Задвижка
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к нефтяной и газовой отраслям промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах. Задвижка содержит корпус, седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, имеющий на конце клинообразную форму шпиндель с ходовой гайкой, соединенные цепями со шпинделем диски и маховик. Направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска. Клин в нижней части имеет подпружиненные упоры. Упоры расположены под углом друг к другу. Изобретение направлено на улучшение конструкции задвижки путем расклинивания дисков после их упора в днище корпуса. 4 ил.
Реферат
Изобретение относится к нефтяной и газовой отраслям промышленности и может применяться для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах.
Известна задвижка, имеющая корпус, в котором направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска и седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, имеющий на конце клинообразную форму, шпиндель с ходовой гайкой, затвор, состоящий из соединенных цепями со шпинделем, дисков и маховик (патент RU №2007648 C1, F16K 3/18, 15.02.1994).
Однако конструкция этой задвижки не оптимальна. Так расклинивание дисков в ней может произойти до их упора в днище корпуса, что приведет к нарушению герметичности затвора.
Техническим результатом изобретения является улучшение конструкции задвижки путем расклинивания дисков после их упора в днище корпуса.
Указанный технический результат достигается тем, что задвижка, имеющая корпус, в котором направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска и седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, имеющий на конце клинообразную форму шпиндель с ходовой гайкой, соединенные цепями со шпинделем диски и маховик, при этом клин в нижней части имеет подпружиненные упоры, расположенные под углом друг к другу.
На фиг.1 изображена задвижка в открытом состоянии, разрез.
На фиг.2 изображена задвижка в закрытом состоянии, разрез.
На фиг.3 изображена задвижка в открытом состоянии, вид сверху разрез.
На фиг.4 изображена задвижка в процессе перемещения затвора.
Задвижка состоит из корпуса 1 с двумя патрубками 2 для крепления задвижки к трубопроводу. В корпусе 1 имеются наплавленные из легированной стали седла 3. Вместе с корпусом 1 отлиты, а затем механически обработаны направляющие 4 для фиксации перемещения затвора. Направляющие 4 расположены под углом друг к другу. В корпусе 1 установлен шпиндель 5, на конце которого прикреплен клин 6. Клин 6 в нижней части имеет подпружиненные упоры 7, расположенные под углом друг к другу. К шпинделю 5 прикреплены также планки 8. К планкам 8 прикреплены четыре цепи 9, к которым, в свою очередь, прикреплены диски 10, составляющие затвор и имеющие в средней части прямоугольные выступы. В диски 10 вставлены эластичные кольца 11. Диски 10 расположены в направляющих 4. К корпусу 1 через уплотнительную прокладку 12 крепится болтами крышка 13 с приваренной к ней стойкой 14. Уплотнение в месте выхода шпинделя 5 из рабочей полости задвижки обеспечивается по диаметру шпинделя 5 сальником 15 с набивкой сальника 16, состоящей из асбестового шнура, пропитанного графитом. Сальник 15 прикреплен винтами к крышке 13. В стойке 14 расположена ходовая гайка 17. На ходовую гайку 17 надета установочная втулка 18, прикрепленная винтами к стойке 14. На ходовую гайку 17 надет маховик 19. Он жестко соединен с ней при помощи шпонки. Сверху маховика 19 на ходовую гайку 17 завинчена гайка 20.
Устройство работает следующим образом.
При закрытии задвижки вращается маховик 19 и ходовая гайка заставляет шпиндель 5 и прикрепленный к нему клин 6 опускаться. Опускаясь, клин 6 отжимает подпружиненными упорами 7 выступы дисков 10. Диски 10 расположены в направляющих 4 под углом друг к другу. Чем дальше подпружиненные упоры отжимают вниз диски 10, тем больше они расходятся, приближаясь к седлам 3. Когда диски 10 своими нижними концами доходят до днища корпуса 1, то подпружиненные упоры 7 сжимаются внутрь клина 6. Подпружиненные упоры 7 и клин 6 заходят между выступами дисков 10. Клин 6 прижимает диски 10 к седлам 3. Седла 3, сжав эластичные кольца 11, заходят в круговые пазы дисков 10. При открытии задвижки маховик 19 вращается в обратном направлении. Ходовая гайка 17 заставляет шпиндель 5 и прикрепленные к нему клин 6 и планки 8 подниматься. При открытии клина 6 диски 10, прижатые к седлам 3, не двигаются относительно их. Поэтому трения между дисками 10 и седлами 3 не происходит. Когда клин 6 освободит диски 10, их эластичные кольца 11 разжимаются. Поднимаясь, планки 8 натягивают цепи 9, которые начинают поднимать диски 10. Диски 10 входят в направляющие 4 и, поднимаясь по ним, становятся в исходное положение, полностью открывая проход.
Применение задвижки предложенной конструкции позволит получить следующий технико-экономический эффект. Так задвижка известной конструкции может не герметично закрыть проходное сечение корпуса. Поэтому ее применение в нефтепроводе может привести к излишнему расходу нефти. Следовательно, эксплуатация известной задвижки требует значительных затрат.
Задвижка предложенной конструкции всегда герметично закроет проходное сечение корпуса. Поэтому ее применение не приведет к излишнему расходу нефти. Следовательно, задвижка предложенной конструкции потребует меньших затрат на свою эксплуатацию.
Задвижка, имеющая корпус, в котором направляющие одного диска расположены под углом к направляющим другого диска и седла с параллельными друг другу уплотнительными поверхностями, крышку, имеющий на конце клинообразную форму шпиндель с ходовой гайкой, соединенные цепями со шпинделем диски и маховик, отличающаяся тем, что клин в нижней части имеет подпружиненные упоры, расположенные под углом друг к другу.