Ручной двухскоростной привод для трубопроводной арматуры
Изобретение относится к области машиностроения и предназначено для использования в качестве привода для запорной арматуры и регулирующей арматуры. Ручной двухскоростной привод для трубопроводной арматуры содержит зубчатую передачу, ведомое колесо, маховик, переключатель скорости. Ведомое колесо связано с механизмом перемещения запорного органа. Ведущий вал состоит из двух частей с закрепленными на них ведущими шестернями. Переключатель скоростей разделяет ведущий вал на две части. Переключатель скоростей управляется тягой. Тяга пропущена сквозь часть ведущего вала. Тяга соединена с маховиком и кинематически связана с дополнительным маховиком. Изобретение направлено на повышение потребительских свойств двухстороннего привода. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в качестве привода для запорной и регулирующей арматуры.
Известен ручной привод трубопроводной арматуры (см. патент № 65606, F16K 37/00), содержащий корпус, размещенную в нем зубчатую передачу, ведомое колесо которой связано с механизмом перемещения шпинделя, а ведущее колесо управляется маховиком.
Недостатком известного привода является необходимость совершения большого числа оборотов при закрытии запорной трубопроводной арматуры задвижки или клапана. Причем чем больше передаточное отношение зубчатой пары, тем больше требуется произвести оборотов для закрытия арматуры, а значит, и затратить больше времени.
Известен также двухскоростной ручной привод трубопроводной арматуры (см. заявка № 2006120042/06, F16K 31/00, прототип), содержащий размещенный в корпусе с крышкой планетарный механизм, выходное солнечное колесо которого закреплено на валу, связанном с механизмом перемещения запорного органа, маховик и переключатель скоростей размещен на крышке с возможностью взаимодействия с валом солнечного колеса планетарного механизма или с водилом через паз выполненный в крышке.
К недостатку известного устройства следует отнести невысокие потребительские свойства, заключающиеся в неудобстве переключения скорости привода.
Техническая задача, решаемая в предлагаемом устройстве, - повышение потребительских свойств двухскоростного привода, заключающееся в удобстве переключения скоростей.
Поставленная задача решается с помощью того, что ведущий вал состоит из двух частей с закрепленными на них ведущими шестернями, разделенных переключателем скоростей, управляемым тягой, пропущенной сквозь соединенную с маховиком часть ведущего вала и кинематически связанной с дополнительным (переключающимся) маховиком, причем к ведомым зубчатым колесам жестко присоединены звездочки цепной передачи, а переключатель скоростей подпружинен в сторону, соединенную с маховиком части ведущего вала, и выполнен в виде муфты, например, кулачковой.
На чертеже изображена схема двухскоростного ручного привода для трубопроводной арматуры.
Привод содержит механизм перемещения шпинделя 1 (ходовая гайка), закрепленное на нем ведомое зубчатое колесо 2 понижающей передачи, взаимодействующее с ведущим зубчатым колесом 3, закрепленным на внутренней части 4 ведущего вала, разделенной переключателем 5, управляемым тягой 6, пропущенной сквозь соединенную с маховиком 7 внешнюю часть 8 ведущего вала. Тяга 6 через поворотные рычаги 9, шарнирно закрепленные на спицах 10 маховика 7, соединена с дополнительным (переключающим) маховиком 11. На внешней части 8 ведущего вала также закреплена ведущая зубчатая шестерня 12 повышающей передачи, взаимодействующая с ведомой шестерней 13, жестко соединенной с ведущей звездочкой 14 цепной передачи 15, ведомая звездочка 16 которой жестко соединена с ведомым колесом 2.
Переключатель 5 выполнен в виде муфты, например кулачковой, подпружиненной в сторону управляющего маховика 7.
Привод работает следующим образом.
Закрытие трубопроводной арматуры.
Через маховик 7, повышающую зубчатую пару 12, 13 и цепную передачу 15 крутящий момент, необходимый для преодоления сил трения в передаче и в сальниковом уплотнении, давления проводимой среды на площади сечения шпинделя передается на шпиндель 1, управляющий запорным органом трубопроводной арматуры.
При соприкосновении уплотнительных полей подвижного и неподвижного элементов затвора трубопроводной арматуры подтягиваем подвижный маховик 11 (не выпуская из рук маховик 7), который через рычаги 9, тягу 6, переключатель 5 вводит в действие понижающую зубчатую передачу 3, 2, которая передает повышенный крутящий момент на шпиндель 1, необходимый для создания усилия, обеспечивающего герметизирующее удельное давление на уплотнительных полях затвора арматуры.
Открытие трубопроводной арматуры.
Для страгивания подвижных частей затвора маховик 11 подтягивают к маховику 7, вводя в действие понижающую передачу с моментом, необходимым для страгивания. После страгивания опускают маховик 11, переключатель 5 под действием пружины вводит в действие повышающую передачу 12, 13 и через маховик 7 производит быстрое открытие затвора трубопроводной арматуры.
Таким образом, благодаря тому, что процесс как открытия, так и закрытия трубопроводной арматуры производится оператором, не открывая рук от маховика, как и операция переключения скоростей, достигается повышение потребительских свойств привода.
1. Ручной двухскоростной привод для трубопроводной арматуры, содержащий зубчатую передачу, ведомое (выходное) колесо, связанное с механизмом перемещения запорного органа, маховик и переключатель скорости, отличающийся тем, что ведущий вал состоит из двух частей с закрепленными на них ведущими шестернями, разделенных переключателем скоростей, управляемым тягой, пропущенной сквозь соединенную с маховиком часть ведущего вала и кинематически связанной с дополнительным (переключающим) маховиком.
2. Ручной двухскоростной привод для трубопроводной арматуры по п.1, отличающийся тем, что к ведомым зубчатым колесам жестко присоединены звездочки цепной передачи, а переключатель скоростей подпружинен в сторону, соединенную с маховиком части ведущего вала, и выполнен в виде муфты, например кулачковой.