Способ формирования дидактического материала для обучения письму

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении детей и взрослых. Способ формирования дидактического материала для обучения письму основан на использовании координатной сетки. На ней формируют три основных и один вспомогательный топологических класса элементарных линий, группы маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии и стрелки, указывающие направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями. Группам маркерных точек, стрелкам и элементарным линиям присваивают индексы. Элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек объединяют с помощью индексов в последовательности для получения дидактического материала. Соседние элементарные линии в букве или буквоэлементе могут быть выделены разными цветами. Первая маркерная точка, соответствующая элементарной линии, буквоэлементу или букве, может иметь цвет, отличный от цвета маркерных точек данной группы. Ее выделяют цветом, отличным от цвета элементарных линий. Стрелка, указывающая начало движения пера по поверхности начертания, может иметь отличительную особенность от других стрелок. Техническим результатом изобретения является простота обучения, стабильность полученных результатов. 3 з.п. ф-лы, 30 ил.

Реферат

Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано при обучении детей и взрослых.

Известно пособие для обучения рукописному шрифту (см. патент GB 2408837 от 14.10.2004 г., опубликован 14.10.2004 г.), в котором реализован способ обучения письменному тексту, основанный на использовании двух параллельных линий, на одной из которых находится основание букв. Вторая линия находится над первой. Между линиями находится основная часть букв. Пособие содержит одну или несколько рукописных букв, разделенных на слои.

Вышеуказанное пособие является наиболее близким к заявляемому способу по технической сущности и поэтому выбрано в качестве прототипа.

В указанном выше прототипе для составления пособия исходным материалом являются конкретные буквы, начертание которых обычно не связано с правилами формирования двигательного навыка письма, что приводит к следующим недостаткам:

1. Каждый слой (буквоэлемент) представляет собой сложное, уникальное по описанию движение, состоящее из нескольких кривых.

2. Отсутствует привязка характерных точек слоя (буквоэлемента) к координатам области начертания слоев буквоэлементов и самих букв, т.е. отсутствует метрика области начертания.

3. Отсутствует возможность сопровождения простыми командами процесс начертания слоя (буквоэлементов) и букв.

4. Процесс начертания безотрывен от поверхности начертания, что приводит к наложению частей слоев (буквоэлементов) друг на друга и заставляет совершать движения по одним и тем же траекториям в разных направлениях по поверхности движения.

Решаемой технической задачей является создание универсального способа обучения как детей, так и взрослых.

Достигаемым техническим результатом является простота обучения как для преподавателя, так и для обучаемого, а также стабильность полученных результатов.

Для достижения указанного технического результата в способе формирования дидактического материала для обучения письму, основанном на использовании координатной сетки, новым является то, что на координатной сетке формируют три основных и один вспомогательный топологических класса элементарных линий, группы маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии и стрелки, указывающие направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями, при этом группам маркерных точек, стрелкам и элементарным линиям присваивают уникальные индексы, после чего объединяют элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек с помощью уникальных индексов в нужной последовательности для получения дидактического материала.

Соседние элементарные линии в букве или буквоэлементе могут быть выделены разными цветами.

Первая маркерная точка может иметь цвет, отличный от цвета маркерных точек данной группы, ее также выделяют цветом, отличным от цвета элементарных линий.

Стрелка, указывающая начало движения пера по поверхности, может иметь отличительную особенность от других стрелок.

Наличие координатной сетки и жесткая привязка элементарных линий к ней, т.е формирование метрических свойств области начертания элементарных линий, буквоэлементов и букв позволяет изменять масштаб элементарных линий, буквоэлементов и букв простым изменением масштаба координатной сетки.

Разделение простых элементов на топологические классы (от 2 до 4 классов) с интуитивно понятными названиями, например, «прямая», «закругление», «петля» позволяет озвучивать начертание элементарной линии простой командой, например, «прямая», «закругляю», «петля» и озвучить начертание буквоэлемента или буквы последовательностью простых команд.

Система маркерных точек, соединяя которые по правилам топологических классов, может воспроизвести соответствующую элементарную линию, элемент буквы или букву целиком.

Способ реализуется следующим образом и делится на подготовительный и основной этапы.

На подготовительном этапе формируют координатную сетку, состоящую из линий разной толщины. На нее накладывают элементарные линии, которые привязывают к узлам координатной сетки. Наносят маркерные точки на элементарную линию:

а) точка «начало движения»;

б) точка «конец движения»;

в) промежуточные маркерные точки (от 0 до 4 точек).

Рядом с элементарной линией рисуют стрелку, форма которой соответствует форме элементарной линии. Присваивают элементарным линиям, группам маркерных точек и стрелкам уникальные индексы, после чего формируют таблицы элементарных линий каждого топологического класса, групп маркерных точек и стрелок в удобном для поиска порядке.

В таблице 1 (подготовительный этап) представлена последовательность создания элементарных линий (рис.2, рис.6, рис.10, рис.14), групп маркерных точек (рис.3, рис.7, рис.11, рис.15) и стрелок (рис.4, рис.8, рис.12, рис.16).

Основной этап - создание дидактического материала (таблица 2).

В качестве примера используем букву «в».

Выбирают подходящие элементарные линии (рис.17 - рис.22) и объединяют их в нужную последовательность (рис.23).

Выбирают соответствующие группы стрелок (рис.24) и маркерных точек (рис.25).

Собирают координатную сетку, элементарные линии, маркерные точки и стрелки в нужной комбинации, например:

1) элементарные линии одного цвета (см. рис.26);

2) элементарные линии одного цвета, стрелки и координатная сетка (см. рис.27);

3) элементарные линии с чередованием цветов, маркерные точки и координатная сетка (см. рис.28);

4) маркерные точки с координатной сеткой (см. рис.29).

На рис.30 приведены буквы кириллического алфавита, сконструированные описанным выше способом.

Заявленный способ позволяет создавать дидактический материал в виде прописей и наглядных пособий.

1. Способ формирования дидактического материала для обучения письму, основанном на использовании координатной сетки, отличающийся тем, что на координатной сетке формируют три основных и один вспомогательный топологических класса элементарных линий, группы маркерных точек с возможностью наложения их на элементарные линии и стрелки, указывающие направление движения пера обучающегося, повторяющие форму элементарной линии, с возможностью совмещения стрелок с элементарными линиями, при этом группам маркерных точек, стрелкам и элементарным линиям присваивают индексы, после чего объединяют элементарные линии топологических классов, стрелки и группы маркерных точек с помощью индексов в последовательности для получения дидактического материала.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что соседние элементарные линии в букве или буквоэлементе могут быть выделены разными цветами.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что первая маркерная точка, соответствующая буквоэлементу может иметь цвет, отличный от цвета маркерных точек данной группы, ее также выделяют цветом, отличным от цвета элементарных линий.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что стрелка, указывающая начало движения пера по поверхности, может иметь отличительную особенность от других стрелок.