Способ создания острого панкреатита в эксперименте
Изобретение относится к экспериментальной медицине, а именно к экспериментальной гастроэнтерологии, и может быть использовано для создания модели острого панкреатита. Для этого животным вводят через желудок смесь, состоящую из 70% спирта в дозе 9 г/кг с добавлением 1 мл 10% камфорного масла. При этом введение осуществляют на фоне голодной диеты. Способ обеспечивает адекватное воспроизведение модели, удешевление и упрощение ее.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, в частности к области экспериментальной медицины, гастроэнтерологии, хирургии и нормальной анатомии, и может быть использовано для получения экспериментальной модели острого панкреатита.
Известен способ моделирования острого панкреатита путем введения алкоголя в общий желчный проток (Andican G., Gelisgen R., Unal E. et al. Oxidative stress and nitric oxide in rats with alcohol-induced acute pancreatitis // World. J. Gastroenterol. - 2005. - Vol.11, №15. - P.2340-2345).
Недостатком указанного способа является сложность, дороговизна, недостаточная информативность конечных результатов, неполноценность модели, которая не полностью соответствует истинной картине протекания острого панкреатита.
Целью изобретения является приближение модели к истинной картине, удешевление и упрощение ее.
Цель достигается тем, что используют для создания модели острого панкреатита спиртово-камфорную смесь, причем вводят ее через желудок.
Способ реализуется следующим образом. После вводного эфирного наркоза животных фиксировали, через желудочный зонд вводили смесь, состоящую из 70% спирта (9 г/кг) с добавлением 1 мл 10% камфорного масла.
Приводим пример практического использования способа. В течение суток животные (крысы-самцы массой 200-250 г) соблюдали голодную диету, давалась вода. Затем после вводного эфирного наркоза животных фиксировали, через желудочный зонд вводили смесь, состоящую из 70% спирта (9 г/кг) с добавлением 1 мл 10% камфорного масла. После этого животные помещались в виварий, разрешалось пить. Затем животных фиксировали, под эфирным наркозом выполняли стернотомию. Кровеносное русло поджелудочной железы инъецировали через сердце и аорту 10% водным раствором колларгола. Животные забивались с соблюдением «правил проведения работ с использованием экспериментальных животных» (приказ №724 Минвуза от 13.11.1984 г.). Для исследования использовались участки поджелудочной железы в различных отделах, соответствующих головке, телу и хвосту железы размерами 1 см, которые фиксировали в 12% нейтральном формалине или охлажденном ацетоне, обезвоживали в смеси гексана и ацетона, просветляли в ксилоле и заключали в бальзам. Из части препаратов готовили срезы толщиной 100-150 мкм на замораживающем полупроводниковом микротоме, окрашивали гематоксилин-эозином, по Маллори, по Ван-Гизон, галлоцианин-хромовыми квасцами по Эйнарсону. Препараты просматривали под фотомикроскопом Оптон-3. Диаметры сосудов гемомикроциркуляторного русла измеряли с помощью окуляр-сетки, вмонтированной в фотомикроскоп Оптон-3. Развитие заболевания подтверждалось морфологическими и биохимическими методами исследования. В крови отмечено увеличение уровня панкреатических ферментов (амилаза, липаза, трипсин), а также снижение количества ингибитора трипсина. Так через 24 ч после начала эксперимента уровень амилазы увеличился по сравнению с контрольной группой на 70%, липазы на 41%. Отмечалось появление трипсина в крови у экспериментальной группы животных (у контрольной группы животных трипсин в крови не определялся), при этом уровень ингибитора трипсина снизился соответственно в 3,3 раза. Гистологическое исследование ткани железы показало, что у животных имеются морфологические изменения, характерные для острого панкреатита: значительный отек ацинарной части, островков и стромы поджелудочной железы, лейкоцитарная инфильтрация, гибель панкреатоцитов; деформация, нечеткость контуров, дискомплексация островков Лангерганса, дистрофические изменения островковых клеток.
Таким образом, биохимическими и морфологическими методами исследования достоверно доказано развитие острого панкреатита у экспериментальных животных.
При моделировании острого панкреатита в эксперименте уже через 3 часа поджелудочная железа была несколько увеличена и полнокровна. Через 6 часов от начала эксперимента полнокровие и отек железы существенно увеличились. Максимальная выраженность изменений определялась через сутки после начала эксперимента. Отек распространялся на парапанкреатическую клетчатку, брыжейку тонкой и толстой кишки. Имели место кровоизлияния и очаги некроза в тело и хвост поджелудочной железы, пневматоз желудка, кровоизлияния в стенку желудка и двенадцатиперстной кишки. Также имело место полнокровие и венозный застой со стороны вен брюшины и органов брюшной полости.
Острый панкреатит - одно из тяжелейших, широко распространенных и сложно диагностируемых заболеваний органов брюшной полости. Ему сопутствует целый ряд осложнений, а клиническое течение и исход заболевания часто трудно предсказуемы. Последние годы характеризуются значительным ростом частоты воспалительных заболеваний поджелудочной железы. По сводным данным Комитета по здравоохранению Администрации Санкт-Петербурга острый панкреатит занимает первое место среди ургентных хирургических заболеваний. Примерно у 20% больных острым панкреатитом развивается панкреонекроз. При панкреонекрозе летальность значительно выше, чем при интерстициальном панкреатите, и по данным различных авторов остается на уровне 20-40%. Проблема острого панкреатита является одной из самых сложных в абдоминальной хирургии. Это связано с высокой летальностью при панкреонекрозе и большим числом неудовлетворительных результатов консервативного и хирургического лечения. В последние десятилетия активно обсуждаются тактические вопросы лечения больных острым панкреатитом. Изменения в лечебных установках происходили в связи с появлением новых данных о патогенезе панкреатита, особенностях метаболизма ацинарной клетки, сложных биохимических процессах, происходящих в ткани поджелудочной железы. Проблема острого панкреатита, помимо медицинского, имеет и социально-экономическое значение, так как в последние годы средний возраст больных составляет 30-40 лет.
Можно выделить три взаимосвязанные группы причин острого панкреатита: механические, токсико-аллергические и нейрогуморальные. Токсико-аллергические факторы включают употребление алкоголя, пищевую и лекарственную аллергию. Даже однократное употребление алкоголя может вызвать тяжелый острый деструктивный панкреатит. Диета, богатая жирами, потенцирует повреждение поджелудочной железы, вызванное алкоголем. Имеет место влияние алкоголя на различные патогенетические звенья заболевания. Алкоголь оказывает как местное, так и системное токсическое действие на поджелудочную железу.
Модель основана на том, что токсико-аллергические факторы, в частности употребление алкоголя, являются одними из основных в этиологической структуре заболевания. Кроме того, жиры являются фактором, потенцирующим развитие острого панкреатита.
Способ моделирования острого панкреатита, отличающийся тем, что животным вводят через желудок смесь, состоящую из 70%-ного спирта в дозе 9 г/кг с добавлением 1 мл 10%-ного камфорного масла, при этом введение осуществляют на фоне голодной диеты.