Рабочее оборудование одноковшового экскаватора
Иллюстрации
Показать всеРеферат
1 пе, G ll И САЙЙ Е
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Союз Сааетскнк
Содиалистичаскик
Республик
Йф "
Зависимое ст авт. свидетельства ¹
1х,т, 8Ы, 3/42
Заявлено 30.!.1968 (№ 1214600129-14) с присоединением заявки ¹
МГ11х Е 02f
Приоритет
Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров
СССР
УДЫ, 62 5.879.34 (088.8) Опубликовано 20.11.1969. Бюллетень ¹ 9
Дата опубликования описания 11ХП1.1969
Автор изобретения
Заявитель
А. 3. Кричевский
Центральный научно-исследовательский институт организации, механизации и техтз)ической помощи строительству
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ОДНОКОВШОВОГО
ЭКСКАВАТОРА о
1Лзвестно рабочее оборудование од ноковшового экскаватора, монтируемое на базовой машине, содержащее стрелу с подвижной и неподвижной секциями, рукоять, ковш и силовые цилиндры.
Однако ограниченная рабочая зона (в первую очередь глубина, на которой может осуществляться планирование горизонтальных поверхностей) и недостаточная то ность выполнения земляных работ снижают эффективность таки экскаваторов.
Описываемое рабочее оборудование позволяет расширить рабочую зону при планировке откосов, расположенных ниже или выше стоянки базовой машины, и повысить качество земляных работ.
Для этого оно выполнено с дополнительным ковшом, шарнирно прикрепленным при помощи рыча)кного механизма к ковшу экскаватора.
Причем рычажный механизм может быть выполнен с зубчатыми секторами, центры которых соединены между собой планкой. Каждый,из секторов жестко соедтпнен с тягой.
Тяга может перемещаться силовым цилиндром, а свободный конец ее, в свою очередь, шарнирно присоединен к ковшу.
На фиг. 1 изображено описываемое рабочее оборудование одноковшового экскаватора, смонтированного на базовой машине, сбщий вид; на фиг. 2 — кинематическая схема.
На кронштейне 1 поворотной плагформы 2, установленной на самоходном шасси, ), при помощи горизонтального поперечного шарни5 ра закреплена телескопическая стрела, имс1ощая неподвижную и подвижную секции 4 и
5. Причем уго". наклона стрелы к горизонту может изменяться гидроцили ндром 6, опирающимся на кронштейн 7 поворотной плз 10 формы и проушину неподвижной секции 4.
Выдвижение и втягивание подвижной секции
6 принудительное. оно осуществляется гидроцилиндром с помощью кана)1но-блочной системы.
15 На оголовке подвижной секции 6 шарнирно установлен ковш экскаватора, выполнснныи в виде планировочного отвала 8, повора. чиваемого в вертикальной плоскости гидроцилиндром 9. К раме отвала 8 шарнирно при20 креплеп рычаг 10 с жестко закрепленным синхронизирующим зубчатым сектором 11, гидроцилиндр 12, поднимающий и опускающий рычаг 10, и параллелограммная тяга 1 ) .
Тяга шарнирно связана с межцентровой план25 кой 14, соединяющей центр синхронизирующего з бчатого сектора 11 с цент))ом идентичНОГО сектора 16, жестко закрепленного на парном рычаге 16. IIB концевом шарнире рычага 16 укреплен дополнительный ковш 17 и
30 ка .ающиися рычаг 18., 60
Ме?кду .:онсолью межцентзззэй планки 14 и Верхни" 1 концом качающ;f oc?1 рычага 18 шярнирнo „. стяновлсня заз?ыкяю?цяя пя р3,1лелограмзтная тяга 19.
К верхнем?. шарниру качаю цегося ычагя
18 прикреплен также гндроцилиндр 20 для поворота ковша 17 з вертикальной плоскости.
При п..анирозке горизонтальных поверхностей ниже уровня, на уровне >(выш уровня стоянки базовой машины (cooTBåòñTBB.I lo no стрелкам а, б и в на фиг. 2) телескопическую
СТРЕ КУ УСТЯНЯ ВЛ1!В310Т ПОД НУ Ж НЫМ УГГIОМ и горизонту. Планирозо 11ный oTB3л 8 сов ?сстно с рычаж11ой систе.,?ой ковша 17 позорач:1ва?от таки:.. Образом, чтобы их режущие
l(poil1 п находил".ñ» ня ОднОЙ Горизонтали.
После этого режу шяя Kpo ifl 3 ОтВяля 8 заглубляется в грунт за счет напора, создаваемого подвижной се|кцией 5, на толщину стру?кки, с нимаемой при дви?кении ковша 17.
Л ко вш 17 гидроцилиндром 20 приводится з положсние, обеспечивающее оптимальный угол резания, и начинает двигаться в BTopo?I) отвала за счет сбли?кения нижних рычагов 10 и 16, происходящего в результате выд ви?ке,ния штока гидроцили ндра 12.
Рычажное соединение подвески ковша с синхронизирующими зубчатыми секторами 11 и 15 обеспечивает строго прямолинейное д ви?ке ние ковша, а параллелограммный механизм, имеющий тяги 18 и 19, межцентровую планку, И и качающийся рычаг 18 — сохране?пие оптимального угла резания по всей тряектор "1 дви?кения ковша.
При срезании стружки ковшом 17 рабочее оборудова ние опирается на планировочный отвал, что значителыно повышает жесткость и устой1ивость конструкции, а тем самым обеспеч1ьзает высокую точечность выполнения пла нировоч?1ых работ Ги позволяет разгрузить телескопическую стрелу и базо|ву?о машину от усилиЙ. действующих на рабочий орган в процессе копания.
Наполненный ковш подтягивается вплотну10 к планировочному отвалу, после чего осуществляется подъем телескопической стрелы и разворот поворотной платформы к месту выгрузки.
Запрокидывая ковш, осуществляют разгрузку, после чего рабочее оборудова ние поворачивается в сторону забоя и цикл повторя ется.
Планировка горизонтальных по верхностей на уровне опирания ходового оборудования может осуществляться так?ке пла??ировочным отвалом 8 за счет передви?кения базовой машины.
При планировке откосов выше уровня стоянки машины (Ilo стрелкам г и д) планировочный отвал 8 позора 1изастся гидроцилиндром 9 в вертикальной плоскости до тех пор, пока линия, проходящая через ре?кущие кромки планировочного отвала 8 и ковша 17, поставленного при помощи гидроцилиндра 20 в положение, ооеспечивающее оптимальный
55 угол резания, Ie будет пара,тлельна заданному углу планировки откоса. После этого выдвигается секция 5, и отвал 8 врезается в основание (по стрелке г) ?1ли промежуточную точку планируемого откоса (по стрелке д) и козш 17 подтягивается и происходит срезание стружки. На выгрузку. и разгрузку
KoBliI поворачивается так ?ке, как и в предыдущем случае.
3яачи" гка откосов, расположенных ни?ке уровня стоянки базовой машины, может ocyI1;ecTBляться подтягиванием ковша 17 к неподвижному опирающемуся на грунт планирово:ному отвалу 8 (по стрелке яс) так же, как и прп зачистке откосов, расположенных выше уровня опирания ходового оборудования, или планировочным отвалом 8 (по стрелке е), перемещающимся за счет движения подвижной секции 5. Если необходимо выполнить планировку откосов з начительной длины (по образующей), работы проводятся комбинирован ным способом: сначала движение отвала 8 по схеме е, в результате срезается стру?KK3 B верхней части откоса, а затем подтягиванием ковша 17 к неподвижному планировоч ному отвалу 8 (по стрел ке ж) планируется нижняя часть откоса.
Планировка откосов черезвычайно большой длины выполняется за два прохода машины: при передвижении базовой машины по верхней берме (по стрелкам е и ж) и по нижнему основанию (по стрелкам д и г). В этом случае осуществляется планировка откосГ?в примерно вчетверо более протя?кенных (по образующей), чем при использовании телескопических экскаваторов-планировщиков того же типоразмера.
В отличие от существу1ощих типов землеройно-пла нировочных машин циклического действия изобретение обеспечивает возможность пла нировки обоих откосов (ближнего и противолежащего), à TBIK?KB нижнего основания котлована или траншеи:в течение одного цикла.
Для этого совмещаются рабочие движения по срезанию грунта планировочным отвалом
8 (Iio стрелке е) и подтягива нию ко вша 17 (по стрелке 3), раз|вернутого ре?кущей кромкой по направле нию движения. После заглубления режущих кромок отвала и ковша на необходимую отметку движение отвала прекращается, ковш разворачивается для срезания горизонтальной стружки и подтягиванием ковша при неподвижном отвале осуществляется зачистка нижнего основа ния (по стрелке a).
Предмет изобретения
1. Рабочее оборудование одноковшового экскаватора, мо нтируемое на базовой машине, вкл1оча?ощее стрелу с подвижной и неподзи?к?1oй секциями, рукоять, ковш и силовые цил1;пдры, от.гича?ощееся тем, что, с целью расширения рабочей зоны при планировке от238413 косов и повышения качества земляных работ, оно выполнено с дополнительным ковшом, шарнирно прикреплен|ным при помощи рычажного механизма к ковшу экока ватора.
2. Оборудование по п. 1, отличающееся тем, что рычажный меха низм выполнен с зубчатыми секторами, центры которых соединены между собой планкой, а каждый из секторов жестко соединен с тягой, имеющей возможность перемещения посредством силового ци5 линдра, свободный конец которой, в свою очередь, шарнирно присоединен к ковшу.
238413
17 г "777 /777 ТТТ
Составитель Л. Романова
Тскрсд Л. К. Малова
Корректор А. А. Березуева
Редактор Г. Яковлева
Типография, пр. Сапунова, 2
Заказ 1663,17 Тираж 480 Подписное
ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д. 4