности по длине и ширине формируемой полосы света, при этом ширину упомянутой полосы рассчитывают из условия обеспечения исключения проявления эффекта ослепления участников движения в момент пересечения сформированной полосы света в процессе регулярного дорожного движения с законодательно разрешенной скоростью.

Оптимально средство двухмерной оценки дефектов и элементов обустройства дорожного покрытия, включающее линейную камеру сканирования, размещать в области передней консольной части рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения регистрации соответствующих упомянутых дефектов на ширине дорожного покрытия до 12 м с точностью в поперечном и продольном направлениях 10 мм.

Оптимально линейные камеры бокового сканирования средства оценки состояния объектов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства устанавливать, например, в центральной части рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы по разные стороны от ее продольной оси, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения регистрации состояния соответствующих контролируемых объектов справа, слева и сверху от траектории движения базового средства на расстоянии 6 м с точностью до 10 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистему замера продольной ровности дорожного объекта, функционально являющуюся средством построения микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении, конструкцию которого оснащают, по меньшей мере, одним лазерным датчиком измерения продольной ровности и датчиками ускорения этой подсистемы в количестве, соответствующем количеству лазерных датчиков и функционально связанных с соответствующими лазерными датчиками.

Оптимально конструкцию средства построения микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении оснащать двумя лазерными датчиками измерения продольной ровности и, соответственно, двумя датчиками ускорения подсистемы замера продольной ровности; каждую пару структурных элементов лазерный датчик - датчик ускорения в этом случае целесообразно размещать на боковом участке рамы базового транспортного средства в области заднего моста по разные стороны от продольной оси рамы, преимущественно в створе колеи транспортного средства; при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении с шагом не менее 125 мм и точностью 0,1 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистему замера поперечной ровности дорожного объекта, функционально являющуюся средством трехмерного построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении, конструкцию которого оснащают, по меньшей мере, одним лазерным генератором линии объемного сканирования и камерой объемного сканирования, которые устанавливают на раме для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы.

Оптимально в составе средства трехмерного построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении использовать два лазерных генератора линии объемного сканирования, которые устанавливают, например, в передней части консоли рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы с возможностью формирования линии объемного сканирования, например, впереди базового транспортного средства, а камеру объемного сканирования этого средства (в рассматриваемом случае) размещают на упомянутой раме с возможностью расположения линии объемного сканирования в пределах угла зрения ее (т.е. камеры) объектива; при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации и построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении на ширину до 12 м с точностью 2 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать, по меньшей мере, двухуровневую подсистему георадарного зондирования, один из уровней которой функционально является средством оценки диэлектрической проницаемости конструктивных слоев дорожной одежды и подстилающих грунтов для регистрации толщины конструктивных слоев, конструкцию которого оснащают, по меньшей мере, одним георадаром коротковолнового диапазона зондирования, а другой уровень - средством регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть дорожного объекта, а также различных неоднородностей, конструкцию которого оснащают, по меньшей мере, одним георадаром длинноволнового диапазона зондирования.

Оптимально:

- в состав конструкции средства оценки диэлектрической проницаемости конструктивных слоев дорожной одежды и подстилающих грунтов включать два георадара с линейным диапазоном зондирования 0,05-1,0 м, которые размещают в передней части рамы базового транспортного средства поперек ее продольной оси, при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации толщины конструктивных слоев с точностью до 1 см при глубине до 0,5 м и с точностью до 3 см при глубине от 0,5 м до 1 м;

- в состав средства регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть дорожного объекта, а также различных неоднородностей также включать два георадара с линейным диапазоном зондирования 0,5 - 10,0 м, которые размещают в задней части рамы базового транспортного средства поперек ее продольной оси, при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть с глубиной заложения до 10 м от поверхности дорожного покрытия, а также различных неоднородностей с точностью до 0,5 м.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистемы относительного и абсолютного позиционирования, первая из которых функционально является средством линейной привязки результатов измерений, полученных при работе всех вышеуказанных подсистем к относительной системе координат, в конструкцию которого включают энкодер, а вторая - средством привязки результатов измерений, полученных при работе всех вышеуказанных подсистем к абсолютной системе координат, в конструкцию которого включают спутниковую навигационную систему.

Оптимально:

- структурные элементы средства линейной привязки результатов измерений, полученных при работе всех вышеуказанных подсистем к относительной системе координат, включающего в себя энкодер, конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения линейной привязки результатов измерений к относительной системе координат с точностью не менее 0,15%, то есть 1,5 м на 1 км трассы;

- структурные элементы средства привязки результатов измерений, полученных при работе всех вышеуказанных подсистем к абсолютной системе координат, включающего в себя спутниковую навигационную систему, конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения привязки результатов измерений к абсолютной системе координат с законодательно разрешенной точностью.

Разумно регистрационно-измерительную систему оснащать оптической станиной, которую устанавливают на раме для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы на виброопорах, а функциональные элементы соответствующих подсистем устанавливать непосредственно на оптической станине, в том числе и на индивидуальных виброопорах.

Поставленная задача в отношении объекта изобретения «устройство» решается посредством того, что в средстве локальной подсветки для осуществления способа мониторинга улично-дорожной сети, включающем: источник света; полый корпус с окном для выхода светового потока, генерируемого источником света, расположенным в полости корпуса; по меньшей мере, одно средство трансформации геометрии генерируемого источником светового потока, согласно изобретению упомянутый источник света выполнен электронного типа, при этом он должен содержать, по меньшей мере, одну газоразрядную лампу высокого давления, оснащенную горелкой, смонтированной на токоподводах, заваренных в ножку внешней колбы, по меньшей мере, половина площади внутренней поверхности которой покрыта отражающим зеркальным слоем таким образом, что плоскость, проходящая через крайние участки этого слоя, ориентирована вдоль продольной оси горелки, а форма сформированной отражающей части внешней колбы выбрана такой, что для любого поперечного сечения отношение расстояния r0 от оси горелки до зеркального слоя в продольной плоскости симметрии к соответствующему расстоянию rφ в плоскости, повернутой вокруг оси горелки на угол φ, непрерывно изменяется с изменением угла φ и лежит, преимущественно, в пределах 0,7-1,1; по меньшей мере, одно средство трансформации геометрии генерируемого источником светового потока выполнено в виде щелевого коллиматора генерируемого светового потока, который размещен поперек последнего с возможностью перекрытия генерируемого источником светового потока и выполнен в виде набора параллельных пластин, установленных с зазорами между их взаимообращенными поверхностями; при этом корпус средства локальной подсветки оснащен приборными амортизаторами, преимущественно резиновыми, функционально являющимися элементами подвески средства локальной подсветки на раме для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы с возможностью обеспечения освещения исследуемых участков поверхности элементов дорожного объекта, а геометрия щелевого коллиматора рассчитывается из условия обеспечения формирования полосы света такой ширины, которая исключает проявление эффекта ослепления участников движения в момент пересечения сформированной полосы света в процессе регулярного дорожного движения с законодательно разрешенной скоростью.

Допустимо взаимообращенные поверхности набора пластин щелевого коллиматора выполнять зеркальными.

Допустимо взаимообращенные поверхности набора пластин щелевого коллиматора выполнять зачерненными.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленного изобретения, позволил установить, что не обнаружены аналоги, характеризующиеся признаками и связями между ними, идентичными всем существенным признакам заявленных технических решений, а выбранные из перечня выявленных аналогов прототипы, как наиболее близкие по совокупности признаков аналоги, позволили выявить совокупность существенных (по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату) отличительных признаков в заявленных объектах изобретений, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности «новизна» по действующему законодателству.

Для проверки соответствия заявленного изобретения требованию условия патентоспособности «изобретательский уровень» заявитель провел дополнительный поиск известных технических решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявленных изобретений, результаты которого показывают, что заявленные изобретения не следуют для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияние предусматриваемых существенными признаками заявленных изобретений преобразований на достижение усматриваемого заявителем технического результата.

В частности, заявленными изобретениями не предусматриваются следующие преобразования известных объектов-прототипов:

- дополнение известного объекта каким-либо известным признаком, присоединяемым к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений;

- замена какого-либо признака известного объекта другим известным признаком для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены;

- исключение какого-либо признака известного объекта с одновременным исключением обусловленной наличием этого признака функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата;

- увеличение количества однотипных признаков в известном объекте для усиления технического результата, обусловленного наличием в объекте именно таких признаков;

- выполнение известного объекта или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала;

- создание объекта, включающего известные признаки, выбор которых и связь между ними осуществлены на основании известных правил и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами признаков этого объекта и связей между ними.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию условия патентоспособности «изобретательский уровень» по действующему законодательству.

Изобретения иллюстрируются графическими материалами.

Фиг.1 - схема компоновки подсистем АДС-МАДИ на базовом транспортном средстве (вид сбоку).

Фиг.2 - схема компоновки подсистем АДС-МАДИ на базовом транспортном средстве (вид спереди).

Фиг.3 - общая схема средства локальной подсветки (продольный разрез).

Фиг.4 - сечение А-А по фиг.3.

Фиг.5 - общий вид электронной лампы средства локальной подсветки (штриховкой обозначена зеркальная отражающая часть внешней колбы лампы).

Фиг.6 и 7 - ход падающих и отраженных лучей в электронной лампе при различных вариантах геометрии профиля поперечного сечения внешней колбы.

Фиг.8 и 9 - фотоснимки общего вида АДС-МАДИ в эксплуатационной компоновке функциональных блоков и подсистем регистрационно-измерительного комплекса на базовом транспортном средстве в различных ракурсах.

Фиг.10 - фотоснимок АДС-МАДИ в процессе использования средства локальной подсветки (полоса света, формируемая средством локальной подсветки посредством трансформации исходного светового потока, четко просматривается даже в черно-белом изображении).

Агрегаты, блоки, подсистемы регистрационно-измерительной системы и их структурные элементы в графических материалах обозначены следующими позициями.

1 - средство (базовое транспортное).

2 - комплекс (бортовой вычислительный).

3 - место (рабочее оператора).

4 - электростанция (бортовая).

5 - рама (для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы).

6 - датчик лазерный (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта).

7 - датчик ускорения (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта, функционально связанный с лазерным датчиком 6).

8 - датчик лазерный (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта).

9 - датчик ускорения (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта, функционально связанный с лазерным датчиком 8).

10 - камера линейная (подсистемы регистрации дефектов проезжей части и элементов обустройства дорожного полотна).

12 - камера линейная бокового сканирования (подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта справа, слева и сверху).

13 - камера линейная бокового сканирования (подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта справа, слева и сверху).

14 - генератор лазерный линии объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта).

15 - генератор лазерный линии объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта).

16 - камера объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта).

17 - георадар (коротковолновый с диапазоном зондирования - 0,05-1,0 м).

18 - георадар (длинноволновый с диапазоном зондирования - 0,5-10,0 м).

19 - система (спутниковая навигационная).

20 - средство (локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта).

21 - поток световой (генерируемый средством 20 локальной подсветки).

22 - сечение (поперечное светового потока 21 на поверхности исследуемой зоны элемента дорожного объекта, например дорожного полотна).

23 - полоса (формируемая световым потоком 21 на поверхности исследуемой зоны элемента дорожного объекта, например дорожного полотна).

24 - источник света (электронный).

25 - корпус полый (электронного источника 24 света).

26 - окно (полого корпуса 25 для распространения светового потока 21, генерируемого источником 24 света).

27 - лампа высокого давления (электронного источника 24 света).

28 - горелка (лампы 27 высокого давления).

29 - токоподводы (к горелке 28).

30 - колба (внешняя лампы 27 высокого давления).

31 - ножка (внешней колбы 30 лампы 27 высокого давления).

32 - цоколь (лампы 27 высокого давления).

33 - слой зеркальный (нанесенный на часть внутренней поверхности колбы 30 лампы 27 высокого давления).

34 - ось (продольная горелки 28 лампы 27 высокого давления).

35 - коллиматор (например, щелевой средства 20 локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта).

36 - набор (пластин коллиматора 35).

37 - пластины (набора 36 коллиматора 35).

38 - поверхность (отражающая или поглощающая /зачерненная/ пластины 37).

39 - амортизаторы (приборные для вертикальной подвески средства 20 локальной подсветки).

Заявленный способ осуществления мониторинга улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории заключается в следующем.

Согласно заявленному способу осуществления мониторинга улично-дорожной сети осуществляют контроль технико-эксплуатационных параметров дорожного объекта посредством перемещения вдоль дорожного полотна регистрационно-измерительной системы (с оптической компонентой на основе светочувствительных линеек). Для этого упомянутую систему стационарно устанавливают на базовом транспортном средстве 1, преимущественно на виброизолированной основе, и функционально связывают ее выходные каналы с бортовым вычислительным комплексом 2, функционально являющимся средством обработки регистрируемой информации и передачи ее на центральную ЭВМ в цифровой форме посредством оператора.

Базовое транспортное средство 1 дополнительно оснащают бортовой электростанцией 4 и стационарно установленной над транспортным средством 1 рамой 5 для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы.

Регистрационно-измерительную систему формируют комплексной и включают в ее состав, по меньшей мере;

- подсистему регистрации дефектов проезжей части дорожного объекта и элементов ее обустройства, функционально являющуюся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов и элементов обустройства дорожного объекта, включающим линейную камеру 10 сканирования;

- подсистему регистрации состояния обустройства дорожного объекта, функционально являющуюся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства 1, включающим, по меньшей мере, две линейные камеры 12 и 13 бокового сканирования, которые устанавливают на раме 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы с возможностью попадания в их (камер 12 и 13) поле зрения упомянутых контролируемых элементов дорожного объекта.

По меньшей мере, одну из упомянутых подсистем оптической компоненты регистрационно-измерительной системы оснащают средством 20 локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта в условиях их освещенности, не соответствующих заданным параметрам освещенности, регламентируемым свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер 10, 12 и 13 сканирования соответствующей подсистемы. Данное средство 20 локальной подсветки конструктивно и пространственно организуют с возможностью формирования в поле зрения объективов упомянутых линейных камер 10, 12 и 13 сканирования светового потока 21 с геометрией поперечного сечения в виде узкой (преимущественно 0,3-0,6 м) полосы 23 света с заданным распределением освещенности по длине и ширине формируемой полосы 23 света. При этом ширину упомянутой полосы 23 рассчитывают из условия обеспечения исключения проявления эффекта ослепления участников движения в момент пересечения сформированной полосы света в процессе регулярного дорожного движения с законодательно разрешенной скоростью. Это позволяет полностью исключить создание на дорожном объекте аварийной ситуации посредством передвижной дорожной лаборатории в процессе осуществления мониторинга.

Оптимально средство двухмерной оценки дефектов и элементов обустройства дорожного покрытия, включающее линейную камеру 10 сканирования, размещать в области передней консольной части рамы 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения регистрации соответствующих упомянутых дефектов на ширине дорожного покрытия до 12 м с точностью в поперечном и продольном направлениях 10 мм.

Оптимально линейные камеры 12 и 13 бокового сканирования средства оценки состояния объектов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства устанавливать, например, в центральной части рамы 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы по разные стороны от ее (рамы 5) продольной оси, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения регистрации состояния соответствующих контролируемых элементов дорожного объекта справа, слева и сверху от траектории движения базового средства 1 на расстоянии 6 м с точностью до 10 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистему замера продольной ровности дорожного объекта, функционально являющуюся средством построения микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении, конструкцию которого оснащают, по меньшей мере, одним лазерным датчиком 6 и 8 измерения продольной ровности и датчиками 7 и 9 ускорения этой подсистемы в количестве, соответствующем количеству лазерных датчиков 6 и 8 и функционально связанных с соответствующими лазерными датчиками 6 и 8.

Оптимально конструкцию средства построения микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении оснащать двумя лазерными датчиками 6 и 8 измерения продольной ровности и, соответственно, двумя датчиками 7 и 9 ускорения подсистемы замера продольной ровности. Каждую пару структурных элементов лазерный датчик 6 или 8 - датчик 7 или 9 ускорения соответственно в этом случае целесообразно размещать на боковом участке рамы 5 базового транспортного средства 1 в области заднего моста по разные стороны от продольной оси рамы 5, преимущественно в створе колеи транспортного средства 1. При этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении с шагом не менее 125 мм и точностью 0,1 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистему замера поперечной ровности дорожного объекта, функционально являющуюся средством трехмерного построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении. Конструкцию этого средства оснащают, по меньшей мере, одним лазерным генератором 14 и 15 линии объемного сканирования и камерой 16 объемного сканирования, которые устанавливают на раме 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы.

Оптимально в составе средства трехмерного построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении использовать два лазерных генератора 14 и 15 линии объемного сканирования, которые устанавливают, например, в передней части консоли рамы 5 для монтажа функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы с возможностью формирования линии объемного сканирования, например, впереди базового транспортного средства 1. Камеру 16 объемного сканирования этого средства (в рассматриваемом случае) размещают на упомянутой раме 5 с возможностью расположения линии объемного сканирования в пределах угла зрения ее (камеры 16) объектива. При этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации и построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении на ширину до 12 м с точностью 2 мм.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать, по меньшей мере, двухуровневую подсистему георадарного зондирования.

Один из уровней этой подсистемы функционально является средством оценки диэлектрической проницаемости конструктивных слоев дорожной одежды и подстилающих грунтов для регистрации толщины конструктивных слоев. Конструкцию этого уровня оснащают, по меньшей мере, одним георадаром 17 коротковолнового диапазона зондирования.

Другой уровень этой подсистемы функционально является средством регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть дорожного объекта, а также различных неоднородностей в грунте. Конструкцию этого уровня оснащают, по меньшей мере, одним георадаром 18 длинноволнового диапазона зондирования.

Оптимально:

- в состав конструкции средства оценки диэлектрической проницаемости конструктивных слоев дорожной одежды и подстилающих грунтов включать два георадара 17 с линейным диапазоном зондирования 0,05-1,0 м, которые размещают в передней части рамы 5 базового транспортного средства 1 поперек ее продольной оси, при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации толщины конструктивных слоев с точностью до 1 см при глубине до 0,5 м и с точностью до 3 см при глубине от 0,5 м до 1 м;

- в состав средства регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть дорожного объекта, а также различных неоднородностей также включать два георадара 18 с линейным диапазоном зондирования 0,5-10,0 м, которые размещают в задней части рамы 5 базового транспортного средства 1 поперек ее продольной оси, при этом структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации инженерных сетей, пересекающих проезжую часть с глубиной заложения до 10 м от поверхности дорожного покрытия, а также различных неоднородностей с точностью до 0,5 м.

Допустимо в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включать подсистемы относительного и абсолютного позиционирования.

Первая из указанных подсистем функционально является средством линейной привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к относительной системе координат, в конструкцию которого включают энкодер.

Вторая из указанных подсистем функционально является средством привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к абсолютной системе координат, в конструкцию которого включают спутниковую навигационную систему 19.

Оптимально:

- структурные элементы средства линейной привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к относительной системе координат (включающего в себя энкодер) конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения линейной привязки результатов измерений к относительной системе координат с точностью не менее 0,15%, то есть 1,5 м на 1 км трассы;

- структурные элементы средства привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к абсолютной системе координат (включающего в себя спутниковую навигационную систему) конструктивно и пространственно организовывать с возможностью обеспечения привязки результатов измерений к абсолютной системе координат с законодательно разрешенной точностью.

Разумно регистрационно-измерительную систему оснащать оптической станиной (в графических материалах условно не показана), которую устанавливают на раме 5 для монтажа, по меньшей мер