Способ выявления особенностей личности
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано для профессионального отбора работников, а также для выявления характеристик личности и прогнозирования возможных реакций и способов поведения личности в различных ситуациях. Тестируемому предъявляют в качестве стимульного материала игру, включающую набор игровых действий. Выбирают, по меньшей мере, одно игровое действие и фиксируют исполнение тестируемым выбранного игрового действия. Набор игровых действий формируется с использованием тестирующей процедуры. После исполнения тестируемым выбранного игрового действия, выбранное игровое действие обрабатывают, а выявление особенности личности осуществляют по результатам обработки выбранного игрового действия. Способ заключается в снижении уровня напряженности в ситуации тестирования, что, как следствие, ведет к повышению точности и достоверности выявления особенности личности. 2 з.п. ф-лы.
Реферат
Изобретение относится к области психологии и может быть использовано для профессионального отбора работников, а также для выявления характеристик личности и прогнозирования возможных реакций и способов поведения личности в различных ситуациях.
Известен способ диагностики типа личности, включающий предъявление теста и выявление типа личности с использованием дихотомических взаимно ортогональных шкал (патент РФ № 2203619, МПК A61B 5/16, 18.07.2001 г.).
Данный способ диагностики обладает ограниченными возможностями, т.к. обеспечивает лишь выявление типа личности в целом. Точность данного метода во многом зависит от субъективного мнения исследователя. Кроме того, предъявление в качестве стимульного материала теста-опросника повышает тревожность тестируемого и снижает достоверность результатов тестирования.
Известен способ оценки психологического профиля личности, включающий предъявление теста, содержащего шкалы, отражающие взаимопротивоположные свойства центральной нервной системы, одна из которых характеризует экстраверсию-интроверсию и оценку психологического типа личности по степени преобладания исследуемых свойств, при этом в тест дополнительно вводят шкалы, отражающие возбуждение-торможение и уверенность-неуверенность, основные шесть свойств базовых шкал оценивают в баллах, попарно комбинируют их в 12 производных характеристик (см. патент РФ № 2106801, МПК A61B 5/16, 02.09.1995 г.).
Данный способ оценки психологического профиля личности позволяет повысить достоверность тестирования за счет усложнения теста-опросника и способа обработки ответов. Однако обладает тем же недостатком - в качестве стимульного материала используется тест-опросник, что повышает тревожность тестируемого и, в свою очередь, снижает достоверность результатов тестирования.
Ближайшим аналогом к заявляемому способу является способ оценки психологических особенностей личности, в котором для повышением точности диагностики и психологических особенностей личности, а также достоверности получаемых результатов используют тест Кеттелла, а оценку психологических особенностей личности осуществляют на основе полученных ответов, обрабатывая их по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента (см. патент РФ № 2277856, МПК A61B 5/16, 24.05.2004 г.).
В указанном известном способе повышение точности диагностики и повышение ее достоверности производится путем усложнения обработки получаемых ответов, а именно согласно способу дополнительно проводят оценку личности по шкалам теста MMPI, шкалам принадлежности личности к определенному социотипу и шкалам темперамента, для чего производят расчет показателей каждой шкалы, исходя из ответов на опросник теста Кеттелла, при этом по шкалам MMPI расчет производится по определенным формулам.
Однако указанный известный способ также обладает недостатком, не позволяющим выявлять особенности личности во всех случаях с достаточной точностью, т.к. в качестве стимульного материала используется тест-опросник, в частности тест Кеттелла, состоящий минимум из 105 вопросов. Предъявление в качестве стимульного материала теста-опросника особенно в случаях неадекватно высокой очевидной валидности выполняемого теста вызывает существенное повышение уровня тестовой тревожности.
Известно, что тестовая тревожность влияет на результаты тестирования (см. с.348, Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. - СПб.: Издательство «Питер», 2000, 528 с.). Уровень тестовой тревожности зависит от множества факторов, в частности от реактивной или личностной тревожности тестируемого, от уровня очевидной валидности теста и т.п. Следовательно, тестовая тревожность является дополнительным фактором, оказывающим воздействие на достоверность психодиагностического обследования. Поэтому рекомендуется принимать меры к снижению уровня напряженности в ситуации тестирования.
Задачей настоящего изобретения является повышение точности и достоверности выявления особенностей личности за счет снижения уровня тревожности тестируемого.
Технический результат настоящего изобретения состоит в снижении уровня напряженности в ситуации тестирования, что, как следствие, ведет к повышению точности и достоверности выявления особенностей личности.
Поставленная задача решается тем, что в способе выявления особенностей личности, включающем предъявление тестируемому стимульного материала и выявление, по меньшей мере, одной особенности личности, согласно изобретению в качестве стимульного материала предъявляют игру, включающую набор игровых действий, выполняемых тестируемым по заранее установленным правилам, выбирают, по меньшей мере, одно игровое действие, после исполнения тестируемым выбранного игрового действия выбранное игровое действие обрабатывают, а выявление особенности личности осуществляют по результатам обработки выбранного игрового действия.
Поставленная задача решается также тем, что выбирают игровое действие, включающее, по меньшей мере, одну поведенческую реакцию.
Поставленная задача решается также и тем, что выбирают игровое действие, включающее, по меньшей мере, одну голосовую реакцию.
При использовании предложенного способа достигается повышение точности и достоверности выявления особенностей личности за счет снижения уровня тревожности тестируемого путем предъявления в качестве стимульного материала игры, включающей набор игровых действий, при этом выполнение игровых действий тестируемым обеспечивает снижение уровня напряженности в ситуации тестирования без привлечения каких-либо дополнительных приемов, методов или материалов, что неизвестно из существующего уровня техники.
Способ может быть реализован следующим образом.
Рассмотрим реализацию заявленного способа с использованием компьютерной игры.
В зависимости от потребностей диагностирования выбирается известная компьютерная игра, которая раскладывается на игровые действия. Причем, чем более разнообразными будут игровые действия, тем более точным может быть последующее тестирование. Игровые действия могут содержать ситуацию выбора того или иного поведения, ситуацию определения цветовых предпочтений или голосовую реакцию на ту или иную ситуацию. В зависимости от целей тестирования могут использоваться только поведенческие реакции или только голосовые реакции или некая их комбинация. Далее под известный набор игровых действия конструируется тест, позволяющий выявить ту или иную особенность личности или некий набор особенностей. Технология конструирования тестов известна (см., например, А.А.Бодалев, В.В.Столин. Общая психодиагностика. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 стр.). Тест преобразуется в компьютерную программу, воспринимающую сигналы, поступающие от выбранной известной компьютерной игры.
Тестируемому предлагается сыграть в компьютерную игру. При этом ему сообщается или не сообщается, что в процессе игры будут определяться те или иные особенности его личности.
Играя, тестируемый выполняет игровые действия согласно правилам игры и стремится выполнить игровую цель/задание, а в соответствии с целью тестирования выбирается, по меньшей мере, одно игровое действие, либо выполняемые тестируемым игровые действия сортируются на значимые и незначимые. Далее выбранное игровое действие или набор выбранных значимых игровых действий анализируется и обрабатывается по правилам сконструированного теста. По результатам обработки выявляется, по меньшей мере, одна особенность личности или некая совокупность особенностей.
В другом возможном варианте реализации заявленного способа выбирается тот или иной известный тест. Например, может быть использован рисуночный тест, цветовой тест, например, тест Люшера, либо тест-опросник, например тест Кеттелла.
При использовании теста-опросника по каждому вопросу, содержащемуся в тесте, создается игровая ситуация, содержащая, по меньшей мере, одно игровое действие. Далее все игровые ситуации объединяются общей игровой целью и формируются правила игры с обязательным четко выраженным игровым результатом, который может быть связан или не связан с общей задачей тестирования.
Рассмотрим процесс создания игровой ситуации на примере вопроса № 5 из теста Кеттелла. Вопрос сформулирован следующим образом.
Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
A) пропустить вперед большинство машин
Б) не знаю
B) обогнать все идущие впереди машины
Моделирование компьютерной игровой ситуации, в которой тестируемый ведет машину по дороге может быть произведено одним из многих известных методов. В смоделированной игровой ситуации играющий (он же тестируемый) сделает тот или иной выбор, ответив тем самым на вопрос № 5 теста. Это игровое действие и будет зафиксировано.
И так далее для всех вопросов теста Кеттелла. После проигрывания всех игровых ситуаций и фиксирования всех игровых действий осуществляется обработка игровых действий согласно методике теста Кеттелла. По результатам обработки игровых действий выявляются особенности личности тестируемого.
Такая же технология может быть использована для других видов тестов.
Применение данного способа позволяет получить ряд дополнительных побочных эффектов.
К одному из таких эффектов можно отнести то, что при использовании игры в качестве стимульного материала во многом решается задача устранения намеренного искажения тестируемым результатов исследования. В большинстве личностных опросников существуют дополнительные или дублирующие вопросы и соответственно дополнительные шкалы, которые предназначены для оценки достоверности результатов и, по возможности, уменьшения влияния намеренного искажения ответов на результаты тестирования. Аналогичная шкала существует и в методике Кеттелла. В случае реализации заявленного способа необходимость использования корректирующих приемов отпадает, т.к. тестируемый, выполняя игровые действия, увлечен игрой и в некоторые моменты просто не думает о процессе тестирования. Кроме того, он не знает, какие именно игровые действия являются значимыми для цели тестирования, т.е. возможность намеренного искажения ответов практически исчезает. Дополнительной защитой от искажения является то, что тестируемый не знает, какой именно тест используется в игре. Все указанные причины позволяют уменьшить количество игровых ситуаций/вопросов, необходимых для определения особенностей личности, и соответственно упростить процедуру тестирования и последующей обработки результатов тестирования.
Другим побочным эффектом заявленного способа является то, что субъективное мнение исследователя и его квалификация не оказывает влияния на результаты тестирования, т.к. обработка результатов производится без участия исследователя, а сам процесс тестирования, в случае использования компьютерной игры, может происходить дистанционно, например, с использованием средств беспроводной связи и/или сетей типа Интернет.
Таким образом, описанные выше примеры реализации заявленного способа позволяют не только в полной мере решить заявленную задачу изобретения, а именно повысить точность и достоверность выявления особенностей личности за счет снижения уровня тревожности, но и обеспечить получение дополнительных побочных эффектов, связанных с уменьшением трудоемкости теста за счет уменьшения количества вопросов и упрощения обработки результатов тестирования, а также устранения субъективных ошибок тестирования.
1. Способ выявления особенностей личности, включающий предъявление тестируемому в качестве стимульного материала игры, включающей набор игровых действий, выбор, по меньшей мере, одного игрового действия и фиксирование исполнения тестируемым выбранного игрового действия, отличающийся тем, что набор игровых действий формируется с использованием тестирующей процедуры, после исполнения тестируемым выбранного игрового действия, выбранное игровое действие обрабатывают, а выявление особенности личности осуществляют по результатам обработки выбранного игрового действия.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что выбирают игровое действие, включающее, по меньшей мере, одну поведенческую реакцию.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что выбирают игровое действие, включающее, по меньшей мере, одну голосовую реакцию.