Устройство для физиотерапии детского церебрального паралича
Изобретение относится к медицине. Устройство для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка на основе переносного манежа без колес имеет в манеже дополнительно закрепленную ступеньку, предназначенную для обучения ребенка самостоятельному подъему на ступеньку и спуску с нее, присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги, а также для отдыха ребенка в перерывах между циклами физиотерапии. Изобретение позволяет расширить физиотерапевтические функциональные возможности, повысить эффективность, безопасность и комфортность, а также уменьшить трудоемкость и сложность физиотерапии детского церебрального паралича. 1 ил.
Реферат
Предлагаемое изобретение относится к области медицины, а именно к физиотерапии, и может быть использовано, например, для обучения ходьбе и/или реабилитации пациентов с диагнозом детского церебрального паралича.
Известно устройство-аналог для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка, представляющее собой индивидуальную спортивную ступеньку без поручней, регулируемой высоты [1] или лестницу из ступенек без поручней [2]. Также известно устройство-аналог для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка, представляющее собой тренажерную лесенку из ступенек, с боковыми поручнями [3, 4]. Недостатками этих устройств-аналогов являются малые физиотерапевтические функциональные возможности, высокая трудоемкость и сложность физиотерапии, малая безопасность и комфортность. Тренеру-физиотерапевту необходимо постоянно оказывать физическую помощь обучаемому ребенку и подстраховывать его от падений. Ребенок при физиотерапии испытывает чувства неуверенности и страха возможной потери равновесия и падения.
Известно устройство-прототип для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка, представляющее собой переносной манеж без колес [5]. Недостатком этого устройства-прототипа является малые физиотерапевтические функциональные возможности (невозможность обучения подниматься на ступеньку и спускаться с нее и др.), высокая трудоемкость и сложность физиотерапии, малая безопасность и комфортность. Тренеру-физиотерапевту необходимо периодически переносить ребенка из манежа в уголок для отдыха и обратно, что не безопасно и удлиняет время необходимой физиотерапии.
Техническим результатом предлагаемого изобретения является расширение физиотерапевтических функциональных возможностей устройства, повышение эффективности, безопасности и комфортности, а также уменьшение трудоемкости и сложности физиотерапии детского церебрального паралича.
Технический результат достигается тем, что в манеже согласно изобретению дополнительно закреплена ступенька, предназначенная для обучения ребенка самостоятельному подъему на ступеньку и спуску с нее, присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги, а также для отдыха ребенка в перерывах между циклами физиотерапии.
Сравнение заявляемого устройства с устройством-прототипом позволило установить, что оно отличается тем, что в нем дополнительно закреплена ступенька, предназначенная для обучения ребенка самостоятельному подъему на ступеньку и спуску с нее, присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги, а также для отдыха ребенка в перерывах между циклами физиотерапии, и сделать вывод, что изобретение соответствует критерию "новизна".
При изучении других известных решений в данной области техники признаки, идентичные признакам, отличающим заявляемое изобретение от прототипа, выявлены не были, и поэтому оно соответствует критерию "изобретательский уровень".
Применение заявляемого изобретения на практике для лечения детского церебрального паралича обеспечивает ему критерий "промышленная применимость".
Предлагается устройство для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка (по ровной поверхности и ступеням) на основе переносного манежа без колес, отличающееся тем, что на полу манежа дополнительно закреплена ступенька, предназначенная для обучения ребенка самостоятельному подъему на ступеньку и спуску с нее, присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги, а также для отдыха ребенка в перерывах между циклами физиотерапии.
На чертеже изображено предлагаемое устройство, где: 1 - манеж; 2 - ограничительные поручни; 3 - ступенька; 4 - крепежный винт, 5 - замковая накладка (фиксирующая закрытие поворотной стенки манежа); 6 - петля подвески поворотной стенки манежа. Высота ограничительных поручней 2 и высота ступеньки 3 могут быть регулируемыми.
Устройство используют следующим образом.
Тренер-физиогерапевт открывает поворотную стенку (створку) манежа, ставит обучаемого ребенка на ноги в манеж, лицом к внутренней ступеньке, с опорой расставленными в стороны руками на поручни манежа; закрывает поворотную стенку (створку) манежа и закрепляет ее замковой накладкой, дает команду ребенку самостоятельно выполнить» шаговое задание с использованием ступеньки (взойти на ступеньку, повернуться на ступеньке кругом, сойти со ступеньки и др.); при необходимости помогает ребенку физически и подстраховывает его. При наступлении усталости и необходимости отдыха ребенок, держась за поручни манежа, садится на внутреннюю ступеньку манежа для отдыха
Предлагаемое устройство, по сравнению с устройством-прототипом, позволяет расширить физиотерапевтические функциональные возможности устройства (обучение ребенка подъему на ступеньку и спуску с нее; присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги и др.), уменьшить трудоемкость и сложность физиотерапии детского церебрального паралича, повысить эффективность, безопасность и комфортность физиотерапии. Нет необходимости постоянно оказывать физическую помощь ребенку. И нет необходимости выносить ребенка за пределы манежа и нести к креслу для отдыха и затем обратно в манеж, что повышает безопасность ребенка и уменьшает трудоемкость физиотерапии, а также уменьшает непроизводительное расходование времени обучения. Поэтому эффективность обучения и/или реабилитации возрастает, т.е. они достигаются в более короткие сроки. Ребенок при желании отдохнуть сам может присесть на ступеньку в манеже, держась за ограничительные поручни. При этом ребенок-пациент чувствует себя более безопасно и более комфортно.
Источники информации
1. Каталог товаров фирмы «Мфитнес». 2004. На стр.5 степ-платформа «Step Reebok», она же "Aerobic-Step", ступенька без поручней. (Аналог.)
2-а. Каталог продукции «Экспрессмедтехника-2003» (Россия). Лестница из двух ступенек без поручней. Тип 4.15. (Аналог.)
2-б. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. Лечебная физическая культура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1980. С.158. (На рис. 45 показана разборная лестница из 5-ти ступенек - аналог.)
3-а. Beka-Hospitec. Physikalische therapie rehabilitation pflege. ISO 13485-2003. (В обзоре по тренажерному оборудованию на стр. 1 тренажерная лестница из ступенек с боковыми поручнями - аналог.) В Интернете: www.beka-hospitec.de
3-б. Каталог фирмы «Beka Hospitec - 2003». Артикул №051508100; www.beka.ru (та же тренажерная лестница).
4. Каталог фирмы «Enfar Nonius International», 2004 (Нидерланды). Аналогичная тренажерная лестница из ступенек с боковыми поручнями - аналог.
5. Никитин Б.П. Первые уроки естественного воспитания, или Детство без болезней. / Л.: Лениздат, 1990. 191 с. (на с.122 детский манеж без колес - прототип).
Устройство для физиотерапии детского церебрального паралича путем формирования двигательных навыков ходьбы у ребенка, на основе переносного манежа без колес, отличающееся тем, что в манеже дополнительно закреплена ступенька, предназначенная для обучения ребенка самостоятельному подъему на ступеньку и спуску с нее, присаживанию на ступеньку и вставанию с нее на ноги, а также для отдыха ребенка в перерывах между циклами физиотерапии.