Способ обучения учащихся изобразительной деятельности ирины чернышевой

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к педагогике, а именно к обучению изобразительной деятельности. При предварительной подготовке учащихся в качестве информационных блоков, связанных с предметными темами, используют на первом этапе деревянные пластины и/или бумажные карточки с изображением геометрических фигур разных цветов. На втором этапе используют изображение сказочных героев, для которых применяют несколько разных цветов, в том числе разных оттенков. Осуществляют сравнение теплохолодности цветов сначала зрительно, затем с использованием тактильных ощущений - подушечками пальцев. Выполняют работу на материальных носителях, в соответствии с которой учащиеся сами смешивают краски, получая более теплые или более холодные цвета и оттенки. Используют полученные тактильные ощущения при последующем фиксировании объектов изобразительной деятельности на материальном носителе. 5 ил.

Реферат

Изобретение относится к педагогике, к преподаванию изобразительного искусства и касается преимущественно обучения учащегося или индивидуальных участников изобразительной деятельности в малых группах (до шести человек) в художественной студии, в художественной школе, в реабилитационных и восстановительных центрах (в т.ч. в рамках арт-терапии). Предложенный способ не связан с отбором одаренных детей. Он позволяет любому ребенку обогащать свой внутренний мир и раскрывать его в художественном произведении. Детское восприятие должно протекать целостно "Красота сама собой влияет на душу, - писал В.А.Сухомлинский, - и не требует разъяснения. Мы любуемся цветком розы как бы единым целым, и красота была бы разрушена, если бы мы отрывали от листка лепестки и анализировали, в чем сущность красоты" (Сухомлинский В.А. О воспитании. - М., 1973. - с.187). Человек - это сложнейшая биологическая и энергетическая система. Дети мыслят образами. Это одна из особенностей мозга ребенка - видеть предмет, которого нет в поле зрения. Психолог М.В.Осорина считала, что способность образно представлять в уме и фантазировать развивается у ребенка по возрастающей от двух до пяти лет. Мы можем использовать эти природные возрастные особенности ребенка, а занятия по предлагаемому способу обучения учащихся изобразительной деятельности будут способствовать их развитию.

Известен способ обучения учащихся изобразительной деятельности (см. книгу В.С.Кузин «Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе». М.: Агар, 1998 г. с.54, 59, 103), заключающийся в выполнении учащимися упражнений и фиксировании объектов изобразительной деятельности на материальном носителе.

Недостатком этого способа является пассивное участие, механическое выполнение учащимися упражнений по темам, предложенным и продемонстрированным самим учителем, простое копирование одиночных фрагментов объекта изобразительной деятельности, что исключает возможность творческого развития учащихся, а следовательно, снижает эффективность обучения.

Известен также наиболее близкий к заявляемому способ обучения учащихся изобразительной деятельности (см. патент РФ №2239235, МПК 7 G09B 11/10, опубл. 27.10.2004 г), при котором обучение выполняют в несколько этапов, перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальномносителе проводят предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, связанных с предметными темами, при одновременной обратной коммуникативной связи между учителем и учащимися, при этом при предварительной подготовке учащихся используют информационные блоки многомерного пространства с изображениями, связанными с ситуацией действий или процессов. Для этапа начального обучения информационный блок включает изображения букв, растительного и животного мира, человека с предметными элементами, расположенные в одном или двух планах. На следующем этапе информационный блок включает изображение фигур и разнородных предметов в персонажах и композициях, на последующих и заключительных этапах информационные блоки отображают объекты темы, связанные с предметными темами в соответствии с классом обучения.

Этот способ по сравнению с ранее описанным повышает эффективность и качество обучения, сокращает сроки обучения, однако и он не обеспечивает создание эмоционально-психологического настроя (состояния) у учащихся, при котором они прежде, чем фиксировать заданный объект изобразительной деятельности, создают его в своем воображении, не только видят, но и ощущают его, и только потом они переходят к творению.

В основу изобретения поставлена задача такого усовершенствования способа обучения учащихся изобразительной деятельности, при котором за счет обеспечения создания эмоционально-психологического настроя (состояния) у учащихся, при котором они прежде, чем фиксировать заданный объект изобразительной деятельности, создают его в своем воображении, не только видят, но и ощущают его, обеспечивается повышение эффективности и качества обучения.

Техническим результатом изобретения является развитие навыка использования цвета.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе обучения учащихся изобразительной деятельности, при котором обучение выполняют в несколько этапов, при этом перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе проводят предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, связанных с предметными темами, при одновременной обратной коммуникативной связи между преподавателем и учащимися, согласно изобретению при предварительной подготовке учащихся в качестве информационных блоков, связанных с предметными темами, используют на первом этапе деревянные пластины и/или бумажные карточки с изображением геометрических фигур разных цветов, на втором этапе - изображение сказочных героев, для которых используют несколько разных цветов, в том числе разных оттенков, после чего осуществляют сравнение теплохолодности цветов сначала зрительно, затем с использованием тактильных ощущений - подушечками пальцев, после чего выполняют работу на материальных носителях, в соответствии с которой учащиеся сами смешивают краски, получая более теплые или более холодные цвета и оттенки, и используют полученные тактильные ощущения при последующем фиксировании объектов изобразительной деятельности на материальном носителе.

При таком способе обучения учащихся изобразительной деятельности к его реализации подключаются практически все присущие человеку ощущения и эмоции, которые направлены на слуховой, зрительный, обонятельный, вкусовой и тактильный анализаторы, улучшается интегративная функция мозга и психики, вследствие чего повышаетя индивидуализация, интенсификация обучения, создаются оптимальные условия для творчества. Обучение проходит в несколько этапов, в развитии по спирали, где уровень сложности материала определяется в соответствии с возрастом и подготовленностью обучающегося.

Примеры реализации предложенного способа.

Пример 1.

Проводят предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, связанных с предметными темами при одновременной обратной коммуникативной связи между учителем и учащимися, в качестве информационных блоков, связанных с предметными темами, используют информационные блоки, содержащие тактильные ощущения. Изучение теплохолодности цветов проводится в два этапа: на первом этапе обучения сравниваются цвета, позже - различные оттенки одного цвета. В качестве информационных блоков используются деревянные пластины и/или бумажные карточки с изображением геометрическах фигур различных цветов на первом этапе, на втором - изображения сказочных героев, состоящие из нескольких цветов в большом разнообразии их оттенков. Сравнение теплохолодности проводится сначала зрительно, затем подушечками пальцев. Полученная информация используется в анализе картин известных художников. Затем в качестве закрепления материала выполнятся работа на материальных носителях. Здесь дети учатся сами смешивать краски, получая более теплые или более холодные цвета/оттенки, используя таким образом полученные тактильные ощущения при последующем фиксировании учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе.

Пример 2.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся, заключающуюся в наборе учащимися информации об изображаемом предмете (например, ветки цветущей вербы). Дети отвечают на вопросы преподавателя: «Что это?», «Где они встречали такое растение?», «Когда цветет верба?», «Какой праздник связан с цветением вербы?». Затем дети подходят близко к веткам и разглядывают закрытые почки, раскрывающиеся и полностью распустившиеся, рассматривание сопровождается ощупыванием и нюханием всех видов почек и цветов. Изучаются тычинки цветов вербы. Во время изучения почек и цветов преподаватель побуждает детей искать ассоциации по фактуре, запаху и цвету. Затем преподаватель предоставляет детям набор репродукций картин и просит выбрать картины, сходные по настроению с данным букетом веток. После чего дети переходят к фиксированию полученного опыта на материальных носителях (фиг.1).

Пример 3.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании аудио-записи звуков природы (например, шум прибоя о скалы). Сначала дети слушают запись звуков. Преподаватель не называет звуки, не говорит о их природе и просит детей тоже не говорить вслух свои мысли. Затем вызывает каждого ребенка по очереди и предлагает изобразить пантомимой то, что ребенок услышал (в конкретном примере были варианты: прибой о скалы, волна и ветер, движение поезда). Далее преподаватель предлагает всей группе повторять движения за ребенком, правильно угадавшим звуки. Здесь можно попросить ребенка еще и петь голосом изображаемого объекта. После того, как у всех получатся движения (запись продолжает звучать), спрашивает сначала у тех, кто предлагал неправильные варианты, а затем у отгадавшего сразу, назвать вслух, что это звучало. Дети слушают еще небольшой фрагмент записи, а затем изображают звуки. Ребенок решает сам, что он будет изображать: прибой о скалы или, например, движение поезда, которое ему слышалось вначале. Необходимое условие преподавателя: чтобы используемые цвета были «слышны» в прослушанном фрагменте. В данном случае дети пользуются при изображении холодными спокойными цветами (даже если это движение поезда).

Пример 4.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании аудиозаписи звуков птиц (например, крик грачей) и репродукций картин (А.Саврасов «Грачи прилетели», Э.Штейнберг «Время сева»).

Преподаватель показывает детям репродукцию картины А.Саврасова «Грачи прилетели». Дети отвечают на ряд вопросов, в том числе: «Какие птицы изображены на картине?», «Видели ли вы их?», «Когда они к нам прилетают?», «Какой у них голос?», «Что делают птицы на картине?». Преподаватель в беседе с детьми разбирает, из чего и как грачи делают гнезда, где селятся. Затем детям предлагается прослушать запись крика грачей. Потом все вместе учатся кричать как грачи, стараясь точно повторить звуки. Когда все научились кричать, пришла пора летать по комнате, строить гнезда и галдеть, как на картине А.Саврасова. Далее дети фиксируют свои впечатления на материальном носителе. Картина называется «Крик грачей».

На следующем занятии материал кратко повторяется. Вниманию детей предлагается репродукция картины Э.Штейнберга «Время сева». Она внимательно рассматривается. Дети отвечают на вопросы «Кто живет в доме?», «Что хозяин посеял на своем огороде?», «Что здесь делает грач?», «Что думает грач?». Детям предлагается языком грача рассказать его мысли. В процессе обсуждения и игры «в грача» грач становится чем-то вроде любимой игрушки. После этого создается вольная копия картины на материальном носителе. На третьем занятии обсуждается огородное пугало: зачем, из чего его делают, как к пугалу относится грач. Вспоминаются сказки, героями которых были огородные пугала. После этого ребенок придумывает, как и из чего можно добавить пугало в свою работу. В заключение приглашаются родители, которым дети рассказывают, показывают, озвучивают свою работу (фиг.2).

Пример 5.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании музыкальных фрагментов, преподаватель предлагает для прослушивания музыкальный фрагмент (например, П.И.Чайковский Andante maestoso). Сначала дети слушают, затем подключают движения под музыку: голову, затем руки, туловище и ноги. Каждый двигается так, как ему приятно. Затем преподаватель показывает движения (танец-импровизация), дети двигаются вместе с преподавателем (как получается). Это скорее для подсказки тем, кто не может найти движение, и для большего разнообразия движений, для того, чтобы дети уловили ритм. После окончания движения преподаватель просит показать на палитере, какие цвета каждый ребенок услышал в музыке. Затем дети рисуют музыкальный фрагмент под музыку. Изображение чуда звука чудом цвета. Как правило, это абстрактная живопись. Преподаватель одобряет их работу, повторяет аудиозапись фрагмента по просьбе детей или по готовности большинства вгруппе, при необходимости побуждает ребенка разнообразить работу дополнительными цветами.

Пример 6.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании аудиозаписи музыкального произведения (например, «Снег танцует» К.Дебюсси).

В комнате полумрак. В недоступных для детей местах установлены светильники с горящими свечами. Дети рассаживаются на ковре кругом. Преподаватель включает запись музыкального произведения. Когда все прислушались, молча начинает танцевать, приглашая детей последовать его примеру. Танец легкий, плавный, движения похожи на движения падающих снежных хлопьев. Когда все дети включились в танец, преподаватель спрашивает: «Кто мы, кого мы изображаем?» Дети отгадывают. Танец продолжается, но преподаватель уже вербально задает тему движений, например: «Мы кружимся, кружимся и подлетаем к окну на девятом этаже, в окно смотрит Лена (называет имя одного из танцующих). Она очень обрадовалась снежным хлопьям, приглядитесь, как Лена улыбается нам, давайте покружимся, потанцуем перед ней. А теперь мы подлетаем к большому спящему дубу, посмотрите, на нем сидит нахохлившаяся ворона и одним глазком поглядывает на нас, давайте повеселее завьемся вихрем вокруг нее и разбудим, пусть полетает с нами. А теперь время опускаться. Пусть каждая снежинка найдет самое удобное для себя место. Кому-то захочется опуститься на крышу вон того дома, кому-то к Лене на подоконник, кому-то на клюв к вороне, кто-то укутает собой ветки дуба и т.д. К концу музыкального фрагмента все «снежинки» опускаются. Далее дети переходят к изображению музыкального произведения на материальных носителях. Они могут изобразить музыку или увиденные ими картинки в процессе танца (например, Лену, любующуюся из окна снегопадом). Используемые цвета и общее настроение работы должны соответствовать прослушенному произведению. Преподаватель может предложить технику, подходящую для создания художественного произведения.

Пример 7.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании аудиозаписи танца (например, русский народный танец «Камаринская») и карточек с изображением игрушечных животных в различных настроениях.

Преподаватель предлагает для прослушивания небольшой музыкальный фрагмент (не говоря, что это танец) и просит выбрать игрушку с подходящим фрагменту настроением. Далее обсуждается, что этой игрушке удобно делать под эту музыку, например: спать, слушать сказку, мечтать, танцевать... Дети предлагают и пробуют позаниматься предложенным делом под музыку. Сходятся на том, что танцевать и прыгать получается лучше всего, а танец - быстрый и веселый. Все танцуют и отбивают ритм хлопками в ладоши и топотом. Затем преподаватель просит каждого подойти к большому листу бумаги и фломастером или кистью нарисовать ритм танца, используя подходящие танцу знаки. Опять все танцуют «до упаду». Потом преподаватель проводит небольшую дыхательную гимнастику. Когда все успокоились, дети подбирают краски «быстрые» и «веселые», подходящие для изображения «Камаринской», и фиксируют свои впечатления в абстрактной форме. Затем, по желанию, делается еще одна работа, уже предметная (например, «Лось, уставший танцевать камаринскую»), включающая в себя какого-либо героя представления или вымышленного и элементы только что изображенного танца.

Пример 8.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании текста сказки (например, П.Асбьернсен «Как лиса и медведь масла к Рождеству купили»):

Как лиса и медведь масла к Рождеству купили

Как-то раз Медведь и Лиса купили вскладчину горшочек с маслом и спрятали его до Рождества под густую елку. Спрятали, а сами отошли в сторонку и прилегли вздремнуть на солнышке. Лежали, лежали, и вдруг Лиса как закричит: "Иду, иду!" - побежала прочь

и прямо к горшку с маслом, да добрую треть тут же и съела. Вернулась Лиса к Медведю, а он ее спрашивает, куда это она отлучалась и почему морда у нее лоснится.

А Лиса ему в ответ:

- Неужели ты не догадался, это меня пригласили на крестины.

- Ах, вот оно что! А как ребенка назвали?

- Верхушечка, - отвечает Лиса.

Снова легли они, и снова Лиса как вскочит, как закричит: "Иду, иду!" - и поскорей к горшочку. Опять она хорошенько подкрепилась, а когда вернулась, Медведь ее спрашивает, где пропадала.

- Неужели ты не догадался, что меня опять на крестины пригласили? - говорит Лиса.

- И как ребенка назвали?

- Половиночка, - отвечает Лиса.

Медведь подумал: "Странное имя", да не стал голову ломать, начал зевать и тут же

заснул. Поспал он немного, и опять все было, как раньше. Вскочила Лиса, закричала:

"Иду, иду!" - и к горшочку. Вернулась она к Медведю и опять сказала, что была на крестинах, и опять Медведь спросил, как назвали ребенка, а она ответила: "Ешь-до-дна!" Снова легли они спать, а потом пошли вместе на горшочек посмотреть и увидели, что масла-то там нет как нет. Стал Медведь Лису ругать, а она - его. Медведь говорит, пока он спал, Лиса все масло съела, а Лиса ему в ответ, что он все съел, пока она спала.

- Знаешь что, - говорит Лиса, - сейчас мы проверим, кто украл масло. Давай опять ляжем на солнышке, а когда проснемся, посмотрим: у кого зад больше лоснится, тот и масло съел.

Что ж, Медведь сразу согласился - он-то знал, что масла даже не пробовал, - и преспокойно заснул на солнышке. А Лисичка тем временем потихоньку к горшочку, наскребла остатки, вернулась и вымазала медвежий зад, а сама легла спать как ни в чем не бывало. Проснулись они, а солнце-то растопило масло - вот и оказалось, что это Медведь все масло съел.

Преподаватель читает сказку. Дети выбирают роли (в данном примере: Лиса, Медведь, Горшочек и Елка). Если кто-нибудь затрудняется (например, Горшочек) в изображении свой роли, преподаватель и другие дети подают свои идеи. Затем сказка разыгрывается по ролям. Преподаватель помогает с текстом, поощряет актеров. Обсуждаются удачные мизансцены. Дети меняются ролями, и сказка повторяется более живо и выразительно. Игра происходит до тех пор, пока дети не попробуют себя во всех желаемых ролях. Затем выбираются материальные носители и техника исполнения, подходящие по характеру персонажам сказки. Дети фиксируют свои впечатления (фиг.3).

Пример 9.

Перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе преподаватель проводит предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, состоящих в использовании текста мифа о Дедале и Икаре, текста стихотворения В.Брюсова «Икар», репродукции картины П.Брейгеля «Падение Икара».

Учащиеся знакомятся с содержанием мифа самостоятельно. На уроке дети пересказывают миф, задают свои вопросы, обсуждают. Затем преподаватель показывает репродукцию картины Питера Брейгеля «Падение Икара». Дети находят Икара, рассказывают, как они понимают сюжет картины. Далее преподаватель читает стихотворение В.Брюсова. Дети выбирают, позиция какого героя им ближе, преподаватель раздает роли. Ознакомившись с текстом, дети разыгрывают стихотворение по ролям в различных парах, выбирая партнеров для реализации своего замысла. Когда задуманный результат достигнут, дети рассаживаются за столы и придумывают композицию своей картины. При необходимости преподаватель показывает учащимся материалы по истории костюма. На следующем занятии стихотворение повторяется, и работа выполняется на материальном носителе в цвете (фиг.4, 5).

Обучение целесообразно производить с использованием каждого информационного блока по 2-3 занятия, после чего используемые блоки комбинируют друг с другом Например, первые три примера идут подряд, затем следуют уроки на немузыкальные темы, в дальнейшем эти уроки повторяются с использованием других произведений (другой ритм, движение, цвет, тема).

Способ обучения учащихся изобразительной деятельности, при котором обучение выполняют в несколько этапов, при этом перед фиксированием учащимися объектов изобразительной деятельности на материальном носителе проводят предварительную подготовку учащихся с использованием информационных блоков, связанных с предметными темами, при одновременной обратной коммуникативной связи между преподавателем и учащимися, отличающийся тем, что при предварительной подготовке учащихся в качестве информационных блоков, связанных с предметными темами, используют на первом этапе деревянные пластины и/или бумажные карточки с изображением геометрических фигур разных цветов, на втором этапе - изображение сказочных героев, для которых используют несколько разных цветов, в том числе разных оттенков, после чего осуществляют сравнение тепло-холодности цветов сначала зрительно, затем с использованием тактильных ощущений - подушечками пальцев, после чего выполняют работу на материальных носителях, в соответствии с которой учащиеся сами смешивают краски, получая более теплые или более холодные цвета и оттенки, и используют полученные тактильные ощущения при последующем фиксировании объектов изобразительной деятельности на материальном носителе.