Применение триптофана для лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях

Изобретение относится к медицине, а именно к неврологии, психиатрии, педиатрии, и касается задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях у детей. Для этого в состав стандартного комплексного лечения данной патологии включают L-триптофан. Изобретение обеспечивает значительное повышение эффективности и устойчивости результатов лечения, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение. 12 табл.

Реферат

Изобретение относится к областям медицины, а именно к неврологии, педиатрии, психиатрии, и может быть использовано в комплексном лечении задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях.

Известны способы лечения задержки психоречевого развития с применением метаболических, нейропротективных, общеукрепляющих препаратов (различных групп фармакотерапевтических препаратов), электрорефлексотерапии, сходные по сущности воздействия и улучшению метаболических процессов, активации психических процессов и нейропередачи через определенные рецепторы, меридианы [1, 2].

Недостатками этих способов является низкая эффективность, недостаточная патогенетическая обоснованность, сложность лечебного воздействия, связанного с необходимостью узкоспециализированного обучения и аппаратного обеспечения.

Известно участие триптофана в патогенезе неврологических и психических расстройств, применение триптофана при эпилепсии [3, 4].

Применение триптофана в медицине при лечении задержки психоречевого развития неизвестно.

Задачей изобретения является повышение эффективности и расширение возможности лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях за счет использования левовращающего изомера аминоксилоты триптофана (L-триптофан).

Указанная задача достигается применением L-триптофана в качестве лекарственного средства для лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях на фоне стандартных схем лечения за счет дифференцирования комплексной терапии с учетом различных звеньев патогенеза.

Триптофан - незаменимая аминокислота, относящаяся к группе ароматических аминокислот, с натрийнезависимой транспортной системой. Ее метаболиты - серотонин, мелатонин, кинуренин, кинуреновая, ксантуреновая и никотиновая кислоты. В организме человека и животных триптофан не синтезируется, поступает в организм преимущественно с белковыми компонентами пищи. Метаболизм триптофана осуществляется несколькими путями, в физиологических условиях не менее 95% триптофана окисляется по кинурениновому пути и около 1% - по серотониновому. Основной путь обмена приводит к синтезу никотинамида. Как сама аминокислота, так и ее метаболиты участвуют в различных процессах, регулирующих функции большинства клеток, в том числе и ЦНС, обладают значительной нейротропной активностью. Влияние триптофана опосредуется целым рядом биологических механизмов, в частности взаимодействием с рецепторами возбуждающих аминокислот, что считается неотъемлемой частью патогенеза ряда неврологических и психических расстройств. Метаболиты триптофана обладают иммуномодулирующими и нейротрофическими действиями, участвуют в нейрохимических механизмах памяти, влияют на обучение за счет регуляции процессов извлечения, консолидации и длительного сохранения информации в памяти, а также на развитие ряда нейродегенеративных заболеваний ЦНС и модулируют эмоционально-волевую сферу.

L-триптофан применяется в виде порошков 25 и 50 мг. Эффективность L-триптофана показана на следующих примерах.

Больной А.С. 6 лет. Диагноз: «Задержка психоречевого развития на фоне стойких последствий перинатальной постгипоксической энцефалопатии, легкий нижний парапарез», находился на лечении в клинике с 10 по 27 июля 2007 г. Жалобы на снижение памяти, неусидчивость, рассеянное внимание, трудность сосредоточения, низкий интерес к познавательной деятельности, недоразвитие речи, утомляемость, неловкость движений.

Назначено лечение: L-триптофан 50 мг 1 раз в день - пятнадцать дней. Дополнительно были назначены физиопроцедуры, массаж, вазоактивные препараты, занятия с психологом, логопедом.

В таблицах 1-5 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, речи, проводимые по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 10 слов, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, составление рассказа по картинке, составление рассказа по теме, последовательные картинки.

В таблице 6 приведен сравнительный анализ динамики психической и речевой деятельности детей, прошедших курс лечения триптофаном.

Таблица 1Данные динамики показателей зрительной памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем зрительной памяти 3 фигуры (среднее арифметическое) 4,05 фигуры (среднее арифметическое)

Из таблицы 1 видно, что объем зрительной памяти увеличился в 1,35 раза.

Таблица 2Данные динамики показателей слухоречевой памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем оперативной памятиОбъем долговременной памяти 3 слова (среднее арифметическое)2 (среднее арифметическое) 4,75 слова (среднее арифметическое)3,5 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы 2 видно, что объем оперативной памяти в слухоречевой модальности увеличился в 1,58 раза и приближается к нижней границе нормы; долговременной памяти - в 1,75 раза.

Таблица 3Данные динамики показателей внимания
Показатели До лечения После лечения
Кол-во ошибок за 1 мин 6 (среднее арифметическое) 4,7 (среднее арифметическое)

Из таблицы 3 видно, что произвольное внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось на 1,3 ошибок.

Таблица 4Данные динамики показателей продуктивности мышления
Показатели До лечения После лечения
Кол-во выполненных заданий 3,3 (среднее арифметическое) 4,6 (среднее арифметическое)

Из таблицы 4 видно, что после прошедшего курса лечения триптофаном мышление стало более продуктивным с формированием конструктивного компонента мышления, ребенок смог выполнить в среднем на 1,3 задание больше.

Таблица 5Данные динамики показателей речевой деятельности
Показатели (количество) До лечения После лечения
Использование простых предложений 6 9
Использование распространенных предложений 2 3
Объем словаря:
- существительные 7 15
- глаголы 8 12
- прилагательные 0 4
- другие части речи (наречие, причастие, деепричастие) 0 1

Из таблицы 5 видно, что после прошедшего курса лечения с применением триптофана произошло улучшение речевой деятельности: использование простых предложений увеличилось в 1,5 раза; использование распространенных предложений - в 1,5 раза; произошло качественное изменение объема словаря - увеличилось количество существительных в 2,14 раза, количество глаголов - в 1,5 раза, количество прилагательных - в 4 раза, появились другие части речи.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения триптофаном, данные приведены в таблице 6.

Всех детей разделили на четыре группы:

1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической и речевой деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической и речевой деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 6Анализ показателей динамики психической и речевой деятельности детей
Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл - слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика
Группы 1 2 3 4
Количество детей (%) 9% 43% 45% 3%

Из таблицы 6 видно, что в 48% случаев у детей (см. показатели 3 и 4 групп), принимавших триптофан, отмечается положительная динамика психической и речевой деятельности умеренной и выраженной степени, у 43% детей слабоположительная динамика и только в 9% случаев отмечается отсутствие динамики. У 3% детей - положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечается значительное увеличение объема оперативной и долговременной слухоречевой памяти, повышение продуктивности мышления, увеличение речевой активности и объема словарного запаса, появление в речи, кроме глаголов и существительных, других частей речи.

На фоне приема указанной терапии у больных отмечается повышение объема зрительной, слухоречевой памяти, улучшение концентрации внимания, сосредоточенности; появление способности к обобщению, исключению, развитие конструктивного мышления; повышение речевой активности и увеличение словарного запаса, появление в собственной речи всех частей речи.

Состояние памяти, мышления, восприятия, речи зависит от многих факторов, в том числе от состояния нейромедиаторных систем, аминокислотного обмена. Триптофан, обладающий нейромедиаторными, нейромодулирующими свойствами, изменяет состояние церебрального метаболизма, значительно улучшает целенаправленную активность, внимание, память, способствует формированию речевых механизмов, обеспечивает более устойчивый эффект.

Для сравнения приводим результаты коррекции больной без использования триптофана, проведенного по стандартной схеме лечения (нейрометаболическая, ноотропная, сосудистая, стимулирующая терапия, занятия с психологом, логопедом).

Пример 2. Больной М.И. 6 лет. Диагноз: «Задержка психоречевого развития на фоне стойких последствий перинатальной гипоксически-травматической энцефалопатии, миатонический синдром», находился на лечении в клинике с 07 по 25 июня 2007 г. Жалобы на снижение памяти, неусидчивость, отвлекаемость, трудность сосредоточения, низкий интерес к познавательной деятельности, недоразвитие речи, утомляемость, возбудимость, капризность.

В таблицах 7-11 приведены результаты исследований: данные динамики показателей зрительной памяти, слухоречевой памяти, внимания, мыслительных процессов, речи, проводимые по методикам: трудновербализуемые фигуры, методика 10 слов, корректурные пробы, кубики Кооса, четвертый лишний, составление рассказа по картинке, составление рассказа по теме, последовательные картинки.

В таблице 12 приведен сравнительный анализ динамики психической и речевой деятельности детей, прошедших курс лечения по стандартной схеме.

Таблица 7Данные динамики показателей зрительной памяти
Показатели До лечения После лечения
Объем зрительной памяти 3 фигуры (среднее арифметическое) 3,5 фигуры (среднее арифметическое)

Из таблицы 7 видно, что объем зрительной памяти увеличился в 1,17 раза

Таблица 8Данные динамики показателей слухоречевой памяти.
Показатели До лечения После лечения
Объем оперативной памяти 3 слова (среднее арифметическое) 3,75 слова (среднее арифметическое)
Объем долговременной памяти 2,0 (среднее арифметическое) 2,0 слова (среднее арифметическое)

Из таблицы 8 видно, что объем оперативной памяти в слухоречевой модальности увеличился в 1,25 раза, объем долговременной памяти не изменился.

Таблица 9Данные динамики показателей внимания
Показатели До лечения После лечения
Кол-во ошибок за 1 мин 8 (среднее арифметическое) 7,0 (среднее арифметическое)

Из таблицы 9 видно, что произвольное внимание стало более устойчивым, количество ошибок снизилось на 1 ошибку.

Таблица 10Данные динамики показателей продуктивности мышления
Показатели До лечения После лечения
Кол-во выполненных заданий 3,0 (среднее арифметическое) 3,1 (среднее арифметическое)

Из таблицы 10 видно, что после прошедшего курса лечения ребенок смог выполнить в среднем на 0,1 задание больше, улучшение продуктивности мышления недостоверно.

Таблица 11Данные динамики показателей речевой деятельности
Показатели (количество) До лечения После лечения
Использование простых предложений 5 6,5
Использование распространенных предложений 2 2
Объем словаря:
- существительные 5,8 7,5
- глаголы 5,5 8
- прилагательные 1 2
- другие части речи (причастие, деепричастие, наречие) 0 0

Из таблицы 11 видно, что после прошедшего курса лечения по стандартной схеме произошло незначительное улучшение речевой деятельности: использование простых предложений увеличилось в 1,3 раза, использование распространенных предложений - не изменилось; отмечено незначительное качественное изменение объема словаря - увеличилось количество существительных в 1,3 раза, количество глаголов - в 1,45 раза, количество прилагательных - в 2 раза, другие части речи не появились.

По результатам исследований был проведен сравнительный анализ динамики психической деятельности детей, прошедших курс лечения по стандартной схеме, данные приведены в таблице 12.

Всех детей разделили на четыре группы:

1. 0 баллов - дети, у которых отсутствовала динамика психической и речевой деятельности; 2. 1 балл - дети, у которых отмечалась слабая динамика психической и речевой деятельности и незначительная динамика по одному из исследуемых показателей; 3. 2 балла - дети, у которых отмечалась незначительная динамика во всех исследуемых показателях; 4. 3 балла - дети, у которых отмечалась значительная положительная динамика во всех исследуемых показателях.

Таблица 12Анализ показателей динамики психической и речевой деятельности детей
Показатели 0 баллов - отсутствие динамики 1 балл- слабая динамика 2 балла - умеренная динамика 3 балла - выраженная динамика
Группы 1 2 3 4
Количество детей (%) 15% 55% 29% 1%

Из таблицы 12 видно, что в 30% случаев у детей (см. показатели 3 и 4 групп) отмечается положительная динамика психической и речевой деятельности умеренной и выраженной степени, у 55% детей слабоположительная динамика и в 15% случаев отмечается отсутствие динамики. Только у 1% детей положительная динамика выраженной степени, у этих детей отмечается улучшение концентрации внимания, произвольной деятельности, повышение речевой активности и увеличение словарного запаса.

На фоне приема указанной терапии у больных отмечается незначительное повышение объема памяти в зрительной и слухоречевой модальностях, улучшение концентрации внимания, сосредоточенности, повышение речевой активности и увеличение словарного запаса.

Аминокислота L-триптофан, обладающая нейротропными и иммуномодулирующими свойствами, позволяет улучшить метаболические процессы в нервной системе, снизить уровень церебрастении, улучшить внимание, память, повысить психическую и речевую активность и существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.

Действие аминокислоты L-триптофан было исследовано на 312 больных в возрасте от 4 до 8 лет, проходивших лечение в клинике в 2002-2008 г. с диагнозом: «Задержка психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях». В 91% случаев выявлено улучшение психоречевого развития, из них в 48% случаях в группах умеренной и выраженной динамики. У них отмечено значительное улучшение показателей памяти, внимания, мышления, что происходило значительно быстрее и было более устойчивым, чем без приема предлагаемой аминокислоты - L-триптофан.

Применение триптофана значительно повышает эффективность и устойчивость результатов лечения, что позволяет существенно сократить сроки госпитализации и финансовые издержки на лечение.

Источники информации

1. Патент РФ №2305537, А61Н 39/00. «Способ лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях», 10.09.2007 г.

2. Петрухин А.С.«Неврология детского возраста». М.: «Медицина», 2004, с.690-691.

3. И.Д.Суркина, К.Г.Гуревич. «Некоторые аспекты аминокислотного обмена при нервных и психических заболеваниях (метаболизм триптофана)» Ж-л неврологии и психиатрии, М.: «Медиасфера», 8, 2001, с.65-69.

4. В.А.Абзолеев. «Системные механизмы эпилепсии. Аспекты патогенеза и лечения». - Иркутск: РИО ИГИУВа, 2001, с.48-50 - прототип.

Применение L-триптофана в качестве лекарственного средства в составе комплексного лечения задержки психоречевого развития при нервно-психических заболеваниях.