Эвакуатор

Реферат

 

Изобретение относится к военно-медицинской технике и может быть использовано для эвакуации раненых из труднодоступных мест, например, для иммобилизации позвоночника и бедра при извлечении пострадавших и раненых из ограниченных пространств (бронетехника, трюмы, шахты, горноспасательные работы и т.д.). Эвакуатор содержит центральную часть с продольной осью, две боковые части для поддержания туловища и две боковые головные части для фиксации головы, перпендикулярные продольной оси, замки, вытяжные петли, ремни и ребра жесткости, размещенные в центральной и боковых частях. Часть с головными частями снабжена лобным и подбородочным ремнями. В центральную часть с наружной стороны вшиты альпинистские стропы с замками и карабином. На внутренней стороне центральной части размещен карман для пневматической подушки. Ребра жесткости выполнены в виде реек и размещены в центральной части. Ремень переплетен вокруг ребер жесткости и имеет концы, которые выпущены изнутри и образуют петли для извлечения пострадавшего. В результате решена задача создания надежного, дешевого и обладающего достаточной грузоподъемностью средства эвакуации пострадавшего из труднодоступных мест. 3 з.п. ф-лы, 6 ил.

Изобретение относится к военно-медицинской технике и может быть использовано для эвакуации раненых из труднодоступных мест, например, для иммобилизации позвоночника и бедра при извлечении пострадавших и раненых из ограниченных пространств (бронетехника, трюмы, шахты, горноспасательные работы и т.д.).

Устройство для высвобождения травмированного пациента (в дальнейшем эвакуатор) применяется при подозрении на травмы шейного и грудного отделов позвоночника, переломов костей бедра для создания неподвижности (иммобилизации) поврежденных сегментов при извлечении пораженного из труднодоступных и ограниченных пространств и последующего транспортирования с места получения травмы до лечебного учреждения.

Известно устройство для эвакуации раненых из боевых машин, которое содержит парусиновую ленту с двумя металлическими полукольцами и накладкой из парусины. Парусиновая лента выполнена с возможностью ее размещения на сиденье члена экипажа и снабжена поперечными и двумя продольными ремнями с пряжками, второй и третьей накладками из парусины, двумя жесткими вставками, верхним и нижним иммобилизирующими щитами. Иммобилизирующие щиты соединены между собой шарнирно с возможностью стопорения в развернутом положении, а с парусиновой лентой - посредством троса и петель, размещенных с ее тыльной стороны по периметру иммобилизирующих щитов. В исходном положении устройство крепят в виде чехла указанными ремнями к сиденью члена экипажа. В случае его ранения ремни освобождают и используют для закрепления раненого в парусиновой ленте, которая посредством полуколец прикрепляется к внешним подъемным устройствам, благодаря чему механизируется и ускоряется процесс эвакуации раненого из боевой машины (US 5819747, А61В 19/00, опубл. 1998-10-13).

Недостатком данного устройства является то, что оно является достаточно громоздким и уменьшает эффективное пространство в рабочей зоне оператора. Оно не исключает запрокидывания пострадавшего в момент извлечения. Обеспечивает только вертикальное извлечение пострадавшего. Используется для извлечения пораженного только из бронетехники, не рассматривается возможность применения для извлечения из трюмов, колодцев, укрытий и т.д.

Известен иммобилизационный жилет, содержащий центральную часть с продольной осью, по крайней мере 2 боковые части, перпендикулярные указанной продольной оси, по крайней мере один петлевой закрылок, перпендикулярный продольной оси, часть для поддержки таза, соединенную с центральной частью, включающую гибкий закрылок, сформированный и расположенный таким образом, чтобы он имел возможность быть втянутым между ног пострадавшего для поддержания тазовой части пострадавшего и его крестца, ремень безопасности, прикрепленный к указанному гибкому закрылку, причем указанный ремень расположен на этом закрылке таким образом, чтобы притянуть указанный гибкий закрылок в положение между ног пострадавшего; также содержащий удлинители, прикрепленные к боковым частям, замок, крюк, ребра жесткости, размещенные в боковых частях (патент РФ 2278639, A61F 5/04, опубл. 2006.06.27).

Недостатком этого устройства является то, что основные элементы фиксации пострадавшего непосредственно прикрепляются к иммобилизационному жилету и не могут надежно гарантировать извлечение пострадавшего с большой массой тела. Гибкий закрылок для поддержания тазовой части пострадавшего и его крестца не в полной мере выполняет свое назначение, так как при вертикальной эвакуации неизбежно даст сдавление поврежденных костей таза и крестца.

В основу изобретения положена задача создания надежного, дешевого и обладающего достаточной грузоподъемностью средства эвакуации пострадавшего из труднодоступных мест, которая решается за счет выбора материала и способа обработки материала эвакуатора, а также за счет использования единого подъемного элемента, проведенного предварительно через всю полость эвакуатора.

Техническая задача решается за счет того, что в эвакуаторе, содержащем центральную часть с продольной осью, две боковые части для поддержания туловища и две боковые головные части для фиксации головы, перпендикулярные продольной оси, замки, вытяжные петли, ремни и ребра жесткости, размещенные в центральной и боковых частях, верхняя часть с головными частями снабжена лобным и подбородочным ремнями, в центральную часть с наружной стороны вшиты альпинистские стропы с замками и карабином; причем на внутренней стороне центральной части размещен карман для пневматической подушки, при этом ребра жесткости выполнены в виде реек и размещены в центральной части, а ремень переплетен вокруг ребер жесткости и имеет концы, которые выпущены изнутри и образуют петли для извлечения пострадавшего.

На внешней поверхности боковых частей для поддержания головы вшиты липкие ленты для фиксации головы.

Один из замков в боковых частях выполнен в виде металлического карабина.

В состав ремней включены лобный, подбородочный, грудной, бедренные и абдоминальные ремни, при этом на абдоминальных ремнях установлены замки, а на грудном и бедренных - металлические карабины.

Отличие эвакуатора от аналогов и прототипа заключается в том, что:

1. Вытяжные стропы, петли и бедренные ремни представляют собой единую неразрывную конструкцию, на которую падает вся основная нагрузка.

2. Стропы внутри корпуса эвакуатора обернуты концентрично вокруг деревянных реек, поэтому нагрузка с материала корпуса распределяется равномерно на рейки и этим резко снижается риск отрыва строп от корпуса эвакуатора и возрастает допустимая нагрузка при эвакуации пострадавшего.

3. Кроме того, горизонтальные ремни образуют своеобразный матерчатый каркас вокруг тела пострадавшего поверх деревянных реек и еще раз увеличивают полезную нагрузку, так как пострадавшего можно вытаскивать из труднодоступного места в любом положении без риска разрыва корпуса эвакуатора.

4. Металлические карабины на бедренных и грудной стропах имеют полезную нагрузку 180 кг каждая, чем устраняют риск обрыва и раскрытия карабинов.

5. Пневматическая подушка при наддуве самостоятельно устраняет любое остаточное пространство в межлопаточной и заднешейной областях. Она же является дополнительным буфером и защитой в случае случайных ударов в этой области при эвакуации.

Изобретение поясняется фиг.1-6. На фиг.1 показан устройство эвакуатора с внутренней стороны, на фиг.2 показан вид эвакуатора снаружи, на фиг.3 показано переплетение строп в корпусе эвакуатора. На фиг.4 показано применение эвакуатора в случае фиксации грудного отдела, а на фиг.5 - в случае фиксации голени. На фиг.6 показан пример извлечения пострадавшего из труднодоступного места.

На фиг.1-3 показан эвакуатор, который содержит матерчатый корпус 1 с центральной частью 1а и двумя боковыми частями 1б, деревянные рейки 11, осевую вытяжную петлю 4 и боковые вытяжные ремни 8, лобный ремень 5, подбородочный ремень 6, абдоминальные ремни 7. Также на фиг.1 показан короткий конец бедренного ремня 9 и длинный конец бедренного ремня 10. На абдоминальных ремнях 7 установлены замки 12, например, фастексные. На бедренных 10 и грудном ремне 14, выполненных в виде альпинистских строп, установлен металлический карабин 13. На фиг.2 показан карман 2 для сменной пневматической подушки. Внутреннее устройство эвакуатора показано на фиг.3, где приведено переплетение ремнями деревянных реек 11.

Корпуса 1 эвакуатора выполнен из плотного и влагонепроницаемого материала.

Внутри корпуса 1 вдоль пропущены березовые рейки 11 для создания плоской и надежной поверхности при извлечении пострадавшего.

Вокруг основных осевых реек 11 концентрично им продета и обернута вытяжная стропа 4а, свободные концы которой, выходя на поверхность эвакуатора, образуют вытяжную петлю 4 и бедренные ремни 8. Таким образом, вытяжная петля 4 и бедренные ремни 8 представляют собой единую стропу, на которую и приходится основная нагрузка.

Для фиксации грудного и абдоминального отделов пострадавшего в корпус эвакуатора с внутренней стороны вшиты ремни 7 с замками 12 и ремни 14 с карабином 13. Это позволяет исключить выпадение пострадавшего из эвакуатора при его возможном запрокидывании вперед, а также исключает подвижность пострадавшего внутри эвакуатора.

Вытяжные петли 4, бедренные, грудной 14 и абдоминальные ремни 7 прочно вшиты в корпус 1 эвакуатора с внешней от реек 11 поверхности и образуют своеобразный единый петлевой каркас, распределяющий нагрузку на корпус 1 эвакуатора. Это позволяет извлекать пациентов с массой тела до 200 кг.

В отличие от имеющихся аналогов для удаления остаточного пространства в межлопаточной и шейной областях применяется пневматическая надувная подушка, которая самостоятельно легко адаптируется под любые конфигурации. Она же служит своеобразным буфером и защитой тела при возможных ударах в этих областях при эвакуации пострадавшего.

Для размещения пневматической подушки в корпус эвакуатора с внутренней стороны вшит специальный матерчатый карман 2.

Голова фиксируется в эвакуаторе с помощью лобных 5 и подбородочных ремней 6, которые прикрепляются к головным крыльям 15 эвакуатора вокруг головы.

Эвакуатор используется следующим образом. Для иммобилизации шейного и грудного отделов позвоночника перед наложением медицинского эвакуатора проводится весь комплекс противошоковых мероприятий. Наложение эвакуатора не предусматривает снятия одежды. Предпочтительно до наложения эвакуатора надо зафиксировать шейный отдел позвоночника любыми доступными в данный момент средствами. Изделие в разложенном состоянии заводится за спину пострадавшего (если изначально он занимает положение сидя, как при автомобильных авариях) или под спину (в случае, если пострадавший лежит на поверхности). Боковые головные части 15 (головные крылья) эвакуатора расправляются и прикладываются к боковой поверхности головы пострадавшего (см. фиг.4). С помощью лобного 5 и подбородочного 6 ремней головные крылья 15 фиксируются. Расправляются и застегиваются абдоминальные ремни 7 в следующей последовательности: средний, нижний, верхний. Абдоминальные ремни 7 затягиваются до плотного прилегания абдоминальных крыльев эвакуатора к поверхности живота и грудной клетки. Надувается пневматическая подушка, помещаемая в карман 2, для устранения свободного пространства между эвакуатором, грудной и шейной частями пострадавшего. При этом тело пострадавшего немного смещается вперед. При необходимости лобный 5 и подбородочный 6 ремни могут быть переустановлены. Вытаскиваются и расправляются между ногами пострадавшего длинные концы бедренных ремней 10, ими охватывают переднюю поверхность бедра, пристегивают к соответствующим им коротким концам бедренных ремней 9 на задней поверхности эвакуатора. Бедренные ремни затягиваются до плотного их прилегания к поверхности бедра. Проверяются все замки и карабины: они должны быть застегнуты. Эвакуатор плотно прилегает к телу пострадавшего. После этого, подтягивая за осевую 4 и боковые петли 9-10, пострадавшего извлекают из ограниченного пространства без дополнительной его травматизации.

При иммобилизации нижней конечности при травме бедра перед наложением медицинского эвакуатора также проводится весь комплекс противошоковых мероприятий. Изделие в разложенном состоянии заводится под спину (в случае, если пострадавший лежит на поверхности). При этом головные крылья 15 эвакуатора должны быть направлены к коленям пострадавшего (см. фиг.5). Головные крылья 16 эвакуатора расправляются и прикладываются к боковой поверхности пострадавшей конечности. С помощью лобного 5 и подбородочного 6 ремней головные крылья 15 эвакуатора фиксируются к конечности. Расправляются и застегиваются абдоминальные ремни 7 и грудной ремень 14 в следующей последовательности: средний, нижний, верхний. Абдоминальные ремни 7 и грудной ремень 14 затягиваются до плотного прилегания абдоминальных крыльев эвакуатора к поверхности живота и грудной клетки. Вытаскиваются и расправляются длинные концы бедренных ремней 10 и, охватывая переднюю поверхность грудной клетки через плечо, пристегиваются к соответствующим им коротким концам бедренных ремней 9 на задней поверхности эвакуатора. Бедренные ремни 10 затягиваются до плотного прилегания к поверхности грудной клетки. Проверяются все замки 12 и карабины 13: они должны быть застегнуты. Эвакуатор плотно прилегает к телу пострадавшего. Для фиксации нижней половины бедра, голени и стопы поверх эвакуатора накладывается пневматическая или вакуумная шина в обычном для нее порядке. После этого пострадавшего перекладывают на носилки для последующей эвакуации в лечебное учреждение.

После каждого применения поверхности эвакуатора должны подвергаться соответствующей санитарной обработке.

Примеры разнопланового использования услуги эвакуатора в Нижнем Новгороде здесь.

Пациенту Н., возраст 42 лет, вес 84 кг, рост 176 см, тяжело пострадавшему в результате падения в шахту лифта, с закрытой черепно-мозговой травмой, травмой шейного отдела позвоночника, переломом со смещением левого предплечья, переломом костей правой голени проводится весь комплекс противошоковых мероприятий, накладывают шейный воротник, вакуумную шину на правую ногу, вакуумную шину на область левой верхней конечности, после чего аккуратно заводят за спину заранее подготовленный эвакуатор.

При этом головные крылья эвакуатора расправляются и прикладываются к боковой поверхности головы пострадавшего. С помощью лобного и подбородочного ремней головные крылья фиксируются. Расправляются и застегиваются абдоминальные ремни в следующей последовательности: средний, нижний, верхний.

Абдоминальные ремни затягиваются до плотного прилегания абдоминальных крыльев эвакуатора к поверхности живота и грудной клетки. Надувается пневматическая подушка для устранения свободного пространства между эвакуатором, задне-грудной и шейной частями пострадавшего. При этом тело пострадавшего немного смещается вперед.

Вытаскиваются и расправляются между ногами пострадавшего длинные концы бедренных ремней и, охватывая переднюю поверхность бедра, пристегиваются к соответствующим им коротким концам бедренных ремней на задней поверхности эвакуатора. Бедренные ремни затягиваются до плотного их прилегания к поверхности бедра в области паховой складки.

Проверяются все замки и карабины. Эвакуатор плотно прилегает к телу пострадавшего. Накладывают косыночную повязку на левую верхнюю конечность.

После этого, подтягивая за осевой и боковые ремни, пострадавшего извлекают, как показано на фиг.6, из ограниченного пространства без дополнительной его травматизации.

Пострадавшего в эвакуаторе располагают на носилках, помещают в санитарный транспорт и отправляют в травматологический стационар.

Перевозящее иммобилизованного пациента транспортное средство перемещается со средней скоростью около 90 км/час и на криволинейных участках дороги (шоссе) и ее неровностях различные участки тела тяжело травмированного пациента подвергаются различным по модулю и углу ускорениям, обусловленным воздействием на них инерционных сил. Но ввиду жесткой фиксации травмированных участков тела иммобилизованного пациента не происходит абсолютно никакого смещения поврежденных костей скелета относительно друг друга, равно как и смещения в тканях его тела, появившихся в результате травмы обломков и сколов упомянутых костей. По прибытии в указанное лечебное учреждение иммобилизованный пациент перемещается вместе с устройством силами специализированных сотрудников этого учреждения в медкабинет по показаниям к лечению, где расстегнув ремни, карабины и ленты эвакуатора происходит его освобождение от фиксации спинального отдела позвоночника. Вакуумные шины и шейный воротник удаляют с тела пострадавшего обычным для них способом.

Пациент готов для продолжения оперативного лечения по поводу полученных им тяжелых, но совместимых с жизнью травм.

Пациенту Н., возраст 32 лет, вес 74 кг, рост 179 см, тяжело пострадавшему в результате падения в трюм корабля, с закрытой черепно-мозговой травмой, травмой грудного отдела позвоночника, переломом со смещением левого предплечья, проводится весь комплекс противошоковых мероприятий, накладывают вакуумную шину на область левой верхней конечности, после чего аккуратно заводят за спину заранее подготовленный эвакуатор.

При этом головные крылья эвакуатора расправляются и прикладываются к боковой поверхности головы пострадавшего. С помощью лобного и подбородочного ремней головные крылья фиксируются. Расправляются и застегиваются абдоминальные ремни в следующей последовательности: средний, нижний, верхний.

Абдоминальные ремни затягиваются до плотного прилегания абдоминальных крыльев эвакуатора к поверхности живота и грудной клетки. Надувается пневматическая подушка для устранения свободного пространства между эвакуатором, заднее-грудной и шейной частями пострадавшего. При этом тело пострадавшего немного смещается вперед.

Вытаскиваются и расправляются между ногами пострадавшего длинные концы бедренных ремней и, охватывая переднюю поверхность бедра, пристегиваются к соответствующим им коротким концам бедренных ремней на задней поверхности эвакуатора.

Бедренные ремни затягиваются до плотного их прилегания к поверхности бедра в области паховой складки. Проверяются все замки и карабины. Эвакуатор плотно прилегает к телу пострадавшего. Накладывают косыночную повязку на левую верхнюю конечность.

После этого, подтягивая за осевой и боковые ремни, пострадавшего извлекают из трюма корабля без дополнительной его травматизации.

Пострадавшего в эвакуаторе располагают на носилках, переносят в санитарный транспорт и отправляют в травматологический стационар.

Перевозящее иммобилизованного пациента транспортное средство перемещается со средней скоростью около 85 км/час и на криволинейных участках дороги (шоссе) и ее неровностях различные участки тела тяжело травмированного пациента подвергаются различным по модулю и углу ускорениям, обусловленным воздействием на них инерционных сил. Но ввиду жесткой фиксации травмированных участков тела иммобилизованного пациента не происходит абсолютно никакого смещения поврежденных костей скелета относительно друг друга, равно как и смещения в тканях его тела, появившихся в результате травмы обломков и сколов упомянутых костей. По прибытии в указанное лечебное учреждение иммобилизованный пациент перемещается вместе с устройством силами специализированных сотрудников этого учреждения в рентгеновский кабинет, где проводится рентгеновское обследование спинального отдела. В дальнейшем больного переносят в операционный блок, где расстегнув ремни, карабины и ленты эвакуатора происходит его освобождение от эвакуатора. Вакуумные шины и шейный воротник удаляют с тела пострадавшего обычным для них способом.

Пациент готов для продолжения оперативного лечения по поводу полученных им тяжелых, но совместимых с жизнью травм.

Формула изобретения

1. Эвакуатор, содержащий центральную часть с продольной осью, две боковые части для поддержания туловища и две боковые головные части для фиксации головы, перпендикулярные продольной оси, замки, вытяжные петли, ремни и ребра жесткости, размещенные в центральной и боковых частях, отличающийся тем, что верхняя часть с головными частями снабжена лобным и подбородочным ремнями, в центральную часть с наружной стороны вшиты альпинистские стропы с замками и карабином, причем на внутренней стороне центральной части размещен карман для пневматической подушки, при этом ребра жесткости выполнены в виде реек и размещены в центральной части, а ремень переплетен вокруг ребер жесткости и имеет концы, которые выпущены изнутри и образуют петли для извлечения пострадавшего.

2. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что на внешней поверхности боковых частей для фиксации головы вшиты липкие ленты.

3. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что по крайней мере один из замков в боковых частях выполнен в виде металлического карабина.

4. Эвакуатор по п.1, отличающийся тем, что в состав ремней включены лобный, подбородочный, грудной, бедренные и абдоминальные ремни, при этом на абдоминальных ремнях установлены замки, а на грудном и бедренных - металлические карабины.

РИСУНКИ