Запорно-регулирующая задвижка
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области машиностроения, в частности к арматуростроению, а именно к запорно-регулирующей арматуре, и может быть использовано в нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности. Запорно-регулирующая задвижка содержит корпус. В его проходном канале соосно установлены подводящее и отводящее седла. Последние с двух сторон взаимодействуют с регулирующим шибером. Шибер содержит сплошную запорную и перфорированную регулирующую части. Шибер управляется шпинделем. Шпиндель связан со шкалой положения шибера. Внутренний канал подводящего седла выполнен диффузорным. Внутренний канал отводящего - конффузорным. Площадь отверстий в перфорированной части шибера равна площади меньшего диаметра как конффузорного, так и диффузорного канала. Шкала указателя положения шибера нанесена на продольной лыске резьбовой части шпинделя. Изобретение направлено на создание конструкции запорно-регулирующей задвижки, обеспечивающей минимизированный износ уплотнительного поля отводящего седла при выполнении регулирующих функций задвижки. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к арматуростроению, а именно к запорно-регулирующей арматуре, и может быть использовано в нефтегазодобывающей и других отраслях промышленности.
Известна задвижка (см. RU 2109194 С1, 20.04.1998), содержащая корпус, в проходном канале которого соосно установлены седла с двух сторон шибера, управляемого маховиком.
К недостаткам известной конструкции относится отсутствие функции регулирования потока проводимой среды, а при проведении такой операции интенсивный износ уплотнительных полей седел и потеря функции запирания потока.
Известна также задвижка регулирующая (см. фиг.1, RU 2068140 С1, 20.10.1996), прототип, содержащая корпус, в проходном канале которого соосно установлены с двух сторон шибера седла, а шибер выполнен с двумя участками: сплошным для запирания потока среды и перфорированным для регулирования потока среды. Шибер управляется посредством шпинделя, на котором закреплен указатель, считывающий со шкалы, нанесенной на стойке, положения шибера.
К недостаткам данной конструкции следует отнести выполнение подводящего седла с конффузорным внутренним каналом, а отводящего седла с диффузорным внутренним каналом, что увеличивает скорость движения проводимой среды и приводит к увеличенному эрозионному износу уплотнительного поля отводящего седла.
Технической задачей изобретения является создание конструкции запорно-регулирующей задвижки, обеспечивающей минимизированный износ уплотнительного поля отводящего седла при выполнении регулирующих функций задвижки.
Поставленная задача решается тем, что запорно-регулирующая задвижка, содержащая корпус, в проходном канале которого соосно установлены подводящее и отводящее седла, с двух сторон взаимодействующие с регулирующим шибером, содержащим сплошную запорную и перфорированную регулирующую части, и управляемым шпинделем, связанным со шкалой положения шибера, при этом внутренний канал подводящего седла выполнен диффузорным, а внутренний канал отводящего - конффузорным, при этом площадь отверстий в перфорированной части шибера равна площади меньшего диаметра как конффузорного, так и диффузорного канала, а шкала указателя положения шибера нанесена на продольной лыске резьбовой части шпинделя.
На фиг.1 изображен продольный разрез запорно-регулирующей задвижки;
на фиг.2 - фрагмент разреза по А-А на фиг.1.
Запорно-регулирующая задвижка состоит из корпуса 1, соосно установленных в проточной части и уплотненных относительно корпуса подводящего седла 2 (при подаче среды по стрелке Б) и отводящего седла 3, между которыми помещен шибер 4, содержащий две части: сплошную 5 герметизирующую и перфорированную 6 регулируемую. Шибер 4 управляется шпинделем 7, снабженным резьбовой частью 8, взаимодействующей с втулкой 9 с маховиком 10. На резьбовой части 8 шпинделя 7 выполнена продольная лыска 11, на которой нанесены деления 12 шкалы, показывающей положение шибера 4. Цилиндрическая часть 13 шпинделя 7 загерметизирована сальником 14 крышки 15. Перфорированная часть 6 шибера 4 содержит множество отверстий расположенных в определенном порядке с шагом «t» как по вертикали, так и по горизонтали и по наклонным линиям под углом 60° относительно друг друга.
Диаметр описанной окружности относительно перфорированных отверстий d равен внутреннему диаметру расширенной части седла 2 и 3.
Задвижка работает образом.
При выполнении функции запорной арматуры сплошная часть 5 шибера 4 взаимодействует с уплотнительным полем седла 3, и усилием, создаваемым напором проводимой среды, герметизируется затвор. При этом на шкале 12, выполненной на лыске 11 резьбовой части 8 шпинделя 7, считается маркировка «0» (ноль), то есть пропуска среды через затвор нет.
При выполнении задвижкой функции регулирующей в проточной части корпуса 1 находится перфорированная часть 6 шибера 4. При совпадении диаметра d с внутренним диаметром расширенной части седла 3 на лыске 11 шпинделя 7 считывается маркировка «1» (единица), то есть затвор пропускает количество среды, равное полному проходу проточной части корпуса 1.
При опускании шибера 4 перфорированная часть перекрывается седлами 2 и 3 и пропускает количество среды, соответствующее маркировкам, нанесенным на лыске 11 резьбовой части 8 шпинделя 7, которое считывается относительно верхней плоскости втулки 9.
Таким образом, благодаря тому, что подводящее седло 2 выполнено с диффузорным внутренним каналом, а отводящее седло 3 с конффузорным, снижается скорость прохождения потока среды через перфорированную часть 6 шибера 4, а наличие самой перфорации, выполненной в строгой геометрической последовательности, стабилизирует поток, снижая его турбулентность, все это в купе и минимизирует износ уплотнительного поля отводящего седла 3, а значит, дольше сохранится герметичность затвора при выполнении задвижкой функции запорной.
1. Запорно-регулирующая задвижка, содержащая корпус, в проходном канале которого соосно установлены подводящее и отводящее седла, с двух сторон взаимодействующие с регулирующим шибером, содержащим сплошную запорную и перфорированную регулирующую части, и управляемым шпинделем, а связанным со шкалой положения шибера, отличающаяся тем, что внутренний канал подводящего седла выполнен диффузорным, а внутренний канал отводящего - конффузорным, при этом площадь отверстий в перфорированной части шибера равна площади меньшего диаметра как конффузорного, так и диффузорного канала.
2. Задвижка по п.1, отличающаяся тем, что шкала указателя положения шибера нанесена на продольной лыске резьбовой части шпинделя.