Способ спасения граждан при чрезвычайных ситуациях и устройство для его реализации

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений может быть использована для эвакуации людей с высоко расположенных объектов, пассажиров и экипажа летательных и плавучих средств и людей, оказавшихся в сооружениях, подвергшихся затоплению. При спасении оборудуют места эвакуации емкостями для хранения рабочего тела из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, средствами закачивания рабочего тела, емкостями со сжатым газом, компрессорами для закачивания сжатого воздуха. Снабжают каждого спасаемого гражданина индивидуальным коконом-комбинезоном, заполняют пространства между наружной частью комбинезона и внутренней частью оболочки кокона-комбинезона рабочим телом с образованием защитного слоя вокруг спасающегося гражданина достаточной толщины, обеспечивающего гашение динамических усилий при встрече с препятствием; автоматически отстыковывают кокон-комбинезон от капсуло-насоса и отправляют кокон-комбинезон с находящимся в нем спасающимся гражданином в свободное падение. При приводнении обеспечивают плавучесть кокона-комбинезона со спасающимся гражданином, защищают его тело от переохлаждения и размокания и способствуют оперативности поисков яркой фосфорирующей окраской оболочки и подачей радиосигнала радиомаяком. Техническим результатом данной группы изобретений является повышение безопасности и надежности при спасении людей. 2 н.п. ф-лы, 13 ил.

Реферат

Изобретение относится к средствам спасения людей при чрезвычайных ситуациях и может быть использовано для эвакуации людей с горных пунктов, расположенных над ущельями, высоко расположенных объектов в случае невозможности использования обычных путей эвакуации, пассажиров и экипажа летательных средств, терпящих аварию в воздухе, пассажиров и экипажа плавучих средств и людей, оказавшихся в сооружениях, подвергшихся затоплению.

Известен способ мгновенной эвакуации граждан с высотных сооружений, состоящий в том, что над землей растягивают специальную ткань, на которую прыгает спасающийся гражданин.

Недостатком указанного способа является возможность разбиться при неточном спрыгивании.

Известен способ спасения пассажиров и экипажа воздушного летательного средства при чрезвычайных ситуациях в воздухе, состоящий в том, что отделяют от него фрагменты пассажирского салона и кабины и спускают их на землю на специальных парашютах.

Недостатком указанного способа является возможность аварии при спутывании строп парашютов.

Известен способ с применением спасательных кругов и курток для спасения на воде.

Недостатком его является незащищенность от удара при приводнении и переохлаждение от контакта с холодной водой.

Техническим результатом данного изобретения является повышение безопасности и надежности при спасении людей.

Достигается это тем, что оборудуют высоко расположенные объекты групповыми средствами - местами эвакуации, снабженными емкостями для хранения рабочего тела из промасленных капсул, с тонкими эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, средствами закачивания указанного рабочего тела, емкостями со сжатым газом, компрессорами для закачивания сжатого воздуха; снабжают каждого гражданина, находящегося на высоко расположенном объекте, в летательном средстве, в плавсредстве, индивидуальным средством - коконом-комбинезоном, который при необходимости эвакуации надевают; состыковывают кокон-комбинезон посредством капсуло-ниппеля с капсуло-насосом емкости для хранения рабочего тела из капсул, при отсутствии его состыковывают с рессиверами сжатого воздуха или инертного газа, а при их отсутствии используют индивидуальные емкости со сжатым воздухом или инертным газом; заполняют пространства между наружной частью комбинезона и внутренней частью оболочки кокона-комбинезона рабочим телом, при полном заполнении рабочим телом кокона-комбинезона с образованием защитного слоя вокруг спасающегося гражданина достаточной толщины, обеспечивающего гашение динамических усилий при встрече с препятствием; автоматически отстыковывают капсуло-ниппель кокона-комбинезона от выходного патрубка капсуло-насоса, чем останавливают работу последнего, и отправляют кокон-комбинезон с находящимся в нем спасающимся гражданином в свободное падение; при отсутствии средств производства и хранения рабочего тела из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, состыковывают кокон-комбинезон с рессиверами сжатого воздуха или инертного газа, а при отсутствии групповых средств используют индивидуальные емкости со сжатым газом, предназначенные для восполнения утечек из кокона-комбинезона, возникших в процессе его свободного падения; гасят динамические усилия при встрече кокона комбинезона с препятствием упругим слоем рабочего тела, окутывающим спасающегося гражданина; при приводнении обеспечивают плавучесть кокона-комбинезона со спасающимся гражданином; защищают его тело от переохлаждения и размокания; способствуют оперативности поисков яркой фосфорирующей окраской оболочки и подачей радиосигнала радиомаяком.

В устройстве, реализующем предлагаемый способ, указанный технический результат достигается тем, что оно имеет групповое средство, состоящее из места эвакуации, снабженного емкостью для хранения рабочего тела из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, имеющей капсуло-насос, а также индивидуальные средства - коконы-комбинезоны, выполненные с возможностью образования в них вокруг спасающегося гражданина упругого защитного слоя из рабочего тела, состоящего из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненных газом под избыточным давлением; при отсутствии указанного группового средства имеется устройство для производства и распределения сжатого газа, ниппельное приспособление для состыковки с индивидуальным средством - коконом-комбинезоном, который имеет средство для пристегивания человека и удержания его в районе центра кокона-комбинезона, последний имеет ниппель, выполненный с возможностью выдергивания его из выхлопного сопла рессивера сжатого газа после их разблокирования усилием, создаваемым при полном заполнении кокона-комбинезона сжатым газом; в случае отсутствия какого-либо группового средства кокон-комбинезон выполнен с возможностью заполнения его газом из индивидуальных емкостей сжатого газа, предназначенных для пополнения объема газа в коконе-комбинезоне при его непредвиденных утечках; кроме того, кокон-комбинезон снабжен радиомаяком и выполнен с возможностью при наполнении его рабочим телом превращения в ярко окрашенный объект, внутри которого расположен спасающийся гражданин.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами, где на:

- фиг.1 дан общий вид группового средства на летательном аппарате;

- фиг.2 - вид сбоку;

- фиг.3 дан вид спереди индивидуального средства (по А);

- фиг.4 - вид сзади (по Б);

- фиг.5 - вид сбоку (разрез по В-Г-Д-Е);

- фиг.6 - вид сверху (разрез по Ж-Ж);

- фиг.7 - вид сверху (разрез по К-К);

- фиг.8 - вид сверху (разрез по И-И);

- фиг.9 - вид разблокирующего приспособления, автоматически разъединяющего групповые и индивидуальные средства;

- фиг.10 - общий вид приспособления для предотвращения захлестывания водой закрытого комбинезона кокона-комбинезона при шторме;

- фиг.11 - схема группового средства для эвакуации граждан с высотных сооружений;

- фиг.12 - общий вид группового ниппельного приспособления соединенного с ниппелем кокона-комбинезона;

- фиг.13 - общий вид группового средства, оснащенного приспособлением для заполнения коконов-комбинезонов рабочим телом из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненных газом под избыточным давлением.

Предложенный способ состоит в том, что изготовляют групповые средства летательного аппарата - кресла-рессиверы с индивидуальными средствами - коконами-комбинезонами, разъемно пневматически связанными друг с другом. Устанавливают их в салоне летательного аппарата с возможностью перемещения за борт. Предусматривают индивидуальную кислородную маску для каждого человека. При чрезвычайных ситуациях на летательном аппарате в воздухе пристегивают каждого человека на его посадочном месте к кокону-комбинезону; перемещают за борт летательного аппарата колонны кресел-рессиверов с пристегнутыми к их коконам-комбинезонам людьми; автоматически открывают кран перепуска сжатого газа из рессивера кресла-рессивера, вышедшего за борт летательного аппарата, чем перепускают его в пространства между наружными частями комбинезона кокона-комбинезона и внутренними поверхностями его оболочки, при этом размещают на растяжках комбинезон с пристегнутым к нему человеком в районе центра кокона-комбинезона; создают усилие, отталкивающее наполненный сжатым газом кокон-комбинезон от его кресла-рессивера; разблокируют механическую связь между коконом-комбинезоном и креслом-рессивером при выравнивании в них давления сжатого газа; из выхлопного сопла кресла-рессивера выдергивают разблокированный ниппель кокона-комбинезона и последний, ничем более не удерживаемый, уходит в свободное падение; аналогично за ним направляют в свободное падение коконы-комбинезоны других кресел-рессиверов, вышедших полностью за борт, выполняют эвакуацию всех пассажиров и членов экипажа кроме командира летательного аппарата, по которому, в зависимости от исхода чрезвычайной ситуации, принимают решение на посадку порожнего летательного аппарата или катапультирования его командира.

Способ состоит в том, что высотные сооружения снабжают групповыми средствами - устраивают на каждом этаже окна-проемы, подводят к каждому из них сжатый воздух, снабжают граждан индивидуальными средствами - коконами-комбинезонами, которые при необходимости эвакуации надевают, заполняют их сжатым воздухом; после уравновешивания давления сжатого воздуха в магистрали и в коконе-комбинезоне разблокируют его ниппель и ниппельное устройство группового средства; раздутые стенки оболочки кокона-комбинезона упирают в стенки высотного сооружения и отталкивают его от них; при этом выдергивают ниппель кокона-комбинезона из ниппельного устройства группового средства, чем отправляют кокон-комбинезон со спасающимся гражданином в свободное падение.

Способ состоит в том, что групповое средство снабжают емкостью для хранения рабочего тела из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, а также капсуло-насосом; каждого гражданина снабжают индивидуальным средством - кококоном-комбинезоном, выполненным с возможностью образования в нем вокруг спасающегося гражданина упругого защитного слоя из рабочего тела; присоединяют капсуло-ниппель кокона-комбинезона к выходному патрубку капсуло-насоса, чем включают последний в работу; заполняют рабочим телом кокон-комбинезон; при полном его заполнении автоматически отстыковывают его капсуло-ниппель от капсуло-насоса, чем останавливают работу последнего и отправляют кокон-комбинезон со спасающимся гражданином в свободное падение; гасят динамические усилия при встрече кокона-комбинезона с препятствием упругим слоем рабочего тела, окутывающим спасающегося гражданина; при необходимости обеспечивают плавучесть кокона-комбинезона со спасающимся гражданином; защищают тело от переохлаждения, размокания; способствуют оперативности поисков спасаемых граждан по яркой фосфорирующей окраске оболочки кокона-комбинезона и по подаче радиосигнала индивидуальным радиомаяком.

Устройство, реализующее предлагаемый способ, представляет собой летательный аппарат, на полу 1 которого жестко смонтированы направляющие 2, где на роликах 3 установлены станины 4 кресел-рессиверов 5 с коконами-комбинезонами 6. Рессиверы 7 заполнены нейтральным сжатым газом, например гелием, и имеют выхлопное сопло 8, сочлененное с ниппелем 9 кокона-комбинезона 6. Выхлопное сопло 8 имеет кран 10, выполненный с возможностью открывания его при воздействии копира 11 после полного выхода кресла-рессивера 5 за борт летательного аппарата. Кран 10 предназначен для перепуска сжатого газа из рессивера 7 в кокон-комбинезон 6. Ниппель 9 кокона-комбинезона 6 имеет приспособление для механического разблокирования его с выхлопным соплом 8 кресла-рессивера 5 при выравнивании давления сжатого газа в рессивере 7 и в коконе-комбинезоне 6, после чего возможно выдергивание ниппеля 9 кокона-комбинезона 6 с выхлопного сопла 8 рессивера 7 кресла-рессивера 5. Станины 4 кресел-рессиверов 5 шарнирно соединены в колонны 12. Передние кресла-рессиверы 5 с коконами-комбинезонами 6 жестко закреплены на балке 13, к которой прикреплен трос 14 лебедки 15, управляемой с пульта 16 эвакуации спасаемых граждан. Кокон-комбинезон 6 имеет комбинезон 17, например, из герметичной ткани, и оболочку 18, например, из такой же ткани, имеющей яркую фосфоресцирующую окраску, складки ткани скреплены при помощи липучек 19. Комбинезон 17 имеет капюшон 20 с лицевым окном 21, а также имеет приспособление 22 для дыхания. Кроме того, комбинезон 17 имеет карабины 23 и петли 24 для пристегивания человека и прорези 25, с липучками, для рук. Между наружной поверхностью комбинезона 17 и внутренней поверхностью оболочки 18 выполнены растяжки 26 с возможностью располагать комбинезон 17 с пристегнутым человеком в районе центра кокона-комбинезона 6 при растянутом положении оболочки 18, в результате заполнения ее сжатым газом. Раскрой оболочки 18 выполнен с возможностью образования передними правой 27 и левой 28 камерами при наполнении их газом запахивающихся элементов кокона-комбинезона 6, закрывающих переднюю часть спасаемого гражданина и защищающих его от ударов о препятствие. На наружной поверхности правой камеры 28 имеется клапан 29 для удаления рабочего тела из кокона-комбинезона 6 после спасения потерпевшего гражданина. Кокон-комбинезон 6 снабжен радиомаяком 30. Для выхода за борт летательного аппарата колонн 12 кресел-рессиверов 5 с коконами-комбинезонами 6 в задней части летательного аппарата имеется люк 31, закрываемый шарнирной крышкой-поддоном 32 с исполнительным органом 33, управляемым с пульта 16 эвакуации спасаемых граждан из летательного аппарата. В оболочке 18 кокона-комбинезона 6 имеется цилиндр 34 с поршнем 35, подпружиненным пружиной 36. Напротив цилиндра 34 в рессивере 7 кресла-рессивера 5 имеется цилиндр 37 с поршнем 38, подпружиненный пружиной 39. Поршень 38 имеет копир 40, выполненный с возможностью разблокировать механическую связь кокона-комбинезона 6 и кресла-рессивера 5, путем выдвижения предохранительного штифта 41, подпружиненного пружиной 42, из отверстия 43 ниппеля 9 кокона-комбинезона 6 и проточки 44 выхлопного сопла 8 рессивера 7 кресла-рессивера 5, что происходит при выравнивании давления сжатого газа в рессивере 7 кресла-рессивера 5 и в коконе-комбинезоне 6. В случае отсутствия возможности для заполнения сжатым газом от групповых средств или обнаружения утечки сжатого газа служат индивидуальные емкости 45, 46 со сжатым газом, например гелием, на которых имеются выхлопные клапаны 47, 48, выполненные с возможностью мгновенного выпуска сжатого газа при выдергивании чеки 49 и чеки 50 при воздействии на ветви 52 и 53 петли-фала, расположенной у прорезей 25 для рук спасающегося гражданина. На случай приводнения кокона-комбинезона 6 он имеет приспособление 22 для предотвращения захлестывания при шторме водой внутреннего пространства комбинезона 17 кокона-комбинезона 6, представляющее собой патрубок 54, связанный с одной стороны с внутренней полостью комбинезона 17, а с другой стороны имеющий колокол 55. Под последним находится шар 56 клапана, выполненного с возможностью временного перекрытия патрубка 54, путем прижатия его к уплотнительному кольцу 57 при подъеме водой 58, заполнившей короб 59 с сетчатым дном 60. Для установления преимущественно вертикального положения спасающегося гражданина служат тяжелые индивидуальные емкости 45, 46 сжатого газа, укрепленные в подошвенных частях кокона-комбинезона 6.

Устройство для реализации способа эвакуации граждан с высотных сооружений состоит из групповых и индивидуальных средств спасения граждан. К групповым средствам относится компрессор 61 с электроконтактным манометром 62, электродвигатель 63 с блоком управления 64, рессиверы 65, магистрали сжатого воздуха 66, этажные отводные патрубки 67 с ниппельным устройством 68 группового средства, окна-проемы 69, этажные консольные площадки 70. Каждое ниппельное устройство 68 имеет кран 71 подачи сжатого воздуха с ручкой 72, шарнирный зажимной рычаг 73 с пружиной 74, обратный клапан-фиксатор 75 с пружиной 76, уплотнительное кольцо 77. К индивидуальным средствам относится описанный выше кокон-комбинезон 6. Для предохранения спасающихся граждан от случайного падения при выходе на этажные консольные площадки кокон-комбинезон снабжен фалом 78 с кольцом 79, зацепляемым за опущенную вниз ручку 72 закрытого при этом крана 71 подачи сжатого воздуха и высвобождаемым в положении поднятой вверх ручки 72 при открытом состоянии крана 71, когда защита от случайного падения осуществляется зажатием ниппеля 9 кокона-комбинезона 6 в ниппельном устройстве 68 группового средства при помощи зажимного рычага 73, зафиксированного клапаном-фиксатором 75, выполненным с возможностью воздействия на него при давлении в магистрали сжатого воздуха 66 большем, чем в коконе-комбинезоне 6.

Устройство для реализации способа эвакуации граждан с объектов, оснащенных групповым средством с приспособлением для заполнения коконов-комбинезонов рабочим телом из промасленных капсул с тонкостенными эластичными оболочками, заполненных газом под избыточным давлением, имеет емкость 80 для хранения рабочего тела, на выходном патрубке 82 которого установлен капсуло-насос 83. Он представляет собой корпус 84, заполненный тем же рабочим телом, в котором установлен кольцевой ротор 85, имеющий радиальные каналы 86 с помещенными в них толкателями 87. Напротив каналов 81 на поверхности кольцевого ротора 85 имеются лунки 88, в каждой из которых может поместиться только одна капсула 81 рабочего тела. Капсуло-насос 83 имеет копир 89, выполненный с возможностью при его введении в кольцевой ротор 85 выталкивания посредством толкателя 87 капсулы 81 рабочего тела, попавшей в лунку 88 в емкости 80 для хранения рабочего тела и перенесенной в нагнетательную камеру 90 капсуло-насоса 83 при вращении кольцевого ротора 85 от электропривода 91, питаемого от электросети или аккумулятора 92, включаемого блоком 93 при отсутствии стационарного электропитания. Кроме того, капсуло-насос 83 имеет ножной привод, в котором кольцевой ротор 85 жестко связан с храповым колесом 94; выполненным с возможностью взаимодействия с педалью 95, шарнирно установленной на оси 96. Для заполнения рабочим телом индивидуальных средств - коконов-комбинезонов 6 при помощи описанного выше группового средства служит капсуло-ниппель 97 с отсекателем 98 и пружиной 99. Капсуло-насос 83 имеет датчик 100 для включения электропривода 91 при введении капсуло-ниппеля 97 в нагнетательную камеру 90 капсуло-насоса 83 и отключения - при выведении, посредством блока управления 93.

Работа устройства при спасении граждан, потерпевших в результате чрезвычайных ситуаций, состоит в следующем.

При чрезвычайных ситуациях на летательном аппарате в воздухе, когда принимается решение об эвакуации пассажиров и экипажа, ответственным лицом проверяется пристегнутость пассажиров и эвакуируемых членов экипажа; с пульта 16 эвакуации спасаемых граждан подается команда на открывание люка 31; при этом включается исполнительный орган 33 и крышка-поддон 32 поворачивается, подобно тому, как это осуществляется в самолете АН-22 "Антей". Кресла-рессиверы 5 с коконами-комбинезонами 6 колонн 12, расположенные на крышке-поддоне 32, оказываются на наклонной плоскости с возможностью скатывания за борт летательного аппарата, подтормаживаемого лебедкой 15, и увлечения за собой кресел-рессиверов 5 с коконами-комбинезонами 6 колонн 12, находящихся на горизонтальном участке направляющих 2, закрепленных на полу летательного аппарата. Кроме того, с пульта 16 эвакуации спасаемых граждан включается лебедка 15 с возможностью свивания с нее троса 14, а также предоставления возможности перемещения балки 13 и совместно с ней кресел-рессиверов 5 с коконами-комбинезонами 6 колонн 12. При этом задний ряд последних скатывается за край крышки-поддона 32 и его кресла-рессиверы 5 оказываются за бортом летательного аппарата. В этот момент автоматически открываются краны 10 перепуска сжатого газа из рессиверов 7 кресел-рессиверов 5 и им заполняются пространства между наружными частями комбинезонов 17 и внутренними поверхностями оболочек 18. Образуются надутые коконы-комбинезоны 6, в комбинезонах 17 которых на растяжках 26 находятся спасаемые граждане. При выравнивании давления в рессиверах 7 и в коконах-комбинезонах 6 разблокируются механические связи между выхлопными соплами 8 рессиверов 7 кресел-рессиверов 5 и ниппелями 9 коконов-комбинезонов 6. Это происходит следующим образом. При высоких давлениях в рессиверах 7 поршни 38 находятся в правых положениях и копирами 40 вдавливаются предохранительные штифты 41 в отверстия 43 ниппелей 9 и в совмещенные с ними проточки 44 выхлопных сопел 8 рессиверов 7 кресел-рессиверов 5. При перепуске сжатого газа из рессиверов 7 в коконы-комбинезоны 6 последние раздуваются и создаются усилия, отталкивающие их от кресел-рессиверов 5, а при разблокировании механических связей между выхлопными соплами 8 и ниппелями 9 ничто больше не удерживает коконы-комбинезоны 6 на креслах-рессиверах 5 заднего ряда колонн 12 и они уходят в свободное падение. Разблокирование механических связей между выхлопными соплами 8 и ниппелями 9 происходит, когда поршни 35 и 38 устанавливаются в среднее положение. Копиры поршней 38 отходят влево и ими прекращается вдавливание предохранительных штифтов 41 в отверстия 43. Под действием пружин 42 они выходят из проточек 44, разблокируя выхлопные сопла 8 и ниппели 9. Далее кресла-рессиверы 5 с коконами-комбинезонами 6 предпоследнего ряда колонн 12 скатываются за край крышки-поддона 32 и оказываются за бортом летательного аппарата. При этом осуществляются операции, аналогичные производимым с коконом-комбинезоном 6 заднего ряда колонн 12. Затем аналогично в свободное падение отправляются коконы-комбинезоны 6 последующих рядов кресел-рессиверов 5 колонн 12, после отправления в свободное падение всех коконов-комбинезонов 6, автоматически ряд за рядом порожние кресла-рессиверы 5 колонн 12 затягиваются в салон летательного аппарата, для чего лебедка 15 включается на реверс. После этого автоматически включается исполнительный орган 33 и закрывается крышкой-поддоном 32 люк 31 летательного аппарата.

Использование устройства для эвакуации граждан с высотных сооружений осуществляется следующим образом.

При чрезвычайных ситуациях и блокировании приемлемых путей эвакуации с высотных сооружений спасающимися гражданами надеваются комбинезоны 17, защелкиваются карабины 23 на петлях 24, руки выводятся через прорези 25. На данном этаже открывается окно-проем 69. Спасающимся гражданином вводится ниппель 9 кокона-комбинезона 6 в ниппельное устройство 68 группового средства, а кольцо 79 фала 78 зацепляется за ручку 72 закрытого крана 71. После этого спасающийся гражданин выходит на консольную площадку 70 и им поворачивается вверх ручка 72, чем открывается кран 71 и подается сжатый воздух через ниппели 68 и 9 в пространство между наружной поверхностью комбинезона 17 и внутренней поверхностью оболочки 18. Одновременно освобождается фал 78, ввиду снятия с зацепления кольца 79. Индивидуальное средство превращается в раздутый кокон-комбинезон 6, внутри которого располагается спасаемый гражданин. После уравновешивания давления воздуха в магистрали 66 и в коконе-комбинезоне 6 клапан-фиксатор 75 под действием пружины 76 опускается вниз. При этом освобождается рычаг 73, а он, в свою очередь, расфиксирует ниппель 9. Раздутые стенки оболочки 18 упираются в стены сооружения, чем кокон-комбинезон 6 отталкивается от нее. Ниппель 9 кокона-комбинезона 6 выдергивается из ниппельного устройства 68 группового средства, и спасаемый гражданин отправляется в свободное падение.

Использование устройства для реализации эвакуации граждан с объектов, оснащенных групповым средством с приспособлением для заполнения коконов-комбинезонов рабочим телом из промасленных капсул с тонкими эластичными оболочками, заполненных газом под избыточным давлением, осуществляется следующим образом.

При чрезвычайных ситуациях и блокировании принятых путей эвакуации спасающимся гражданином надевается комбинезон 17 кокона-комбинезона 6, защелкиваются карабины 23 на петлях 24, руки выводятся им через прорези 25. Спасающимся гражданином вводится ниппель 97 в выходной патрубок нагнетательной камеры 90 капсуло-насоса 83. При этом включается электропривод 91 и капсуло-насосом начинает нагнетаться рабочее тело в пространство между поверхностью комбинезона 17 и внутренней поверхностью оболочки 18. При полном заполнении кокона-комбинезона 6 он отталкивается от места эвакуации, ниппель 97 выдергивается из нагнетательной камеры 90 капсуло-насоса 83. Копир 100 перестает воздействовать на включающее устройство 93 электропривода 91, в результате чего прекращается его работа, а следовательно, подача рабочего тела капсуло-насосом 83. После того, как отправится в свободное падение предыдущий спасающийся гражданин, описанные выше операции повторяются следующим спасающимся гражданином. Указанный процесс повторяется вплоть до отправления в свободное падение всех спасающихся граждан.

При отсутствии каких-либо групповых средств или при обнаружении утечек рабочего тела из кокона-комбинезона 6 спасающимся гражданином выводятся руки сквозь прорези 25 комбинезона 17 и воздействием на ветви 52, 53 петлевого фала 51 выдергиваются чеки 49, 50 клапанов 47, 48 индивидуальных емкостей сжатого газа 45, 46. При этом сжатым газом заполняется кокон-комбинезон 6. Во время приземления осуществляется гашение усилий свободного падения слоем сжатого газа. При попадении в воду кокона-комбинезона 6 обеспечивается его плавучесть, и защищается тело спасающегося от переохлаждения и размокания. В случае шторма, когда захлестывается водой кокон-комбинезон 6, вода 58 заполняет короб 59 приспособления 22 для предотвращения захлестывания водой 58 внутреннего пространства комбинезона 17, чем поднимает шар 56, который прижимается к уплотнительному кольцу 57. Этим закрывается доступ воды 58 в патрубок 54. После того, как вода 58 схлынет, короб 59 опорожняется через сетчатое дно 60 и шар 56 опускается вниз, обеспечивая доступ воздуха во внутренние пространства комбинезона 17 для дыхания потерпевшего гражданина. Ввиду яркой фосфорирующей окраски оболочки 18 и подачи радиосигнала радиомаяком 30 обеспечивается оперативный поиск спасающегося гражданина спасателями. После спасения осуществляется стравливание рабочего тела из кокона-комбинезона 6, для чего открывается клапан 29. Снимается комбинезон 17, складывается после просушки и проверки оболочка 18 и фиксируется липучками 19. Выключается радиомаяк 30.

1. Способ спасения граждан при чрезвычайных ситуациях, характеризующийся тем, что смягчают удар о препятствие при приземлении, для чего оборудуют места эвакуации групповыми средствами спасения, снабженными емкостями для хранения рабочего тела из промасленных капсул с эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, средствами закачивания рабочего тела, емкостями со сжатым газом, компрессорами; снабжают каждого спасаемого гражданина индивидуальным средством - коконом-комбинезоном, который при необходимости эвакуации надевают; состыковывают посредством капсуло-ниппеля с капсуло-насосом емкости для хранения рабочего тела, или с ресиверами сжатого воздуха или инертного газа, либо используют индивидуальные емкости со сжатым воздухом или инертным газом; заполняют пространства между наружной частью комбинезона и внутренней частью оболочки кокона-комбинезона рабочим телом с образованием защитного слоя вокруг спасающегося гражданина, обеспечивающего гашение динамических усилий при встрече с препятствием; автоматически отстыковывают капсуло-ниппель кокона-комбинезона от выходного патрубка капсуло-насоса, чем останавливают работу последнего и отправляют кокон-комбинезон с находящимся в нем спасающимся гражданином в свободное падение; либо используют индивидуальные емкости со сжатым газом, предназначенные для восполнения утечек из кокона-комбинезона, возникших в процессе его свободного падения; гасят динамические усилия при встрече кокона-комбинезона с препятствием упругим слоем рабочего тела, окутывающим спасающегося гражданина; при приводнении обеспечивают плавучесть кокона-комбинезона со спасающимся гражданином; защищают его тело от переохлаждения и размокания; способствуют оперативности поисков яркой фосфоресцирующей окраской оболочки и подачей радиосигнала радиомаяком.

2. Устройство спасения граждан при чрезвычайных ситуациях, реализующее способ по п.1, характеризующееся тем, что оно имеет групповое средство спасения на месте эвакуации, снабженное емкостью для хранения рабочего тела из промасленных капсул с эластичными оболочками, заполненными газом под избыточным давлением, имеющей капсуло-насос, а также индивидуальные средства - коконы-комбинезоны, выполненные с возможностью образования в них вокруг спасающегося гражданина упругого защитного слоя из рабочего тела; либо предусмотрено устройство для производства и распределения сжатого газа, ниппельное приспособление для состыковки с коконом-комбинезоном, который имеет средство для пристегивания человека и удержания его в области центра кокона-комбинезона, последний имеет ниппель, выполненный с возможностью выдергивания его из выхлопного сопла ресивера сжатого газа после их разблокирования усилием, создаваемым при полном заполнении кокона-комбинезона сжатым газом; либо кокон-комбинезон выполнен с возможностью заполнения его газом из индивидуальных емкостей сжатого газа, предназначенных для пополнения объема газа в коконе-комбинезоне при его непредвиденных утечках; кроме того, кокон-комбинезон снабжен радиомаяком и выполнен с возможностью при наполнении его рабочим телом превращения в ярко окрашенный объект, внутри которого расположен спасающийся гражданин.