Устройство для обучения ходьбе при скрещивании ног
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано для обучения ходьбе пациентов с диагнозом детского церебрального паралича, у которых скрещены ноги. Устройство представляет собой вставку, разводящую в стороны скрещенные ноги пациента. Вставка выполнена в виде рамки с двумя боковыми стенками, каждая из которых снабжена с внешней стороны креплением для фиксации голени соответствующей ноги пациента, и с двумя торцовыми стенками, соединенными шарнирно с прилегающими к ним указанными боковыми стенками. Технический результат состоит в расширении функциональных возможностей, повышении эффективности, безопасности и комфортности, а также уменьшении трудоемкости и сложности физиотерапии детского церебрального паралича. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано, например, для обучения ходьбе пациентов с диагнозом детского церебрального паралича, у которых скрещены ноги.
Известно устройство-аналог [1] для обучения ходьбе при скрещивании ног на основе вставки для разведения в стороны скрещенных ног пациента, которая представляет собой два жестких стержня, каждый из которых одним своим концом зафиксирован на задней части прочного пояса пациента, а другим отогнутым в сторону концом соединен с соответствующей обоймой (левой или правой), фиксирующей бедро (левое или правое) разведенных ног пациента.
Недостатками устройства-аналога являются: ограниченные функциональные возможности, малая длина допустимого шага, малые эффективность, безопасность и комфортность, высокая трудоемкость и сложность его использования.
Известно устройство-прототип [2] для обучения ходьбе при скрещивании ног (шина для хождения, разводящая бедра) на основе вставки для разведения в стороны скрещенных ног пациента, которая представляем собой жесткий стержень на концах которого расположены обоймы, фиксирующие голени разведенных ног пациента.
Недостатками устройства-прототипа являются: ограниченные функциональные возможности, небольшая длина допустимого шага, небольшие эффективность, безопасность и комфортность, высокая трудоемкость и сложность его использования.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение функциональных возможностей устройства, повышение его эффективности, безопасности и комфортности, а также уменьшение трудоемкости и сложности физиотерапии детского церебрального паралича, увеличение длины допустимого шага.
Технический результат достигается тем, что вставка, разводящая в стороны скрещенные ноги пациента, дополнительно выполнена в виде рамки с двумя боковыми стенками, каждая из которых снабжена с внешней стороны креплением для фиксации голени соответствующей ноги пациента, и с двумя торцовыми стенками, соединенными шарнирно с прилегающими к ним указанными боковыми стенками.
Технический результат достигается также тем, что стенки вставки (рамки) снабжены с внутренней стороны ограничителями, препятствующими полному складыванию вставки при ходьбе пациента, а сами ограничители выполнены заменяемыми или регулируемыми для изменения максимальной величины складывания вставки при ходьбе пациента, определяющей длину шага. Кроме того, вставка (рамка) снабжена колесами для ее качения.
Сравнение заявляемого устройства с прототипом позволило установить, что заявляемое устройство отличается тем, что вставка для разведения в стороны скрещенных ног пациента дополнительно выполнена в виде рамки с двумя боковыми стенками, каждая из которых снабжена с внешней стороны креплением для фиксации голени соответствующей ноги пациента, и с двумя торцовыми стенками, соединенными шарнирно с прилегающими к ним указанными боковыми стенками, и сделать вывод, что изобретение соответствует критерию "новизна".
При изучении других известных решений в данной области техники признаки, идентичные признакам, отличающим заявляемое изобретение от прототипа, выявлены не были, и поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".
Применение заявляемого изобретения на практике для лечения детского церебрального паралича обеспечивает ему критерий "промышленная применимость".
На фиг.1 изображено предлагаемое устройство (вид сверху), где А) - исходное положение; Б) - положение после выполнения пациентом шага вперед правой ногой; В) - положение после выполнения пациентом шага вперед левой ногой; 1 - торцевые стенки; 2 - боковые стенки; 3 - колеса; 4 - фиксирующая шина для левой голени; 5 - фиксирующая шина для правой голени; 6 - ограничители длины шагов; 7 - шарниры.
На фиг.2 изображена схема расположения предлагаемого устройства на ногах пациента при его ходьбе (бесколесный вариант).
Устройство работает следующим образом.
Предварительно тренер-физиотерапевт устанавливает на заявляемой вставке ограничители шагов 6 в положение, обеспечивающее минимальную длину шага. Затем он присаживает ребенка (пациента) в кресло, помещает между ступеней его ног на пол заявляемую вставку так, чтобы фиксирующие шины 4 и 5 вставки приблизились к правой и левой голени ребенка, соответственно, закрепляет каждую голень ребенка фиксирующей шиной, помогает ребенку встать с кресла на ноги и дает ему команду идти вперед, обеспечивая при необходимости поддержку и страховку ребенка. После освоения ребенком коротких шагов, допустимую длину шага постепенно увеличивают с помощью ограничителей длины шагов 6. Для увеличения допустимой длины шага или смещают ограничитель длины шага 6 в направлении от конца боковой стенки 2 к ее середине, или заменяют ограничители длины шагов 6 на другие, с более острым углом атаки.
В процессе тренировки по ходьбе, с использованием заявляемой вставки, у ребенка формируются двигательные навыки правильной ходьбы (без скрещивания ног) и формируется соответствующая мышечная память.
При необходимости заявляемое устройство может быть использовано не только для обучения ребенка ходьбе без скрещивания ног, но и для обучения ребенка приседанию и вставанию из приседа, наклону корпуса вперед до упора на кисти рук и обратно, а также для вестибулярных упражнений. Ребенок чувствует себя в заявляемом устройстве более устойчиво, безопасно и комфортно. Ему требуется меньшая физическая помощь со стороны тренера-физиотерапевта. Устройство легко и быстро как монтируется на ногах пациента, так и снимается с них; обучение правильной ходьбе проводится более просто и в меньшие сроки.
Предлагаемое устройство позволяет расширить физиотерапевтические функциональные возможности, повысить эффективность, безопасность и комфортность, а также уменьшить трудоемкость и сложность физиотерапии детского церебрального паралича, увеличить длину допустимого шага.
Источники информации
1. Catalogue-2005. Camp. Scandinavia. S.W.A.S.H. Product number selection. Swash classic. (Пояс со стержнями, разводящими бедра пациента при хождении. Устройство-аналог).
2. Каталог продукции ООО «Орто-МЕД». 2004. Челябинск. Разводящая шина для хождения (устройство-прототип.)
1. Устройство для обучения ходьбе при скрещивании ног на основе вставки для разведения в стороны скрещенных ног пациента, отличающееся тем, что указанная вставка выполнена в виде рамки с двумя боковыми стенками, каждая из которых снабжена с внешней стороны креплением для фиксации голени соответствующей ноги пациента, и с двумя торцовыми стенками, соединенными шарнирно с прилегающими к ним указанными боковыми стенками.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что стенки вставки (рамки) снабжены с внутренней стороны ограничителями, препятствующими полному складыванию вставки при ходьбе пациента.
3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что ограничители выполнены заменяемыми или регулируемыми для изменения максимальной величины складывания вставки при ходьбе пациента, определяющей длину шага.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вставка снабжена колесами для ее качения.