Патент ссср 237493

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

ОПИСАНИ Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛ6СТВУ

Соев Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства М

Заявлено 25.Х.1967 (№ 1192856/25-27) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 12.1!.1969. Бюллстсш ¹ 8

Дата опубликования описания 80."3 I.(969 (л. 47с, 14

МП(i F 16d

УД К 621.825.5(088.8) Комитет по делам изобретении и открытий при Совете Министров

СССР

° 4 Ю>. >>>>

Е. Н. Астафьев и И. li. Аронов

A !3 TOP bl изобретешгя

Заявитель

Особое конструкторско-технологическое бюро Комитета по делам изобретений и открытий

ЗКСЦЕНТРИКОВАЯ ГИДРОС1 АТИЛ Г(,"КЛЯ МУФТА

Известны эксцентриковые гидростатическис .муфты, содержащие !Ведоз3у3О полумуфту в виде эксцентрика-ротора, на валу которого установлен,выiKèì íoé подшипник, и ведущую полумуфту в виде заполненного жидкостью корпуса с .крышкой, в радиальном отверстии которого установлена перегородка прямоугольного сечения для разделения корпуса на полости высокого и низкого давления.

Отличительной особенностью предложенной муфты является то, что в перегородке выпол,нены отверстия,,в одном из которых установлен цилиндрический стер?кень, жестко связанный с корпусом, а !в других — пру?кины, упирающиеся во внутреннюю поверхность корпуса. На крышке корпуса смонтирован золотник, выполненный в виде подпружиненного в осевом направлении стакана с цилиндрическим хвостовиком, находящимся под воздействием вы?«333!ного подшипника. Такое выполнение муфты позволяет использовать ее IB качестве предохранительной и делает управление ею более удобным.

Для уравнения давления жидкости а3а оба торца перегородки одно из ее ребер,со стороны полости высокого давления имеет скос.

На фиг. 1 показана описываехгая муфта, осевой разрез и ссчение по А — А;,на фиг. 2 — то же, вид сверху. (> !!мт,? !! «О(? 333 Oil 1 33уфть! 3!В!но.! н;Ilil ци;lli„ll? II 1cc!:BI! Вы ГО>l li i, ПО Вн >"! (?синей ПОВС(? хн!?ко О(? ОЙ 3lo?«OT Ilc(?Oка bll3 ITbcsl рик-ротор ?, надетый на вал 8. Последний моBpBxBTbc5I 33 подшипнико>вых BTj лках 4 и 5, запрессованных в боковые крьцвки 6 и 7.

Крышки и корпус стянуты болтами 8 с гайками 9.

Д.ЗЯ точного IICIIT(»lpoBBIIII3I к(?Ыц!кa и корпус;3мсют выточки по наружному диаметру.

В радиальном пазу корпуса может перемещаться перегородка 10 прямоугольного сечения. разделяющая корпус на полости высокого и низкого давлс:3ия. Пруж3«ны 11 прижимают псрсгородкм 10 к эксцентрику-ротору ?. Для на:Зразлсния пружин служат нап(?а1вля3ощие

1?. Цилиндрический стержень 1?, запрсссованнь3и В 330(? 3 с, Вхо IIIT 33 соотВст:тВмloillc От-!!с(?с.! IIC 33 !3с(?с!73(?О;!«с.

20 Псрсгоро IITII имсl г косой срез одного из рс бср В продольн,?м направлении. Отверстие В исрсгородкс, в которое входит стержень 1?, сообщается с полостью низкого 7авлсния муфты, 25 Внутри;pbiliii;Ii I;?icioTCII с33срлсния небольшого диаметра, сооб.цающисся со сверлением большого диаметра, внутри которого может перемещаться золотник 14. Цил3и3дрический хвостовик золотника 14 выходит наружу через

:>О oT13e(?cTIIc с 3 II,7oTIIIITO7bllbl?l ко 7biio?I 1О, II04237493 жимаемым грундбуксой 1б со шпильками 17 ,и гайками 18. Возле уплотнительного кольца находится упорное, кольцо 19.

Для:выключения муфты предназначен выжимной подшипник 20. Прн на>катни на рычаг подшипник 20 перемещается вдоль вала 8, нажимает на хвостовик золотника 14 и перемещает последний по направлению к корпусу муфты.

В крышке 7 помещено уплотнптельное кольцо 21, поджимаемое грудбуксой 22 со шпильками 28 и гайками 24.

Работа муфты. Крышка б соединена с |ведущим .валом передачи, при:вращении которого вращается .корпус 1 и крышка 7. Крутящий момент передается через перегородку 10 и жидкостный клин в полости Б к эксцентрикуротору 2 и ведомому валу 8. Передача крутящего момента обусловлена возникновением гидростатического давления,в полости Б муфты, Давление юМ, 1еЯ ородкой .10 и,в промежутке между:нею и эксцентрико м-ротором 2 уравнивается благодаря косому срезу одного из ребер перегородки. Этот срез образует ка нал, сообщающий полость высокого давления

Б,с пространством над перегородкой 10. Пружины 11 прижимают перегородку к .поверхности эксцентрика-ротора. Они рассчитаны,на преодоление сил инерции перегородки, возникающих при,вращении муфты, а также на преодоление разности усилий от давления жидкости, действующих снизу и сверху на перегородку. Эта раз ность определяется произведе нием давления жидкости ia полости высокого давления на площадь сечения стержня 18.

Совершенно очевидно, что для прекращения передачи крутящего.момента, т. е. для,выключения муфты, достаточно обеспечить свободное перетекание жидкости из полости высокого давления в полость низкого давления. Золотник 14 служит для выключения муфты, открывая проход для перетекания жидкости, Сверление в выходит из полости высокого давления и подводит жидкость к цилиндру золотника. Благодаря наличию выточки золотника усилия давления жидкости, действующие в противополо>кпом направлении вдоль оси золотника, взаимно уравновешиваются. Поэтому для перемещения золотника требуется весьма небольшое усилие.

Таким образо м, для управления предлагаемой муфтой не требуется какого-либо дополнительного сервомеханизма. Его функции выполняет золотник 14.

Пружина Il возвращает золотник в крайнее ,положение,при о воде подшипника 20 рычагом 25 назад, т. е. при включении муфты. Если подшипник 20 нажимает на цилиндрический хвостовик золотника 14, последний перемещается вперед и открывает доступ жидкости из полости, высокого давления через сверление в в сверление г и далее ia полость низкого давления. При этом резко снижаются усилия, мешающие корпусу провернуться относительно ротора муфты, так как, во-первых, падает давление жидкости в полости Б, iBO-вторых, снижается усилие, прижимающее перегородку 10 к ротору 2. Корпус начийает поворачиваться

5 относительно ротора, отжимая .перегородку от оси вращения.

При соотвстствующем подборе упругости пружин 11,можно обеспечить зависание перегородки 10 в верхнем крайнем положении под

10 воздействием двух усилий: центробежной силы инерции пластины и усилия гидродинамического давления жидкости, перекачиваемой в зазоре между ротором и перегородкой. Благодаря этому резко снижается сопротивление

15 перетеканию яидкости из одной полости в другую или,,вернее, обе полости, разделяемые ранее перегородкой, соединяются в одну серповидную полость, вращающуюся, вместе с корпусом относительно ротора. Снижение coIIpo20 тивления перемещению жидкости внутри муфты, превращающейся при выключении в некоторое подобие подшипника с большой толщиной масляного слоя, обеспечивает чистоту выключения муфты.

25 В муфте обеспечивается автоматическое сжатие перегородки да вле нием жидкости при превышении передаваемым крутящим моментом определенного предела, т. е. при возраста,нии сопротивления на ведомом валу. Для это30 го и предназначен стержень 18. Если стержень отсутствует, перегородка будет постоянно прижата в эксцентрику-ротору 2. Это объясняется тем, что при возрастании сопротивления на ведомо м валу увеличивается давление жидко35 сти и одинаково нарастают усилия, действующие на пластину сверху и снизу. Поэтому муфта не может выключиться, т. е. не обладает свойствами предохранительной муфты. При наличии стержня 18 с увеличением давления

40 жидкости нарастает и разность усилий, действующих на пластину сверху и снизу, определяемая по формуле

ХР=РВЬ вЂ” (РВЬ вЂ” Р

4 4

45 где Р— давление жидкости;

 — ширина пластины; б — толщина пластины;

5p d — диаметр стержня;

AP — разность усилий, направленная, вверх, т. е. отжимающая пластину от ротора. Она компенсируется усилием пружин, 55 Поскольку усилие пружин остается постоянным, а давление возрастает, то муфта, снабженная стержнем 18, является предохранительной муфтой.

Применяя стержень 18 .небольшого диамет60 ра, можно снизить до небольшой:величины упругость пружин, что способствует зависанию перегородки в верхнем положении при выключении муфты и, следователЬно, снижению сопротивления перетеканию жидкости в

65 полостях муфты.

237493

Предмет изобретения

l. Эксцентриковая гидростатическая муфта, содержащая ведомую полу ъгуфту в,виде экс.центрика-ротора, на валу которого установлен вьикимной подшипник, и ведущую полумуфту в виде заполненного жидкостью корпуса с крышкой, в радиальном отверстии которого установлена перегородка прямоугольного сечения для разделения корпуса на полости высокого и низкого давления, отличающаяся тем, что, с целью использования муфты в качестве предохранительной и удобства управления, в перегородке выполнены отверстия, в одном из которы.; уcTBHOBëåí цилиндрический стержень, жестко связанный с корпусом, а в другик — пружины, упирающиеся во внутреннюю поверхность корпуса, при этом на крыш5 ке корпуса смонтирован золотник, выполненный в виде подпружиненного в осевом,направлении стакана с цилиндрическим квостовиком, накодящимся под воздействием выжимного подшипника.

10 2. Муфта по п. 1, отличающаяся тем, что, с целью обеспечения уравнивания давления жидкости на оба торца перегородки, одно из ее ребер со стороны полости высокого давлен и я имеет скос.