Транспортно-пусковой контейнер преимущественно для оружия типа торпеды

Иллюстрации

Показать все

Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) преимущественно для оружия типа торпеды содержит герметичный корпус с обечайкой и средство для штабелирования. Средство для штабелирования выполнено в виде соосных ложементов, каждый из которых образует неразъемное соединение с обечайкой. Обечайка пропущена через отверстие в ложементе. Ложемент снабжен элементами зацепления. Элементы зацепления выполнены с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления пускового стола и/или ложементов других ТПК. Каждый ложемент выполнен с возможностью образования разъемных шиповых соединений с соответствующими ложементами других ТПК и/или ответными опорными элементами пускового стола. Пазы шиповых соединений имеют трапециевидную форму, выполнены в верхних частях ложементов и расположены симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТПК. Элементы зацепления ТПК выполнены на боковых сторонах ложементов и выполняют функцию позиционирующих элементов при загрузке ТПК на пусковую установку. Возможно выполнение элементов зацепления в виде стержня и паза, расположенных в одной плоскости, ортогональной продольной оси транспортно-пускового контейнера. Стержень может быть установлен на боковой стороне ложемента в нижней части последнего, а паз расположен в верхней части ложемента и выполнен открытым с верхней стороны ложемента. Изобретение обеспечивает повышение надежности эксплуатации, упрощает обращение с ТПК и позволяет упростить его конструкцию. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.

Реферат

Изобретение относится к транспортно-пусковым контейнерам (ТПК) для оружия типа торпеды.

Известен контейнер для пуска легких торпед с надводного корабля по патенту FR 2714964 A1 (F41F 3/08, 3/042, 3/055, 1995 г.). Известный контейнер содержит устройство удержания (фиксации) торпеды, средство разблокировки последнего, устройство для снятия предохранителей в момент пуска, устройство включения батареи питания, электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с торпедой.

Однако известный контейнер не обеспечивает возможности штабелирования, что ограничивает эксплуатационные возможности контейнера.

Также известен контейнер для хранения и пуска оружия типа торпеды по патенту FR 2767914 A1 (F41F 3/042, 1999 г.). Известный контейнер содержит герметичный корпус, включающий цилиндрическую оболочку с передней заглушкой (крышкой) и выпуклым днищем, средство для хранения и выпуска сжатого воздуха для пуска торпеды, средство подачи сжатого воздуха, устройство удержания торпеды, средство разблокировки последнего, средство удержания заблокированного положения предохранительной чеки, устройства дистанционной настройки, электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК и средство для штабелирования. Средство для штабелирования включает ложементы, которые снабжены элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами пускового стола и/или ложементов других ТПК. Взаимная фиксация ложементов соседних ТПК осуществляется с помощью резьбовых соединений. При вертикальном штабелировании подобных ТПК ложементы отдельного транспортно-пускового контейнера опирают на соответствующие ложементы двух соседних ТПК нижерасположенного ряда контейнеров. Таким образом, каждый вышерасположенный ряд пакета (блока) ТПК содержит на один ТПК меньше. В результате образуется пакет (блок), имеющий в поперечном сечении суживающуюся кверху форму.

К недостаткам известного ТПК можно отнести ограниченные возможности штабелирования (количество возможных рядов по высоте напрямую связано с количеством ТПК, располагаемых в основании пакета ТПК). Кроме того, при штабелировании ТПК не обеспечивается компактность пакета (блока) ТПК. Отмеченные недостатки обусловлены особенностями конструкции средства для штабелирования ТПК.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является ТПК преимущественно для оружия типа торпеды по патенту RU 2294510 C1 (F41F 3/08, 2007 г.), содержащий герметичный корпус, включающий цилиндрическую обечайку с передней крышкой и днищем, и средство для штабелирования. Средство для штабелирования выполнено в виде соосных ложементов, образующих каждый неразъемное соединение с обечайкой, которая пропущена через отверстие в ложементе. Ложементы снабжены каждый элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления пускового стола и/или ложементов других ТПК. В варианте осуществления изобретения каждый ложемент выполнен с четырьмя фитингами, каждый из которых посредством штырей и гнезд (глухих отверстий) может быть состыкован, например, с фитингом соответствующего ложемента другого ТПК. Взаимная фиксация смежных ТПК осуществляется посредством снабженных гайками откидных болтов, входящих в соответствующие пазы фитингов. Таким образом, несколько ТПК могут быть объединены в одно- или многоуровневый модуль (пакет). Аналогичным образом производится крепление ТПК (пакета ТПК) на пусковой установке (ПУ). Пакетирование может осуществляться как по вертикали, так и по горизонтали. При вертикальном пакетировании штыри фитингов ложементов верхнего ТПК входят в гнезда соответствующих фитингов ложементов нижнего ТПК, а вертикально расположенные откидные болты входят в пазы соответствующих фитингов ложементов нижнего ТПК и затягиваются с помощью установленных на болтах гаек. Таким образом, осуществляется фиксация смежных ТПК по вертикали. При горизонтальном пакетировании горизонтально расположенные откидные болты заходят в пазы соответствующих фитингов ложементов другого смежного ТПК. Таким образом, осуществляется фиксация смежных ТПК по горизонтали. Известный ТПК также содержит электроразъемы электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК, которые установлены со стороны днища.

Однако в известном ТПК закрепление ТПК на ПУ корабля и взаимная фиксация смежных ТПК осуществляются посредством снабженных гайками откидных болтов, что усложняет обращение с ТПК в процессе загрузки-выгрузки ТПК на ПУ и не исключает влияния человеческого фактора как на надежность сборки транспортно-пусковых контейнеров в пакет (блок), так и на надежность крепления отдельного ТПК (пакета ТПК) на пусковой установке корабля.

Задачей, решаемой изобретением, является создание транспортно-пускового контейнера для оружия типа торпеды, позволяющего при эксплуатации облегчить обращение с ТПК и повысить надежность сборки ТПК в пакет (блок), а также повысить надежность крепления ТПК на пусковой установке.

Указанная задача решается благодаря тому, что в транспортно-пусковом контейнере для оружия типа торпеды, содержащем герметичный корпус, включающий цилиндрическую обечайку с передней крышкой и днищем, средство для штабелирования, выполненное в виде соосных ложементов, каждый из которых образует неразъемное соединение с обечайкой, которая пропущена через отверстие в ложементе, при этом каждый ложемент снабжен элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления пускового стола и/или ложементов других ТПК, согласно изобретению в верхней части каждого из ложементов выполнен трапециевидный паз, симметричный относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТПК. В нижней части каждого из ложементов - соответствующий упомянутому трапециевидному пазу шип для обеспечения возможности образования разъемного соединения с соответствующими ложементами других ТПК и/или ответными опорными элементами пускового стола. Элементы зацепления ТПК выполнены на боковых сторонах ложементов с обеспечением функции позиционирующих элементов при загрузке ТПК на пусковую установку.

Вместе с этим элементы зацепления ложементов выполнены в виде стержня и паза, расположенных в одной плоскости, ортогональной продольной оси ТПК. При этом стержень установлен на боковой стороне ложемента в нижней его части, а паз расположен в верхней части ложемента и выполнен открытым с верхней стороны ложемента.

Технический результат использования изобретения состоит в том, что оно позволяет создать транспортно-пусковой контейнер, обеспечивающий возможность существенно снизить влияние человеческого фактора на надежность сборки ТПК в пакет и на надежность крепления ТПК на пусковой установке корабля, что, в конечном счете, повышает надежность эксплуатации. Вместе с этим изобретение облегчает обращение с ТПК при его техническом обслуживании в процессе загрузки ТПК на ПУ корабля, в процессе выгрузки ТПК с ПУ, а также при сборке многоконтейнерных пакетов (блоков) ТПК. Кроме того, особенности выполнения ложементов ТПК позволяют отказаться от использования болтовых соединений для крепления ТПК, что позволяет упростить конструкцию.

На фиг.1 схематично показаны транспортно-пусковые контейнеры для оружия типа торпеды, объединенные в многоконтейнерный блок, общий вид сбоку, вариант выполнения; на фиг.2 - то же, поперечный разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - ложемент ТПК и устройство соединения ложемента ТПК с ответным опорным элементом пускового стола и с ложементом смежного ТПК, поперечный разрез, элемент Б на фиг.2.

В варианте осуществления изобретения ТПК используется в пусковой установке надводного корабля (на чертеже не показано). Транспортно-пусковой контейнер для оружия типа торпеды содержит герметичный корпус 1, включающий цилиндрическую обечайку 2 с разрушаемой передней крышкой 3 и выпуклым днищем 4. ТПК также содержит средство для штабелирования, которое выполнено в виде, например, двух соосных ложементов 5, образующих каждый неразъемное соединение с обечайкой 2, которая пропущена через соответствующее центральное отверстие в ложементе. Ложементы 5 снабжены каждый элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления пускового стола (рамы) 6 пусковой установки и/или - ложементов других ТПК. Элементы зацепления ТПК выполнены на боковых сторонах ложементов и выполняют функцию позиционирующих элементов при загрузке ТПК на пусковую установку. В варианте осуществления изобретения пусковой стол составляет единое целое с пусковой установкой корабля. Этот вариант предполагает раздельную загрузку ТПК на пусковую установку. В другом варианте пусковой стол может быть съемным. Наличие съемного пускового стола дает возможность сборки многоконтейнерных блоков (иными словами - пакетов или модулей) ТПК на берегу.

Ложементы 5 ТПК выполнены каждый с возможностью образования разъемных шиповых соединений с соответствующими ложементами других ТПК и/или ответными опорными элементами пусковой установки. Пазы «а» шиповых соединений имеют трапециевидную форму, выполнены в верхних частях соответствующих ложементов и расположены симметрично относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось 7 ТПК (по существу паз имеет форму равнобочной трапеции). Соответствующий профиль имеют шипы «b», выполненные в нижних частях ложементов. Причем угол наклона боковых сторон и высота формообразующей трапеции выбраны такими, что при приложении к ТПК, установленному на штатное место (т.е. на пусковой стол или на ложементы ТПК, расположенного снизу), поперечной нагрузки не происходит «опрокидывания» ТПК. Благодаря особенностям формы выполнения пазов и шипов ложементы 5 при загрузке ТПК на пусковую установку (пусковой стол) выполняют функцию центрирующих элементов, обеспечивая приведение продольной оси ТПК в заданное положение относительно пусковой установки, не требуя установки дополнительных направляющих элементов. В варианте выполнения элементы зацепления каждого ложемента выполнены в виде стержня 8 и поперечного паза «с», которые расположены в единой плоскости 9, ортогональной продольной оси 7 ТПК. Стержень 8 установлен на боковой стороне ложемента 5 в нижней части последнего. Поперечный паз «с» расположен в верхней части ложемента и выполнен открытым с верхней стороны ложемента. При этом пазы «с» имеют каждый заходную часть, что при штабелировании ТПК упрощает установку ТПК в штатное положение.

Для установки ТПК на пусковом столе 6 предусмотрены позиционирующие продольные пазы «d», аналогичные по форме пазам «а» ложементов 5, а также - позиционирующие поперечные пазы «е», аналогичные по форме поперечным пазам «с» ложементов 5. Посредством пазов «d» обеспечивается позиционирование ТПК в поперечном относительно пускового стола направлении. При этом благодаря форме (профилю) позиционирующих продольных пазов «d» при загрузке транспортно-пусковых контейнеров на пусковую установку обеспечивается приведение продольной оси ТПК в заданное положение относительно пусковой установки. Позиционирующие пазы «е» выполнены с возможностью взаимодействия с ответными стержнями 8 ложементов 5 ТПК. Посредством пазов «е» обеспечивается позиционирование ТПК в продольном относительно пускового стола направлении (т.е. осевое позиционирование ТПК).

Фиксация штабеля (блока) транспортно-пусковых контейнеров на пусковом столе 6 пусковой установки осуществляется посредством охватывающего ТПК съемного П-образного защитного кожуха 10, который закрепляется на пусковом столе с помощью средств 11 удержания и фиксации транспортно-пусковых контейнеров. Защитный кожух 10 снабжен элементами 12, выполненными с возможностью взаимодействия с боковыми стенками ответных пазов «а» ложементов 5 верхнего ряда блока ТПК. В другом варианте съемный защитный кожух 10 может быть сменным.

Сменные защитные кожуха (бронезащиту) выполняют различной высоты, что обеспечивает возможность формирования одно- и многоуровневых блоков ТПК. Взаимная фиксация смежных ТПК в продольном направлении осуществляется посредством стержней 8 ложементов одного ТПК, входящих соответственно в поперечные пазы «с» ложементов смежного (нижнего) ТПК. Аналогичным образом посредством стержней 8 и поперечных пазов «е» осуществляется фиксация в продольном направлении положения ТПК, установленных непосредственно на пусковом столе.

Вместе с этим ТПК также содержит электроразъемы 13 электрической связи корабельной системы управления пуском с ТПК, которые установлены со стороны днища 4. Такое расположение электроразъемов повышает удобство обслуживания ТПК в составе блока (пакета) транспортно-пусковых контейнеров.

Транспортно-пусковой контейнер для оружия типа торпеды работает следующим образом.

С корпуса 1 ТПК снимают разрушаемую переднюю крышу 3 и в корпус ТПК загружают торпеду (антиторпеду). После загрузки и фиксации торпеды относительно корпуса ТПК на ТПК вновь устанавливают разрушаемую переднюю крышку 3. В таком виде ТПК с торпедой может транспортироваться любыми видами транспорта и находиться в месте хранения.

ТПК и составные части устройства для загрузки (на чертеже не показано) доставляются к месту проведения работ, где ТПК загружают на пусковую установку корабля. С помощью грузоподъемного средства (на чертеже не показано) устройство для загрузки в сборе с ТПК поднимают и перемещают к загружаемой пусковой установке корабля. ТПК вывешивают на заданной высоте над пусковым столом 6, обеспечивая предварительную ориентацию в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание ТПК до контакта опорных поверхностей шипов «b» ложементов 5 ТПК с соответствующими опорными поверхностями позиционирующих продольных пазов «d» ответных опорных элементов пусковой установки. В процессе опускания опорные поверхности, по существу клиновидных, шипов «b» вступают во взаимодействие с опорными поверхностями ответных пазов «d», имеющих трапециевидную форму. Таким образом пазы «d» «улавливают» шипы «b» ложементов 5 ТПК и центрируют (позиционируют) ТПК, обеспечивая приведение продольной оси ТПК в заданное положение относительно ПУ, и не требуя дополнительных направляющих элементов. Вместе с этим в процессе опускания ТПК стержни 8, установленные на боковых сторонах ложементов 5, вступают во взаимодействие с выполненными в опорных элементах ПУ поперечными пазами «е», каждый из которых имеет заходную часть, «улавливающую» ответный стержень 8. Таким образом, посредством поперечных пазов «е» обеспечивается позиционирование ТПК в продольном относительно пускового стола направлении (т.е. осевое позиционирование ТПК). В результате обеспечивается самоустановка ТПК в заданное положение относительно ПУ корабля. Аналогичным образом с помощью позиционирующих пазов «а» и поперечных пазов «с» ложементов 5 обеспечивается самоустановка ТПК в заданное положение при установке ложементов одного ТПК на ложементы другого ТПК (т.е. при штабелировании ТПК).

После установки транспортно-пускового контейнера в заданное положение устройство для загрузки освобождают от ТПК. Затем аналогичным образом производится загрузка на ПУ других ТПК.

После установки транспортно-пусковых контейнеров на пусковом столе 6 пусковой установки их фиксируют посредством съемного П-образного защитного кожуха (бронезащиты) 10, который закрепляют на пусковом столе 6 с помощью средств 11 удержания и фиксации транспортно-пусковых контейнеров. Взаимная фиксация ТПК в продольном направлении обеспечивается посредством стержней 8 ложементов 5 одного ТПК, входящих соответственно в поперечные пазы «с» ложементов смежного (нижнего) ТПК. Аналогичным образом посредством соответствующих стержней 8 и поперечных пазов «е» обеспечивается фиксация в продольном направлении положения ТПК, установленных непосредственно на пусковом столе 6.

Перед загрузкой ТПК на пусковую установку корабля при необходимости производится объединение нескольких ТПК в единый модуль (пакетирование). В этом варианте используется съемный пусковой стол (на чертеже не показано).

После фиксации ТПК (пакета ТПК) на пусковой установке корабля ТПК через электроразъем 13 подсоединяют к корабельной системе управления пуском. После этого ТПК с торпедой (антиторпедой) готов к работе.

Выгрузку ТПК с ПУ корабля осуществляют в обратном порядке. Снижение перегрузок, действующих на ТПК в процессе загрузки-выгрузки, например, при волнении моря, обеспечивается устройством для загрузки.

Таким образом, благодаря особенности исполнения ТПК для оружия типа торпеды изобретение позволяет создать ТПК, который обеспечивает возможность существенно снизить влияние человеческого фактора на надежность сборки ТПК в пакет и на надежность крепления ТПК на пусковой установке корабля, что, в конечном счете, повышает надежность эксплуатации. Вместе с этим изобретение облегчает обращение с ТПК в процессе загрузки ТПК на ПУ корабля, в процессе выгрузки ТПК с ПУ, а также при сборке многоконтейнерных пакетов (блоков) ТПК.

1. Транспортно-пусковой контейнер (ТПК) преимущественно для оружия типа торпеды, содержащий герметичный корпус, включающий цилиндрическую обечайку с передней крышкой и днищем, и средство для штабелирования, выполненное в виде соосных ложементов, каждый из которых образует неразъемное соединение с обечайкой, которая пропущена через отверстие в ложементе, при этом каждый ложемент снабжен элементами зацепления, выполненными с возможностью взаимодействия с соответствующими ответными элементами зацепления пускового стола и/или ложементов других ТПК, отличающийся тем, что в верхней части каждого из ложементов выполнен трапециевидный паз, симметричный относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТПК, в нижней части каждого из ложементов - соответствующий упомянутому трапециевидному пазу шип для обеспечения возможности образования разъемного соединения с соответствующими ложементами других ТПК и/или ответными опорными элементами пускового стола, а элементы зацепления ТПК выполнены на их боковых сторонах с обеспечением функции позиционирующих элементов при загрузке ТПК на пусковую установку.

2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что элементы зацепления ложементов выполнены в виде стержня и паза, расположенных в одной плоскости, ортогональной продольной оси ТПК, при этом стержень установлен на боковой стороне ложемента в нижней его части, а паз расположен в верхней части ложемента и выполнен открытым с верхней стороны ложемента.