Способ выбора оптимального положения бокового ствола скважины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к нефтегазопромысловой геологии и может быть использовано для получения информации о продуктивности и контурах исследуемого участка площади бурением нескольких стволов из одной скважины. Сущность: бурят пилотную поисковую скважину и проводят в ней геофизические исследования, включающие электрометрические, радиоактивные, акустические исследования, по результатам которых определяют коллекторские свойства пластов, насыщенность коллекторов флюидами. Также проводят вертикальное сейсмопрофилирование для определения положения исследуемой структуры в пространстве. По результатам геофизических исследований определяют углы падения пластов, по возможности, отметки газонефтяного или водонефтяного контакта, литологические нарушения, строят схему профиля скважины и план скважины, совмещенный со структурной картой. На основании результатов исследований выбирают оптимальное положение бокового ствола поисковой скважины в исследуемой структуре. Технический результат: увеличение охвата разведочного бурения перспективной площади одной поисковой скважиной. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.

Реферат

Изобретение относится к нефтегазопромысловой геологии и может быть использовано для получения информации о продуктивности и контурах исследуемого участка площади бурением нескольких стволов из одной скважины с применением стандартного для этих случаев комплекса геофизических исследований.

Известен способ геофизических исследований горизонтальных скважин, заключающийся в том, что перед проводкой горизонтального бурится пилотный ствол скважины, в которой геофизические исследования проводятся расширенным комплексом методов. Причем перед забуриванием бокового ствола проводятся исследования по оценке текущей нефтенасыщенности и выявлению вероятных интервалов обводнения [А.Г.Корженевский и др. Проблемы качества системы информационного обеспечения горизонтального бурения в Удмуртии / Журнал "Каротажник", 1997, №34]. В известном способе рассматривается изучение конкретного разреза для точной проводки горизонтального ствола эксплуатационной скважины.

Известен способ зарезки боковых стволов на действующих месторождениях, характеризующийся проведением всего комплекса работ в пилотной скважине, уточнением положения скважины, ее технического состояния, установке цементных мостов с последующим бурением бокового ствола [С.С.Габрелян. Развитие побоку / Журнал "Нефтегазовая вертикаль", 2006, №2, стр.60, 61]. Его целью является увеличение степени охвата залежи, реконструкции бездействующих эксплуатационных скважин с вводом их в действующий фонд.

Известен способ изучения разрезов скважин на нефтегазовых месторождениях, характеризующийся проведением наземных сейсморазведочных работ на начальной стадии исследований, бурением поисковой скважины и проведением в ней геофизических исследований на поисковой стадии. При этом геофизические исследования скважины могут включать электрометрические, радиоактивные, акустические исследования, а также вертикальное сейсмопрофилирование и сейсмокаротаж [Ю.И.Горбачев. Геофизические исследования скважин. - М.: Недра, 1990, стр.6, 7, 44, 154, 180, 181, 221)].

Его недостатком является необходимость бурения дополнительных скважин для проведения в них всего комплекса исследований.

Известен способ поисков и разведки залежей углеводородов, по патенту RU 2123195, выбранный в качестве прототипа, в котором, скважину бурят до глубины, обеспечивающей проведение в ней сейсмических исследований, проводят их, по полученным данным уточняют пространственное положение объекта, скважину искривляют по азимуту, обеспечивающему прохождение ею максимально возможного расстояния по продуктивному пласту в направлении угла падения. Недостатком способа является то, что направление бурения выбирается на основании сейсморазведки и геофизических исследований вышележащих пластов. Это не позволяет уверенно получить информацию о контурах залежи, обеспечить наиболее рациональное положение ствола в исследуемой структуре.

Технической задачей изобретения является увеличение охвата разведочного бурения перспективной площади одной поисковой скважиной.

Технический результат достигается в способе бурения поисковой скважины, включающем проведение наземных сейсмических работ, бурение пилотной поисковой скважины, проведение в ней геофизических исследований, включающих электрометрические, радиоактивные, акустические исследования, сейсмокаротаж, вертикальное сейсмопрофилирование. По результатам геофизических исследований определяют положение исследуемой структуры, выбирают оптимальное положение бокового ствола поисковой скважины, ликвидируют часть ствола пилотной поисковой скважины, бурят боковой ствол поисковой скважины.

Изобретение поясняется чертежами: фиг.1 - схема профиля скважины; фиг.2 - план скважины, совмещенный со структурной картой.

Способ реализуют следующим образом.

На основании наземной сейсморазведки бурят пилотную поисковую скважину 1 (фиг.1). Проводят геофизические исследования, включающие, электрометрические, радиоактивные, акустические исследования, при необходимости, сейсмокаротаж. Указанные геофизические исследования позволяют определить коллекторские свойства пластов (пористость, проницаемость), насыщенность коллекторов флюидами (газ, конденсат, нефть, вода) и ряд дополнительных параметров, но не дают информации о положении в пространстве.

Для определения положения исследуемой структуры 5 в пространстве проводят вертикальное сейсмопрофилирование, при котором производят взрывные работы на поверхности 2 и снимают показания с датчиков, расположенных в пилотной поисковой скважине 1.

По результатам геофизических исследований, определяют углы падения пластов, по возможности, отметки газонефтяного, газоводяного или водонефтяного контакта, литологические нарушения 3, характеризующиеся резким изменением состава и строения пород-коллекторов малопроницаемыми породами. Строят схему профиля скважины (фиг.1) и план скважины (фиг.2), совмещенный со структурной картой.

На основании указанных результатов исследований выбирают оптимальное (наиболее перспективное) положение бокового ствола 4 поисковой скважины в исследуемой структуре 5, а именно определяют точку для его зарезки и оптимальную, для достижения продуктивного объекта, траекторию бокового ствола 4 поисковой скважины.

Ликвидация части ствола пилотной поисковой скважины 1 производится следующим образом. По необходимости в открытом стволе и нижней части технической колонны 7 устанавливают ликвидационные мосты 6. Бурение бокового ствола 4 осуществляется как бурение новой поисковой скважины, с последующим проведением геофизических исследований. При необходимости, возможна повторная зарезка дополнительных стволов.

Таким образом, в описанном способе удается существенно увеличить охват разведочного бурения перспективной площади одной поисковой скважиной, поскольку геофизические исследования, включающие вертикальное сейсмопрофилирование, позволяют исследовать низлежащие пласты для будущего бокового ствола. Становится возможным бурение эффективных поисковых скважин с большими отходами, для разведки залежей, расположенных на значительном удалении от устья скважины.

1. Способ выбора оптимального положения бокового ствола поисковой скважины, заключающийся в бурении пилотной поисковой скважины с проведением в ней геофизических исследований, включающих электрометрические, радиоактивные, акустические исследования, по результатам которых определяют коллекторские свойства пластов, насыщенность коллекторов флюидами, а также вертикального сейсмопрофилирования для определения положения исследуемой структуры в пространстве, по результатам геофизических исследований определяют углы падения пластов, по возможности, отметки газонефтяного или водонефтяного контакта, литологические нарушения, строят схему профиля скважины и план скважины, совмещенный со структурной картой, на основании результатов исследований выбирают оптимальное положение бокового ствола поисковой скважины в исследуемой структуре.

2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что геофизические исследования включают сейсмокаротаж.