Устройство для очистки выхлопных газов и способ очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Устройство для очистки выхлопных газов (ВГ) ДВС скомпоновано как катализатор-ловушка SOX, способное улавливать оксиды серы в ВГ внутри выхлопной трубы двигателя. В катализатор-ловушку внесен путем диффузии, по меньшей мере, один из щелочных металлов и щелочноземельных металлов. За счет поддержания температуры катализатора-ловушки SOX во время работы двигателя при температуре, когда нитрат, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов переходит в расплавленное состояние во время работы двигателя, стимулируется перемещение нитрата и его коагулирующее действие. Причем нитрат в катализаторе-ловушке SOX перемещается и коагулирует на поверхности катализатора-ловушки SOX. Благодаря этому перемещению нитрата и коагулирующему действию SOX удаляется, и в то же время восстанавливается степень захвата SOX. Такое выполнение позволит восстановить степень улавливания SOX. 2 н. и 22 з.п. ф-лы, 23 ил., 1 табл.

Реферат

Область техники, к которой относится изобретение

Настоящее изобретение относится к устройству для очистки выхлопных газов и способу очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания.

Уровень техники

Топливо и смазочное масло, применяемые в двигателе внутреннего сгорания, содержат серу, следовательно, выхлопные газы содержат оксиды серы (SOX). Однако эти SOX сильно снижают эксплуатационные характеристики или срок службы катализатора очистки выхлопных газов или других устройств последующей обработки, расположенных в выхлопной трубе двигателя, поэтому SOX в выхлопных газах предпочтительно удаляют.

Следовательно, известен двигатель внутреннего сгорания, в выхлопной трубе которого расположен катализатор-ловушка SOX, способный улавливать SOX, содержащиеся в выхлопных газах двигателя (смотрите публикацию патента Японии (А) №2005-133610). Этот катализатор-ловушка SOX обладает свойством улавливать

SOX, содержащиеся в выхлопных газах, когда соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах, поступающих в катализатор-ловушку SOX, соответствует бедной смеси; это позволяет захваченным SOX постепенно диффундировать внутрь катализатора-ловушки NOX при повышении температуры катализатора-ловушки SOX, когда соотношение воздуха и топлива в выхлопных газы соответствует бедной смеси, и в результате будет восстанавливаться степень захвата SOX. Поэтому в этом двигателе внутреннего сгорания предусмотрено устройство для оценки степени захвата SOX катализатором-ловушкой SOX. Когда степень захвата SOX падает ниже предварительно заданной величины, температура катализатора-ловушки SOX повышается при бедной смеси воздуха и топлива в выхлопных газах, и таким образом, восстанавливается степень захвата SOX.

Однако авторы изобретения провели повторное исследование этого типа катализатора-ловушки SOX. В результате разработан новый способ, обеспечивающий восстановление степени захвата SOX, и обнаружено, что с использованием этого способа возможно еще лучше восстанавливать степень улавливания SOX.

Раскрытие изобретения

Целью настоящего изобретения является предоставление устройства для очистки выхлопных газов и способа очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, разработанного с целью применения этого нового способа для того, чтобы хорошо восстанавливать степень улавливания SOX.

Согласно настоящему изобретению разработано устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, скомпонованное как катализатор-ловушка SOX, способный улавливать SOX, содержащиеся в выхлопных газах внутри выхлопной трубы двигателя, где катализатор-ловушка SOX содержит, по меньшей мере, один из щелочных металлов и щелочноземельных металлов, продиффундировавших внутрь катализатора, причем температуру катализатора-ловушки SOX поддерживают на уровне, когда нитрат, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов переходит в расплавленное состояние во время работы двигателя, таким образом, облегчается перемещение нитрата и его коагулирующее действие, где нитрат в катализаторе-ловушке SOX перемещается к поверхности и коагулирует на поверхности катализатора-ловушки SOX, причем перемещение нитрата и его коагулирующее действие используются для восстановления степени захвата SOX и удаления SOX.

Кроме того, согласно настоящему изобретению, разработан способ очистки выхлопных газов с удалением SOX, содержащихся в выхлопных газах, с помощью катализатора-ловушки SOX, расположенного внутри выхлопной трубы двигателя, который заключается во внесении, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов, продиффундировавших в катализатор-ловушку SOX, причем температуру катализатора-ловушки SOX поддерживают на уровне, когда нитрат, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов переходит в расплавленное состояние во время работы двигателя, таким образом, облегчается перемещение нитрата и его коагулирующее действие, где нитрат в катализаторе-ловушке SOX перемещается к поверхности и коагулирует на поверхности катализатора-ловушки SOX, и использование перемещения нитрата и его коагулирующего действия для восстановления степени захвата SOX и удаления SOX.

Краткое описание чертежей

Фигура 1 представляет собой общий вид двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением. На фиг.2 представлен общий вид другого варианта осуществления двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением. На фиг.3 представлен общий вид еще одного варианта осуществления двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением. Фигура 4 представляет собой общий вид структуры фильтра для твердых частиц. Фигура 5 представляет собой вид в поперечном сечении части поверхности каталитического носителя катализатора для аккумулирования NOX. Фигура 6 представляет собой вид в поперечном сечении части поверхности основного материала катализатора-ловушки SOX. На фиг.7 показано изменение степени захвата SOX. На фиг.8 показан временной цикл впрыска. На фиг.9 показано изменение степени захвата SOX для стандарта. На фиг.10 показана карта улавливаемых количеств SOX: SOXA и SOXB. На фиг.11 показано количественное уменьшение (RS) степени захвата SOX и так далее. На фиг.12 показано количественное увеличение (IS) степени захвата SOX и так далее. На фиг.13 показана зависимость между улавливаемым количеством SOX-∑SOXl и количеством аккумулированного SOX-SO(n) для контролируемого повышения температуры и так далее. Фиг.14 представляет собой временную диаграмму, демонстрирующую изменение SOX улавливаемого количества ∑SOXl и так далее. Фигура 15 представляет собой блок-схему для выполнения первого варианта обработки для восстановления способности улавливать SOX. На фиг.16 приведена блок-схема для выполнения первого варианта обработки для восстановления способности улавливать SOX. На фиг.17 приведена временная диаграмма, демонстрирующая технологию восстановления способности улавливать

SOX. На фиг.18 приведена временная диаграмма, демонстрирующая технологию восстановления способности улавливать SOX. На фиг.19 приведена блок-схема для выполнения второго варианта обработки для восстановления способности улавливать SOX. На фиг.20 приведена временная диаграмма, демонстрирующая контролируемое повышение температуры фильтра для твердых частиц. На фиг.21 приведена временная диаграмма, демонстрирующая контроль выделения SOX. На фиг.22 показана карта аккумулированного количества NOX-NOXA и т д., и фиг.23 представляет собой блок-схему для осуществления обработки катализатора, аккумулирующего NOX.

Наилучший вариант осуществления изобретения

На фиг.1 приведен общий вид двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением.

Рассмотрим фиг.1, где позицией 1 обозначен корпус двигателя, 2 - это камера сгорания каждого цилиндра, 3 - топливная форсунка с электронным управлением для впрыска топлива в каждую камеру 2 сгорания, 4 - впускной коллектор, и 5 - выпускной коллектор. Впускной коллектор 4 соединен с помощью подводящего трубопровода 6 с выходом компрессора 7а выпускного турбокомпрессора 7, в то время как впуск компрессора 7а подсоединен к воздушному фильтру 8. Внутри подводящего трубопровода 6 расположен дроссельный клапан 9, приводимый в движение шаговым двигателем. Кроме того, вокруг подводящего трубопровода 6 расположено охлаждающее устройство 10 для охлаждения всасываемого воздуха, проходящего внутри подводящего трубопровода 6. В показанном на фиг.1 варианте охлаждающая вода двигателя направляется в охлаждающее устройство 10, где охлаждающая вода двигателя используется для охлаждения всасываемого воздуха. С другой стороны, выпускной коллектор 5 подсоединен к впуску выхлопной турбины 7b выпускного турбокомпрессора 7, в то время как выпуск выхлопной турбины 7b подсоединен к входу в катализатор-ловушку SOX-11. Кроме того, выход из катализатора-ловушки SOX 11 подсоединен с помощью выхлопной трубы 13 к фильтру 12 для твердых частиц. К выхлопной трубе 13 подсоединен клапан 14 подачи углеводородов, например, для подачи углеводородов, например, топлива в поток выхлопных газов, проходящий внутри выхлопной трубы 13.

Выпускной коллектор 5 и впускной коллектор 4 соединены между собой с помощью трубопровода 15 для рециркуляции выхлопных газов (в дальнейшем используется сокращение "РВГ"). Внутри трубопровода 15 РВГ расположен регулирующий клапан 16 РВГ с электронным управлением. Кроме того, вокруг трубопровода 15 РВГ расположено охлаждающее устройство 17 для охлаждения газа РВГ, проходящего внутри трубопровода 15 РВГ. В показанном на фиг.1 варианте, охлаждающая вода двигателя направляется в охлаждающее устройство 17, где охлаждающая вода двигателя используется для охлаждения газа РВГ. С другой стороны, каждая топливная форсунка 3 подсоединена с помощью топливной подающей трубки 18 к общему лонжерону 19. Внутри этого общего лонжерона 19 подается топливо из переменного нагнетательного топливного насоса 20 с электронным управлением. Топливо, проходящее внутри общего лонжерона 19, подается по топливным подающим трубкам 18 в топливные форсунки 3.

Блок электронного управления 30 включает в себя цифровую вычислительную машину, в которой предусмотрены компоненты, связанные между собой двунаправленной шиной 31, такие как ROM (постоянное запоминающее устройство) 32, RAM (оперативное запоминающее устройство) 33, CPU (центральный микропроцессор) 34, порт ввода 35, и порт вывода 36. Катализатор-ловушка SOX 11 связан с датчиком температуры 21 для того, чтобы регистрировать температуру катализатора-ловушки SOX 11, в то время как фильтр 12 для твердых частиц связан с датчиком температуры 22 для того, чтобы регистрировать температуру фильтра 12 для твердых частиц. Выходные сигналы этих датчиков температуры 21 и 22 вводятся с помощью соответствующих аналого-цифровых преобразователей (АЦП) 37 в порт ввода 35. Кроме того, в фильтре 12 для твердых частиц имеется датчик перепада давлений 23 для того, чтобы регистрировать перепад давлений до и после фильтра 12 для твердых частиц. Выходной сигнал этого датчика перепада давлений 23 вводится с помощью соответствующего АЦП 37 в порт ввода 35.

Педаль акселератора 40 соединена с датчиком нагрузки 41, генерирующим выходное напряжение, которое пропорционально величине нажатия вниз L педали акселератора 40. Выходное напряжение датчика нагрузки 41 вводится с помощью соответствующего АЦП в порт ввода 35. Кроме того, порт ввода 35 снабжен датчиком 42 угла поворота коленчатого вала, который генерирует выходной импульс каждый раз, когда связанный с датчиком коленчатый вал вращается, например, на 15°. С другой стороны, порт вывода 36 связан с топливными форсунками 3, дроссельным клапаном 9, который приводится в движение шаговым двигателем, клапаном подачи углеводородов 14, регулирующим клапаном 16 для РВГ и топливным насосом 20 с помощью соответствующих возбуждающих контуров 38.

На фиг.2 показан другой вариант осуществления двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением. В этом варианте предусмотрен клапан подачи углеводородов 14 внутри трубки коллектора 5а, например, для первого цилиндра выпускного коллектора 5.

На фиг.3 показан еще один вариант осуществления двигателя внутреннего сгорания с компрессионным воспламенением. В этом варианте в выхлопной трубе 13 расположен датчик 24 SOX для того, чтобы регистрировать концентрацию SOX в выхлопных газах выходящих из катализатора-ловушки SOX11.

Затем будет разъяснена структура фильтра 12 для твердых частиц со ссылками на фигуры 4(А) и (В). На фиг.4(А) приведен вид спереди фильтра 12 для твердых частиц, в то время как на фиг.4(В) приведен вид сбоку в поперечном разрезе фильтра 12 для твердых частиц. Как видно из фигур. 4(А) и (В), фильтр 12 для твердых частиц образует сотовую структуру, и в нем предусмотрено множество проходов 60, 61 для выхлопных газов, простирающихся параллельно друг другу. Эти проходы для выхлопных газов включают проходы 60 для впуска выхлопных газов, причем расположенные ниже концы закрыты заглушками 62, и проходы 61 для выпуска выхлопных газов, причем расположенные выше концы закрыты заглушками 63. Отмечается, что заштрихованные участки на фиг.4(А) соответствуют заглушкам 63. Следовательно, проходы 60 для впуска выхлопных газов и проходы 61 для выпуска выхлопных газов расположены поочередно и разделены тонкими перегородками 64. Другими словами, проходы 60 для впуска выхлопных газов и проходы 61 для выпуска выхлопных газов расположены таким образом, что каждый проход 60 для впуска выхлопных газов окружен четырьмя проходами 61 для выпуска выхлопных газов, и каждый проход 61 для выпуска выхлопных газов окружен четырьмя проходами 60 для впуска выхлопных газов.

Фильтр 12 для твердых частиц выполнен, например, из пористого материала, такого как кордиерит. Следовательно, выхлопные газы, входящие в проход 60 для впуска выхлопных газов, как показано стрелками на фиг.4(В), проходят через окружающие перегородки 64 и выходят в примыкающие проходы 61 для выпуска выхлопных газов. В то же время твердые частицы, содержащиеся в выхлопных газах, улавливаются на перегородках 64. Захваченная часть твердых частиц сжигается путем окисления на перегородках 64, в то время как оставшиеся твердые частицы осаждаются на перегородках 64.

Твердые частицы, осажденные на перегородках 64, время от времени выжигаются при повышении температуры фильтра 12 для твердых частиц, таким образом, регенерируется фильтр 12 для твердых частиц. В одном варианте осуществления настоящего изобретения на фильтр 12 для твердых частиц нанесен катализатор, способствующий окислению, таким образом, в ходе регенерации фильтра 12 для твердых частиц легко сжигаются осажденные твердые частицы.

Кроме того, в другом варианте осуществления согласно настоящему изобретению фильтр 12 для твердых частиц включает в себя катализатор, аккумулирующий NOX, для того чтобы переработать NOX, содержащийся в выхлопных газах, входящих в фильтр 12 для твердых частиц. Затем будет разъяснен вариант нанесения катализатора, аккумулирующего NOX, на фильтр 12 для твердых частиц.

При нанесении катализатора, аккумулирующего NOX, на фильтр 12 для твердых частиц, периферические стенки проходов 60 для впуска выхлопных газов и проходов 61 для выпуска выхлопных газов, то есть две боковых поверхности перегородок 64 и мелкие отверстия во внутренних стенках в перегородках 64 содержат, например, каталитический носитель, состоящий из оксида алюминия. На фиг.5 схематически представлено поперечное сечение части поверхности этого каталитического носителя 45. Как видно из фиг.5, на поверхность каталитического носителя 45 нанесен катализатор 46, содержащий благородные металлы, диффундирующие в катализаторе. Кроме того, на поверхности каталитического носителя 45 формируется слой поглотителя NOX 47. В примере, показанном на фиг.5, катализатор, аккумулирующий NOX, образуется из каталитического носителя 45, катализатора 46 с благородным металлом и поглотителя NOX 47.

Кроме того, в примере, показанном на фиг.5, в качестве катализатора 46 с благородным металлом, используется платина Pt. В качестве компонента, образующего поглотитель 47 NOX, используется, например, по меньшей мере, один компонент, который выбирают из калия К, натрия Na, цезия Cs, или другого такого щелочного металла, бария Ва, кальция Са, или другого такого щелочноземельного металла, и лантана La, иттрия Y, или другого такого редкоземельного элемента.

Если соотношение воздуха и топлива (углеводороды), подаваемых во впускной проход двигателя, в камеры сгорания 2 и выхлопную трубу до фильтра 12 для твердых частиц, называется как "соотношение воздух-топливо в выхлопных газах", поглотитель 47 абсорбирует NOX, когда соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах соответствует бедной смеси, и выделяет поглощенный NOX, когда концентрация кислорода в выхлопных газах снижается в "режиме поглощение/выделение NOX".

То есть, например, при объяснении случая применения бария (Ва) в качестве компонента, образующего NOX поглотитель 47, когда соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах соответствует бедной смеси, то есть при высокой концентрации кислорода в выхлопных газах, содержащийся в выхлопных газах NO, как показано на фигуре 5, окисляется на платине Pt 46 и превращается в NO2, который затем абсорбируется в NOX поглотителе 47 и, в процессе связывания с оксидом бария ВаО, диффундирует в виде анионов азотной кислоты NO3- внутри NOX поглотителя 47. Таким образом, NOX абсорбируется внутри NOX поглотителя 47. Пока концентрация кислорода в выхлопных газах поддерживается высокой, на поверхности платины Pt 46 образуется NO2. Пока абсорбционная способность NOX поглотителя 47 не исчерпана, NO2 абсорбируется в NOX поглотителе 47, и образуются анионы азотной кислоты NO3-.

В противоположной ситуации, при поступлении углеводородов из клапана подачи углеводородов 14 таким образом, что соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах соответствует богатой смеси или соотношение воздуха и топлива становится стехиометрическим, концентрация кислорода в выхлопных газах снижается, так что процесс протекает в противоположном направлении (NO3-→NO2), и поэтому анионы азотной кислоты NO3- в NOX поглотителе 47 выделяются в виде NO2 из NOX поглотителя 47. В последующем выделенный NOX восстанавливается несгоревшими углеводородами и СО, которые содержатся в выхлопных газах.

Таким образом, когда соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах соответствует бедной смеси, то есть когда сгорание осуществляется в бедной смеси воздуха и топлива, NOX в выхлопных газах абсорбируется в NOX поглотителе 47. Однако когда сгорание протекает в бедной смеси воздуха и топлива, в течение этого процесса исчерпывается абсорбционная способность NOX поглотителя NOX 47, который становится насыщенным, и следовательно, NOX поглотитель 47 исчерпывается и уже не способен абсорбировать NOX. Поэтому в вариантах осуществления согласно изобретению, до насыщения абсорбционной способности NOX поглотителя 47, из клапана подачи углеводородов 14 поступают углеводороды для того, чтобы временно соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах стало богатым (то есть с избытком углеводородов), и таким образом, NOX будет выделяться из NOX поглотителя 47.

Однако в выхлопных газах содержится SOX, то есть SO2. Если этот SO2 поступает в катализатор, аккумулирующий NOX, то SO2 окисляется на платине Pt 46 и превращается в SO3. Затем этот SO3 абсорбируется в NOX поглотителе 47 и, в процессе связывания с оксидом бария ВаО, диффундирует в NOX поглотителе 47 в виде анионов серной кислоты SO42-, с образованием стабильного сульфата BaSO4. Однако NOX поглотитель 47 имеет сильную основность, следовательно, этот сульфат BaSO4 обладает стабильностью и трудно разлагается. Как только соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах станет богатым, сульфат BaSO4 не сможет разлагаться и будет оставаться как таковой. Следовательно, в NOX поглотителе 47, во время его эксплуатации увеличивается содержание сульфата BaSO4. Поэтому с течением времени снижается количество NOX, которое может абсорбироваться NOX поглотителем 47. Таким образом, катализатор, аккумулирующий NOX, подвергается отравлению серой.

Однако в этом случае, если соотношение воздуха и топлива в выхлопных газах, входящих в фильтр 12 для твердых частиц, сделать богатым в состоянии повышения температуры фильтра 12 для твердых частиц, то есть при повышении температуры катализатора, аккумулирующего NOX, до температуры выделения SOX, равной 600°С или выше, NOX поглотитель 47 будет выделять SOX. Однако в этом случае NOX поглотитель 47 будет выделять небольшое количество SOX в течение некоторого времени. Следовательно, для того чтобы вызвать выделение всего абсорбированного SOX из NOX поглотителя 47, необходимо поддерживать богатое соотношение воздуха и топлива в течение длительного времени, и поэтому существует проблема, что потребуется большое количество углеводородов. Кроме того, выделенные из NOX поглотителя 47 оксиды серы (SOX) выбрасываются в атмосферу. Это также нежелательно.

Поэтому в настоящем изобретении катализатор-ловушка SOX 11 расположен выше (по потоку) фильтра для твердых частиц с нанесенным катализатором, аккумулирующим NOX. Этот катализатор-ловушка SOX 11 применяется с целью улавливания SOX, содержащихся в выхлопных газах и, таким образом, предотвращается попадание SOX на катализатор, аккумулирующий NOX. Таким образом, за счет расположения катализатора-ловушки SOX 11 выше фильтра 12 для твердых частиц предотвращается отравление серой катализатора, аккумулирующего NOX.

Кроме того, это отравление серой происходит даже в указанном выше варианте осуществления, когда катализатор, стимулирующий окисление, нанесен на фильтр 12 для твердых частиц, обеспечивая легкое выжигание осажденных твердых частиц. Таким образом, в этом случае, если SOX поступает в фильтр 12 для твердых частиц, катализатор, стимулирующий окисление, также страдает от отравления серой и в результате осажденные твердые частицы уже не могут легко выжигаться. Следовательно, в этом варианте осуществления, за счет размещения катализатора-ловушки SOX 11 выше фильтра 12 для твердых частиц, также можно предотвратить отравление серой катализатора, стимулирующего окисление.

Кроме того, известны катализаторы селективного восстановления, поглотители углеводородов и различные другие устройства последующей обработки, вызывающие отравление серой. В случае этих устройств последующей обработки за счет размещения катализатора-ловушки SOX 11 выше устройства последующей обработки, также можно предотвратить отравление серой устройства последующей обработки.

Затем будет рассмотрен катализатор-ловушка SOX 11. Этот катализатор-ловушка SOX 11 содержит, например, монолитный катализатор сотовой структуры и имеет большое количество отверстий для циркуляции выхлопных газов, которые простираются прямо в осевом направлении катализатора-ловушки SOX 11. Когда катализатор-ловушка SOX 11 образуется таким образом из монолитного катализатора сотовой структуры, внутренние периферические стенки отверстий для циркуляции выхлопных газов, то есть основные материалы, формируются со слоем покрытия, состоящим из агрегата частиц каталитического носителя, например, содержащего оксид алюминия. На фиг.6 схематически показано поперечное сечение слоя покрытия 51, образовавшегося на поверхности основного материала 50. Как показано на фиг.6(А), на этот слой покрытия 51 нанесен катализатор 52 с благородным металлом, диффундирующим на поверхности покрытия.

В варианте осуществления согласно изобретению в качестве катализатора 52 с благородным металлом используется платина. Внутри слоя покрытия 51, катализатор, нанесенный на каталитический носитель, распределен равномерно, как показано темными пятнами. В настоящем изобретении катализатор, равномерно диффундирующий в слой покрытия 51, содержит, по меньшей мере, один металл из щелочного и щелочноземельного металла. В варианте осуществления согласно изобретению используется, по меньшей мере, один элемент, выбранный, в частности, из лития Li, натрия Na и калия К среди щелочных металлов и, в частности, из кальция Са и магния Mg среди щелочноземельных металлов.

Далее будет разъяснен механизм улавливания SOX в катализаторе-ловушке SOX 11, выясненный при исследовании авторами этого изобретения. Ниже отмечено, что механизм улавливания SOX будет разъяснен на примере случая использования калия К в качестве щелочного металла, однако механизм улавливания аналогичен в случае использования другого щелочного металла, а также щелочноземельного металла.

На фиг.6(А) показан катализатор-ловушка SOX 11 в момент образования нового продукта. В этот момент калий К равномерно распределен за счет диффузии в слое покрытия 51. Кроме того, в этот момент калий К в слое покрытия 51 связывается с СО2 в атмосфере и превращается, образуя карбонат К2СО3. При эксплуатации двигателя NO, содержащийся в большом количестве в выхлопных газах, окисляется на платине Pt 52, затем он взаимодействует в слое покрытия 51, обладающего основностью, и диффундирует в виде анионов азотной кислоты NO3- внутрь слоя покрытия 51. Анионы азотной кислоты NO3- обладают большей кислотностью, чем анионы угольной кислоты СО32-, поэтому анионы угольной кислоты СО32-, связанные с калием К, замещаются анионами азотной кислоты NO3-, таким образом, в покрытии 51 образуется нитрат KNO3.

С другой стороны, при работе двигателя SOX, содержащиеся в выхлопных газах, то есть SO2, окисляется на платине Pt 52, как показано на фиг.6(А), затем он переходит в слой покрытия 51, обладающего основностью, и диффундирует в виде анионов серной кислоты SO42-. Однако концентрация SOX, содержащегося в выхлопных газах, значительно ниже, чем концентрация NOX. Поэтому всюду, когда SOX переходит в слой покрытия 51 в виде анионов серной кислоты SO42-, большое количество калия К в слое покрытия 51 превращается в нитрат KNO3. Следовательно, SO2 переходит в слой покрытия 51, где нитрат KNO3 образуется в виде анионов азотной кислоты NO3-.

В этом случае анионы серной кислоты SO42- обладают более сильной кислотностью, чем анионы азотной кислоты NO3-, поэтому в этот момент анионы азотной кислоты NO3-, связанные с калием К, замещаются анионами серной кислоты SO42-, таким образом, образуется сульфат K2SO4 вблизи поверхности слоя покрытия 51. Таким образом, SOX захватывается в катализаторе-ловушке SOX 11.

Если количество сульфата K2SO4, образовавшегося вблизи поверхности слоя покрытия 51, возрастает, то количество нитрата NKO3, способного присоединять SOX вблизи поверхности слоя покрытия 51, снижается, и в результате ухудшается способность улавливать SOX. Здесь, если отношение SOX, захваченных в катализаторе-ловушке SOX 11, к SOX, содержащихся в выхлопных газах, называется степень захвата SOX, и если количество сульфата K2SO4, образовавшегося вблизи поверхности слоя покрытия 51, возрастает, то при этом степень захвата SOX снижается. Поэтому, как показано на фиг.7(А), степень захвата ловушки SOX постепенно убывает с течением времени.

В этой ситуации авторы изобретения провели повторное исследование и в результате обнаружили, что, если поддерживать температуру катализатора-ловушки SOX 11 в точке, когда нитрат, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов, например, KNO3, переходит в расплавленное состояние во время работы двигателя, нитрат KNO3 в катализаторе-ловушке SOX 11 перемещается к поверхности катализатора-ловушки SOX 11 и быстро коагулирует там, то есть в поверхностном слое покрытия 51, как показано на фиг.6(В), и таким образом, восстанавливается степень захвата SOX.

Таким образом, если SOX захватывается вблизи поверхности слоя покрытия 51 в виде анионов серной кислоты SO42-, то кислотность вблизи поверхности слоя покрытия 51 становится сильнее. Поэтому, если нитрат KNO3 поддерживается в расплавленном состоянии, то нитрат KNO3 перемещается в направлении поверхности слоя покрытия 51 и коагулирует вблизи слоя покрытия 51. Если нитрат KNO3 коагулирует вблизи поверхности слоя покрытия 51 таким образом, то поступающий

SOX сразу же принимает форму анионов серной кислоты SO42-, затем захватывается в слое покрытия 51 в форме сульфата K2SO4. Поэтому, если нитрат, по меньшей мере, одного из щелочных металлов и щелочноземельных металлов поддерживается в расплавленном состоянии, то степень захвата SOX может восстанавливаться практически на 100 процентов.

Считается, что нитрат KNO3 немного перемешается в направлении поверхности слоя покрытия 51, даже если он не переходит в расплавленное состояние. Поэтому, строго говоря, в настоящем изобретении за счет поддержания температуры катализатора-ловушки SOX 11 при температуре, когда нитрат KNO3 переходит в расплавленное состояние во время работы двигателя, облегчается перемещение и коагуляция нитрата KNO3 в катализаторе-ловушке SOX 11 к поверхности слоя покрытия 51, то есть стимулируется перемещение нитрата и его коагулирующее действие. Благодаря этому перемещению нитрата и коагулирующему действию, степень захвата SOX восстанавливается.

Значения температуры плавления типичных карбонатов, нитратов и сульфатов щелочных металлов, применяемых в настоящем изобретении будут показаны ниже в следующей таблице.

Карбонат Температура плавления Нитрат Температура плавления Сульфат Температура плавления
Li2CO3 618°С LiNO3 261°С Li2SO4 860°С
Na2CO3 851°С NaNO3 308°С Na2SO4 884°С
К2СО3 891С KNO3 333°C K2SO4 1069°С

Из приведенной выше таблицы, можно понять, что значения температуры плавления нитратов щелочных металлов находятся приблизительно между 260°С и 340°С, то есть значительно ниже, чем температура плавления карбонатов и сульфатов. Поэтому во время работы двигателя можно легко поддерживать температуру катализатора-ловушки SOX 11 при температуре, когда нитрат переходит в расплавленное состояние.

С другой стороны, когда катализатор диффундирует в слой покрытия 51, также могут быть использованы кальций Са, магний Mg или другой щелочноземельный металл. Поскольку выхлопные газы содержат влагу, нитрат щелочноземельного металла превращается в гидрат. Среди гидратов щелочноземельных металлов имеются такие, которые плавятся при температуре 100°С или ниже. Например, тетрагидрат нитрата кальция Са(NO3)2 имеет температуру плавления около 43°С, в то время как гексагидрат нитрата магния Mg(NO3)2 имеет температуру плавления около 95°С.

Таким образом, среди гидратов нитратов щелочноземельных металлов имеются такие, которые плавятся при низкой температуре. Поэтому при использовании кальция Са или магния Mg в качестве катализатора, диффундирующего в слой покрытия 51, нитрат щелочноземельного металла будет перемещаться и коагулировать на поверхности слоя покрытия 51 даже при столь низкой температуре, как 100°С или ниже. Следовательно, степень захвата SOX будет восстанавливаться при низкой температуре. Отмечается, что в настоящем изобретении в качестве катализатора, диффундирующего в слой покрытия 51, может быть использована смесь щелочного металла и щелочноземельного металла.

На фиг.7(В) показаны изменения степени захвата SOX ловушкой при использовании калия К в качестве катализатора, нанесенного на катализатор-ловушку SOX 11. Как показано в таблице выше, температура плавления нитрата калия KNO3 равна 333°С, поэтому, как показано на фиг.7(В), когда температура ТС катализатора-ловушки SOX 11 превышает температуру плавления нитрата калия KNO3, стимулируется перемещение нитрата и коагулирующее действие и восстанавливается степень захвата ловушки SOX.

Отмечается, что для стимулирования перемещения нитрата и коагулирующего действия необходимо, чтобы слой покрытия 51 захватил SOX. В связи с этим необходимо окислять SO2 в SO3. Это окислительное превращение SO2 хорошо осуществляется вплоть до температуры ТС катализатора-ловушки SOX 11 около 500°С, но постепенно становится хуже, когда температура превышает 500°С. Следовательно, существует область температур катализатора-ловушки SOX 11, в которой стимулируется перемещение нитрата и коагулирующее действие. Нижний предел температуры этой области представляет собой температуру плавления нитрата, по меньшей мере, одного щелочного металла и щелочноземельного металла, в то время как можно сказать, что верхний предел температуры этой области представляет собой верхний предел температуры, при которой SO2 может окисляться в катализаторе-ловушке SO211.

На фиг.7(В), область I соответствует случаю, где температура ТС катализатора-ловушки SOX 11 только вошла в диапазон температур, где стимулируется перемещение нитрата и его коагулирующее действие во время работы двигателя. В это время восстанавливается степень захвата NOX. Однако, если температура ТС катализатора-ловушки SOX 11 не соответствует диапазону температур, где стимулируется перемещение нитрата и его коагулирующее действие во время работы двигателя, тогда степень захвата SOX ловушкой продолжает снижаться.

Поэтому в варианте осуществления согласно изобретению, как показано в области II на фиг.7(В), например, когда SOX степень захвата ловушкой снижается на 1 процент во время работы двигателя, осуществляется контролируемое повышение температуры катализатора-ловушки SOX 11, и таким образом, температура ТС катализатора-ловушки SOX 11 поддерживается в диапазоне, где стимулируется перемещение нитрата и коагулирующее действие. То есть в варианте осуществления согласно изобретению, за счет того, что время от времени температура катализатора-ловушки SOX 11 поддерживается в диапазоне, где стимулируется перемещение нитрата и коагулирующее действие во время работы двигателя, время от времени может восстанавливаться степень захвата ловушки SOX.

Поэтому способ повышения температуры катализатора-ловушки SOX 11 будет разъяснен со ссылкой на фиг.8.

Одним из способов эффективного повышения температуры катализатора-ловушки SOX 11 является метод задержки впрыска топлива во временном цикле до сжатия в верхней мертвой точке или позднее. То есть обычно основное количество топлива Qm впрыскивается вблизи верхней мертвой точки при сжатии, что показано как (I) на фиг.8. Согласно изобретению в случае, показанном как (II) на фиг.8, если временной цикл впрыска основного количества топлива Qm задерживается, период дожига становится длиннее, и поэтому температура выхлопных газов повышается. Если температура выхлопных газов повышается, то температура катализатора-ловушки SOX 11 также повышается.

Кроме того, с целью повышения температуры катализатора-ловушки SOX 11, как показано положением (III) на фиг.8, в дополнение к основному топливу Qm, также можно впрыскивать вспомогательное топливо Qv вблизи верхней мертвой точки при всасывании. Таким образом, при дополнительном впрыскивании вспомогательного топлива Qv количество сжигаемого топлива увеличивается в точности на количество вспомогательного топлива Qv, так что температура выхлопных газов повышается и, следовательно, возрастает температура катализатора-ловушки SOX 11.

С другой стороны, при впрыскивании вспомогательного топлива Qv вблизи верхней мертвой точки при всасывании, в этом случае в ходе такта сжатия теплота сжатия будет приводить к образованию альдегидов, кетонов, пероксидов, моноксида углерода или других промежуточных продуктов из этого вспомогательного топлива

Qv. Эти промежуточные продукты вызовут ускоренное сгорание основного топлива Qm. Следовательно, в этом случае, показанном как (III) на фиг.8, даже при сильной задержке временного цикла впрыска основного топлива Qm, реализуется хорошее сгорание, причем пропуски в