Способ получения полибутадиенового каучука и резиновая композиция

Изобретение относится к способу получения винил-цис-полибутадиенового каучука. Способ включает перемешивание (А) винил-цис-полибутадиена и (В) цис-полибутадиена. (А) винил-цис-полибутадиен получают путем проведения (1) стадии добавления катализатора цис-1,4-полимеризации, получаемого из алюминийорганического соединения и растворимого соединения кобальта, к смеси, содержащей 1,3-бутадиен и углеводородный органический растворитель в качестве основных компонентов. Содержание воды отрегулировано в интервале от 0,1 до 1,0 моля на моль алюминийорганического соединения. Проводят цис-1,4-полимеризацию 1,3-бутадиена и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой

AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающейся в результате реакционной полимеризационной смеси, подвергают 1,3-бутадиен 1,2-полимеризации. (В) цис-полибутадиен получают путем добавления вышеупомянутого катализатора цис-1,4-полимеризации. Проводят цис-1,4-полимеризацию 1,3-бутадиена. Резиновая композиция, содержащая получающийся в результате каучук, предназначена для изготовления элементов автомобильной шины, в частности боковин, обкладки корда шин, подканавочного слоя протектора, шин крупногабаритного транспортного средства. 13 н. и 14 з.п. ф-лы, 16 табл.

Реферат

Область техники

Настоящее изобретение относится к способу получения винил-цис-полибутадиенового каучука и, в частности, к способу получения винил-цис-полибутадиенового каучука, характеризующегося превосходными перерабатываемостью экструдированием, растягивающим напряжением и сопротивлением распространению трещины при изгибе, который является подходящим для использования при изготовлении элементов автомобильной шины, в особенности боковин, и к резиновой композиции на основе рассматриваемого каучука.

Кроме того, изобретение относится к резиновой композиции, предназначенной для изготовления боковин, на основе нового винил-цис-полибутадиена, которая характеризуется малым разбуханием экструдируемого потока и превосходной перерабатываемостью экструдированием и которая способна улучшать низкий расход топлива в виде своего вулканизата.

Кроме того, изобретение относится к наполненной диоксидом кремния резиновой композиции, подходящей для изготовления беговых дорожек протекторов шин, которая характеризуется малым разбуханием экструдируемого потока и превосходной перерабатываемостью экструдированием при одновременном сохранении превосходных эксплуатационных характеристик по проскальзыванию на мокрой дороге, экзотермических характеристик и сопротивления абразивному изнашиванию, необходимых для реализации эксплуатационных характеристик шин, таких как безопасность и экономия.

Кроме того, изобретение относится к шине пассажирского автомобиля, использующей в качестве каучука беговой дорожки протектора резиновую композицию, характеризующуюся малым разбуханием экструдируемого потока и превосходной перерабатываемостью экструдированием при одновременном сохранении высокого модуля упругости.

Кроме того, изобретение относится к резиновой композиции, предназначенной для изготовления внутренних элементов шины, таких как обкладочная резина шины, включая каркасы и брекеры, которая характеризуется малым разбуханием экструдируемого потока, превосходной перерабатываемостью экструдированием и удовлетворительной адгезивностью по отношению к металлам.

Кроме того, изобретение относится к резиновой композиции, предназначенной для изготовления подканавочных слоев протекторов, а говоря более конкретно, к резиновой композиции, предназначенной для изготовления подканавочных слоев протекторов, получаемых из нового винил-цис-полибутадиена, способного обеспечить получение как внутренних экзотермических характеристик шины, так и перерабатываемости экструдированием, совместимых друг с другом с хорошим балансом.

Кроме того, изобретение относится к высокотвердой наполненной резиновой композиции, а говоря более конкретно, к резиновой композиции, подходящей для использования при изготовлении закраин и бортовых лент шины, которая улучшает стабильность геометрических размеров (разбухание экструдируемого потока мало) во время проведения переработки экструдированием или долговечность при одновременном сохранении высокой твердости.

Кроме того, изобретение относится к резиновой композиции, предназначенной для изготовления шин крупногабаритного транспортного средства, использующих резиновую композицию в качестве каучука беговой дорожки протектора, которая характеризуется малым разбуханием экструдируемого потока и превосходной перерабатываемостью экструдированием при одновременном сохранении высокой эластичности.

Резиновую композицию изобретения, которую используют в шине, можно дополнительно использовать для изготовления элементов шины, таких как боковины шин, беговые дорожки протекторов, армирующие слои боковины у шины со спущенным давлением, каркасы, брекеры, бортовые ленты, подканавочные слои протекторов, закраины, ребра жесткости и внутренние оболочки; промышленных продуктов, таких как резиновые глушители вибраций, шланги, ремни, резиновые валики, резиновые вентиляторы и резина обувной подошвы; и других композитов, клеев, модификаторов пластиков и тому подобного.

Уровень техники

Полибутадиен характеризуется наличием так называемой микроструктуры, при которой в молекулярной цепи одновременно присутствуют связующий сегмент, образованный в результате прохождения полимеризации в 1,4-положениях (1,4-структура), и связующий сегмент, образованный в результате прохождения полимеризации в 1,2-положениях (1,2-структура). 1,4-структуру дополнительно подразделяют на категории цис-структуры и транс-структуры. С другой стороны, 1,2-структура формирует структуру, имеющую винильную группу в качестве боковой цепи.

До настоящего времени способ получения винил-цис-полибутадиеновой резиновой композиции реализовали в растворителе на основе ароматического углеводорода, таком как бензол, толуол и ксилол. Поскольку в случае использования такого растворителя вязкость полимеризационного раствора высока, существовали проблемы с перемешиванием, теплопередачей, транспортированием и тому подобным, а для извлечения растворителя требовалась избыточная энергия.

В качестве вышеупомянутого способа получения известен способ, в котором 1,3-бутадиен подвергают цис-1,4-полимеризации в вышеупомянутом инертном органическом растворителе при использовании катализатора, получаемого из воды, растворимого соединения кобальта и органоалюминийхлорида, описываемого общей формулой AlRnX3-n (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу; Х представляет собой атом галогена; а n представляет собой число в диапазоне от 1,5 до 2), до получения BR (бутадиенового каучука), а после этого 1,3-бутадиен подвергают синдиотактической 1,2-полимеризации (здесь и далее в настоящем документе сокращенно называемой «1,2-полимеризацией») в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, при добавлении или недобавлении к данной полимеризационной системе 1,3-бутадиена и/или вышеупомянутого растворителя (смотрите, например, документы JP-B-49-17666 (патентный документ 1) и JP-B-49-17667 (патентный документ 2)).

Кроме того, например, в документах JP-B-62-171 (патентный документ 3), JP-B-63-36324 (патентный документ 4), JP-B-2-37927 (патентный документ 5), JP-B-2-38081 (патентный документ 6) и JP-B-3-63566 (патентный документ 7) описывают способ, в котором получение осуществляют в результате проведения для 1,3-бутадиена цис-1,4-полимеризации в присутствии или в отсутствие сероуглерода или после получения 1,3-бутадиен и сероуглерод отделяют и извлекают, таким образом, обеспечивая циркуляцию 1,3-бутадиена, по существу, не содержащего сероуглерода или вышеупомянутого инертного органического растворителя. В дополнение к этому, в документе JP-B-4-48815 (патентный документ 8) описывают резиновую композицию, демонстрирующую превосходные растягивающее напряжение и сопротивление распространению трещины при изгибе, у которой ее наполненный материал характеризуется малым коэффициентом разбухания экструдируемого потока, а ее вулканизат является подходящим для использования в качестве боковины шины.

Кроме того, в документе JP-A-2000-44633 (патентный документ 9) описывают способ, в котором получение проводят в инертном органическом растворителе, содержащем в качестве основного компонента С4 фракцию, такую как н-бутан, цис-2-бутен, транс-2-бутен и бутен-1. Желательно, чтобы в данном способе 1,2-полибутадиен, содержащийся в резиновой композиции, представлял собой кристалл, образованный коротким волокном, а распределение длины большой оси кристалла, образованного коротким волокном, было бы таково, чтобы для 98% или более от длины волокна имела место величина, меньшая 0,6 мкм, а для 70% или более от нее имела место величина, меньшая 0,2 мкм. Кроме того, описывается то, что в получающейся в результате резиновой композиции улучшаются формуемость, растягивающее напряжение, предел прочности при растяжении и сопротивление распространению трещины при изгибе цис-1,4-полибутадиенового каучука (здесь и далее в настоящем документе сокращенно обозначаемого как «BR»).

Однако желательно, чтобы дополнительно была улучшена не только формуемость, но и также были улучшены различные характеристики в зависимости от сферы применения. Кроме того, вышеупомянутому винил-цис-полибутадиеновому каучуку присущ такой недостаток, как следующий: он уступает обычному полибутадиену с высоким уровнем содержания цис-структуры по экзотермическим характеристикам и эластичности по упругому отскоку.

Кроме того, в общем случае известно, что доля сопротивления качению шины в ходовом сопротивлении, которое оказывает значительное негативное влияние на расход топлива автомобиля, велика и что негативное влияние, обусловленное потерями энергии в каучуке боковины, относительно велико. По этой причине до настоящего времени в детали «боковина» использовали каучуки, характеризующиеся низким тангенсом угла потерь, такие как натуральные каучуки, изопреновые каучуки, бутадиеновые каучуки и их смеси. Однако требуется дополнительное улучшение сопротивления качению шины.

В качестве способа уменьшения тангенса угла потерь каучука боковины можно себе представить использование технического углерода, демонстрирующего невысокие характеристики армирования или уменьшение степени наполнения техническим углеродом. Однако встречается такая проблема, как следующая: разбухание экструдируемого потока во время проведения переработки экструдированием становится велико, и поэтому становится трудно получить малую толщину элемента боковины или реализовать улучшение однородности шины. По этой причине требуется способ реализации низкого расхода топлива при одновременном сохранении малым разбухание экструдируемого потока в отношении своего экструдата.

Кроме того, в общем случае в том, что касается эксплуатационных характеристик автомобильной шины, требуются превосходные характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге в качестве тормозной характеристики и превосходное сопротивление качению (tan δ) или сопротивление абразивному изнашиванию в качестве характеристики расхода топлива. Однако известно, что данные характеристики находятся в отношениях противоречия друг с другом. Несмотря на то, что в последние годы было предложено наполнение диоксидом кремния, демонстрирующим превосходные характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге, что, таким образом, обеспечивает достижение очень хорошего баланса между вышеупомянутыми характеристиками, такой вариант все еще не является удовлетворительным. Известно, что, хотя наполнение диоксидом кремния и приводит к получению превосходных характеристик по проскальзыванию на мокрой дороге и характеристик расхода топлива, сопротивление абразивному изнашиванию и перерабатываемость являются пониженными. В то время как благодаря использованию BR с высоким уровнем содержания цис-структуры сопротивление абразивному изнашиванию улучшается, существует определенная возможность того, что характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге будут ухудшены, и поэтому требовались усовершенствования.

Кроме того, в общем случае требуются шины, демонстрирующие превосходные дорожные качества и долговечность и тому подобное. В частности, с точки зрения безопасности требуются шины, которые на поверхности мокрой дороги демонстрируют превосходное сопротивление проскальзыванию на мокрой дороге. Кроме того, исходя из общественных потребностей по реализации сохранения природных ресурсов в последние годы, проводятся исследования и разработка шин, характеризующихся низким сопротивлением качению, а именно шин, демонстрирующих низкие потери энергии. В то время как потери энергии у шины, возникающие при свободном вращении, варьируются в зависимости от конструкции шины и тому подобного, приблизительно половина всей энергии расходуется в детали «протектор». В соответствии с этим если потери энергии в каучуке протектора будут уменьшены, то тогда будет получена шина, характеризующаяся низкими потерями энергии во время качения.

Таким образом, предпринимается попытка модифицирования каучука протектора таким образом, чтобы потери энергии были бы малы. Однако такое модифицирование каучука имеет тенденцию приводить к ухудшению характеристик по проскальзыванию на мокрой дороге. Поскольку улучшение сопротивления качению и улучшение характеристик по проскальзыванию на мокрой дороге в общем случае противоречат друг другу, предпринимаются попытки реализации различных вариантов разработок по улучшению конструкции шины для того, чтобы сделать их совместимыми друг с другом. В качестве одного из вариантов разработок приводится способ изготовления протектора в виде двух слоев, состоящих из беговой дорожки протектора и подканавочного слоя протектора. То есть данный способ заключается в изготовлении протектора в виде двух слоев - беговой дорожки протектора, демонстрирующей превосходные характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге, и подканавочного слоя протектора, характеризующегося низкими потерями энергии, что тем самым обеспечивает не только улучшение характеристик по проскальзыванию на мокрой дороге для шины в целом, но также и уменьшение потерь энергии.

Для каучука, предназначенного для изготовления беговой дорожки протектора, в дополнение к характеристикам по проскальзыванию на мокрой дороге требуется наличие высокого модуля упругости и стабильности формования, вытекающей из сопротивления абразивному изнашиванию, и характеристик по высокоскоростному движению. В качестве способа получения каучука, характеризующегося высоким модулем упругости, к настоящему времени пытались предлагать различные способы. Способ наполнения большим количеством технического углерода не является предпочтительным, поскольку на стадии переработки унификация каучуков неудовлетворительна, во время проведения замешивания или экструдирования нагрузка на единицу электрической мощности увеличивается, а величина ML для наполненного материала становится велика, вследствие чего во время проведения экструзионного формования возникают затруднения. Способу наполнения большим количеством серы присущи такие недостатки, как следующие: сера приводит к выпотеванию, и вследствие увеличения степени сшивания распространение трещины происходит быстро. Что касается добавления термоотверждающейся смолы, то, поскольку термоотверждающаяся смола демонстрирует неудовлетворительную совместимость с обычно используемыми натуральными каучуками или каучуками на диеновой основе, в случае наполнения большим количеством термоотверждающейся смолы удовлетворительного диспергирования едва ли можно добиться. Кроме того, поскольку данная наполненная смесь является твердой даже и в невулканизованном состоянии, может становиться большой нагрузка при замешивании или экструдировании или может ухудшаться перерабатываемость при формовании шины. А поскольку в способе просто смешивания с элементарным волокном до наполнения им сцепление между короткими волокнами и каучуком недостаточно, может становиться большой ползучесть или может уменьшаться срок службы при усталостных нагрузках.

В качестве каучука, предназначенного для изготовления подканавочного слоя протектора, требуется каучук, демонстрирующий низкие экзотермические характеристики. Примеры каучуков, демонстрирующих низкие экзотермические характеристики, включают натуральные каучуки, изопреновые каучуки и цис-1,4-полибутадиеновые каучуки, а используют наполненные материалы, образованные из такого каучука и технического углерода. В качестве способа проявления низких экзотермических характеристик в присутствии материалов, отличных от каучуков, можно себе представить использование технического углерода, демонстрирующего большой размер частиц и невысокие характеристики армирования, или уменьшение степени наполнения техническим углеродом. Однако данным способам присущи такие проблемы, как следующие: модуль упругости или усталостная прочность каучука уменьшаются, а разбухание экструдируемого потока становится велика. Кроме того, существует способ проявления низких экзотермических характеристик в результате наполнения короткими волокнами из найлона или винилона с получением, таким образом, каучука, характеризующегося высоким модулем упругости. Однако, поскольку данные короткие волокна демонстрируют недостаточную адгезию к каучукам, встречается проблема, заключающаяся в том, что срок службы при усталостных нагрузках будет невелик.

С другой стороны, в случае использования в шинах пассажирских автомобилей системы беговая дорожка/подканавочный слой во время проведения совместного экструдирования беговой дорожки протектора и подканавочного слоя протектора возникает проблема, заключающаяся в короблении экструдата вследствие различия между разбуханием экструдируемых потоков у обоих элементов. Если разбухание экструдируемого потока для каучука подканавочного слоя протектора будет невелико, то тогда данная проблема, вероятно, разрешится. Если будет иметь место наполнение большим количеством технического углерода, демонстрирующего высокие характеристики армирования, то тогда несмотря на уменьшение разбухания экструдируемого потока тепловыделение станет велико. Таким образом, желателен способ, который одновременно удовлетворяет требования по разбуханию экструдируемого потока и по низкому тепловыделению.

Кроме того, с точки зрения долговечности при высоких скоростях и дорожных качеств при высоких скоростях в радиальных шинах в общем случае используют стальной корд. В случае использования стального корда вероятным будет накопление очень большого напряжения в каучуке в окрестности стального корда во время движения шины. В соответствии с этим требуется, чтобы каучук, подходящий для использования вместе со стальным кордом, демонстрировал бы высокий модуль упругости и превосходную адгезивность по отношению к металлам. Даже в радиальных шинах или диагональных шинах, использующих корд из органического волокна, в качестве каучука, подходящего для использования вместе с кордом с точки зрения долговечности, предпочтительными являются каучуки, характеризующиеся высоким модулем упругости.

В качестве способа получения каучука, характеризующегося высоким модулем упругости, к настоящему времени пытались предлагать различные способы. Способ наполнения большим количеством технического углерода не является предпочтительным, поскольку на стадии переработки унификация каучуков неудовлетворительна, во время проведения замешивания или экструдирования нагрузка на единицу электрической мощности увеличивается, а величина ML для наполненного материала становится велика, вследствие чего во время проведения экструзионного формования возникают затруднения. Способу наполнения большим количеством серы присущи такие недостатки, как следующие: сера приводит к выпотеванию, и вследствие увеличения степени сшивания распространение трещины происходит быстро. Что касается добавления термоотверждающейся смолы, то, поскольку термоотверждающаяся смола демонстрирует неудовлетворительную совместимость с натуральными каучуками или каучуками на диеновой основе, обычно используемыми в качестве обкладочной резины для корда, вероятным будет случай, когда дисперсию получить будет невозможно, а сопротивление распространению трещины ухудшится. Кроме того, обычные известные резиновые композиции обкладки корда шины обнаруживают малую когезионную прочность в невулканизованном состоянии. Таким образом, с точки зрения перерабатываемости при формовании требуются материалы, обнаруживающие большую когезионную прочность в невулканизованном состоянии.

Кроме того, в качестве резиновых элементов, располагаемых в окрестности закраины шины, в общем случае используют высокотвердые каучуки. Их примеры включают резиновую композицию, характеризующуюся повышенной степенью наполнения техническим углеродом, и резиновую композицию, характеризующуюся наполнением фенольной смолой новолачного типа (смотрите документ JP-B-57-30856), и резиновую композицию, характеризующуюся наполнением короткими волокнами и смолой на олефиновой основе (смотрите документ JP-A-7-315014).

Что касается способа получения высокотвердой резиновой композиции, то в общем случае увеличивают количество технического углерода или проводят наполнение волокном, смолой и тому подобным. Однако во всех данных способах может иметь место случай, когда во время многократного деформирования тепловыделение становится велико, вследствие чего долговечность и усталостная прочность уменьшаются. Таким образом, требуются усовершенствования.

Патентный документ 1: JP-B-49-17666

Патентный документ 2: JP-B-49-17667

Патентный документ 3: JP-B-62-171

Патентный документ 4: JP-B-63-36324

Патентный документ 5: JP-B-2-37927

Патентный документ 6: JP-B-2-38081

Патентный документ 7: JP-B-3-63566

Патентный документ 8: JP-B-4-48815

Патентный документ 9: JP-A-2000-44633

Описание изобретения

Задачи, решаемые изобретением

Задача изобретения заключается в создании способа получения винил-цис-полибутадиенового каучука, который будет дополнительно улучшен в отношении перерабатываемости экструдированием и растягивающего напряжения, которые являются превосходными характеристиками обычно используемого винил-цис-полибутадиена, улучшен в отношении экзотермических характеристик и эластичности по упругому отскоку и будет демонстрировать наличие превосходных свойств в качестве материала для автомобильной шины, и резиновой композиции на его основе.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении резиновой композиции, предназначенной для изготовления боковины, характеризующейся низким расходом топлива в отношении своего вулканизата и демонстрирующей малое разбухание экструдируемого потока.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении наполненной диоксидом кремния резиновой композиции, предназначенной для изготовления шины, характеризующейся превосходной перерабатываемостью экструдированием и демонстрирующей удовлетворительные характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге и сопротивление абразивному изнашиванию при одновременном сохранении высокого модуля упругости.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении шины для пассажирского автомобиля, характеризующейся превосходной перерабатываемостью при формовании экструдированием и демонстрирующей хорошие характеристики по высокоскоростному движению, характеристики сцепления с дорогой на поверхности мокрой дороги и сопротивление абразивному изнашиванию благодаря использованию для изготовления беговой дорожки протектора резиновой композиции, демонстрирующей превосходную перерабатываемость экструдированием при одновременном сохранении высокого модуля упругости.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении резиновой композиции, предназначенной для изготовления обкладки корда шины в случае каркасов, бортовых лент, закраин и тому подобного, характеризующейся малым разбуханием экструдируемого потока, большой когезионной прочностью в невулканизованном состоянии и превосходной перерабатываемостью при формовании и демонстрирующей большой модуль упругости в отношении своего вулканизата.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении резиновой композиции, предназначенной для изготовления подканавочного слоя протектора, демонстрирующей низкие экзотермические характеристики в отношении своего вулканизата и характеризующейся малым разбуханием экструдируемого потока.

Кроме того, задача изобретения заключается в создании резиновой композиции, способной обеспечить улучшение стабильности геометрических размеров во время проведения переработки экструдированием и долговечность в отношении шины из нее при одновременном сохранении высокой твердости.

Кроме того, задача изобретения заключается в получении резиновой композиции для крупногабаритного транспортного средства, характеризующейся превосходной формуемостью и демонстрирующей хорошие характеристики по высокоскоростному движению, характеристики по проскальзыванию на мокрой дороге и сопротивление абразивному изнашиванию благодаря использованию для изготовления беговой дорожки протектора резиновой композиции, демонстрирующей малое разбухание экструдируемого потока и превосходную перерабатываемость экструдированием при одновременном сохранении высокого модуля упругости.

Средства для решения задач

(1) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии добавления катализатора цис-1,4-полимеризации, получаемого из алюминийорганического соединения и растворимого соединения кобальта, к смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов и характеризующейся отрегулированным уровнем содержания воды, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающейся в результате реакционной полимеризационной смеси, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) цис-полибутадиена, полученного путем добавления вышеупомянутого катализатора цис-1,4-полимеризации, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена.

(2) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) раствора винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии добавления катализатора цис-1,4-полимеризации, получаемого из алюминийорганического соединения и растворимого соединения кобальта, к смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов и характеризующейся отрегулированным уровнем содержания воды, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающейся в результате реакционной полимеризационной смеси, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) раствора цис-полибутадиена, полученного путем растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и/или органический растворитель на углеводородной основе в качестве основного компонента.

(3) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) раствора винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающемся в результате растворе цис-полибутадиена, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) цис-полибутадиена, полученного путем добавления вышеупомянутого катализатора цис-1,4-полимеризации, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена.

(4) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) раствора винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов и характеризующейся отрегулированным уровнем содержания воды, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающемся в результате растворе цис-полибутадиена, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) цис-полибутадиена, полученного путем добавления вышеупомянутого катализатора цис-1,4-полимеризации, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена.

(5) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) раствора винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающемся в результате растворе цис-полибутадиена, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) раствора цис-полибутадиена, полученного путем растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и/или органический растворитель на углеводородной основе в качестве основного компонента.

(6) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, включающий перемешивание (А) раствора винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов и характеризующейся отрегулированным уровнем содержания воды, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающемся в результате растворе цис-полибутадиена, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена; и (В) раствора цис-полибутадиена, полученного путем растворения цис-полибутадиена, содержащего 80% или более цис-1,4-связей и характеризующегося вязкостью по Муни (ML1+4 при 100°С) в диапазоне от 20 до 80, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и/или органический растворитель на углеводородной основе в качестве основного компонента.

(7) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в любой одной из позиций от (1) до (6), где температура полимеризации на стадии проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена на рассматриваемой стадии (А) (2), находится в диапазоне от -5 до 50°С.

(8) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в любой одной из позиций от (1) до (7), где доля (HI) вещества, нерастворимого в кипящем н-гексане, в винил-цис-полибутадиене, полученном на рассматриваемой стадии (А), находится в диапазоне от 10 до 60 мас.%.

(9) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в позиции (1), где вязкость в 5%-ном толуольном растворе (Тср) цис-полибутадиена, полученного на стадии проведения цис-1,4-полимеризации на рассматриваемой стадии (А) (1), находится в диапазоне от 150 до 250.

(10) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в позиции (2), где цис-полибутадиен на рассматриваемой стадии (В) используют в качестве одного типа или смеси двух или более типов цис-полибутадиена, синтезированного при использовании кобальтового катализатора или никелевого катализатора или лантаноидного катализатора.

(11) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в позициях (3) или (4), где цис-полибутадиен на рассматриваемой стадии (А) используют в качестве одного типа или смеси двух или более типов цис-полибутадиена, синтезированного при использовании кобальтового катализатора, или никелевого катализатора, или лантаноидного катализатора.

(12) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в позициях (5) или (6), где цис-полибутадиен на рассматриваемых стадиях (А) и (В) используют в качестве одного типа или смеси двух или более типов цис-полибутадиена, синтезированного при использовании кобальтового катализатора, или никелевого катализатора, или лантаноидного катализатора.

(13) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в позиции (2), включающий стадию растворения, по меньшей мере, одного элемента, выбираемого из ранее полученного полиизопрена, жидкого полиизопрена, кристаллического полибутадиена, характеризующегося температурой плавления, не превышающей 150°С, жидкого полибутадиена, стиролизопренстирольного соединения и их производных, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов, до проведения цис-1,4-полимеризации или 1,2-полимеризации на рассматриваемой стадии (А) (1).

(14) Способ получения винил-цис-полибутадиенового каучука, предложенный выше в любой одной из позиций от (3) до (6), включающий стадию растворения, по меньшей мере, одного элемента, выбираемого из ранее полученного полиизопрена, жидкого полиизопрена, кристаллического полибутадиена, характеризующегося температурой плавления, не превышающей 150°С, жидкого полибутадиена, стиролизопренстирольного соединения и их производных, в смеси, содержащей 1,3-бутадиен и растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов, до начала проведения 1,2-полимеризации на рассматриваемой стадии (А) (1).

(15) Резиновая композиция, содержащая 100 массовых частей каучукового компонента, содержащего винил-цис-полибутадиеновый каучук, предложенный выше в любой одной из позиций от (1) до (14), наполненный армирующим каучук наполнителем в количестве в диапазоне от 10 до 100 массовых частей.

(16) Резиновая композиция, предназначенная для изготовления боковины, содержащая 100 массовых частей каучукового компонента, полученного из (а) от 20 до 80 мас.% винил-цис-полибутадиенового каучука, получающегося путем перемешивания в растворе (А) винил-цис-полибутадиена, полученного путем проведения (1) стадии добавления катализатора цис-1,4-полимеризации, получаемого из алюминийорганического соединения и растворимого соединения кобальта, к смеси, содержащей 1/3-бутадиен и органический растворитель на углеводородной основе в качестве основных компонентов и характеризующейся отрегулированным уровнем содержания воды, с проведением цис-1,4-полимеризации 1,3-бутадиена, и затем (2) в присутствии катализатора, получаемого из растворимого соединения кобальта, алюминийорганического соединения, описываемого общей формулой AlR3 (где R представляет собой алкильную группу, содержащую от 1 до 6 атомов углерода, фенильную группу или циклоалкильную группу), и сероуглерода, в получающейся в результате реакционной полимеризационной смеси, проведения 1,2-полимеризации 1,3-бутадиена, и (В) цис-полибутадиена