Способ управления движением сосудов подвесной канатной дороги

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

оо юзик.м =оклхз тека 1,),г

238582

ОЛИСАН И Е

ИЗОБРЕТЕН ИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Союз Советских

Социалистических

Республик

Зависимое от авт. свидетельства ¹

Заявлено 02.Х1.1967 (№ 1208727/27-11) с присоединением заявки ¹

Приоритет

Опубликовано 10.ill.1969. Бюллетень М 10

Дата опубликования описания 16Л 11.1969

Кл. 20а, 12

20/, 30,05

МПК В 6Ib

В 61п

4 Д1, 625.92-519 (088.8) Комитет па делам изобретеиий и открытий при Совете Мииистров

СССР

Авторы изобретения

Ф. M. Ферштман и В. Э. Ягнятинский

Заявитель

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ СОСУДОВ

ПОДВЕСНОЙ КАНАТНОЙ ДОРОГИ

Известны спосооы управления движением сосудов подвесных канатных дорог (ПКД) с позиционным считыванием импульсов с носителя информации, располагаемого вдоль трассы дороги. Эти способы не обеспечивают достаточной точности и надежности управления.

Предложено импульсы меток, нанесенных на несущий стальной канат на равных расстояниях друг от друга, во время д|вижения сосудов регистрировать считывающим устройством, жестко связанным с фиксированным сосудом, преобразовывать в электрические импульсы, число которых за каждый отрезок времени пропорционально расстоянию сосуда от приводной станции, модулировать указанными электрическими импульсами высокую несущую частоту, передавать модулированные высокочастотные колебания по линии поверхностной волны, образованной указанным несущим канатом с диэлектрическим покрытием, на приводную станцию, преобразоьывать в импульсы низкой частоты и подавать на вход индикатора положения сосудов и системы управления.

На чертеже представлена блок-схема устройства, поясняющего предлагаемый способ.

Один,из несущих канатов ПКД, имеющий диэлектрическое покрытие, представляет собой по существу линию поверхностной волны (ЛПВ), известную также как однопроводна» линия, линия Губо или лини» Хармса — Губо и применяемую в технике для передачи телевизионных программ.

5 Несущий канат выполнен в виде направляющего волновода, вдоль которого распространяются электромагнитные волны. Последние попеременно переходят из диэлектрического покрытия в воздушное пространство и обрат10 но и образуют поверхностную волну. Практически вся энергия распространяется внутри воображаемого цилиндра, радиус которого гп называется граничным (при соответствующем выборе параметров можно обеспечить

15 r, 0,75 л). В качестве материала для покрытия волновода при реализации описываемого способа применяют, например, политетрафторэтилен (фторопласт-4), имеющий большую механическую прочность и следующие

20 основные параметры (в диапазоне частот

150 — 500,Чгц): тангенс угла диэлектрических потерь tg6=10 1, относительная диэлектрическая проницаемость в=2,0.

25 B силу термостабильности физико-химического строения фторопласта-4 величины !д б и е остаются неизменными в широком диапазоне температур. Кроме того, изоляция из фторопласта-4 не горит и не смачивается во30 дой.

238582

Устройство, рассматриваемое в качестве примера, реализует предлагаемый способ с использованием магнитной записи информации на канате (аналогично может быть применена и радиоактивная запись) .

По всей длине ЛПВ (от приводной до конечной станции) на волнсвод (непосредственно стальной несущий канат) наносятся магнитные метки известным способом (в данном случае целесообразнее всего с помощью установки для магнитной записи, расположенной во время нанесения меток на подвесном сосуде, перемещающемся относительно несущего каната) .

При движении по трассе подвесного сосуда

ПС1 расположенная на его ходовой тележке магнитная головка МГ любой известной .конструкции считывает импульсы магнитных меток М, которые преобразуются в электрические импульсы, усиливаются, преобразуются в шифраторе Ш (кодирующем устройстве) в импульсы с частотой заполнения б0 кгц, которые подаются в модулятор МД1, модулируют частоту 220 Мгц, Эти модулированные колебания с несущей 220 Мгц усиливаются и, пройдя через фильтр высокой частоты Фl и тройник Тl, в общем случае с помощгяо возбудителя Вl (в качестве которого служит подвеска сосуда) передаются по ЛПВ на приводную станцию. С помощью установленного здесь возбудителя В2 через тройник Т2, фильтр высокой частоты Ф2 и усилитель сигналы попадают на демодулятор ДМ, Из этого демодулятора импульсы с частотой заполнения б0 кгц через фильтр Ф4 подаются на дешифратор ДШ (декодирующее устройство), выделяющий импульсы низкой частоты (соответствующие импульсам магнитных меток), подаются ня вход индикатора положения сосудов и системы управления.

С помощью такой передачи информации осущест вляется управление приводом ПКД в функции пути или регулирование скоро=тп привода с заданием ее в функции пути.

Таким образом, осуществляется автоматическое управление движением сосудов ПКД без оператора пли централизованное автоматическое управление (с подачей первоначального импульса) с участием оператора на приводной станции.

В современных системах управления пассажирскими маятниковыми ПКД предусматривается и телеуправление из обоих сосудов (вагонов, кабин) .

При централизованном управлении скорость движения ПКД может быть изменена командами из сосудов, причем в первую очередь выполняется команда «медленнее». Сосуды могут быть остановлены в любом пункте трассы как плавным снижением скорости, так и по командам «останов» или «аварийный останов».

При телеуправлении (ТУ) из сосуда ПС1 прп воздействии на командоаппарат КА1 на шифратор Шl подаются управляющие импульсы, которые в виде кодированных команд (часто5

65 та заполнения импульсов 40 кгц) поступают в модулятор МД1, модулпруют частоту

220 Мгц. Модулированные колебания с несущей 220 Л1гц усиливаются и через фильтр

Фl и тройник Тl с помощью возбудителя Вl передаются по ЛПВ на приводную станцию.

С помощью возбудителя l32 через фильтр

Ф2 и усилитель вы-окочастотные сигналы попадают в демодулятор ДМ, из которого импульсы с частотой заполнения 40 кгц через фильтр Ф5 подаются на дешифратор ДШ1.

Зтот дешифратор выделяет импульсы низкой частоты (соответствующие импульсам от командоаппарата КА1), подаваемые на вход системы управления.

При ТУ из сосуда ПС2 при воздействии на комяндоаппарат КА2 на шифратор Ш2 подаются управляющие импульсы, которые в виде кодированных команд (c частотой заполнения импульсов 40 кгц) через фильтр Фб поступают на передающую антенну П2 (выполненную в виде канатного трансформатора), охватывающую тяговый канат и закрепленную на подвеске сосуда. Далее импульсы передаются по тяговому канату, снимаются канатным трансформатором КТ1, размещенHI DI до ш кива трения приводной станции (чтобы не требовалось изоляции шкива от земли или от тягового каната) и через канатный трансформатор КТ1 подаются во вторую ветвь тягового каната, принимаются приемной антенной П, (также выполненной в виде канатного трансформатора), поступают на фильтр Ф7, усиливаются и подаются на модулятор Л1Д1, модулируют частоту 220 Мгц.

Модулированные колебания с несущей

220 Мгц усиливаются, и пройдя через фильтр

1 и тройник Тl, с помощью того >ке возбудителя Bl передаются по ЛПВ на приводную станцию. Здесь с помогцью того >ке возбудителя В2 через тройник Т2, фильтр Ф2 и усилитель высокочастотные сигналы попадают и демодулятор ДМ. Из последнего импульсы с частотой заполнения 40 кгц через фильтр Ф5 подаются в дешифратор ДШ1, выделяющий импульсы низкой частоты (соответствующие импульсам от командоаппарата

КА2), подаваемые на вход системы упра вления. Для команд, подаваемых из сосуда ПС2, возможен еще один путь (что повышает наде>кность системы передачи команд): тяговый канат — канатный трансформатор КТ2 у шкива трения конечной станции — трансформатор КТ2 — другая ветвь тягового каната— приемная антенна П и далее аналогично (ЛП — приводная станция — система управления).

Предлагаемый способ освобождает от необходимости пзо IHpoBàòü тяговый канат от шкивов трения на станциях. Изоляция же тягового каната от промежуточных опор на современных ПКД осуществляется с помощью резиновых бандажей на поддерживающих роликах или изолированием траверсы роликовой батареи.

238582

На современных пассажирских ПКД предусматривается двусторонняя телефонная связь: а) между приводной станцией и обоими сосудами; б) между приводной и конечной станциями; в) между обоими сосудами.

Телефонная связь (ТС) между сосудом

ПС1 и приводной станцией (из сосуда) осуществляется по следующей цепи: микрофон

МФ1 — усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМ1 (промежуточная частота 100 кги, — модулятор МД1 — усилитель высокой частоты — фильтр Ф! — тройник Тl — возбудитель 81 — ЛП — возбудитель 82 — тройник Т2 — фильтр Ф2— усилитель высокой частоты — демодулятор

ДМ вЂ” фильтр промежуточной частоты ФЗ (100 кги) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д вЂ” усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР.

ТС (приводная станция — подвесной сосуд

ПС1) осуществляется по цепи: микрофон

МФ вЂ” усилитель низкой частоты промежуточный модулятор ПМ (промежуточная частота 100 кги) — модулятор МД вЂ” усилитель высокой частоты — фильтр Ф9 (150 Мги)— тройник Т2 — возбудитель 82 — ЛП — возбудитель 81 — тройник Тl — фильтр Ф10 (150 Мгц) — усилитель высокой частоты— демодулятор ДМ1 — фильтр Фll — усилитель промежуточной частоты — детектор

Дl — усилитель низкой частоты — громкогово р ит ель ГР1.

ТС . (подвесной сосуд ПС2 — приводная станция) осуществляется по цепи: микрофон

МФ2 — усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМ2 — усилитель промежуточной ча стоты — фильтр Ф12 (80 кги)— передающая антенна П сосуда ПС2 — ветвь тягового каната — канатный трансформатор

КТ1 — трансформатор КТ1 — вторая ветвь тягового каната — приемная антенна П, сосуда ПС1 — фильтр Ф13 (80 кги) — усилитель промежуточной частоты — заградительный (развязывающий) фильтр ЗФ (100 кги)— модулятор МД1 (220 Мги) — усилитель высокой частоты — фильтр Фl, (220 Мги) — тройник Tl — возбудитель 81 — ЛП — возбудитель 82 — тройник Т2 — фильтр Ф2 (220 Мгц) — усилитель высокой частоты— демодулятор ДМ вЂ” фильтр Ф18 (80 кги)— усилитель промежуточной частоты — детектор Д вЂ” усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР .

Для прослушивания в сосуде ПС1 передачи телефонных сообщений из ПС2 на приводную станцию от упомянутой выше цепи сделано ответвление в точке между усилителем и заградительным фильтром ЗФ (100 кги) к точке между усилителем и детектором Дl, с которого телефонные сообщения поступают на усилитель низкой частоты и далее — на громкоговоритель ГР1. Заградительный (развязывающий) фильтр ЗФ установлен для того, чтобы телефонные сообщения с приводной

65 станции (промежуточная частота 100 кгпв) не возврашались на нее же.

ТС приводная станция — сосуд ПС2) осуществляется по цепи: микрофон Л1Ф вЂ” усилителb низкой частоты — промежуTочный модулятор ПЛ1 — модулятор МД вЂ” силптель высекай частоты — фильтр Ф9 — тройник Т2 — возбудитель 82 — ЛП — возбудитель 81 — тройник Tl — фильтр Ф10— усилитель высокой частоты — демодулятор

ДМ1 — фильтр Фll (100 кги) — усилитель промежуточной частоты, второй усилитель—

Ф11 (100 кги) — передающая антенна П> сосуда ПС1 — ветвь тягового каната — канатный трансформатор КТ! — трансформатор КТ1 — приемная антенна П сосуда

ПС2 — фильтр Ф15 (100 кги) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д2 усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР2.

ТС с приводной станции на сосуд ПС2 прослушивается по цепи: детектор Д! — усилитель низкой частоты — громкоговоритель

1 Рl.

ТС (приводная станция — конечная станция) осуществляется по цепи: микрофон

МФ вЂ” усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМ вЂ” модулятор МД— усилитель зысокой частоты — фильтр Ф9— тройник Т2 — возбудитель 82 — ЛП — возбудитель 83 (на конечной станции) тройник ТЗ вЂ” фильтр Ф16 (150 Мгц) — усилитель высокой частоты — демодулятор ДМ2 (150 Л1ги) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д4 — усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГРЗ.

Обратная TC (конечная станция — и риводная станция) осуществляется по цепи: микрофон Л1ФЗ вЂ” усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМЗ (про межуточная частота 80 кги) — модулятор

МД2 (220 Л1гц) — усилитель высокой частоты — фильтр Ф17 (220 Мги) — тройник TÇ— возбудитель 83 — ЛП — возбудитель 82— тройник Т2 — фильтр Ф2 (220 Л1ги) — усилитель высокой частоты — демодулятор ДЛ1— фильтр Ф18 (80 кги) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д вЂ” усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР (в случае необходимости может быть выделен самостоятельный канаl для тракта конечная станция — приводная станция) .

TC (сосуд ПС1 — сосуд ПС2) осуществляется по цепи: микрофон Л1Ф1 — усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМ1 — заградительный фильтр ЗФ1 (80 кги) — передающая антенна П> — ветвь тягового каната — канатный трансформатор

КТ! — трансформатор КТ1 — другая ветвь тягового каната — приемная антенна фильтр Ф15 (100 кгц) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д2 — усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР2, Заградительный фильтр ЗФ1 установлен для того, чтобы телефонные сообщения с со238582

Составитель И. Швырева

1зсдакт р В. Ф. Сгвирягина Текред Л. К. Малова Корректор Л. Г. Корогод

Заказ 1620 13 Тираж 480 Подписное

ЦНИИПИ Комитета по делам изобретений и открытий прп Совете Министров СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д, 4

Типография, пр. Сапунова, 2 суда ПС2 (промежуточная частота 80 кгпв) не возвращались к нему же. Обратная связь (сосуд ПС2 сосуд ПС1) идет по цепи: микрофон МФ2 — усилитель низкой частоты — промежуточный модулятор ПМ2 усилитель промежуточной частоты — фильтр

Ф12 — передающая антенна П вЂ” ветвь тягового каната — канатный трансформатор

КТ1 — трансформатор КТ1 — вторая ветвь тягового каната — приемная антенна П, фильтр Ф13 (80 кгт1) — усилитель промежуточной частоты — детектор Д1 — усилитель низкой частоты — громкоговоритель ГР1.

Способ обеспечивает большую точность и надежность управления приводом ПКД благодаря повышенной надежности и благоприятным условиям работы несущего каната, использованного дополнительно в качестве носителя информации о положении сосудов (вносящего минимальные погрешности в систему измерения по сравнению с системами записи информации на тяговом канате, или системами «вал шкива трения — жесткая связь †индикат») и одновременно в качестве линии связи, При обрыве тягового каната команды на останов могут быть переданы не толь" î из сосуда ПС1 (по ЛПВ), но и сосуда ПС2 (по целой части тягового каната и ЛПВ), По предлагаемому способу можно в принципе осуществлять централизованное управление с приводной станции без необходимости управления П1(Д из сосудов. Это возможно при установке телевизионных камер в сосудах (и на них), широком обзоре окружающей обстановки и передаче перспективы по

ЛПВ на при водную станцию, на которой оператор может вносить свои коррективы при управлении ПКД (например, в случае непредвиденной опасности).

Предмет изобретения

Способ управления движением сосудов подвесной канатной дороги с позиционным считыванием импульсов с носителя информации, располагаемого вдоль трассы дороги, отли15 чаюи(ийся тем, что, с целью повышения точности и надежности управления, импульсы меток, нанесенных на несущий стальной канат на равных расстояниях друг от друга, во время движения сосудов регистрируют считы20 вающим устройством, жестко связанным с фиксированным сосудом, преобразуют в электрические импульсы, число которых за каждый отрезок времени пропорционально расстоянию сосуда от приводной станции, мо25 дулируют указанными электрическими импульсами высокую несущую частоту, передают модулированные высокочастотные колебания по линии поверхностной волны, образованной у казанным несущим канатом с ди30 электрическим покрытием, на приводную станцию, преобразуют в низкочастотные импульсы и подают на вход индикатора положения сосудов и системы управления.