Индикатор горизонтали световой
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к оптическим системам передачи световой информации. Устройство содержит корпус и систему угловой стабилизации при качке корабля. Корпус содержит неподвижные оптические блоки и подвижные оптические блоки. Подвижные оптические блоки создают ту часть светового поля, которая связана с положением горизонта, а неподвижные оптические блоки - ту часть светового поля, которая связана с текущим угловым перемещением корабля при качке. Технический результат заключается в повышении безопасности выполнения посадки летательного аппарата. 2 ил.
Реферат
Изобретение относится к оптическим системам передачи световой информации и может быть использовано в авиации для индикации положения взлетно-посадочной площадки корабля с целью повышения безопасности выполнения посадки летательным аппаратом в условиях качки.
Известен световой указатель положения палубы (Басов Ю.Г., Бибаев Е.Ю., Насонов Е.В. Комплекс светосигнального оборудования для посадки вертолетов на плавучие буровые установки. - Светотехника, №4, 1992, с.8-11) комплекса светосигнального оборудования «Аквариум» разработки Специального конструкторско-технологического бюро световых и светосигнальных приборов (СКТБ ССП), включающий блоки питания и управления и блоки индикации крена и дифферента. Блок индикации крена предоставляет информацию о бортовой качке корабля, при этом цифровой индикатор показывает абсолютную величину крена, а включенная стрелка - направление крена. Блок индикации дифферента таким же образом отображает значение и направление дифферента корабля. Недостатком этого устройства является то, что выбранный способ представления информации неудобен для восприятия, которая, по мнению летного состава, должна представляться в привычном виде по аналогии с индикацией крена и тангажа на пилотажно-навигационном приборе.
Известна система обеспечения посадки на палубу корабля летательного аппарата, способного осуществлять зависание (ЕР МКИ B64F 01/12; B64D 45/08; G05D 01/06; G01S 05/16, заявка ЕР №0359663, публикация 21.03.90 г.), в которой положение летательного аппарата относительно палубы корабля оценивается по форме светового пятна на плоскости взлетно-посадочной площадки от конического луча, формируемого прожектором, установленным на летательном аппарате. Недостатком этого устройства является трудность и связанная с ней невысокая точность определения бортовой качки корабля на основе положения светового пятна на палубе. Положение светового пятна на палубе под корпусом вертолета неудобно для его наблюдения из кабины, а вид представляемой информации существенно отличается от требований летного состава.
Наиболее близким аналогом предлагаемого изобретения следует признать указатель линии горизонта LRHH 16 (Visual landing aid systems and helicopter integration on vessels. - LINCSrechts Ingenieurgesellschaft MbH, 21079 Hamburg, Germany.), состоящий из одного или двух горизонтальных брусьев, установленных на системе угловой стабилизации. Брусья (подвижная часть системы угловой стабилизации) способны вращаться на оси относительно неподвижной части системы угловой стабилизации (включающей электродвигатель, редуктор, электронный блок управления), жестко связанной с кораблем. При крене корабля система угловой стабилизации поворачивает брусья таким образом, что они всегда ориентированы вдоль горизонта. Недостатком прототипа является ограниченный объем и форма отображаемой информации, не дающие летчику полного представления об угловом положении посадочной площадки корабля.
Техническим результатом настоящего изобретения является повышение безопасности выполнения посадки летательного аппарата на взлетно-посадочные площадки кораблей, обеспечиваемое формированием летчику в полном объеме информации о качке корабля в привычном виде - по аналогии с индикацией крена на пилотажно-навигационном приборе и выбором удобного для наблюдения летчиком места представления этой информации.
Технический результат получен за счет того, что в конструкцию индикатора горизонтали светового, корпус которого закреплен на корпусе корабля, содержащего систему угловой стабилизации, состоящую из неподвижной части, закрепленной на корпусе индикатора горизонтали светового, и подвижной части, сохраняющей свое горизонтальное положение при качке корабля, введены оптические блоки, расположенные на подвижной и неподвижной частях системы угловой стабилизации и формирующие своими световыми пучками световое информационное поле на плоскости изображения, причем оптические блоки, закрепленные на подвижной части системы угловой стабилизации, формируют ту часть светового поля, которая связана с положением горизонта, а оптические блоки, закрепленные на неподвижной части системы угловой стабилизации, формируют ту часть светового поля, которая связна с текущим угловым положением корабля при качке.
Изобретение отличается от ближайшего аналога тем, что положение корабля, на корпусе которого закреплен индикатор горизонтали световой, и горизонта индицируются в виде проекций световых пучков, создаваемых оптическими блоками индикатора горизонтали светового на плоскость изображения, на которой формируется световое поле, несущее визуально воспринимаемую информацию об угловом перемещении корабля относительно горизонта при качке.
Сущность изобретения поясняется графическим материалом, где на фиг.1 и 2 представлены принцип работы и пример формирования информации индикатором горизонтали световым.
На фиг.1 показано устройство индикатора горизонтали светового. Индикатор горизонтали световой содержит оптические блоки 1, закрепленные на неподвижной части системы угловой стабилизации, жестко связанной с корпусом индикатора горизонтали светового 3, оптические блоки 2, закрепленные на подвижной части системы угловой стабилизации. Световое поле формируется на плоскости изображения 4.
Оптические блоки 1 и 2 своими световыми пучками формируют части светового поля 5 (оптические блоки 2) и 6 (оптические блоки 1) на поверхности плоскости изображения 4. Изменение взаимного расположения частей светового поля 5 и 6 отображает текущее взаимное положение корабля (поле 6) относительно горизонта (поле 5).
На фиг.2 представлена работа индикатора горизонтали светового, установленного на корабле. Индикатор горизонтали световой (корпус 3, внутри которого расположена система угловой стабилизации с оптическими блоками 1 и 2) установлен на вертикальной поверхности ангара корабля, служащей плоскостью изображения 4, на которой формируется световое поле. Часть светового поля 5 (формируется оптическими блоками 2) отображает положение горизонта, часть светового поля 6 (формируется оптическими блоками 1) отображает текущее положение корабля (взлетно-посадочной площадки) 7. Положение летательного аппарата при заходе на посадку показано цифрой 8.
В качестве элементной базы индикатора горизонтали светового могут использоваться разнообразные источники света и системы стабилизации. Вариант системы угловой стабилизации был указан в прототипе предлагаемого индикатора горизонтали светового. В качестве другого варианта системы угловой стабилизации может быть использован карданный подвес, неподвижная часть которого закреплена на корпусе индикатора горизонтали светового, на котором также закреплены оптические блоки, формирующие часть светового поля, связанную с текущим угловым положением корабля, а на подвижной части закреплены оптические блоки, формирующие часть светового поля, связанную с положением горизонта.
Индикатор горизонтали световой, содержащий корпус и систему угловой стабилизации при качке корабля, отличающийся тем, что корпус индикатора горизонтали, связанный с плоскостью формирования информационного светового поля, содержит неподвижные оптические блоки, жестко связанные с корпусом индикатора горизонтали, и подвижные оптические блоки, связанные с системой угловой стабилизации при качке корабля, при этом оптические блоки формируют световое поле на плоскости изображения, на которую они проецируют свои световые пучки, и тем самым образуют световое информационное поле, при этом подвижные оптические блоки создают ту часть светового поля, которая связана с положением горизонта, а неподвижные оптические блоки - ту часть светового поля, которая связана с текущим угловым перемещением корабля при качке.