Самоспасатель бобровских для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, через окно, с балкона (лоджии) жилых домов, промышленных и офисных зданий, а также для ручной, авто- и авиатранспортировки обездвиженных по разным причинам людей
Иллюстрации
Показать всеСамоспасатель Бобровских для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, а также через окно или с балкона многоэтажных жилых домов, промышленных и офисных зданий относится к индивидуальным устройствам самоэвакуации с контролируемым режимом скорости спуска и автоматической самоблокировкой спуска в случае потери сознания человеком на высоте. Самоспасатель Бобровских содержит спусковое самоблокирующее устройство. Самоблокирующее устройство включает установленные с возможностью вращения в заданном направлении направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик, непружинящую П-образную скобу посередине с фиксатором, а также жестко закрепленные направляющие нержавеющие втулки скольжения между двух параллельно расположенных силовых щечек. Изобретение обеспечивает надежность и удобство его использования. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
Реферат
Изобретение относится к индивидуальным средствам самоэвакуации, в частности к устройствам для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, например из кабины башенного крана, с нефтяной платформы, с борта корабля или вертолета и т.п., включая возможность самоэвакуации человека через окно или с балкона (лоджии) многоэтажных жилых домов, промышленных и офисных зданий, когда проходы и лестничные марши сильно задымлены или обрушены, а также для производства мелких работ на отвесных участках стены. Не исключен вариант спортивного применения для спусков на скорость, например, с пожарных вышек, а также в качестве носилок, например, при «ручной» транспортировке больного человека с верхних этажей здания или при эвакуации горнолыжника с травмами опорно-двигательного аппарата, соответственно, с последующей автотранспортировкой или авиатранспортировкой в полулежачем подвешенном за штатный крепеж состоянии.
Однако известные на сегодняшний день устройства и средства для экстренной самоэвакуации человека, не имея таких широких технико-технологических характеристик по причине конструктивных недоработок и сложности применения, требуют либо специальной подготовки, либо предварительных тренировок, а то и вовсе, больше подходят под статус «коллективных», так как требуют непосредственного участия вторых лиц, то есть диспетчерского управления эвакуационным процессом.
Наиболее близким из аналогов является «Устройство для аварийного спуска людей», авторское свидетельство №1172563 (А62В 1/04), принятое за прототип. Устройство содержит тормозной орган с рычагами регулятора скорости спуска, образованными свободными концами пружинящей омегообразной скобы и направляющими для троса, фиксатор троса, страховочный элемент, а также пояс с карабином и трос.
Перед спуском предварительно запасованный в пружинящую омегообразную скобу свободный конец троса опускается на пол и спускаемый человек пристегивает карабином свой пояс к страховочному элементу в виде кольца. В момент эвакуации человек зависает в воздухе, так как омегообразная скоба от веса человека зажимает трос, а начинается движение человека вниз только после того, как он разожмет рычаги омегообразной скобы в стороны.
Недостатком известного устройства является то, что при его применении в качестве экстренной самоэвакуации человека необходим второй человек, например крановщик, то есть тот самый пресловутый диспетчер, который спустит трос на пол, после чего поднимет эвакуируемого в воздух, причем с помощью дополнительных механизмов (крана), а тот уже самостоятельно разожмет скобу и спустится вниз, тогда как в этом нет никакой необходимости, поскольку и сам крановщик вполне успешно может опустить человека на землю. С другой стороны, недостатком является и тот факт, что в свободном висе человек испытывает сильное давление поясом на бока и в подреберье, а перенос тяжести тела на хват весьма незначителен, а то и совсем противоположный, поскольку требуется усилие в обратную сторону для разжатия рычагов омегообразной пружинящей скобы. Кроме того, недостатком устройства является конструктивно-обусловленное горизонтальное положение самих рычагов регуляторов скорости спуска, так как при жиме в сторону от себя подвижность кистевых суставов в горизонтальной плоскости несвойственна, а потому несколько ограничена, чем если бы «жим в сторону от себя» осуществлялся в вертикальной плоскости. Кроме того, неудобством является то, что невозможно, так сказать, в тандеме, например, с нижерасположенных этажей, зацепившись руками за ремень, эвакуироваться еще кому-то. Кроме того, недостатком устройства является то, что невозможно обеспечить полусидячую позу, скажем, при ручной транспортировке больного с верхних этажей дома. Кроме того, недостатком устройства является импульсивная скорость спуска по причине отсутствия дополнительных щадяще-прижимных направляющих троса в момент разжатия скобы. Кроме того, недостатком устройства является то, что некоторые его составляющие при длительном хранении могут покрыться ржавчиной, тем самым повредить трос и в целом потерять надежность. Кроме того, недостатком устройства является то, что оно изначально не связано между собой, а разбито на отдельные составляющие, то есть устройство с тросом отдельно, а пояс с карабином отдельно. Другими словами, устройство не представляется в изначальной форме единым функционально целым и не включает дополнительные детали для более надежного, более комфортного и более долговечного его использования в более широком функциональном спектре применения.
Задачей изобретения является упрощение по применению при использовании с учетом рефлекторной моторики человека, расширение технико-технологических возможностей с более надежным, более комфортным и более долговечным его использованием для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, а также для ручной, авто- и авиатранспортировки обездвиженных по разным причинам людей, не исключая спортивного его применения.
Технический результат, заключающийся в устранении недостатков в известном устройстве, содержащем тормозной орган с рычагами регулятора скорости спуска, образованными свободными концами пружинящей омегообразной скобы и направляющими для троса, фиксатор троса, страховочный элемент, а также пояс с карабином и трос, достигается тем, что дополнительно введены направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик с радиусом, съемные рукоятки для захвата, паховая стропа с корректирующим звеном, симметричные не менее двух стропы таза с кистевыми самозатягивающимися петлями с распределителями давления, съемная стропа с шейной манжетой, стабилизатор и спинной амортизатор поясничной стропы, светоотражающий элемент, нержавеющие зажимы и коуш, а также катушка для троса, причем трос выполнен в виде веревочного фала, при этом направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик с радиусом, а также скоба установлены с возможностью вращения в заданном направлении, а направляющие в виде втулок скольжения жестко закреплены в тормозном органе, выполненном в виде двух параллельно расположенных силовых щечек, стянутых болтами через зеркально расположенные отверстия, причем втулки выполнены нержавеющими, а скоба выполнена непружинящей П-образной формы с фиксатором троса посередине в виде нержавеющего пальца, по сторонам от которого выполнены сквозные пазы, а рычаги скобы выполнены вертикальным регулятором скорости спуска с резьбовыми отверстиями на торцах для надежной фиксации съемных рукояток для захвата, что в совокупности и образует спусковое самоблокирующее устройство, при этом пояс выполнен в виде поясничной стропы без отверстий под шпильку со спинным амортизатором, надежно закрепленным по центру, а пряжка выполнена без шпильки с возможностью свободно перемещаться по допустимой длине поясничной стропы, оба конца которой протянуты через стабилизатор и пропущены в пазы П-образной скобы языками не менее трех сантиметров и не менее чем одним витком по часовой стрелке самозажаты, а к ее середине жестко закреплена с перегибом внахлест примерно одной своей третью паховая стропа, а по сторонам с двойным перегибом внахлест жестко закреплены симметричные стропы таза, одни концы которых образуют кистевые самозатягивающиеся петли, а вторые концы жестко закреплены между целиковой и примерно одной третью паховой стропы, на свободном конце которой надежно закреплена пряжка с корректирующим звеном, а ближе к середине размещено страховочное кольцо, при этом съемная стропа с шейной манжетой свободно закреплена на пряжке паховой стропы, а светоотражающий элемент надежно закреплен, как минимум, на одной из строп, а распределители давления жестко закреплены внутри кистевых самозатягивающихся петлей, что в целом и образует поясничнотазопаховую обвязку, при этом один конец веревочного фала заправлен в нержавеющие зажимы с интервалом между собой, достаточным для формирования межфаловой проушины диаметром не менее 5 см, а в петле сгиба размещен нержавеющий коуш, второй конец пропущен между силовых щечек, под направляющими в виде нержавеющих втулок скольжения, вокруг направляющего прогонно-прижимного нержавеющего ролика с радиусом под фиксатор троса в виде нержавеющего пальца, по направляющему в виде нержавеющей втулки скольжения через корректирующее звено и свободно намотан на катушку.
Кроме того, технический результат достигается тем, что рукоятки для захвата могут быть выполнены по форме пальцев с учетом индивидуальных особенностей рук.
Кроме того, технический результат достигается тем, что направляющие втулки выполнены вращающимися вокруг своей оси для использования более жестких и упругих фолов.
Кроме того, технический результат достигается тем, что стропы могут быть дополнительно прошиты (расшиты/вышиты) светоотражающими нитками для оперативной ориентировки в ночное время спасательных служб.
Сущность изобретения заключается в том, что самоспасатель Бобровских для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, а также для ручной, авто- и авиатранспортировки обездвиженных по разным причинам людей, представляет собой единое многофункционально целое устройство, включающее спусковое самоблокирующее устройство, поясничнотазопаховую обвязку с кистевыми самозатягивающимися петлями и съемной стропой с шейной манжетой, веревочный фал на одном конце с коушем, зажимами, межфаловой проушиной и съемным карабином, а на втором конце с катушкой для наматывания.
Надежность и более комфортное его использование достигается благодаря введенному направляющему прогонно-прижимному нержавеющему ролику с радиусом, а также скобе, установленным с возможностью вращения, и направляющим в виде втулок скольжения, выполненных нержавеющими и жестко закрепленных в тормозном органе, выполненном в виде двух параллельно расположенных силовых щечек, стянутых болтами через зеркально расположенные отверстия, причем скобе, выполненной непружинящей П-образной формы с фиксатором троса посередине в виде нержавеющего пальца и по сторонам от него выполненным сквозным пазам, а также рычагам скобы, выполненной вертикальным регулятором скорости спуска с резьбовыми отверстиями на торцах для надежной фиксации посредством винтов с шайбами введенных съемных рукояток для захвата, целостности поясничной стропы с введенным жестко закрепленным спинным амортизатором к ее центру, оба конца которой протянуты через введенный стабилизатор и самозажаты, как минимум, одним витком по часовой стрелке в пазах П-образной скобы, пряжке без шпильки, надежно закрепленной с введенным корректирующим звеном на одном конце введенной паховой стропы с возможностью свободно перемещаться по допустимой длине поясничной стропы, паховой стропе, жестко закрепленной другим своим концом с перегибом внахлест примерно одной своей третью к поясничной стропе, а также введенным симметричным, не менее двух, стропам таза, жестко закрепленным одними своими концами между целиковой и примерно одной третью паховой стропы, а вторыми концами, с двойным перегибом внахлест поясничной стропы, образующими кистевые самозатягивающиеся петли с надежно закрепленными внутри них распределителями давления, а также наличием штатного троса, выполненного в виде веревочного фала, заправленного в нержавеющие зажимы с интервалом между собой, достаточным для формирования фаловой проушины диаметром не менее 5 см, нержавеющему коушу, размещенному в петле сгиба фала, второй конец которого пропущен между силовых щечек, под направляющими в виде нержавеющих втулок скольжения, вокруг направляющего прогонно-прижимного нержавеющего ролика с радиусом под фиксатор троса в виде нержавеющего пальца, по направляющему в виде нержавеющей втулки скольжения через корректирующее звено и свободно намотан на введенную катушку.
Долговечность обеспечивается применением нержавеющих направляющих, пальцеобразного фиксатора троса, стабилизатора поясничной стропы, зажимов и коуша, а также выполненной из современных синтетических материалов самой поясничнотазопаховой обвязки в целом.
Функциональное расширение по использованию обеспечивается введенной съемной стропой с шейной манжетой с возможностью фиксации тела человека в полусидячем (полулежачем) состоянии, межфаловой проушиной диаметром не менее 5 см с возможностью просунуть в нее, например, монтировку или черенок лопаты в качестве опорной составляющей при ручной транспортировке человека, самозатягивающиеся кистевые петли с надежно закрепленными внутри них распределителями давления, образованные концами симметричных тазовых строп для потенциальной возможности попутной эвакуации дополнительно еще одного человека, например, с нижерасположенных этажей здания, введенным светоотражающим элементом, закрепленным, как минимум, на одной из строп с целью оперативной ориентировки в ночных условиях эвакуации, а также дополнительной прострочкой (прошивкой/вышивкой) строп светоотражающими нитками.
Техническое расширение по применению обеспечивается выполнением съемных рукояток для захвата по форме пальцев с учетом индивидуальных особенностей рук, а также направляющих втулок с возможностью вращения вокруг своей оси для возможности использования более жестких, более плотных, более упругих веревочных фалов.
На фиг.1: вид А - общий вид, вид Б - вид поясничнотазопаховой обвязки сзади; на фиг.2: вид А - вид сбоку без одной силовой щеки спускового самоблокирующего устройства с заправленным веревочным фалом, вид Б - вид сзади спускового самоблокирующего устройства; на фиг.3 (фототранскрипция): вид А - вид в прозрачном чехле в режиме «ожидания», вид Б - общий вид без самозатягивающихся кистевых петлей и съемной стропы с шейной манжетой, вид В - вид пошагового упора при спуске, вид Г - вид свободного виса с применением шейной манжеты, вид Д - ручная эвакуация с применением шейной манжеты и подручных материалов, в частности черенка от лопаты.
Самоспасатель Бобровских для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов содержит: спусковое самоблокирующее устройство, включающее установленные с возможностью вращения в заданном направлении направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик с радиусом 1, скобу 2, а также жестко закрепленные направляющие втулки скольжения 3 между двух параллельно расположенных силовых щечек 4, стянутых болтами 5 через зеркально расположенные отверстия 6 (не показано), причем втулки 3 выполнены нержавеющими, а скоба 2 выполнена непружинящей П-образной формы посередине с фиксатором 7 веревочного фала 8, а по сторонам выполнены сквозные пазы 9, а рычаги 10 скобы 2 выполнены вертикальным регулятором скорости спуска с резьбовыми отверстиями 11 на торцах 12 для надежной фиксации винтами 13 съемных рукояток 14 для захвата, а также поясничнотазопаховую обвязку, включающую поясничную стропу 15 без отверстий под шпильку со спинным амортизатором 16, надежно закрепленным на ней, оба конца которой протянуты через стабилизатор 17, пропущены через сквозные пазы 9 П-образной скобы 2 языками (не показаны) не менее трех сантиметров и самозажаты не менее чем одним витком по часовой стрелке (не показано), паховую стропу 18 с надежно закрепленными на одном конце пряжкой 19 с возможностью свободно перемещаться по допустимой длине поясничной стропы 15, корректирующим звеном 20 и примерно посередине с страховочным кольцом 21, а вторым своим концом примерно одной третью с перегибом внахлест жестко закрепленную в середине поясничной стропы 15, симметричные, не менее двух, стропы таза 22 с кистевыми самозатягивающимися петлями 23 с распределителями давления 24 (не показано) на одних концах, жестко закрепленных примерно одной своей третью с двойным перегибом внахлест по сторонам поясничной стропы 15, а вторыми концами жестко закрепленных между целиковой и примерно одной третью паховой стропы 18, съемную стропу 25 с шейной манжетой 26, свободно закрепленную на пряжке 19, светоотражающий элемент 27, надежно закрепленный, как минимум, на одной из строп, например на задней части паховой стропы 18, веревочный фал 8, заправленный одним концом в нержавеющие зажимы 28, расположенные друг от друга с интервалом между собой, достаточным для формирования межфаловой проушины 29 диаметром не менее 5 см, а в петле сгиба размещен нержавеющий коуш 30, второй конец которого пропущен между силовых щечек 4, под направляющими в виде нержавеющих втулок скольжения 3, вокруг направляющего прогонно-прижимного нержавеющего ролика с радиусом 1 под фиксатор 7 в виде нержавеющего пальца, по направляющему в виде нержавеющей втулки скольжения 3 через корректирующее звено 20 и свободно намотан на катушку 31.
Для более удобного сцепления съемные рукоятки 14 для захвата могут быть выполнены по форме пальцев с учетом индивидуальных особенностей рук. Для возможности использования более жестких, более плотных, более упругих веревочных фалов направляющие втулки 3 могут вращаться вокруг своей оси, а стропы 15, 18 и 22 могут быть прошиты (вышиты/расшиты) светоотражающими нитками (не показано) для оперативной ориентировки в ночных условиях спасательных служб.
Самоспасателем Бобровских пользуются следующим образом.
Перед самоэвакуацией необходимо зафиксировать стартовый конец фала посредством карабина за штатный крепеж на объекте или за кольцо анкерного болта, предварительно установленного в отверстие, просверленное бытовой электродрелью над окном за шторой, в углу балкона (лоджии), либо зацепиться за арматуру, трубу, скалистый выступ и т.п., если он уже зафиксирован и самоспасатель находится в режиме «ожидания», распаковать упаковку-чехол и извлечь его, после чего взяться руками за поясничную стропу, пропустить между ног паховую стропу и, потянув за пряжку в сторону «на себя», затянуть поясничнотазопаховую обвязку выше пояса, при необходимости надеть шейную манжету. Далее открыть люк, дверь или окно и т.д., сбросить вниз катушку с веревочным фалом и, убедившись, что фал не запутался, осуществить выход «спиной» за пределы покидаемого объекта, придерживаясь руками за подручные выступы объекта, например за край оконной рамы, до полного натяжения фала, после чего взяться руками за рукоятки спускового самоблокирующего устройства и движением в сторону «от себя», контролируя скорость, спуститься на землю в положении с упором ног в стену здания, либо в положении произвольного виса. Попутно возможно эвакуировать еще одного человека с нижерасположенных этажей, который легко может зацепиться-закрепиться, если есть на нем пояс с карабином, за страховочное кольцо, размещенное примерно в середине паховой стропы, а если нет, то, просунув руки в кистевые самозатягивающиеся петли с распределителями давления, штатно расположенные по бокам поясничной стропы, удерживать себя в висе на руках необходимое (!) время.
Во избежание вывихов и переломов при приземлении ноги нужно держать слегка согнутыми в коленях, что значительно увеличивает амортизационный эффект, а во избежание головокружения или потери сознания от высоты необходимо смотреть чуть вверх или прямо перед собой на стену здания-дома. При потере сознания (контроля над собой) сработает самоблокировка спуска и человек будет оставаться на высоте до прибытия спасателей или, придя в сознание, самостоятельно завершит спуск.
Для «ручной» транспортировки/эвакуации больных или обездвиженных по разным причинам людей с последующей автотранспортировкой или авиатранспортировкой необходимо, чтобы была одета (заведена за голову) шейная манжета, которая и обеспечивает почти ортопедическое полулежачее (полусидячее) положение человека, а также необходимо, чтобы конец фала с карабином был заправлен (подтянут) максимально ближе к спусковому самоблокирующему устройству, чтобы обеспечить приемлемую высоту плечевого упора, в качестве которого можно применить, например, черенок от лопаты, предварительно просунув его в фаловую проушину до приблизительного равновесия по распределению веса на оба конца. Стартовая длина фала устанавливается так, чтобы при самоэвакуации во избежание зацепов спусковое самоблокирующее устройство оказалось чуть ниже уровня покидаемого объекта. Регулировка «необходимой» по назначению длины фала или «стартовой» длины фала осуществляется следующим образом.
Если требуется увеличить изначальную длину фала, надо взяться за рукоятки скорости спуска, краткими движениями по оси вращения определить нейтральное положение фиксатора фала, после чего, принудительно удерживая это положение, с усилием потянуть вниз, а во втором случае, если есть потребность сократить изначальную длину фала, нужно вытолкнуть его в обратном направлении сначала с прогонно-прижимного ролика примерно на 15-20 см, а после - с нижней направляющей втулки в том же направлении примерно на 5-10 см, просунуть два-три пальца в образовавшуюся петлю и потянуть за верхний фал на себя.
Заправляется веревочный фал, если он выскользнул из спускового самоблокирующего устройства или если необходимо заменить его на новый, двумя способами.
Первый способ
Надо взять в правую руку спусковое самоблокирующее устройство, а в левую свободный конец фала или наоборот, кому как удобно, просунуть фал под первую верхнюю направляющую втулку между прогонно-прижимным роликом, затем пропустить его сверху между прогонно-прижимным роликом и второй верхней направляющей втулкой с выходом из параллельно расположенных силовых щечек, подтянуть, чтобы он плотно «осел» по ролику и втулкам, затем как бы в обратном направлении пропустить конец между верхней направляющей втулкой и пальцеобразным фиксатором до появления фала с противоположной стороны между силовых щечек поверх скобы, с силой протянуть образовавшуюся складку фала (возможен глухой щелчок), после чего пропустить фал в обратном направлении поверх нижней направляющей втулки, затем в обратном направлении через корректирующее звено и, «прогнав» его до стартовой длины вышеописанным способом, намотать на катушку, при необходимости аккуратно уложить в упаковку-чехол и закрепить карабином за штатный крепеж, как было изначально.
Второй способ
Надо отвинтить винт на одном из торцов скобы, снять рукоятку для захвата, сместить стабилизатор поясничной стропы ближе к спинному амортизатору, размотать поясничную стропу в обратном направлении и вытащить ее конец из паза скобы, открутить гайки стяжных болтов, приподнять силовую щеку и либо совсем снять ее со скобы, либо отвести в сторону, после чего уложить фал сверху по схеме и в обратной последовательности собрать спусковое самоблокирующее устройство, после чего пропустить веревочный фал через корректирующее звено и намотать на катушку, при необходимости аккуратно уложить в упаковку-чехол и закрепить карабином за штатный крепеж, как было изначально.
При культивировании нового вида спорта под названием «КордТрек» (веревочный путь) во время тренировочно-соревновательных спусков с 12-метровых пожарных вышек самоспасателем Бобровских пользуются аналогичным образом, что и при самоэвакуации с любых других высотных объектов с небольшой разницей, что обеспечивается страховка спортсменов дополнительным стартово-финишным оборудованием и весь процесс регламентируется правилами соревнований или условиями тренировок.
Самоспасатель Бобровских работает следующим образом.
Самоспасатель Бобровских рассчитан на длительное хранение в режиме «ожидания» и уложен в фирменную упаковку-чехол (не показано), выполненную вентилируемой и полупрозрачной с тем, чтобы обеспечить максимально долгую защиту от влаги и максимально быстрое ее испарение, а также с целью визуально ориентированного доступа к содержимому и его «упорядоченному» извлечению, в том числе и в стрессовых ситуациях.
Перед спуском человек фиксирует на себе поясничнотазопаховую обвязку выше пояса (не показано) посредством перемещения пряжки 19, а непосредственно в момент зависания за пределами покидаемого объекта все стропы 15, 18 и 22 плотно облегают поясничнотазопаховую часть тела, распределяя нагрузку и заставляя мягкие места проступить выпуклостями в межстропном пространстве, исключая тем самым посадочное смещение (не показано), при этом поясничная стропа 15, концы которой самозажаты не менее чем одним витком по часовой стрелке в сквозных пазах 9, натягивается в механической попытке провернуть скобу 2 на длину витка по часовой стрелке, при этом размещенный посередине скобы 2 пальцеобразный фиксатор 7 прижимает фал 8 к одной из направляющих втулок 3 с силой, равной весу спускающегося человека, происходит расклинивание прогонно-прижимного ролика 1, так как с противоположной стороны на него воздействует аналогичная тяжесть, удерживаемая на весу штатным креплением/анкерным болтом (не показано) посредством карабина (не показан), агрессивно воздействующего внутренней частью своего основания на коуш 30, который размещен в петле (не показана) фала 8 во избежание быстрого перетирания фала на месте сгиба.
При жиме на рукоятки 14 в сторону «от себя» с усилием, примерно равным 6-8% веса спускающегося человека, за счет того, что поясничная стропа 15 зафиксирована своими концами ближе к центру скобы 2 (от максимальных точек сопротивления), пальцеобразный фиксатор 7 по оси вращения скобы 2 ослабляет давление на фал 8, прижатый к одной из направляющих втулок 3, направляющий прогонно-прижимной ролик 1 восстанавливает крутящий момент, обеспечивая тем самым более плавный спуск, и обуславливает безопасную максимальную скорость спуска до 2 м/с, что доказывается формулой:
«Из принципа спуска на самоспасателе следует, что вес спускаемого тела компенсируется силой трения, возникающей при движении троса в системе роликов. Для оценки коэффициента трения примем данные по трению скольжения технического капрона, как аналога материала троса, по стали [1, табл.6.2 на стр.127]. Согласно [1][1. Справочник «Физические величины» под ред. И.С. Григорьева и Е.З. Мейлихова. М.: Энергоатомиздат, 1991, 1232 с.] коэффициент трения троса при движении по системе роликов определяется по формуле
где τ=0,161·107 Па, β=0,04, а Р есть давление нагрузки на суммарную площадь контактной поверхности. Для расчетов примем, что средний вес спускаемого человека равен 80 кг. Ширина желоба, по которому протянут трос, равна 4 мм, эффективная площадь контакта в точке максимального давления на ось ролика - 4 мм·4 мм. Поэтому
где g - ускорение силы тяжести. Подставляя (2) в (1), получаем, что ƒ=0,07. Поскольку нормальное ускорение при вращении ролика равно
где V - скорость движения троса, R - радиус ролика (30 мм), то ускорение силы трения равно ƒan. Суммарное ускорение тела, таким образом, равно
Решение этого дифференциального уравнения (4) относительно скорости V при условии нулевой начальной скорости имеет вид
Отсюда следует, что предельная скорость спуска (при t→∞) равна
Поскольку постоянная времени в (5) равна λ≈5 с-1, то предельная скорость достигается практически через 1-2 секунды после начала движения, т.е. спуск происходит практически равномерно».
При попутной эвакуации с нижерасположенных этажей эвакуируемый человек, при наличии у него пояса с карабином, благополучно фиксируется за страховочное кольцо 21, расположенное примерно посередине паховой стропы 18, если у него нет пояса с карабином, он просовывает руки в самозатягивающиеся кистевые петли 23, образованные концами симметричных тазовых строп 22 и, слегка разжав пальцы, обратным движением плотно поджимает их по обхвату кистей рук, после чего виснет всем телом, вес которого перемещается на поясничную стропу 15 и скобу 2, при этом распределители давления 24 (не показаны) предохраняют кисти рук от активного воздействия самозатягивающихся петлей 23, а для удержания человека почти в ортопедически полулежачем/полусидячем положении на шею ему надевается шейная манжета 26, предварительно зафиксированная за пряжку 19 съемной стропой 25, которая благодаря своей микропористой структуре и ширине (не показано) не давит на затылочную часть и не дает голове опрокинуться навзничь во время «ручной» транспортировки/эвакуации, осуществляемой дополнительно с помощью подручных средств, например черенка от лопаты (не показан), который просовывается в фаловую проушину 29 до приблизительного равновесия по распределению веса на оба конца с предварительно максимально подтянутым к спусковому самоблокирующему устройству (не показано) стартового конца фала 8 с карабином (не показан), обеспечивая тем самым приемлемую высоту плечевого упора, с последующей автотранспортировкой или авиатранспортировкой в положении виса посредством карабина в штатном крепеже, а стабилизатор 17 при всех последующих применениях самоспасателя Бобровских исключает случайную возможность самораскрутки поясничной стропы 15.
Во время тренировочно-соревновательных спусков работа всех узлов и деталей самоспасателя Бобровских осуществляется аналогичным образом с небольшой разницей, что страховка спортсменов обеспечивается дополнительным стартово-финишным оборудованием и весь процесс регламентируется правилами соревнований или условиями тренировок (не показано).
Дополнительные съемные рукоятки для захвата 14 обеспечат более надежное сцепление рук, направляющие втулки 3 с вращением вокруг своей оси расширят возможности по использованию веревочных фалов другой жесткости и плотности, а светоотражающие нитки на стропах 15, 18 и 22 обеспечат оперативную ориентировку в ночное время спасательных служб.
Все вышеперечисленные признаки способствуют более надежному, более комфортному и более долговечному использованию, а также расширяют функциональные возможности по применению.
Преимущество заявленного самоспасателя Бобровских по сравнению с прототипом заключается в том, что введенные и трансформированные детали позволяют использовать устройство как единое многофункционально целое для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, а также для ручной, авто- и авиатранспортировки обездвиженных по разным причинам людей, не исключая спортивного его назначения.
1. Самоспасатель для экстренной самоэвакуации человека с высотных наземных и надводных объектов, содержащий тормозной орган с рычагами регулятора скорости спуска, образованными свободными концами пружинящей омегообразной скобы и направляющими для троса, фиксатор троса, страховочный элемент, а также пояс с карабином и трос, отличающийся тем, что имеет введенный направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик с радиусом, съемные рукоятки для захвата, паховую стропу с корректирующим звеном, симметричные не менее двух стропы таза с кистевыми самозатягивающимися петлями с распределителями давления, съемную стропу с шейной манжетой, стабилизатор и спинной амортизатор поясничной стропы, светоотражающий элемент, нержавеющие зажимы и коуш, а также катушку для троса, причем трос выполнен в виде веревочного фала, при этом направляющий прогонно-прижимной нержавеющий ролик с радиусом, а также скоба установлены с возможностью вращения в заданном направлении, а направляющие в виде втулок скольжения жестко закреплены в тормозном органе, выполненном в виде двух параллельно расположенных силовых щечек, стянутых болтами через зеркально расположенные отверстия, причем втулки выполнены нержавеющими, а скоба выполнена непружинящей П-образной формы с фиксатором троса по середине в виде нержавеющего пальца, по обеим сторонам от которого выполнены сквозные пазы, а рычаги скобы являются вертикальным регулятором скорости спуска с резьбовыми отверстиями на торцах для надежной фиксации съемных рукояток для захвата, что в совокупности и образует спусковое самоблокирующее устройство, при этом пояс выполнен в виде поясничной стропы без отверстий под шпильку со спинным амортизатором, надежно закрепленным по центру, а пряжка выполнена без шпильки с возможностью свободно перемещаться вдоль по допустимой длине поясничной стропы, оба конца которой протянуты через стабилизатор, пропущены в пазы П-образной скобы языками не менее трех сантиметров и не менее чем одним витком по часовой стрелке самозажаты, а к ее середине жестко закреплена с перегибом внахлест, примерно, одной своей третью паховая стропа, а по сторонам с двойным перегибом внахлест жестко закреплены симметричные стропы таза, одни концы которых образуют кистевые самозатягивающиеся петли, а вторые концы жестко закреплены между целиковой и, примерно, одной третью паховой стропы, на свободном конце которой надежно закреплены пряжка с корректирующим звеном, а ближе к середине размещено страховочное кольцо, при этом съемная стропа с шейной манжетой свободно закреплена на пряжке паховой стропы, а светоотражающий элемент надежно закреплен, как минимум, на одной из строп, а распределители давления жестко закреплены внутри кистевых самозатягивающихся петлей, что в целом и образует пояснично-тазопаховую обвязку, при этом один конец веревочного фала заправлен в нержавеющие зажимы с интервалом между собой достаточным для формирования проушины диаметром не менее 5 см, а в петле сгиба размещен нержавеющий коуш, второй конец пропущен между силовых щечек, под направляющие в виде нержавеющих втулок скольжения, вокруг направляющего прогонно-прижимного нержавеющего ролика с радиусом под фиксатор фала в виде нержавеющего пальца, по направляющей в виде нержавеющей втулки скольжения через корректирующее звено и свободно намотан на катушку.
2. Самоспасатель по п.1, отличающийся тем, что рукоятки для захвата могут быть выполнены по форме пальцев с учетом индивидуальных особенностей рук.
3. Самоспасатель по п.1, отличающийся тем, что направляющие втулки могут вращаться вокруг своей оси для использования более упругих и более жестких фалов.
4. Самоспасатель по п.1, отличающийся тем, что стропы могут быть дополнительно прошиты (расшиты) светоотражающими нитками для оперативной ориентировки в ночное время спасательных служб.