Способ аварийного спасения летчика

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях. Способ аварийного спасения летчика заключается в том, что для спасения в полете применяют катапультную систему, а при отказе катапультной системы используют встроенную в кресло летчика амортизационную систему. Амортизационная система снижает действующие на летчика при приземлении в летательном аппарате перегрузки до допустимой величины. Технический результат заключается в расширении функциональных возможностей спасения летчиков в аварийных ситуациях.

Реферат

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к способам спасения летчиков самолетов и вертолетов.

В настоящее время известны следующие способы спасения летчиков самолетов и вертолетов в аварийных ситуациях:

1. Покидание летчиком летательного аппарата с парашютом через борт с последующим вводом парашюта вручную или вводом его в действие парашютным автоматом.

2. Методом катапультирования кресла вместе с летчиком и последующим автоматическим вводом в действие спасательного парашюта, примененным в катапультных креслах типа К-36 (Руководство по технической эксплуатации №3АБ-9200-00 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1982 г.).

3. Вытягивание летчика из кабины за подвесную систему стреляющим механизмом с предварительным отстрелом заголовника с уложенным в него парашютом. Этот способ реализован в катапультной системе типа СКС (Руководство по технической эксплуатации №СКС-9200-1300 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 2005 г.).

4. Способ вытягивания летчика из кабины буксировочным тянущим двигателем с последующим вводом парашюта, примененный в катапультной системе типа К-37 (Руководство по технической эксплуатации № 37-9200-0-01 РЭ. Издание ОАО «НПП «Звезда», 1989 г.).

Все способы аварийного спасения летчика методом принудительного выбрасывания из кабины связаны с воздействием на него больших перегрузок и являются достаточно сложным процессом (на вертолетах, например, требуется предварительный отстрел лопастей).

Кроме того, применение на летательных аппаратах катапультных систем вынуждают летчика применять катапультирование во всех случаях аварии, не предоставляя ему других возможностей спасения.

С целью расширения функциональных возможностей спасения предлагается способ, сочетающий в себе возможность катапультирования летчика из летательного аппарата в полете или снижение перегрузок при аварийной посадке с использованием встроенной в сиденье летчика системы амортизации, которая одновременно является дублирующей системой при отказе системы катапультирования.

Способ реализуется следующим образом. В зависимости от режима полета летательного аппарата в аварийной ситуации летчик выбирает один из вариантов спасения: приземление в летательном аппарате с использованием встроенной в кресло системы амортизации - если летательный аппарат сохраняет управляемость и может быть обеспечено его управляемое приземление (в том числе спуск вертолета на оборотах авторотации) или принудительное покидание - катапультирование, если летательный аппарат находится в неуправляемом движении.

Таким образом, критерием выбора летчиком варианта спасения является управляемость летательного аппарата.

Приземление летчика в летательном аппарате может также производиться в случаях дефицита времени для принятия летчиком решения по выбору варианта спасения или в случае отказа системы принудительного покидания.

В настоящее время предлагаемый способ реализуется при разработке катапультно-амортизационной системы, состоящей из кресла летчика, оборудованного системой принудительного покидания и системой амортизации.

Способ аварийного спасения летчика, характеризующийся тем, что для спасения в полете применяют катапультную систему - принудительное покидание летчиком летательного аппарата, отличающийся тем, что при отказе катапультной системы используют встроенную в кресло летчика амортизационную систему, снижающую действующие на летчика при приземлении в летательном аппарате перегрузки до допустимой величины.