Устройство для физиотерапии безногих пациентов
Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано, например, для обучения ходьбе и/или реабилитации безногих пациентов. Устройство для физиотерапии безногих пациентов путем формирования двигательных навыков ходьбы выполнено на основе параллельных брусьев с дополнительно закрепленным в них креслом. Кресло снабжено подножкой, на которой расположены смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента. Изобретение обеспечивает расширение лечебных функциональных возможностей, улучшение безопасности и комфортности, а также уменьшение трудоемкости и сложности физиотерапии безногих пациентов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано, например, для обучения ходьбе и/или реабилитации безногих пациентов.
Известно устройство-прототип [1, 2] для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка с опорой на плечевые части, предплечья и кисти обеих рук, представляющее собой параллельные брусья. Это устройство используется физиотерапевтами на начальных этапах обучения ходьбе тех детей, которые не способны самостоятельно ходить. Недостатками устройства-аналога являются сложность обучения на нем безногих пациентов. Самостоятельно пройти от брусьев к сиденью для отдыха безногий пациент обычно не может, и поэтому безногому пациенту приходится оказывать физическую помощь со стороны двух или более физиотерапевтов (по его сопровождению или переносу на руках). Оказание такой помощи осложняется тем, что при этом физиотерапевты должны подлазить под жерди брусьев и работать в согнутом состоянии, что нередко приводит к их падению с пациентом на пол.
Известно устройство-прототип [3] для физиотерапии пациентов путем формирования двигательных навыков ходьбы на основе параллельных брусьев с дополнительно закрепленным в них креслом для отдыха пациента. Недостатком устройства-прототипа являются сложность обучения на нем безногих пациентов. Безногий пациент в начальные периоды после ампутации конечностей (пока не сформировались безболезненные опороспособные культи ног) не может самостоятельно вставать с кресла на ноги, делать шаги по настилу брусьев и возвращаться к креслу и садиться в него для отдыха. Ему необходима постоянная физическая поддержка со стороны двух или более физиотерапевтов, которые должны снимать его с кресла, ставить на настил брусьев, поддерживать значительную часть его веса при передвижениях внутри брусьев и переносить в кресло для отдыха. Выполнение таких перемещений внутри брусьев может привести к падениям и травмам.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение физиотерапевтических функциональных возможностей устройства, уменьшение трудоемкости, сложности и болезненности физиотерапии, улучшение ее комфортности.
Технический результат достигается тем, что согласно изобретению кресло брусьев снабжено подножкой, на которой расположены смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента.
Технический результат достигается также тем, что согласно изобретению подножка кресла снабжена регулятором высоты ее установки по отношению к сиденью кресла в соответствии с длиной более длинной культи ноги пациента. Технический результат достигается также тем, что согласно изобретению смягчающие прокладки под опорные конечности культей левой и правой ног пациента выполнены вставными, с необходимой высотой.
Сравнение заявляемого устройства с прототипом позволило установить, что заявляемое устройство отличается тем, что кресло брусьев снабжено подножкой, на которой расположены смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента, и сделать вывод, что изобретение соответствует критерию "новизна".
При изучении других известных решений в данной области техники признаки, идентичные признакам, отличающим заявляемое изобретение от прототипа, выявлены не были, и поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".
Применение заявляемого изобретения на практике для лечения безногих пациентов обеспечивает ему критерий "промышленная применимость".
Заявляемое устройство изготовлено на основе устройства-прототипа [3], т.е. на основе известных параллельных гимнастических брусьев с дополнительно закрепленным в них креслом для отдыха пациента (Быковская Е.Ю., Жуковский Ю.Т. Патент RU 2264202 С1 от 2005.11.20) и согласно изобретению, кресло брусьев снабжено подножкой, на которой расположены смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента. Заявляемое устройство позволяет вначале формировать опороспособную культю (постепенно нагружая культю весом тела пациента с регулированием нагрузки упором его рук на жерди брусьев) и затем формировать у него двигательные навыки ходьбы, разучивая шаги внутри брусьев (вперед, назад, боком), наклоны, приседания и др., с опорой руками на жерди брусьев.
Заявляемое устройство поясняется на чертеже, где: 1 - параллельные жерди брусьев; 2 - кресло для отдыха пациента; 3 - смягчающие прокладки; 4 - подножка кресла.
Использование заявляемого устройства для физической терапии безногого пациента начинают после завершения раннего послеоперационного периода (периода заживления культи), т.е. на стадии подготовки культи к протезированию, и затем на стадии овладения протезом.
Устройство используют следующим способом.
Вначале, в период подготовки к протезированию, пациент выполняет на комбинированных брусьях упражнения по формированию опороспособной культи с уменьшенной болевой чувствительностью к нагрузкам. Физиотерапевты переносят безногого пациента к креслу брусьев и усаживают в кресло; поднимают ступеньку кресла (со смягчающими левой и правой прокладками подобранной высоты) до соприкосновения с культями ног пациента. Затем пациент, держась руками за жерди брусьев, осторожно самостоятельно переносит вес своего тела с сиденья кресла на культи ног до возникновения прессорных болевых ощущений и возвращается в исходное положение (положение «сидя в кресле»). В начале тренировок пациент нагружает культю незначительно, сдерживая основную часть веса своего тела руками в упоре на жерди брусьев. В процессе тренировок, по мере уменьшения болезненности культи, пациент постепенно переносит все большую часть веса своего тела с рук на культи. На заключительных тренировках культи на «опорность» тренер-физиотерапевт помогает пациенту: он постепенно усиливает давление концом культи на смягчающую прокладку, расположенную на подножке кресла брусьев. По мере уменьшения болевой чувствительности конца культи физиотерапевт меняет смягчающую прокладку, постепенно увеличивая ее жесткость (плотность). В перерывах между упражнениями пациент опускается в кресло брусьев для отдыха.
При использовании комбинированных брусьев в период овладения протезом тренер-физиотерапевт поэтапно учит пациента навыкам ходьбы внутри брусьев на протезах. Вначале пациент в положении «стоя на протезах» учится выполнять на подножке кресла шаг вперед и обратно, шаг в сторону и обратно. Затем тренер-физиотерапевт обучает пациента ходить в брусьях по настилу брусьев вперед (держась руками за две жерди), затем - боком (держась двумя руками за одну жердь), поворачиваться кругом направо и налево (перехватывая руками жерди), ходить в брусьях по наклонной плоскости, подниматься и опускаться по вставным ступеням и др. В перерывах между упражнениями пациент подходит к креслу брусьев и садится в него для отдыха.
Заявленное устройство расширяет физиотерапевтические функциональные возможности. Оно позволяет безногому пациенту овладевать навыками ходьбы и перемещаться в брусьях самостоятельно, без физической помощи терапевтов, которая требуется лишь в начале и в конце занятий (для переноса пациента в кресло брусьев и обратно) в те периоды, когда он еще не овладел ходьбой. Проведение обучения без физической помощи со стороны терапевтов уменьшает сложность и трудоемкость обучения. Присутствие терапевта ограничивается лишь заданиями на выполнение упражнений и обеспечением подстраховки пациента от падений.
Источники информации
1. Бортфелъд С.А. и др. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина. 1980. С.146. (рис.28-6) (Брусья-аналог).
2. Каталог фирмы «Века Hospitec», 2003; www.beka.ru (Брусья-аналог).
3. Быковская Е.Ю., Жуковский Ю.Т. Патент RU 2264202 С1 от 2005.11.20 на изобретение «Комбинированное устройство для физиотерапии детского церебрального паралича». Кл. МКИ: А61Н 3/00 (Брусья-прототип).
1. Устройство для физиотерапии безногих пациентов путем формирования двигательных навыков ходьбы на основе параллельных брусьев с дополнительно закрепленным в них креслом, отличающееся тем, что кресло снабжено подножкой, на которой расположены смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что подножка кресла снабжена регулятором высоты ее установки по отношению к сиденью кресла в соответствии с длиной более длинной культи ноги пациента.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что смягчающие прокладки под опорные оконечности культей левой и правой ног пациента выполнены вставными, с необходимой высотой.