Способ переработки бензиновых фракций
Изобретение относится к химической и нефтехимической отраслям промышленности, а именно к способам стабилизации вторичных бензиновых фракций. Изобретение касается способа переработки бензиновых фракций, включающего подачу нестабильных бензиновых фракций в колонну стабилизации бензина, разделение их на фракции -головку стабилизации и остаток стабилизации, подачу головки стабилизации на газофракционирующую установку с получением газовых компонентов. Насыщенный абсорбент из нижней части абсорбционной колонны подают в блок стабилизации бензина, куда также поступают бензиновые фракции, при этом углеводородные газы из блока стабилизации бензиновых фракций и насыщенного абсорбента отводят в абсорбционную колонну, перед подачей в колонну стабилизации бензина бензиновые фракции в смеси с насыщенным абсорбентом нагревают за счет передачи тепла от остатка стабилизации, отводимого с колонны стабилизации в качестве товарного бензина, часть остатка стабилизации направляют в абсорбционную колонну для поглощения пропан-бутановой фракции из углеводородных газов низкого давления с последующей подачей насыщенного абсорбента в колонну стабилизации бензина, а другую часть остатка стабилизации отводят в качестве товарного бензина. Технический результат - обеспечение требуемой степени стабилизации бензина, уменьшение энергопотребления, снижение потери бензиновых фракций и сжиженного газа. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к химической и нефтехимической отраслям промышленности, а именно к способам переработки вторичных бензиновых фракций.
Известный способ разделения углеводородных газов - компрессионный способ, применяемый для отбензинивания «жирного газа», не обеспечивает достаточной глубины извлечения целевых компонентов, требует высоких энергетических расходов.
Известен способ переработки прямогонных бензиновых фракций (SU 1838378, опубл. 30.08.93), включающий ввод нагретых бензиновых фракций в колонну стабилизации, подачу паров с верха колонны в конденсатор с выводом в качестве дистиллята головки стабилизации и направления ее на газофракционирующую установку. В качестве остатка перегонки получают стабильный бензин, при этом из колонны стабилизации боковым погоном выводят легкие компоненты бензина, отпаривают легкие фракции, которые смешивают с парами дистиллята стабилизации, а смесь подают в конденсатор.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу является способ переработки бензиновых фракций (RU 2064001, опубл. 20.07.1996), согласно которому бензиновую фракцию подают на стабилизацию в колонну стабилизации, отделяют головку стабилизации, остаток стабилизации и боковым погоном легкие компоненты бензина. Головку стабилизации подают на газофракционирующую установку с получением газовых компонентов и газового бензина. Остаток колонны стабилизации подают на установку риформинга. Полученный нестабильный риформат подают в колонну стабилизации с выделением головки стабилизации и стабильного риформата. Стабильный риформат разделяют на легкую и тяжелую фракции с последующим смешиванием легкой фракций с частью тяжелой фракции с получением среднеоктанового бензина. Оставшуюся часть тяжелой фракции смешивают с газовым бензином и получают высокооктановый неэтилированный бензин.
Однако известный способ не обеспечивает требуемую степень стабилизации бензина и глубину извлечения целевых компонентов.
Задачей настоящего изобретения является снижение потерь бензиновых фракций и сжиженного газа, обеспечение требуемой степени стабилизации бензина, сокращение энергетических расходов.
Решение поставленной задачи достигается тем, что способ переработки бензиновых фракций включает подачу нестабильных бензиновых фракций в колонну стабилизации бензина, разделение их на фракции: фракцию н.к. 80°С (головка стабилизации) и фракцию 80-180°С (остаток стабилизации), подачу головки стабилизации на газофракционирующую установку с получением газовых компонентов и при этом часть фракции 80-180°С (остаток стабилизации) направляют в абсорбционную колонну для поглощения пропан-бутановой фракции из углеводородных газов низкого давления с последующей подачей насыщенного абсорбента в колонну стабилизации бензина, а балансовую часть отводят в качестве товарного бензина. Бензиновые фракции подают в колонну стабилизации в смеси с насыщенным абсорбентом, а углеводородные газы из емкости смешивания бензиновых фракций и насыщенного абсорбента отводят в абсорбционную колонну. Перед подачей в колонну стабилизации бензина бензиновые фракции в смеси с насыщенным абсорбентом нагревают за счет передачи тепла от остатка стабилизации, отводимого с колонны стабилизации в качестве товарного бензина. Нагревание куба колонны стабилизации бензина осуществляют за счет передачи тепла теплоносителя остатку стабилизации в рибойлере.
Предлагаемый способ позволяет разделить углеводородные смеси без использования компрессоров, снизить потери целевых компонентов.
Способ осуществляют следующим образом (см. чертеж).
Газобензиновую фракцию с верха ректификационной колонны (на чертеже не приведена) последовательно подают в теплообменники для конденсации и охлаждения. Охлажденную бензиновую фракцию направляют в емкость, где происходит разделение газобензиновой фазы на топливный газ, бензин и воду. Балансовую часть бензина отводят в блок стабилизации, а необходимое количество подают на орошение верха ректификационной колонны.
Углеводородные газы поступают в нижнюю часть абсорбционной колонны 1. В верхнюю часть абсорбционной колонны 1 для поглощения пропан-бутановой фракции из газа подают часть фракции 80-180°С с колонны стабилизации бензина 2, а балансовую часть которой отводят в товарный парк. Углеводородный газ из верхней части абсорбционной колонны 1, пройдя через каплеотбойник 3, направляют в топливную сеть. Насыщенный абсорбент (фракция 80-180°С) из нижней части абсорбционной колонны 1 подают в емкость 4 блока стабилизации бензина, куда также поступают бензиновые фракции. Углеводородные газы из емкости 4 отводят в абсорбционную колонну 1. Перед подачей в колонну стабилизации бензина 2 бензиновые фракции и насыщенный абсорбент нагревают в теплообменнике 5. Нагрев происходит за счет передачи тепла от стабильного бензина, отводимого с колонны стабилизации бензина 2. Ввод в колонну стабилизации 2 осуществляют на 20 и 25 тарелки. В колонне стабилизации бензина 2 происходит разделение нестабильного бензина на фракции: фракция н.к. 80°С, фракция 80-180°С. Из нижней части колонны стабилизации бензина 2 фракция 80-180°С поступает в рибойлер 6, где нагревается теплоносителем для поддержания температуры низа колонны стабилизации 2. Температура низа колонны 191°С, температура верха колонны 80°С. После охлаждения в холодильнике 9 часть фракции 80-180°С подают в верхнюю часть абсорбционной колонны 1, а балансовую часть направляют в товарный парк. Фракцию н.к. - 80°С из верхней части колонны стабилизации бензина 2 подают в емкость 7 после конденсации и охлаждения в водяном холодильнике 8. Необходимое количество фракции н.к. - 80°С подают на орошение верхней части колонны стабилизации бензина 2, а балансовую часть отводят на газофракционирующую установку.
Пример 1.
Балансовую часть нестабильного бензина, имеющего следующий состав, мас.%: C1 - 0,1, С2 - 0,2, С3 - 3,0, С4 - 14,0, С5 - 32,0, С6 - остальное, с блока ректификации подают на блок абсорбции газов и стабилизации бензина в нижнюю часть абсорбера. В верхнюю часть абсорбера подают часть фракции 80-180°С с колонны стабилизации бензина, а балансовую часть направляют в товарный парк. Насыщенный абсорбент (фракция 80-180°С) и бензиновые фракции поступают в ректификационную колонну (колонну стабилизации), где происходит разделение нестабильного бензина на фракции: фракция н.к. - 80°С и фракция 80-180°С. Температура низа колонны стабилизации 191°С, температура верха колонны 80°С. Балансовую часть фракции н.к. - 80°С отводят на ГФУ блока газофракционирования.
Выход продуктов: стабильный бензин - 51,5 мас.%, фракция н.к. - 80°С -47,5 мас.%, газ - 1 мас.%.
Получают стабильный бензин, имеющий октановое число 92 (исследовательский метод ИМ), плотность 765 кг/м2, давление насыщенных паров 77 кПа и следующий фракционный состав, мас.%: н.к. - 35°С, 10% - 68,5°С, 50% - 115°С, 90% - 163°С, к.к. - 200°С.
Качественный состав бензина, мас.%: углеводороды ароматические - 34,0, углеводороды непредельные - 19,2, парафины - 28,8, нафтены - 18,0.
Пример 2. Проводят в условиях примера 1. Используют нестабильный бензин следующего состава, мас.%: C1 - 0,1, С2 - 0,2, С3 - 2,5, С4 - 15,0, С5 - 36,0, С6 - остальное.
Выход продуктов: стабильный бензин - 53,5 мас.%, фракция н.к. - 80°С - 45,5 мас.%, газ - 1 мас.%.
Получают стабильный бензин, имеющий октановое число 95 (исследовательский метод ИМ), плотность 776 кг/м2, давление насыщенных паров 68 кПа и следующий фракционный состав, мас.%: н.к. - 37°С, 10% - 62,5°С, 50% - 115°С, 90% - 162°С, к.к. - 200°С.
Качественный состав бензина, мас.%: углеводороды ароматические - 35,0, углеводороды непредельные - 18,4, парафины - 29,1, нафтены - 17,5.
Таким образом, предлагаемый способ позволяет обеспечить требуемую степень стабилизации бензина, уменьшить энергопотребление, снизить потери бензиновых фракций и сжиженного газа.
Способ переработки бензиновых фракций, включающий подачу нестабильных бензиновых фракций в колонну стабилизации бензина, разделение их на фракции: головку стабилизации и остаток стабилизации, подачу головки стабилизации на газофракционирующую установку с получением газовых компонентов, отличающийся тем, что насыщенный абсорбент из нижней части абсорбционной колонны подают в блок стабилизации бензина, куда также поступают бензиновые фракции, при этом углеводородные газы из блока стабилизации бензиновых фракций и насыщенного абсорбента отводят в абсорбционную колонну, перед подачей в колонну стабилизации бензина бензиновые фракции в смеси с насыщенным абсорбентом нагревают за счет передачи тепла от остатка стабилизации, отводимого с колонны стабилизации в качестве товарного бензина, часть остатка стабилизации направляют в абсорбционную колонну для поглощения пропан-бутановой фракции из углеводородных газов низкого давления с последующей подачей насыщенного абсорбента в колонну стабилизации бензина, а другую часть остатка стабилизации отводят в качестве товарного бензина.