Способ и устройство для проверки параллельности рельсового пути к продольной оси лесопильной рамы (лр)
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано для проверки параллельности рельсового пути к продольной оси лесопильной рамы. Способ включает перенос направления продольной оси лесопильной рамы, заданной в виде туго натянутой струны, на уровень рельсов и оценку разности расстояний от полученной точки до одного из рельсов в разных местах по длине рельсового пути. Перенос направления струны на уровень рельсов выполняют при помощи поверочного угольника, базируемого на горизонтальной опоре, путем установки вертикальной полки угольника по касательной к струне. Измерение расстояния от полки до переставного упора, закрепленного в удобном для измерения месте на горизонтальной опоре, выполняют контактным способом при помощи индикатора или штангенглубиномера. Изобретение повышает надежность и точность переноса направления продольной оси лесопильной рамы на уровень рельсов. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к деревообрабатывающей промышленности и может быть использовано для проверки параллельности рельсовых путей к продольной оси лесопильных станков, заданной в виде струны, туго натянутой по направлению подачи распиливаемого лесоматериала, в частности для проверки параллельности рельсовых путей у ЛР.
Известен способ проверки параллельности рельсовых путей к продольной оси ЛР путем переноса направления струны на уровень рельсов при помощи вертикальной нити отвеса, подвешиваемого к струне в нужных контрольных точках по длине рельсов, и измерения при помощи линейки расстояния от головки рельсов до нити отвеса (Лашманов В.И., Пластов Е.Ф. Выверка лесопильных рам. М.: Лесн. пром-сть, 1971, с.45).
Недостатками способа являются:
1) ненадежность нити отвеса в качестве измерительной базы (непригодность для контактных измерений);
2) длительность «успокоения» отвеса в вертикальном положении;
3) неудобство отсчета положения нити по масштабной линейке на уровне рельсов.
Известен также способ вертикального переноса контрольных точек при помощи горизонтальной плоской опоры и поверочного угольника, полки которого являются надежными метрологическими базами для контактных измерений.
Недостатком этого способа является отсутствие методики его применения в данном случае.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение перечисленных недостатков.
Решение задачи достигается тем, что нить отвеса заменяется вертикальной полкой поверочного угольника, установленного на горизонтальную плоскость по касательной к струне; расстояние от головки рельса до угольника делится при помощи упоров на две части: постоянную (неконтролируемую) и переменную (контролируемую). Контролируемая часть измеряется в разных местах рельсового пути контактным прибором (штангенглубиномером или индикатором), установленным на переставном упоре в удобном для измерения месте, а отклонение рельса от параллельности струне (продольной оси лесопильной рамы) определяется по максимальной разности измеренных расстояний (или по максимальной разности отсчетов по индикатору) от полки до переставного упора, приведенной к нормативной длине 1000 мм.
Схема устройства показана на фиг.1 в поперечном сечении и на фиг.2 в плане. На схеме обозначены: 1 - струна, 2 - поверочный угольник, 3 - уровень, 4 - регулировочный винт, 5 - плоскопараллельная опора, 6 - рельсы, 7 - базовый упор, 8 - переставной упор, 9 - индикатор.
Проверка параллельности одного из рельсов по отношению к струне (продольной оси ЛР) выполняется следующим образом:
1) на рельсах выполняют разметку контрольных сечений;
2) в каждом контрольном сечении (поочередно) укладывают горизонтальную опору 5 на рельсы 6, прижимая базовый упор 7 к боковой поверхности проверяемого рельса;
3) устанавливают уровень 3 на опору 5 и приводят ее (опору) в горизонтальное положение при помощи регулировочного винта 4;
4) устанавливают поверочный угольник 2 на опоре 5 так, чтобы его вертикальная полка касалась струны 1;
5) переставной упор 8 с индикатором 9 устанавливают на опоре 5 в удобном для измерения месте так, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в полку угольника со смещением стержня индикатора в среднее положение (например, отсчет смещения 5,00 мм на шкале индикатора ИЧ 10); этот отсчет регистрируют в качестве исходного;
6) затем снимают угольник и, не смещая положения приборов (индикатора и уровня), переносят все устройство на следующее контрольное сечение, снова базируют на рельсы, корректируют горизонтальное положение опоры и уровня, устанавливают угольник 2 по касательной к струне 1 и регистрируют новый отсчет по индикатору 9;
7) действия по п.6 повторяют во всех отмеченных контрольных сечениях и вычисляют разность показаний индикатора для каждой пары сечений;
8) относя разность отсчетов для любой пары контрольных сечений к расстоянию между ними, получают приведенную величину отклонения рельса от параллельности, по максимальной величине которого оценивают его соответствие норме.
Технический результат:
- повышается надежность и точность переноса направления продольной оси ЛР с туго натянутой струны на уровень рельсов;
- обеспечивается возможность применения контактных методов для измерения отклонений рельсов от параллельности продольной оси ЛР при помощи индикатора или штангенглубиномера;
- снижается трудоемкость, ускоряется процесс и повышается надежность и точность измерений.
1. Способ проверки параллельности рельсового пути к продольной оси лесопильной рамы, включающий перенос направления продольной оси лесопильной рамы, заданной в виде туго натянутой струны, на уровень рельсов и оценку разности расстояний от полученной точки до одного из рельсов, в разных местах по длине рельсового пути, характеризующийся тем, что перенос направления струны на уровень рельсов выполняют при помощи поверочного угольника, базируемого на горизонтальной опоре, путем установки вертикальной полки угольника по касательной к струне, а измерение расстояния от полки до переставного упора, закрепленного в удобном для измерения месте на горизонтальной опоре, выполняют контактным способом при помощи индикатора или штангенглубиномера.
2. Устройство для осуществления способа по п.1, включающее горизонтальную опору, поверочный угольник и уровень, характеризующееся тем, что горизонтальная опора выполнена в виде плоскопараллельного бруска, уложенного поперек рельсового пути на головки рельсов и установленного в горизонтальное положение по уровню при помощи регулировочного винта, расположенного на свободном конце бруска, и базируется по одному из рельсов при помощи неподвижного упора на другом конце бруска, а измерительное устройство выполнено в виде индикатора на переставной опоре, закрепляемой на верхней поверхности бруска в соответствии с исходным положением угольника, вертикальная полка которого установлена по касательной к туго натянутой струне, имитирующей направление продольной оси лесопильной рамы.