Колодец канализации и способ ремонта колодцев системы водоотведения
Изобретение относится к области санитарной техники. Колодец канализации включает чугунный комплект, лотковую часть и днище. Кроме того, он содержит конусную опору, вертикальную трубу, служащую стволом колодца, телескопическую часть, уплотнительное кольцо. Днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба. При этом конусная опора, вертикальная труба и телескопическая часть выполнены из пластика, а уплотнительное кольцо выполнено из резины. Способ ремонта колодцев системы водоотведения включает демонтаж перекрытия колодца с чугунным комплектом. При этом на днище колодца с лотковой частью монтируют колодец канализации, кольца ремонтируемых колодцев служат опалубкой, пространство между кольцами и вертикальной трубой нового колодца засыпают песком с послойным уплотнением. Технический результат заключается в сокращении трудозатрат и снижении материальных ресурсов при монтаже. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Техническое решение относится к подземным сооружениям, преимущественно колодцам канализации, их ремонту и обслуживанию.
Известны конструкции колодцев канализации, включающие кольца, преимущественно железобетонные, чугунный комплект (седловину и крышку), лотковую часть и днище колодца. Глубина колодца - до 6-8 м (1, 2).
В результате эксплуатации значительная часть колодцев выходит из строя и приобретает следующие дефекты:
1. Горизонтальное смещение колец, крышек, чугунных комплектов, разрушение и смещение регулирующих колец.
2. Разрушение материала колодца, лестниц и скоб вследствие коррозии.
3. Жесткая связь чугунного комплекта, дорожного покрытия и самого колодца в условиях интенсивного движения и нагрузок от большегрузного транспорта приводит к ускоренному разрушению дорожного покрытия и колодца.
Вышеуказанное приводит к аварийным ситуациям на сетях водоотведения, увеличению производственного и бытового травматизма, дорожно-транспортных происшествий, к увеличению материальных затрат и снижению нормативных сроков эксплуатации, снижению эксплуатационных характеристик дорожных покрытий.
Ремонт подобных колодцев сопряжен с существенными сложностями и ограничениями. Существующие методы ремонта железобетонных канализационных колодцев требуют значительных затрат времени и материальных ресурсов, высокой степени механизации процесса (шпунт, экскаватор, автокран, бульдозер), необходимо устройство водоотлива и обводной линии с перекачкой стоков, значительным ограничением или закрытием движения автотранспорта.
Задачей решения (колодца и способа его ремонта) является разработка колодца из пластика, а техническим результатом - сокращение трудозатрат и времени, значительного снижения материальных ресурсов при монтаже и использовании механизмов.
Для этого предложена конструкция колодца, включающая трубу, чугунный комплект (седловину и крышку), днище колодца с лотком и характеризующаяся тем, что колодец канализации, включающий чугунный комплект, лотковую часть и днище колодца, содержит конусную опору, вертикальную трубу, служащую стволом колодца, телескопическую часть, уплотнительное кольцо, а днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба.
Решение иллюстрируется чертежом общего вида колодца, цифрами обозначено: 1 - конусная опора, преимущественно из пластика, 2 - вертикальная труба, 3 - телескопическая часть, 4 - чугунный комплект, 5 - дорожное покрытие (например, асфальт), 6 - уплотнительное кольцо, 7 - песчаная засыпка, 8 - стенка дефектного колодца существующего типа, 9 - днище колодца с лотковой частью колодца, 10 - коллектор.
Таким образом, колодец канализации (см. чертеж), включающий чугунный комплект 4, лотковую часть 10 и днище колодца 9, содержит конусную опору 1, вертикальную трубу 2, служащую стволом колодца, телескопическую часть 3, уплотнительное кольцо 6, а днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба 2.
Колодец канализации характеризуется тем, что конусная опора, вертикальная труба, телескопическая часть могут быть выполнены из пластика, а уплотнительное кольцо - из резины.
Колодец канализации характеризуется также тем, что диаметр конусной опоры равен внутреннему диаметру днища колодца, опора уплотнена монтажной пеной с заливкой бетоном на высоту 100-150 мм, в верхнюю часть конусной опоры с уплотнительным кольцом вставлена вертикальная труба.
Предложен способ ремонта (обслуживания/восстановления) канализационных колодцев с использованием новой технологии и новой конструкции колодца.
Ремонт (обслуживание /восстановление) в условиях существующей канализации предусматривает:
- частичное или полное перекрытие движения транспорта;
- устройство перекачки сточной жидкости по обводной линии с перекрытием коллектора пневмозаглушками;
- открытие котлована в проезжей части;
- замену разрушенных железобетонных колец;
- восстановление гидроизоляции, засыпку песком места ремонта;
- восстановление дорожного покрытия (например, асфальта);
- демонтаж пневмозаглушек.
В предлагаемом способе ремонта (обслуживания/восстановления) колодцев железобетонные кольца ремонтируемого колодца служат опалубкой, а днище колодца с лотковой частью используется как основание монтируемой новой конструкции колодца меньшего диаметра из пластика.
Перекрытие колодца с чугунным комплектом демонтируется. На днище колодца с лотковой частью монтируется пластиковый элемент в виде конусной опоры (в виде усеченного конуса) 1, нижняя часть конуса равна внутреннему диаметру днища колодца и уплотняется монтажной пеной с заливкой бетоном на высоту 100-150 мм, в верхнюю часть конуса диаметром 400 мм с резиновым уплотнением (уплотнительным кольцом) вставляется вертикальная труба (ствол колодца) 2 из пластиковой трубы. В ствол колодца вставляется телескоп (телескопический адаптер) 3, в который впрессован чугунный комплект 4.
Главным преимуществом телескопической конструкции является то, что она предохраняет основание колодца от разрушительных последствий дорожного движения и изменчивых атмосферных условий, а также способствует тому, чтобы люк колодца всегда находился на одном уровне с дорожным покрытием.
Благодаря профилированному уплотнительному кольцу предлагаемая конструкция позволяет телескопической части двигаться в вертикальной плоскости под воздействием динамических нагрузок, а также вследствие изменения температуры. Это дает возможность избежать напряжения, приводящего к разрушению вертикальной трубы и днища колодца, и тем самым предохраняет всю канализационную систему.
Площадь ремонтных работ на порядок меньше, чем при традиционном способе, не требуется закрытия движения автотранспорта.
Предполагается обслуживать новую конструкцию колодца с помощью современной техники без присутствия внутри колодца человека.
Применение новой технологии ремонта и новой конструкции колодцев гарантирует:
1. Снижение производственного и бытового травматизма.
2. Снижение количества дорожно-транспортных происшествий и затрат на возможный ущерб в результате дорожно-транспортных происшествий.
3. Защиту от актов вандализма и терроризма.
4. Снижение трудоемкости строительно-монтажных работ, стоимости материалов и сроков строительно-монтажных работ.
5. Повышение надежности и увеличение нормативного срока эксплуатации колодцев.
6. Высокую ремонтопригодность.
7. Исключение повреждения подземных инженерных коммуникаций, включая энергокабели.
При этом значительно сокращается время ремонтных работ (5-6 часов), трудоемкость и степень механизации снижаются в несколько раз (основные операции выполняются вручную), не требуется устройства водоотлива, обводной линии и перекачки стоков.
Источники информации.
1. Яковлев С.В., Карелин Я.А., Жуков А.И., Колобанов С.К. Канализация. Учебник для вузов. Изд. 5-е, перераб. и доп. М.: Стройиздат, 1975, с.82-85.
2. Яковлев С.В., Воронов Ю.В. Водоотведение и очистка сточных вод. Учебник для вузов. М.: АСВ, 2002, с.101-102.
1. Колодец канализации, включающий чугунный комплект, лотковую часть и днище колодца, отличающийся тем, что содержит конусную опору, вертикальную трубу, служащую стволом колодца, телескопическую часть, уплотнительное кольцо, а днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба, при этом конусная опора, вертикальная труба, телескопическая часть выполнены из пластика, а уплотнительное кольцо - из резины.
2. Колодец канализации по п.1, отличающийся тем, что конусная опора равна внутреннему диаметру днища колодца и уплотнена монтажной пеной с заливкой бетоном на высоту 100-150 мм, в верхнюю часть конусной опоры с уплотнительным кольцом вставлена вертикальная труба.
3. Способ ремонта колодцев системы водоотведения, включающий демонтаж перекрытия колодца с чугунным комплектом, отличающийся тем, что на днище колодца с лотковой частью монтируют колодец канализации, включающий чугунный комплект, лотковую часть, днище колодца, конусную опору, вертикальную трубу, служащую стволом колодца, телескопическую часть, уплотнительное кольцо, а днище колодца с лотковой частью служит основанием для конусной опоры, в которую вставлена вертикальная труба, при этом конусная опора, вертикальная труба, телескопическая часть выполнены из пластика, а уплотнительное кольцо - из резины, кольца ремонтируемых колодцев служат опалубкой, пространство между кольцами и вертикальной трубой нового колодца засыпают песком с послойным уплотнением.