Способ получения дизельного топлива

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, предназначенного для использования в условиях низких температур окружающей среды. Изобретение касается способа получения дизельного топлива, включающего гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта. Технический результат - получение дизельного топлива для холодного и арктического климата, с содержанием уровня серы, соответствующим Европейским стандартам и требованиям ГОСТ Р 52368-2005. 3 з.п. ф-лы.

Реферат

Настоящее изобретение относится к области нефтепереработки, конкретно к способу получения дизельного топлива, предназначенного для использования в условиях низких температур окружающей среды.

Возрастающая потребность северных районов в низкозастывающем дизельном топливе требует увеличения производства такого топлива.

Известны различные приемы для понижения температуры застывания дизельного топлива, например использование депрессорных присадок, либо снижение температуры конца кипения дизельной фракции, либо депарафинизация растворителями, либо смешение с керосиновой фракцией.

Коренным образом улучшить низкотемпературные свойства дизельных топлив позволяет процесс каталитической депарафинизации.

Известен способ получения дизельного топлива с использованием процесса каталитической депарафинизации предварительно гидроочищенного исходного сырья. Способ осуществляют при давлении 4 МПа, температуре 330-400°С, объемной скорости подачи сырья 1,5-3,0 ч-1, соотношении водородсодержащий газ (ВСГ)/сырье - 1000 нм33 (Козлов И.Т., Яковлева Е.А. «Химия и технология топлив и масел». №9, 1986 г., стр.29).

Недостатком известного способа является относительно низкий выход низкозастывающего дизельного топлива и невозможность снижения серы до уровня, соответствующего требованиям Европейских стандартов.

Наиболее близким к заявляемому по технической сущности является способ получения дизельного топлива путем гидродепарафинизации малосернистой нефтегазоконденсатной смеси, выкипающей в интервале температур 180-340°С, на цеолитсодержащем катализаторе, с последующей гидроочисткой гидродепарафинированного продукта на алюмо-никель (кобальт)-молибденовом катализаторе гидрообессеривания. Для увеличения выхода дизельного топлива с температурой застывания минус 45°С полученный продукт, имеющий температуру застывания минус 35°С, смешивают с керосиновой фракцией.

Способ осуществляют при температуре 280-340°С, давлении 3,5-3,8 МПа, соотношении ВСГ/сырье - не менее 500 нм33, объемной скорости подачи сырья в расчете на катализатор депарафинизации 0,8-1,0 ч-1 и гидрообессеривания 1,6-2,0 ч-1 (Афанасьев И.П., Алексеев С.З. и др. «Нефтепереработка и нефтехимия». №10, 2005 г., с.20).

Недостатком этого способа является невозможность обеспечения содержания серы до уровня, соответствующего Европейским стандартам, при переработке сернистых нефтяных дистиллятов.

Задачей заявляемого технического решения является разработка способа, обеспечивающего получение топлива дизельного Евро для холодного и арктического климата, соответствующего требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590-2005).

Для решения поставленной задачи предлагается способ получения дизельного топлива, включающий гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С, на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта.

Причем гидродепарафинизацию осуществляют при температуре 280-380°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250-1500 н.об/об.

Гидроочистку осуществляют при температуре 300-400°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250-500 н.об/об.

В предлагаемом способе используют среднекипящую дизельную фракцию, выкипающую в интервале 240-340°С, и керосиновую фракцию, выкипающую в интервале 140-280°С.

Отличие заявленного технического решения состоит в том, что гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией перед гидроочисткой в заданном соотношении и полученную смесь подвергают гидроочистке.

Указанное отличие позволяет получать топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, соответствующего требованиям ГОСТ Р 52368-2005 (EH 590-2005) при переработке сернистых нефтяных дистиллятов.

Предлагаемый способ иллюстрируется следующими примерами.

Пример 1.

Фракцию 240-340°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 5) подвергают гидродепарафинизации при температуре 280°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 250 нм33 в присутствии молибденового катализатора на высококремнеземном цеолитсодержащем носителе. В результате получают продукт с предельной температурой фильтруемости минус 42°С и содержанием серы 0,2 мас.%. Выход гидродепарафинированной фракции после стабилизации (отгона бензиновой фракции) составляет 78 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 140-240°С в соотношении 80 мас.% и 20 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Керосиновая фракция 140-240°С характеризуется содержанием серы 0,1 мас.% и предельной температурой фильтруемости минус 55°С. Гидроочистку осуществляют при температуре 400°С, давлении 3 МПа, объемной скорости подачи сырья 2 ч-1 и соотношении ВСГ /сырье 250 нм33 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации характеризуется содержанием серы 10 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 44°С. Выход его на сырье гидроочистки составляет 98 мас.%. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 4, вида III.

Пример 2.

Фракцию 240-340°С (содержание серы 0,8 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 5°С) подвергают гидродепарафинизации при температуре 380°С, давлении 8 МПа, объемной скорости подачи сырья 3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 500 нм33 в присутствии бифункционального высококремнеземного цеолитсодержащего катализатора депарафинизации. В результате получают продукт с предельной температурой фильтруемости минус 33°С и содержанием серы 350 мг/кг. Выход гидродепарафинированного продукта после стабилизации 85 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 140-280°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 32°С) в соотношении 50 мас.% и 50 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Гидроочистку осуществляют при температуре 300°С, давлении 8 МПа, объемной скорости подачи сырья 5 ч-1 и соотношении ВСГ/сырье 300 нм33 в присутствии алюмо-никель-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации характеризуется содержанием серы 50 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 32°С. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 2, вида II.

Пример 3.

Фракцию 280-340°С (содержание серы 1,4 мас.%, предельная температура фильтруемости плюс 5°С) подвергают гидродепарафинизаци при температуре 360°С, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье 1500 нм33 в присутствии бифункционального высококремнеземного цеолитсодержащего катализатора депарафинизации. В результате получают продукт после его стабилизации с предельной температурой фильтруемости минус 35°С и содержанием серы 0,1 мас.%. Выход гидродепарафинированной фракции после стабилизации (отгона бензиновой фракции) составляет 84 мас.% на исходное сырье.

Затем гидродепарафинированную дизельную фракцию смешивают с керосиновой фракцией 160-280°С (содержание серы 0,4 мас.%, предельная температура фильтруемости минус 31°С) в соотношении 40 мас.% и 60 мас.% соответственно и направляют на совместную гидроочистку. Гидроочистку осуществляют при температуре 360°С, давлении 5 МПа, объемной скорости подачи сырья 1 ч-1 и соотношении ВСГ/сырье 500 нм33 в присутствии алюмо-кобальт-молибденового катализатора. В результате получают продукт, который после стабилизации, характеризуется содержанием серы 10 мг/кг и предельной температурой фильтруемости минус 33°С. Выход его на сырье гидроочистки составляет 98 мас.%. Продукт соответствует требованиям ГОСТ Р 52368-2005 на топливо дизельное ЕВРО для холодного и арктического климата, класса 2, вида III.

1. Способ получения дизельного топлива, включающий гидродепарафинизацию среднекипящей дизельной фракции, выкипающей в интервале 240-340°С на цеолитсодержащем катализаторе, смешение гидродепарафинированной дизельной фракции с керосиновой фракцией в соотношении, в мас.%: 40-80:20-60 и гидроочистку смеси на алюмо-кобальт-молибденовом или алюмо-никель-молибденовом катализаторе при повышенных температуре и давлении с получением целевого продукта.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидродепарафинизацию осуществляют при температуре 280-380°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 0,5-3,0 ч-1, соотношении ВСГ/сырье - 250-1500 н.об/об.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что гидроочистку осуществляют при температуре 300-400°С, давлении 3-8 МПа, объемной скорости подачи сырья 1-5 ч-1, соотношении ВСГ/сырье - 250-500 н.об/об.

4. Способ по п.1, отличающийся тем, что используют среднекипящую дизельную фракцию, выкипающую в интервале 240-340°С и керосиновую фракцию, выкипающую в интервале 140-280°С.