Телемедицинский способ дистанционного управления формированием профессиональных навыков у врачей в области клинической и реабилитационно-восстановительной медицины

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к области медицины и может быть использовано в системе дистанционного обучения и непрерывного образования. Участникам сеанса телемедицинской связи: лектору, консультантам и слушателям предоставляют динамические интерфейсы со шлюзами мультимедийной связи, на которых представляют лекционный материал. Во время просмотра лекционного материала в режиме реального времени участники сеанса выполняют индивидуальную фиксацию отдельных фрагментов лекционного материала с одновременным сохранением сеанса связи на персональных компьютерах. Каждому участнику сеанса предоставлена возможность проведения на динамических интерфейсах индивидуальной аудио-визуальной обработки выделенных им фрагментов, трудных по осознанию сущности или спорных по семантическому представлению. Выделенные фрагменты, с учетом сформированных приоритетов передачи данных на различных информационно-концептуальных уровнях: лектор, консультанты, слушатели по каналам связи передаются на динамические интерфейсы участникам сеанса. Каждому из участников сеанса предоставляют возможность выполнить свою интерпретацию фрагмента с представлением аргументов. Затем проводят коллективное обсуждение актуальных и значимых вариантов изучаемых или анализируемых клинических случаев. Способ позволяет сформировать профессиональные навыки путем разбора в диалоговом режиме клинических случаев. 16 ил.

Реферат

Предложенное изобретение относится к инновационным электронным разработкам, а именно к системам дистанционного обучения и непрерывного образования, созданным на высоком информационно-концептуальном уровне восприятия лекционного материала и решающим задачу усовершенствования профессионализма специалистов, например врачей, психологов, биологов и других.

Сущность изобретения в том, что осуществляют передачу слушателям учебного материала в визуальной и фиксированной на электронных носителях форме, предоставляют им возможность выполнить электронную обработку фрагментов лекционного материала, обеспечивают передачу слушателям указанных фрагментов на трех информационно-концептуальных уровнях: лектор (первый уровень), консультанты (второй уровень) и слушатели (третий уровень); проводят коллективное обсуждение особенностей актуальных и значимых вариантов изучаемых и анализируемых клинических случаев и зафиксированных патологических проявлений.

Способ проиллюстрирован примерами, поясняющими предложенные принципы дистанционного формирования знаний и умений в области лечебно-диагностической медицины.

Телемедицинские способы обучения в России достаточно полно, с оценкой по основным отраслям знаний, представлены в монографии [1] Образовательные Интернет-ресурсы / Под ред. А.Н.Тихонова и др. - М., Просвещение, 2004. В качестве примера на стр.262 показано число стран, всего 19, представивших через образовательные учреждения свои ресурсы в каталог «The International Distance Learning Course Finder». Россия представлена 10 учебными заведениями, что составляет 0,13% от общего числа участников в каталоге. Она занимает только 19 место в ряду представленных стран. У США первое место: 3179 участников, а их представительство составляет - 39,74%. Превосходство данных по США в сравнении с аналогичными показателями РФ - более чем в 300 раз. Очень существенная характеристика общего состояния дистанционного обучения в России приведена там же [1], на стр.190. Согласно электронному каталогу Федерального портала «Российское образование» только 2,9% учебного материала в РФ занимают лекционные курсы, дидактически всегда несущие самую высокую информационную нагрузку. Последнее связано со сложностью аппаратуры и ограниченной доступностью новейших технических образцов электронного оборудования мирового уровня, что свойственно в большей мере нашей стране, но имеет место и в зарубежных странах. Преобладают до 41%, материалы, содержащие тесты и контрольные вопросы, в подготовке которых достаточно использовать возможности, например, стандартной телевизионной техники и простые алгоритмы формирования специализированных файлов по учебно-экзаменационных программам.

В настоящее время нет обобщающих, отображающих специфические аспекты дистанционного телемедицинского обучения фундаментальных научных трудов и учебников, а также сформировавшихся на базе инновационных изобретений научных и педагогических школ. Применяемые методы взяты из академической педагогики, где они предназначенны для работы преподавателя и слушателей в аудитории.

Указанные недостатки требуют развития способов и технических средств, обеспечивающих неограниченные возможности дистанционного обучения. Один из подходов к решению данной задачи изложен в материалах заявки.

В качестве аналогов предложенного изобретения следует указать публикации:

- С.П.Миронов, Р.А.Эльчиян, И.В.Емелин. Практические вопросы телемедицины. - М., - 2002. В данной работе [2] детально представлены общие принципы формирования лекционного материала. Что касается особенностей методического представления сложных клинических случаев в частных разделах медицины, то данные вопросы обозначены как требующие дополнительной проработки. - Р.А.Эльчиян, В.Ф.Федоров, В.К.Решетняк, П.С.Турзин.

Проблемы и перспективы электронного образования в медицине. / Кремлевская медицина. - М., - 2004, - №2, 90-95 с. Во второй публикации-аналоге [3] не представлены в достаточно полном объеме, не приведены в единую информационную систему и не дополнены ссылками на перспективные аудио-визуальные технические средства сформулированные методические подходы к изучению и анализу сложных клинических случаев.

В качестве прототипа [4] в предложенной заявке выбран изложенный в патенте РФ №2180455, от 31.10.2000. Классы G09B 5/06, 19/00 «Способ целенаправленного управления усвоением учебного материала». Ему присущи следующие недостатки: узкая специализация, связанная с запрограммированной аппаратурной оценкой знаний обучаемого без поиска нестандартных информационных факторов в учебном материале и без коллективного обсуждения особых случаев, «замаскированных» проявлениями сопутствующих признаков, что имеет место, например, при постановке сложных диагнозов в клинической медицине и т.д. Кроме того, в прототипе [4] всегда существует необходимость для слушателя повторного просмотра сохраненной в памяти компьютера лекции для выполнения фиксации «зоны интереса», то есть выделения участка изображения, например ультразвукового, рентгенологического или другого инструментального исследования, вызвавшего индивидуальный интерес слушателя в процессе лекции, но не выделенного из визуализируемого на экране индивидуального монитора изображения в виде миниатюрного окна в том случае, если преподаватель сам не сделал такого выделения. Даже после индивидуального просмотра и выделения «зоны интереса» слушатель вынужден ожидать следующего сеанса связи с тем, чтобы в новой лекции поставить интересующие его сложные вопросы по материалу предыдущей лекции. Такие отсроченные приемы усвоения семантической составляющей учебного материала существенно ограничивают сферу применения изобретения-прототипа [4].

В предложенном изобретении решена задача расширения области применения и функциональных возможностей телемедицинского способа дистанционного обучения с целью ускоренного формирования профессиональных навыков путем разбора сложных клинических случаев, выполняемого оперативно в диалоговом режиме: «лектор - консультант -слушатель» с возможностью внесения на обсуждение материала любым участником телемедицинского сеанса с использованием средств видеофиксации, а также включения в тему лекции запроса из других диалогово-информационных и экспортно-консультативных систем лектором, консультантами или любым слушателем сложных случаев и других материалов, характеризующих последние достижения и новые проблемы в изучаемой области, например, медицинских знаний.

Указанная задача решена тем, что в режиме реального времени или в виде аудио-визуальной записи на электронных носителях осуществляют обмен информацией в диалоговой форме между лектором, консультантами и слушателями, предоставляют им аппаратурные средства индивидуальной фиксации в режиме реального времени отдельных фрагментов лекционного материала, обеспечивают каждому участнику сеанса телемедицинской связи возможность проведения индивидуальной аудио-визуальной обработки в выделенных ими фрагментах, трудных по осознанию сущности или спорных по семантическому представлению, формируют приоритеты передачи данных по каналам связи, в соответствии с которыми выполняют передачу участниками указанных фрагментов на различных информационно-концептуальных уровнях: лектор, консультанты, слушатели, предоставляют возможность каждому из указанных участников выполнить свою интерпретацию включенного на дисплее фрагмента с представлением аргументированных положений в систему дистанционного обучения, проводят коллективное обсуждение особенностей актуальных и значимых вариантов изучаемых или анализируемых клинических случаев и зафиксированных патоморфологических изменений.

Способ поясняется на фигурах 1-16.

Основные обозначения на фигурах даны полным текстом.

Дополнительно приняты следующие обозначения:

1 - Проводная линия передачи информации, работающая, например, по стандарту IEEE 802.3;

2 - Радиолиния передачи информации, работающая, например, по стандарту IEEE 802.11;

3 - Линия доступа в Интернет со стороны лектора, консультантов и слушателей, работающая, например, по стандартам IEEE 802.15.4, IEEE 802.3;

4 - Панель инструментов динамических интерфейсов лектора (не показана на фиг.1, 2), консультантов, слушателей, где динамический интерфейс лектора аналогичен показанным, но дополнен блоком приоритетов;

5 - Сервер формирования и обработки информационных потоков в системе дистанционного обучения согласно способа.

Детальное описание способа

Описание в статике основных функциональных блоков, соединений и связей, обеспечивающих выполнение способа.

Телемедицинская лекционная аудитория, фиг.1, через проводную 1 и радио 2 линии связи подключена к Интернету, а через линию 3 доступа в Интернет со стороны консультантов и слушателей непосредственно к их динамическим интерфейсам и персональным компьютерам. Радиолиния 2 имеет маршрутизаторы (не показаны), обеспечивающие передачу информационных потоков как по Интернету, так и по другим мультимедийным сетям связи. В способе выполняют оперативную обработку информации путем включения динамического интерфейса, фиг.1, 2, имеющего специализированную панель инструментов 4, отличную от панели инструментов персонального компьютера, показанного на тех же фигурах. Информационные потоки обрабатывают в сервере 5, включенном между телемедицинской лекционной аудиторией и Интернетом с выходом на любого участника телемедицинского сеанса связи и с возможностью подключения (проводного 1, радио 2) и приема информации через Интернет или другие мультимедийные сети с любого персонального компьютера, даже не входящего в информационную систему, фиг.1, составляющую предмет предложенного изобретения.

В способе, сущность которого поясняется, фиг.1, формируют три уровня передачи информационных потоков, на базе которых выполняют реализацию трех организационно-методических уровней: лектор, консультант, слушатель - представления знаний и практических навыков, а также анализа и контроля усвоения изучаемого материала.

Основные характеристики структурной схемы данного телемедицинского способа следующие: уровень лектора (первый) - руководителя научной школы (ректор, заведующий кафедрой); уровень консультанта (второй) - руководителя научного семинара (профессора, доцента); уровень слушателей (третий) - врачи и другой медперсонал. В отличие от прототипа предложенный способ дополнен оперативно выполняемой (он-лайн) системой действий, обеспечивающих высокую наглядность и детальное представление семантической составляющей фундаментальных закономерностей, свойств и явлений, изучаемых в лекционных курсах, сформированных по единому учебно-методическому плану и направленных на поддержку базовых аспектов изучаемого материала.

Поставленная в изобретении задача расширения области применения и повышения информативности изучаемого и анализируемого учебного материала в описании, в разделе примеров выполнения способа будет проиллюстрирована, в основном, в одной области профессиональной деятельности, а именно в медицине.

Описание способа в статике согласно поясняющих фиг.1, 2.

Сервером 5 на уровнях: лектор (первый), консультанты (второй), слушатели (третий) с помощью персональных компьютеров и динамических интерфейсов поддерживают выполнение любым из участников следующих действий, позволяющих оперативно, не нарушая процесс передачи лекционного материала, запомнить на динамическом интерфейсе «зоны интереса», выполнить их аудио-визуальную обработку в процессе проведения лекции, передать запрос на верхние уровни и сразу же после лекции задавать слушателям, консультантам и лектору дискуссионные вопросы.

Детально не представленный в способе-прототипе динамический интерфейс, но созданный в предложенном изобретении, показан на фиг.2 и содержит панель инструментов 4, выполненную в виде прямоугольников с включенными в них надписями команд на мониторе, встроенный локальный сервер (не показан на фиг.2) исполнения команд и линий связи 1, 2, 3 как с персональными компьютерами слушателей, так и с сервером 5 системы дистанционного обучения.

Локализацию команд на панели инструментов 4, а также обведение и выделение контурных полей «зоны интереса» в виде фрагмента изображения, отображаемого в ходе лекции (дискуссии) на мониторе динамического интерфейса, выполняют в электронном виде согласно ниженазванным изобретениям [5, 6].

Патент РФ №2285945 от 11.11.2002. Классы: G06F 3/033, G06F 1/16. «Способ и устройство для генерации сигналов обратной связи», в котором на дисплее предусмотрен вибратор и три разнесенных ультразвуковых сенсора, а в интерфейс встроен координатный микропроцессор определения точки касания дисплея внешним предметом [5].

Непосредственно создание электронной посылки кода соответствия данной электронной ячейки команд на панели инструментов 4 или выделения контура внутри изображения обеспечивают касанием модифицированной электронной мыши, представленной в патенте РФ №2124226 от 19.09.1994. Классы G06F 3/033, G06K 11/18. Компактная конструкция "Мыши" [6].

Выделение фрагментов изображения (цветом, яркостью, контрастом, мельканием) технически решено, например, в патенте РФ №2113009 от 18.12.1995. Класс G06F 3/033. "Устройство для управления изображением".

Увеличение фрагментов изображения представлено в патенте РФ №2112273 от 28.08.1995. Класс G06N 3/04. «Система устройств для интерпретации понятий образными представлениями».

Наложение масштабной сетки в качестве технического решения дано в патенте РФ №2256395 от 28.07.2003. Класс А61В 1/04. "Способ определения оперативных геометрических размеров органов в эндоскопической хирургии".

Защита информации и повышение качества передачи данных обеспечивают техническими решениями, представленными в следующих публикациях.

Патент РФ №2163745 от 29.09.1999. Класс H04L 12/00. "Система защиты виртуального канала корпоративной сети с аутентифицирующим маршрутизатором, построенной на каналах и средствах коммуникации сети связи общего пользования".

Патент РФ №2076459 от 23.03.1995. Класс Н04М 3/50. "Устройство для предоставления услуг интеллектуальной сети".

Патент РФ №2216868 от 08.06.2000. Класс H04L 1/18. "Система и способ осуществления гибридного автоматического запроса на повторение с использованием объединения проверки четности".

Изменяют освещенность объекта наблюдения любым участником телемедицинской системы с одновременным синхронным изменением данного параметра на всех персональных компьютерах, по умолчанию, или с индивидуальным отключением данного режима на отдельных персональных компьютерах. Указанное действие технически обеспечивается средствами, представленными в монографии: Р.К.Дорф, Р.Х.Бишоп. Современные системы управления. - М., Лаборатория базовых знаний, 2004. - С.270-271.

Изменение фокусного расстояния. Наиболее близкая техническая реализация данной функции сервером 5, полностью отвечающая задаче, решаемой в изобретении, представлена в монографии «Морфологические и организационные аспекты использования телепатологии» Ю.П.Грибунов, Ю.Л.Перов, Л.С.Ходасевич, О.И.Орлов, - ФОНД "ТЕЛЕМЕДИЦИНА". Серия "Практическая медицина". - Под общей редакцией академика А.И.Григорьева. - М., - 2006. - С.46-47.

Маркировка фрагментов изображения представлена в патенте РФ №2207623 от 16.02.2001, Классы G06F 17/60, А61В 5/04. "Медицинская информационно-консультационная система (МИС)".

Выделение цветом размеров изображения и другие действия, выполняемые лектором, консультантом и слушателем, представлены в заявке на изобретение №2002110324 от 19.04. 2002. Класс Н06М 1/00. "Способ изготовления Модифицированной телесистемы информационного, технического и медицинского обслуживания - ИТМ-системы и Устройство ИТМ-системы".

Выделение мерцанием размеров изображения технически решено в патенте РФ на полезную модель №33320 от 04.07.2003, класс A61N 1/37 "Устройство для дистанционного медицинского контроля за состоянием здоровья человека и лечебным воздействием».

Три предыдущих действия, в результате выполнения которых изменяют фокусное расстояние, маркируют фрагменты изображения, формируют мерцанием размеры изображения, представлены в качестве технических достижений в проспекте: "Решения и продукты для телемедицины". Компания "Стэл - Компьютерные системы".

Как указывалось ранее в данном описании, управление функциями динамического интерфейса выполняют на базе патента РФ 2285945 от 11.11.2002. Класс G06F 3/33. "Способ и устройство для генерации сигналов обратной связи".

Динамическим интерфейсом реализуют другие действия, не показанные на фиг.2. Наиболее важные из них указаны ниже.

Применение электронной указки в качестве технического решения представлено, например, в патенте на полезную модель №17095 от 13.12.2000. Класс G09B 7/00. "Устройство для дистанционного обучения".

На уровнях: лектор, консультанты и слушатели в предложенном способе выполняют разделение приоритетов включения в систему, так что преимущество возможного прерывания информационных потоков или оперативного включения в информационную систему выстраивают в соответствии с правилом: лектор, консультанты, слушатели. Реализация сервером 5 такого правила приоритетов приведена в монографии: «Руководство по технологии объединенных сетей». 4-е издание. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. - 561 с.

Всеми вышеуказанными действиями, составляющими основу технического оснащения учебного процесса, обеспечивают реализацию предложенного изобретения и его приоритетную направленность.

Вышеназванные действия реализуют с соблюдением приоритетов, выделенных для каждого участника телемедицинской системы, в которую, в отличие от прототипа, включены динамические пользовательские интерфейсы лектора (включен в терминал телемедицинской лекционной аудитории и не выделенный отдельным блоком), консультантов и слушателей.

Представленное системное решение обеспечивает существенное отличие предложенного изобретения от прототипа как по наличию новых действий, реализуемых на представленых функциональных блоках, так и по сформированным существенно новым функциональным связям.

Описание выполнения способа

Проводят регистрацию участников учебного процесса по предложенному способу. Объединяют технические средства указанных участников (лектор, консультанты, слушатели) в единую информационную телемедицинскую систему.

На уровне лектора (первом уровне) формируют тематику очередного телемедицинского сеанса и резюме учебно-методического материала лекции. Например, лекция о новом подходе к выполнению ЛОР-операций в педиатрии. Рассылают оповещение о содержании и времени проведения лекции на уровень консультантов (второй уровень) и на уровень слушателей (третий уровень). Получают подтверждение от каждого из участников.

В назначенное по плану работы телемедицинской лекционной аудитории, фиг.1, время проводят изложение материала, выполняемое лектором. Консультанты и слушатели наблюдают изложение учебно-методического материала в режиме синхронной передачи, фиг.1, 2, на мониторах динамических интерфейсов, фиг.2, и на мониторах персональных компьютеров, фиг.1. Каждому из участников телемедицинского сеанса прослушивания лекции предоставляют возможность в реальном масштабе времени на динамическом интерфейсе с помощью компактной электронной мыши выполнить индивидуальную фиксацию текущего изображения на мониторе динамического интерфейса, фиг.2, не нарушая идущего лекционного процесса, одновременно отображаемого на мониторе персонального компьютера. Указанный участник выполняет все необходимые из представленных на панели инструментов 4 монитора динамического интерфейса, фиг.1, 2, действия (выделение, увеличение фрагментов изображения и др.) по обработке выделенной «зоны интереса», записи своих вопросов и суждений и сохранении своего оригинального материала в памяти динамического интерфейса с целью дальнейшего их обсуждения заинтересованными участниками данного или других Интернет-лекций и семинаров, оперативную связь с которыми осуществляют через шлюз-маршрутизатор по радиолинии 2 передачи информации, фиг.1. Параллельно с обработкой «зоны интереса» данный участник наблюдает текущий ход лекции по персональному компьютеру, фиг.1, и может, в некоторых случаях, выполнять обработку другой информации методами, принятыми в аналогах и прототипе данного изобретения для персональных компьютеров, но при этом сужается поле зрения текущего процесса лекции до размеров окна-вставки на мониторе указанного персонального компьютера, снижается число возможных действий по обработке выделенного изображения в сравнении с динамическим интерфейсом, а также возникает проблема «зависания» персонального компьютера.

По ходу лекции на мониторах своих динамических интерфейсов аналогичную обработку информации выполняют консультанты и слушатели лекции в данном телемедицинском сеансе в том случае, когда отдельные фрагменты лекции требуют дальнейшей методической (консультанты) проработки или семантической (слушатели) для сознательного усвоения, или противоречивы с точки зрения других научных школ, или могут быть дополнены приоритетными авторскими данными, дополнительно представленными участниками телемедицинского сеанса связи.

Одновременно, в момент завершения любым из слушателей обработки очередного фрагмента («зоны интереса») лекционного материала на его динамическом интерфейсе (третий уровень приоритетов) данный материал передают в динамические интерфейсы консультантов (второй уровень приоритетов) с предупреждением указанных консультантов о появлении других позиций в понимании материалов лекции, а также выявлении замаскированных, например, вторичными факторами проявлений клинических признаков различных заболеваний.

Для консультантов формируют возможность одновременно с наблюдением лекции выполнить разделение полученных с третьего уровня материалов, вопросов, замечаний и собственных суждений слушателей по значимости и наиболее важные откорректировать или в подлинном изложении направить в память динамического интерфейса телемедицинской лекционной аудитории (первый уровень приоритетов) с подачей лектору сигнала о поступлении дискуссионного материала со второго или третьего уровня приоритетов.

Лектор уже по ходу изложения материала получает обратную связь и может косвенно судить об активности слушателей. Во время лекционных демонстраций, например видеоизображений с подстрочным комментарием, лектор может краткосрочно открыть на дисплее динамического интерфейса перечень заголовков запросов и дискуссионных материалов, полученных со второго и третьего уровней приоритетов, и скорректировать дальнейший ход лекции, а также характер следующей за лекцией дискуссии.

По окончании изложения материала под руководством лектора выполняют ответы на вопросы и открывают дискуссию. По команде первого уровня одновременно отключают все связи во втором и третьем уровне, установленные как по вертикали, так и по горизонтали. По выбору лектора всем консультантам и слушателям направляют сгруппированные лектором дискуссионные материалы. Дополнительно сообщают о том, какие материалы будут обсуждаться в текущем сеансе телемедицинской связи с участием лектора, консультантов и слушателей; какие - с участием консультантов и слушателей; и последующие материалы, представленные к обсуждению самими слушателями. Рекомендуют слушателям с сохранением в последнем случае первого и второго уровня приоритетов (лектор и консультанты) наблюдать ход взаимного обсуждения и в любой момент подключиться к дискуссии с другими слушателями.

Выполняют учебную нагрузку данного телемедицинского сеанса связи. Предоставляют лектору возможность выступить с заключением и подведением итогов. Оповещают о дополнительных дискуссиях. Представляют программу следующего учебного телемедицинского сеанса связи.

Дополнительно, в данном описании, варианты выполнения способа и формирования профессиональных навыков подробно представлены на примерах.

Базовые примеры взяты из области медицины как наиболее сложной, отягощенной сопутствующими ложными признаками и непредсказуемыми проявлениями результатов выполнения целенаправленных и обоснованных действий медицинского персонала и пациентов.

Примеры выполнения способа

В телемедицинском центре при стационаре была создана согласно данному изобретению междугородная телемедицинская сеть. С использованием этой сети была проведена междугородная телемедицинская лекция по детской оториноларингологии, посвященная риногенным орбитальным осложнениям у детей.

На этой лекции были представлены клинические случаи развития риногенных орбитальных осложнений: реактивный отек век, фиг.3, 4; остеопериостит орбиты, фиг.5; флегмона орбиты, фиг.6.

Также были представлены оригинальные эндоскопические методы хирургического лечения данной патологии. Следующая лекция была назначена на 14 часов через 3 дня.

Пример 1.

В день проведения второй лекции в 8 часов утра в детское оториноларингологическое отделение по экстренным показаниям поступил больной В. Алексей, 11 лет, с диагнозом: правосторонний острый гнойный гаймороэтмоидит, периостит правой орбиты, фиг.7, 8.

Во второй лекции принимали участие те же врачи, для которых за три дня до этого в телемедицинском центре при стационаре была проведена первая лекция по детской оториноларингологии с передачей по проводной линии 1 радиолинии 2 и линии доступа в Интернет 3 телемедицинской информационной сети, фиг1, созданной согласно изобретению.

К 14 часам дня больной В. Алексей был подготовлен к эндоскопическому оперативному лечению и переведен в операционную. С помощью телекамеры, установленной в операционной, в данном учебном сеансе врачи (слушатели) осуществляют наблюдение в интерактивном режиме с телемедицинской лекционной аудиторией по всем уровням телемедицинской системы, согласно изобретению: лектор, консультанты, слушатели.

Лектор и врач-хирург выполняют необходимое оперативное вмешательство, ход которого с пояснениями отображают на видеомониторах динамических интерфейсов и персональных компьютеров лекционной аудитории, консультантов и слушателей, фиг.1, 2.

Один из слушателей выделил «зону интереса» на динамическом пользовательском интерфейсе, фиг.9, 10, обозначив стрелкой с вопросительным знаком место вскрытия верхней челюстной пазухи, изменив контрастность и достигнув необходимой четкости изображения операционного поля с помощью действий, выполняемых на панели инструментов 4, фиг.2. В процессе ответа лектора на вопросы данный слушатель включил на динамические интерфейсы и персональные компьютеры лектора, консультантов и слушателей указанную область визуализации среднего носового хода с просьбой об уточнении места вскрытия, показанного ранее.

В дискуссии данный слушателей акцентировал внимание лектора на особенностях определения места вскрытия верхнечелюстной пазухи.

По данному вопросу лектором было сделано пояснение, что с целью эндоназального вскрытия на верхнечелюстной пазухе был удален крючковидный отросток.

Слушателям объявили о том, что следующий сеанс телемедицинской связи состоится через 24 часа. Через сутки у больного наблюдалась выраженная положительная динамика: открытие глазной щели, отсутствие обильного гнойного отделяемого из среднего носового хода, уменьшения отека мягких тканей, улучшение самочувствия, фиг.11, 12. Эти телемедицинские данные о состоянии больного поступили в персональные компьютеры и на динамические интерфейсы объединенной учебной телемедицинской системы.

Следующий сеанс телемедицинской связи был назначен через 48 часов. На данном сеансе наблюдалось улучшение состояние ребенка, фиг.13: глазная щель открыта, движение глазного яблока в полном объеме, безболезненное, диплопии нет.

На очередной лекции, состоявшейся через 8 недель после оперативного вмешательства, при осмотре среднего носового хода через расширенное соустье верхнечелюстной пазухи патологического отделяемого не выявлено, фиг.14.

Пример 2.

Дистанционная телеморфологическая консультация интраоперационного биопсийного материала (молочная железа).

Больная Б., год рождения - 1977. В левой молочной железе узел размером 2,5×2,5×2,5 см, сероватого цвета, полупрозрачный, плотной консистенции.

Врач-патологоанатом при выполнении экспресс-биопсии в операционном блоке больницы, из которого передавалась информация в телемедицинскую систему, фиг.1, и консилиум специалистов, при анализе морфологического микропрепарата по видеоизображению, обработанному с помощь действий, представленных на панели инструментов 4 динамического интерфейса, фиг, 2, криостатного среза, фиг.15, были в затруднении по поводу постановки диагноза. Предварительно, по указанному морфологическому материалу был поставлен диагноз - саркома (?).

По рекомендации консультанта телемедицинской системы после планового исследования парафинового среза, фиг.16, и проведения повторной телемедицинской консультации был уточнен диагноз и в окончательном заключении был поставлен - анаплазированный рак молочной железы.

Эффективность изобретения

Предложенное изобретение, в сравнении с прототипом, позволяет:

1. Расширить область применения объединенных в единую систему действенных учебно-методических приемов, направленных на формирование профессиональных навыков в области клинической и реабилитационно-воссстановительной медицины.

2. Любому из участников телемедицинской лекции зафиксировать, например, процесс такой хирургической манипуляции, которая длится несколько секунд, обработать данный фрагмент средствами визуализации и представить его в базу данных как для оперативного обсуждения, так и для последующих дискуссий.

3. Обсуждать комплекс клинических признаков, соответствующих вновь открытой и выделенной форме заболеваемости (синдром, фактор риска и др.).

4. Осуществлять системный, с включением по ходу лекции и охватом большой аудитории слушателей обмен знаниями с врачебными коллективами, имеющими опыт ведения в стационаре сложных больных и наработавшими единично повторяющиеся схемы лечения и коррекции функционального состояния пациента, при котором продлевается его жизненный статус и улучшается качество жизни.

5. Создать базу данных клинических описаний по редко встречающимся заболеваниям и обеспечить доступ к этим материалам широкой аудитории врачей (слушателей), которым предоставлена возможность интерактивного участия в анализе лекционного материала и последующей дискуссии.

Литература

1. Образовательные Интернет-ресурсы / Под ред. А.Н.Тихонова и др. - М., Просвещение. - 2004.

2. Миронов С.П., Эльчиян Р.А., Емелин И.В. Практические вопросы телемедицины. - М., - 2002.

3. Эльчиян Р.А., Федоров В.Ф., Решетняк В.К., Турзин П.С. Проблемы и перспективы электронного образования в медицине. / Кремлевская медицина. - М., - 2004, - №2. - С.90-95.

4. Патент РФ №2180455 от 31.10.2000. Классы G09B 5/06, 19/00. «Способ целенаправленного управления усвоением учебного материала».

5. Патент РФ 2285945 от 11.11.2002. Классы G06F 3/033, G06F 1/16. «Способ и устройство для генерации сигналов обратной связи».

6. Патент РФ №2124226. от 19.09.94. Классы G06F 3/033, G06K 11/18. "Компактная конструкция "Мыши".

7. Арутюнов А.Т., Решетняк В.К., Турзин П.С. Формализованные документы в электронной медицине (электронная история болезни и электронный паспорт здоровья) // Кремлевская медицина. Клинический вестник. - М., - 2006, - №2. - С.86-88.

8. Решетняк В.К., Турзин П.С. Инновационные обучающие технологии по медицине // Материалы научно-практической конференции, посвященной 35-летию УНЦ МЦ УД Президента РФ. - М., 2003. - С.461-463.

9. Решетняк В.К., Турзин П.С. Создание системы, непрерывного последипломного дистанционного образования врачей // Современные вопросы лечебной и профилактической медицины / Под ред. Н.П.Миронова. - М.: Изд-во «ЛЕСАРарт», 2006. - С.41-45.

Телемедицинский способ дистанционного управления формированием профессиональных навыков у врачей в области клинической и реабилитационно-восстановительной медицины путем выполнения последовательности перцептивных и рецептивных действий обучаемых и осуществления обмена информацией между персональными компьютерами лектора, консультантов и слушателей, отличающийся тем, что участникам сеанса телемедицинской связи - лектору, консультантам и слушателям предоставляют динамические интерфейсы со шлюзами мультимедийной связи, на которых представляют лекционный материал, во время просмотра лекционного материала в режиме реального времени участники сеанса выполняют индивидуальную фиксацию отдельных фрагментов лекционного материала с одновременным сохранением сеанса связи на персональных компьютерах, причем каждому участнику сеанса предоставлена возможность проведения на динамических интерфейсах индивидуальной аудиовизуальной обработки выделенных им фрагментов, трудных по осознанию сущности или спорных по семантическому представлению, выделенные фрагменты, с учетом сформированных приоритетов передачи данных на различных информационно-концептуальных уровнях: лектор, консультанты, слушатели, по каналам связи передаются на динамические интерфейсы участникам сеанса; каждому из участников сеанса предоставляют возможность выполнить свою интерпретацию фрагмента с представлением аргументов, затем проводят коллективное обсуждение актуальных и значимых вариантов изучаемых или анализируемых клинических случаев.