Оборудование для подводного вождения транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к области машиностроения, конкретнее к оборудованию для подводного вождения транспортного средства. Оборудование включает уплотнительные крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя при движении под водой, устанавливаемые над воздухозаборными окнами с возможностью их открывания. Крышки снабжены устройством фиксации при угле раскрытия не менее 26° относительно соответствующего воздухозаборного окна, выбранном из условия обеспечения суммарной площади воздухозабора не менее 89% от суммарной площади проходного сечения упомянутых воздухозаборных окон, выполненным, например, в виде подпружиненного в осевом направлении стопора, размещенного в закрепленной на жестком элементе транспортного средства опоре, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия с уплотнительной крышкой, а на другом установлен механизм расстопоривания, выполненный, например, в виде шарнирно закрепленного на опоре поворотного рычага. Изобретение исключает возможность отбрасывания уплотнительных крышек на крышу над двигателем и обеспечивает возможность ведения действий после преодоления водной преграды без выхода экипажа наружу. 3 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области транспортного машиностроения, а более конкретно - к оборудованию для преодоления транспортным средством водных преград по дну.
Наиболее близким к заявленному является оборудование для подводного вождения (ОПВ), реализованное на танке Т-72, его модификациях и машинах, созданных на его базе, включающее уплотнительные крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя при движении под водой, устанавливаемые над воздухозаборными окнами с возможностью их открывания после преодоления водной преграды без выхода экипажа наружу, которое и выбрано в качестве прототипа (см. ТАНК Т-72 А, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Москва, Военное издательство, 1989 г., кн.2, ч.2, стр.170-180).
Недостатком указанного ОПВ является то, что после преодоления водной преграды и срабатывания привода ОПВ уплотнительные крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя под воздействием торсионов отбрасываются на крышу над двигателем, следствием чего является невозможность реализации его на транспортных средствах, имеющих в своем составе элементы конструкции, расположенные на корпусе транспортного средства, крыше над моторно-трансмиссионным отделением корпуса или на вращающейся надстройке, например башне танка, исключающие возможность отбрасывания указанных крышек на крышу над двигателем. В качестве примера подобного транспортного средства можно привести бронированную машину по патенту №2238508 РФ, на крыше над моторно-трансмиссионным отделением корпуса которой установлен защитный экран, препятствующий отбрасыванию уплотнительных крышек для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя на крышу над двигателем (см. описание изобретения).
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение возможности фиксации каждой уплотнительной крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя на угле раскрытия относительно соответствующего воздухозаборного окна, обеспечивающем движение транспортного средства на оптимальных режимах работы двигателя после преодоления водной преграды без выхода экипажа наружу.
Техническим результатом явилось создание ОПВ, обеспечивающего возможность преодоления транспортным средством водных преград по дну, движения его на оптимальных режимах работы двигателя и ведения действий после преодоления водной преграды без выхода экипажа наружу для транспортных средств, имеющих в своем составе элементы конструкции, расположенные на корпусе транспортного средства, крыше над моторно-трансмиссионным отделением корпуса или на вращающейся надстройке (башне), исключающие возможность отбрасывания уплотнительных крышек для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя на крышу над двигателем.
Для получения указанного технического результата каждая уплотнительная крышка для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя при движении транспортного средства под водой снабжена устройством ее фиксации после преодоления водной преграды на угле раскрытия не менее 26° относительно соответствующего воздухозаборного окна, выбранном из условия обеспечения суммарной площади воздухозабора не менее 89% от суммарной площади проходного сечения упомянутых воздухозаборных окон, выполненным, например, в виде подпружиненного в осевом направлении стопора, размещенного в закрепленной на каком-либо жестком элементе транспортного средства опоре, один конец которого выполнен с возможностью взаимодействия с уплотнительной крышкой, а на другом установлен механизм расстопоривания, выполненный, например, в виде шарнирно закрепленного на опоре поворотного рычага.
При указанном соотношении суммарной площади воздухозабора и суммарной площади сечения воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя для транспортного средства, например, с четырехтактным дизельным двигателем с закрытой жидкостной системой охлаждения с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости и продувкой воздуха через радиаторы вентилятором, как показывают проведенные эксперименты, максимальная загрузка двигателя снижается на 3-4% по сравнению с загрузкой при откинутых на крышу над двигателем уплотнительных крышках, что не оказывает существенного влияния на подвижность транспортного средства при выходе из воды и движении по суше.
Применение разработанного ОПВ, например на бронированной машине по патенту №2238508 РФ, с фиксацией уплотнительных крышек после преодоления водной преграды на угле 26°, обеспечивает круговое вращение башни бронированной машины после преодоления водной преграды и срабатывания привода ОПВ без выхода экипажа.
При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявляемое оборудование для подводного вождения транспортного средства, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявляемое ОПВ обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображено подготовленное к преодолению водной преграды транспортное средство в плане, где:
-1 и 2 - установленные в рабочее (закрытое) положение уплотнительные крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя при движении под водой с угольниками 3 и 4 и замками 5;
- 6 и 7 - торсионы уплотнительных крышек;
- 8 и 9 - устройства фиксации уплотнительных крышек в открытом положении после преодоления водной преграды;
- 10 - привод ОПВ.
На фиг.2 (вид А фиг.1) изображено транспортное средство с уплотнительными крышками, зафиксированными на угле раскрытия 26° относительно воздухозаборных окон 11 входных жалюзи системы охлаждения двигателя, после преодоления водной преграды.
На фиг.3 (вид Б фиг.2) изображено устройство фиксации уплотнительной крышки в открытом положении, состоящее из подпружиненного в осевом направлении стопора 12, опоры стопора 13 и поворотного рычага 14.
При подготовке к преодолению водной преграды по дну уплотнительные крышки 1 и 2 закрываются на замки 5, герметизируя воздухозаборные окна 11 входных жалюзи системы охлаждения двигателя. После выхода из воды и срабатывания привода 10 ОПВ происходит расстопоривание замков уплотнительных крышек 1 и 2, после чего крышки, под воздействием торсионов 6 и 7, открываются и угольниками 3 и 4 упираются в установленные в опорах 13 стопоры 12 устройств 8 и 9 фиксации уплотнительных крышек в открытом положении. Расфиксация стопоров производится поворотом поворотного рычага 14 по стрелке В.
Оборудование для подводного вождения транспортного средства, включающее уплотнительные крышки для герметизации воздухозаборных окон входных жалюзи системы охлаждения двигателя, установленные над воздухозаборными окнами с возможностью их открывания после преодоления транспортным средством водной преграды без выхода экипажа наружу, отличающееся тем, что каждая уплотнительная крышка снабжена устройством ее фиксации при угле раскрытия не менее 26° относительно соответствующего воздухозаборного окна, выбранном из условия обеспечения суммарной площади воздухозабора не менее 89% от суммарной площади проходного сечения упомянутых воздухозаборных окон, выполненным, например, в виде подпружиненного в осевом направлении стопора, размещенного в опоре, закрепленной на одном из жестких элементов транспортного средства, один конец стопора выполнен с возможностью взаимодействия с уплотнительной крышкой, а на другом установлен механизм расстопоривания, выполненный, например, в виде шарнирно закрепленного на опоре поворотного рычага.