Летательный аппарат черёмушкина о.в.

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к летательным аппаратам тарельчатой конфигурации для полета в воздушно-космическом пространстве, осуществляющим вертикальный взлет и посадки на аэродромах любой категории, а

также с неподготовленных площадок. Летательный аппарат содержит фюзеляж в виде диска, размещенную в нем силовую установку, газодинамическую систему управления пограничным слоем и системы управления движением и стабилизацией, а также кабину с силовой втулкой коллекторного блока и механизм кругового вращения кабины. Достигается улучшение маневрирования, стабилизации и управления летательного аппарата. 4 з.п. ф-лы, 73 ил.

Реферат

Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к летательным аппаратам (ЛА) тарельчатой конфигурации, для полета в воздушно-космическом пространстве, осуществляющим вертикальный взлет и посадку на аэродромах любой категории.

Широко известны ЛА "Буран", реактивные многоступенчатые носители, корабли спутники "Восток", "Союз" ("Энциклопедия авиации", "Большая Российская энциклопедия авиации", - М., ЦАГИ, 1994 г., стр.121).

Недостатками их, прежде всего, являются одноразовость использования, сравнительно небольшая скорость в атмосфере и маневренность, относительная сложность в изготовлении и эксплуатации.

Известна также запатентованная "летающая тарелка" Джорджа Наймайра (Непомнящих Н. и др. "Сто великих тайн", - М., Вече, 2002 г., стр.394), которая представляет собой диск диаметром 60 м, в центре его толщина 15 м, а на периферии сходит на нет, образуя острую кромку, сверху поверхность диска покрыта солнечными батареями. Для создания дополнительной подъемной силы верхняя часть диска заполнена гелием. Под диском на поворотных шарнирах смонтированы девять турбореактивных двигателей. При этом сам диск представляет собой аэродинамическую поверхность и при движении его в атмосфере создается подъемная сила.

Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому изобретению является ЛА по патенту Российской Федерации №2214945, М.кл. В64С 29/04, Черемушкина О.В., в котором фюзеляж ЛА выполнен в виде двух сферических поверхностей, имеющих различную кривизну. Верхняя армированная сферическая поверхность с закрепленной на ней крыльчаткой воздушного насоса системы управления пограничным слоем выполнена с возможностью вращения. Кроме этого, аппарат снабжен маховиком обратного вращения. Двигательная установка состоит из реактивных двигателей вертикального движения, установленных на нижней поверхности, и горизонтального движения, установленных симметрично по периферии диска, причем насосы двигателей горизонтального движения соединены с главным редуктором валами, а насосы двигателей вертикального движения - через промежуточные редукторы и валы, при этом каждый из реактивных двигателей снабжен пусковым стартером генератором, а топливо к ним поступает через основной топливовоздухораспределитель, с помощью которого пилот управляет режимом работы силовых установок.

Основным недостатком этого ЛА является широкая сеть карданно-валовых связей между центральным редуктором и реактивными двигателями ЛА.

Задачей предлагаемого изобретения является создание ЛА, позволяющего осуществлять вертикальный взлет и посадку, полет и маневрирование с высоким аэродинамическим качеством, надежные стабилизацию и управление движением на всех режимах полета, с общей равноресурсностью работы силовых установок как в воздушном, так и безвоздушном пространстве.

При этом конструкция ЛА выполнена в виде верхней армированной сферической поверхности с возможностью кругового вращения (условно левостороннего), элементы армирования которой центральной частью образуют кольцевой силовой корпус, нижней частью установленный на вогнуто-кольцевом силовом корпусе, с конструктивно выполненными проходными окнами по окружности, а на верхней части кольцевого силового корпуса жестко закреплен оконный блок, на вершине которого по периметру жестко закреплена сферическая крышка с выполненными в центральной кольцевой части лопатками внутренней воздушно-газовой турбины, с выходными отверстиями движения воздушно-газового потока устройства внешней вентиляции и охлаждения кабины ЛА, при этом сферическая крышка центральной кольцевой частью установлена через подшипник на верхней внешней части силовой втулки коллекторного блока, на которой через внешние верхний и нижний подшипники установлены силовые элементы кабины ЛА с возможностью вращения, с выполненными по окружности окнами, на уровне окон оконного блока верхней армированной сферической поверхности, с установленными в кабине пультом управления, креслами пилотов, палубой и посадочно-выходным люком кабины, выполненным на нижней части силовой втулки коллекторного блока, при этом в верхнюю внутреннюю часть силовой втулки коллекторного блока установлен цилиндрический корпус выдвижного отсека для установки специальной аппаратуры, а также в кабине пилотов выполнен технологический люк наземного обслуживания узлов и агрегатов, с возможностью проникновения в верхнюю полость ЛА через проходные окна вогнуто-кольцевого силового корпуса, кроме этого на периферии верхней армированной сферической поверхности ЛА установлены лопатки воздушного насоса газодинамической системы управления пограничным слоем набегающего атмосферного потока, выполненные на нижней стороне крепежной части кольцевого ротора электропровода ЛА, установленного на силовом элементе периферийной части верхней армированной сферической поверхности ЛА, статоры которого с возможностью регулировки их положения установлены на палубе кольцевой рамы ЛА, с установленными на ней реактивными двигателями горизонтального движения, с промежуточно установленными форсажными устройствами, на которой также установлены реактивные двигатели вертикального движения с промежуточно установленными форсажными устройствами, а на нижних частях радиально расположенных лонжеронов кольцевой рамы установлены торовые емкости центробежных регуляторов подачи топлива и горючего, при этом внутренние части лонжеронов кольцевой рамы закреплены во внешних радиально выполненных силовых элементах проходного корпуса движения атмосферного потока, с внутренне выполненными направляющими радиальными перегородками движения атмосферного потока, поступающего через силовую часть внутреннего воздушного насоса ЛА (условно) правостороннего вращения, расположенного над лонжеронами кольцевой рамы, в торовую емкость центробежных регуляторов подачи топлива по его газоподводам, соединенным с выходными патрубками кольцевой емкости регулятора состава окислителя, установленного на выходной части проходного корпуса, при этом на нижней части одним целым с радиально выполненными силовыми элементами проходного корпуса движения атмосферного потока выполнена цилиндрическая стенка, на нижней кольцевой части которой установлен корпус аэродинамической ловушки атмосферного потока стабилизации ЛА при вертикальном входе в плотные слои атмосферы, выполненный в виде усеченной полусферы, плавно расширяющейся к периферии, на периферии которой установлена внутренняя кольцевая часть нижней сферической поверхности ЛА с возможностью (условно) правостороннего вращения, периферийная часть которой установлена на нижней периферийной части кольцевой рамы ЛА, при этом единым элементом корпуса аэродинамической ловушки атмосферного потока является посадочно-выходной сферический люк ЛА, внешне установленный на нижней кольцевой части цилиндрической стенки радиально выполненных силовых элементов проходного корпуса атмосферного потока, кроме этого устройство осуществления противоположного вращения верхней армированной сферической поверхности с закрепленными на ней оконным блоком, сферической крышкой и внутренним воздушным насосом ЛА состоит из закрепленных между собой через шайбоподобный силовой элемент нижней части внутренней стенки подшипникового блока ЛА и верхней кольцевой части проходного корпуса движения атмосферного потока, при этом нижняя часть силовой части внутреннего воздушного насоса ЛА установлена через внешне установленный подшипник проходного корпуса, а верхняя его часть установлена через подшипники, установленные между верхними кольцевыми выступами силовой части внутреннего воздушного насоса и нижними кольцевыми выступами шайбоподобного силового элемента, при этом на верхней кольцевой поверхности силовой части внутреннего воздушного насоса между нижними кольцевыми выступами шайбоподобного силового элемента установлена ведомая кольцевая шестерня, противоположно которой на нижней стороне силовой части внешней стенки подшипникового блока ЛА, периферийно установленной через подшипник, на верхнем кольцевом выступе шайбоподобного кольцевого элемента установлена ведущая кольцевая шестерня (условно) левого вращения, при этом между ведущей и ведомой кольцевыми шестернями в выполненных радиально равномерно по окружности шайбоподобного силового элемента окнах установлены шестерни-сателлиты - элементы общего устройства осуществления (условно) правостороннего вращения внутреннего воздушного насоса ЛА, которые в свою очередь через шлицевые части установлены на валах отбора мощности, установленных в выполненные радиально по окружности шайбоподобного силового элемента установочные отверстия, через внутренние и внешние подшипники, при этом на внутренних выходных частях валов отбора мощности установлены стартеры как дополнительные средства запуска ЛА и гидравлические насосы предусмотренных устройств управления работой выдвижных опор ЛА, а также в шайбоподобном силовом элементе радиально выполнены отверстия фиксации болтовыми креплениями установочных стержней внутренних частей лонжеронов, периферийные вертикальные части которых установлены на внутренней кольцевой части кольцевой рамы, с установленной на них кольцевой стенкой, а на верхних частях радиально установленных лонжеронов установлена палуба, образуя общую силовую раму-площадку с тросовой поддержкой, внутренние концы которой установлены в серьги внешней обечайки стабилизирующего подшипника, внешне установленного на верхней части внешней стенки подшипникового блока ЛА, а на силовой раме-площадке установлены: торовый бак с насосом подачи воды в предусмотренную систему охлаждения реактивных двигателей горизонтального движения и вертикального движения, через объединенные распределительные кольцевые магистрали и предусмотренные пропорционеры реактивных двигателей горизонтального и вертикального движения; объединенные баки с насосом подачи окислителя (кислорода) в испаритель кислорода ЛА; объединенные емкости с азотом предусмотренной системы жизнеобеспечения экипажа ЛА с предусмотренными элементами подачи дыхательной смеси, кислородного, азотного пневмоаккумуляторов и дозаторного устройства, установленных в полости силовой втулки коллекторного блока, и установленной в кабине ЛА системы регенерации воздуха, при этом через дополнительные радиально выполненные отверстия шайбоподобного силового элемента в посадочно-выходную полость ЛА выведены заправочно-сливные трубопроводы воды, окислителя и азота, а также выходная и входная управляющая и контрольно-измерительная электропроводка реактивных двигателей, форсажных устройств, электропривода ЛА и других элементов предусмотренных систем ЛА, при этом на палубе кольцевой рамы ЛА выполнены по окружности проходные окна для прохода нагнетаемого атмосферного потока лопатками воздушного насоса верхней армированной сферической поверхности ЛА, в нижнюю замкнутую полость - зону работы внутреннего воздушного насоса ЛА, кроме этого периферийная фрезоподобная кольцевая кромка ЛА выполнена в виде установленной на внешнем торце кольцевой рамы кольцевой обшивки, с выполненными на ней отверстиями установки сопел реактивных двигателей горизонтального движения через уплотнители и отверстиями со съемными заглушками доступа к форсажным устройствам реактивных двигателей горизонтального движения, на которой по радиальным осям установленных форсажных устройств между реактивными двигателями установлены по окружности блоки аэродинамических рассекателей, выполненных в виде конусотрапециевидных корпусов с выполненными крышками и с замками фиксации их положения, доступа к форсажным устройствам для их перезарядки, аналогично выполнены отверстия под установку сопел реактивных двигателей вертикального движения, также установленных через уплотнители и отверстия с заглушками доступа к форсажным устройствам реактивных двигателей вертикального движения, выполненные на нижней сферической поверхности ЛА, кроме этого, механическая часть блоков понижающих редукторов с возможностью осуществления противоположного вращения верхней армированной сферической поверхности с конструктивно установленными с ней элементами и нижней сферической поверхности с конструктивно установленными с ней элементами ЛА устройства равноресурсности работы реактивных двигателей горизонтального движения расположена в полости, образованной внешней цилиндрической стенкой корпуса блоков понижающих редукторов, установленной на верхней части внешней стенки подшипникового блока ЛА, верхняя часть которой через подшипник соединена с периферийной частью крышки корпуса блоков понижающих редукторов, которая внутренней кольцевой частью установлена на верхней части внутренней цилиндрической стенки корпуса блоков понижающих редукторов, нижняя часть которой установлена на верхней части внутренней стенки подшипникового блока ЛА, а на верхней внутренней части крышки корпуса блоков понижающих редукторов установлена силовая втулка коллекторного блока кабины пилотов, при этом на внешнем силовом кольцевом выступе внешней цилиндрической стенки корпуса блоков понижающих редукторов установлена внутренняя кольцевая силовая часть вогнуто-кольцевого силового корпуса, а ведущая кольцевая шестерня (условно) левого вращения, установленная на внутренней верхней части внешней цилиндрической стенке корпуса блоков понижающих редукторов, установлена в механическое зацеплении с входными ведомыми шестернями нескольких идентично выполненных блоков понижающих редукторов, расположенных радиально равномерно по окружности в образованной замкнутой полости их работы, конструктивно установленных между профильно выполненными верхней и нижней горизонтально противоположно расположенными стенками кольцевого элемента, в свою очередь установленного через верхний и нижний подшипники на внутренней части внутренней цилиндрической стенки, на которой между подшипниками установлена выходная кольцевая шестерня, находящаяся в механическом зацеплении с выходными ведомыми шестернями блоков понижающих редукторов, установленных через выполненные окна кольцевого элемента верхних и нижних горизонтально параллельных стенок, между которыми установлены элементы блоков понижающих редукторов, каждый из которых выполнен в виде жестко закрепленных на внешней стенке кольцевого элемента объединенного корпуса понижающих блоков и масляного насоса подачи масла в проходные сечения масляных подшипников нижних шестерней и находящихся в механическом зацеплении верхних шестерней, жестко установленных на входных и выходных валах понижающих блоков шестерен для уменьшения принимаемой скорости вращения, а также подачи масла в проходные сечения масляных подшипников, через подшипники стабилизации положения, выполненных противоположно одним целым на соединительном валу с выполненным осевым каналом движения масляного потока верхней входной ведомой шестерни, установленной в механическое зацепление с ведущей кольцевой шестерней понижающего редуктора и нижней ведущей шестерней, установленной в механическое зацепление с нижней ведомой шестерней первого понижающего блока шестерен, при этом проходные сечения масляных подшипников верхних и нижних установленных шестерен понижающих блоков шестерен, а также верхней входной ведомой шестерни и нижней ведущей шестерни выполнены в виде выполненных с внешних их сторон кольцевых проточек и установленных в них с минимальным зазором кольцевых юбок, выполненных на опорных блоках, установленных на внешних сторонах верхней и нижней горизонтально расположенных стенках кольцевого элемента, через выполненные на них установочные отверстия, при этом по центральным осям верхних и нижних опорных блоков установлены штуцеры верхнего маслопровода и нижнего маслопровода, соединенного с подающей частью масляного насоса, а также по центральным осям опорных блоков понижающих блоков шестерен выполнены осевые отверстия прохода масла через конструктивно выполненные зазоры в масляные подшипники нижних и верхних шестерен понижающих блоков шестерен, а осевые отверстия прохода масла через конструктивно выполненные зазоры подшипников стабилизации положения в масляные подшипники верхней входной ведомой шестерни и нижней ведущей шестерни выполнены в выполненных штоках их опорных блоков, на которых установлены подшипники стабилизации положения верхней входной ведомой и нижней ведущей шестерней понижающего редуктора, при этом периферийные сопрягаемые кольцевые плоскости верхних находящихся в механическом зацеплении и нижних шестерен понижающих блоков, а также внешне периферийные сопрягаемые кольцевые плоскости верхней входной ведомой шестерни и нижней ведущей шестерни с внутренними плоскостями верхней и нижней горизонтальными стенками кольцевого элемента выполнены с минимальным зазором для обеспечения максимального масляного давления в проходных сечениях масляных подшипниках шестерней понижающего редуктора, масляным насосом, ведомая шестерня которого установлена в механическое зацепление с нижней ведущей шестерней соединительного вала, кроме этого ведомая шестерня, установленная в нижней части промежуточного вала, установлена в механическое зацепление с нижней выходной шестерней второго понижающего блока, а выполненная в средней части промежуточного вала ведущая шестерня установлена в механическое зацепление с выходной ведомой шестерней понижающего редуктора, при этом промежуточный вал и вал выходной ведомой шестерни установлены через верхние и нижние подшипники, установленные в верхние и нижние опорные корпусы, которые в свою очередь установлены на верхней и нижней горизонтально противоположно расположенных стенках кольцевого элемента, кроме этого механизм кругового вращения кабины ЛА выполнен в виде установки на силовых элементах палубы электропривода (условно) правого вращения, стабилизации положения кабины прямолинейному полету ЛА и реверсивного электропривода управления положением кабины в режиме ручного управления и в режиме «автопилот» при изменении направления полета ЛА, шестерни которых механически входят в зацепление с кольцевой шестерней, жестко установленной на периферии крышки корпуса блоков понижающих редукторов, а в зоне кабины на палубе в горизонтальном положении по центральной оси кабины ЛА направления полета установлен предусмотренный электромеханический блок инерционного действия с инерционной массой и электромагнитным стопорным реле с токопроводом управления положением кабины в режиме «автопилот» при изменении направления полета ЛА, предусмотренные органы управления которого выведены на пульт управления ЛА, при этом входной двухрежимный переключатель энергообеспечения электрических связей механизма кругового вращения кабины ЛА, установленный в положение «автопилот», нормально замкнутая контактная группа режима «автопилот» электромагнитного реле режимов работы, нормально замкнутые центральные электроконтакты трехрежимного переключателя спаренных электромагнитных реле, переменное сопротивление установки скорости вращения электропривода и контрольная лампа режима «автопилот», элементы вхождения в режим стабилизации кабины направлению прямолинейного полета ЛА, при нахождении инерционной массы предусмотренного электромеханического блока в статическом положении, с возможностью автоматического перехода в режим «автопилот», при выходе инерционной массы со статического положения, стабилизации положения кабины при изменения направления полета ЛА, элементами которого являются: входной двухрежимный переключатель энергообеспечения, установленный в положение «автопилот»; нормально замкнутая контактная группа режима «автопилот» электромагнитного реле режимов работы; спаренные электромагнитные реле управления трехрежимным переключателем, установленным в положение регулирования направления вращения реверсивного электропривода с установочными переменными сопротивлениями установки необходимой скорости вращения и лампами контроля его работы, а входной двухрежимный переключатель энергообеспечения, установленный в режим «ручного управления», установленные в разомкнутое положение электрические контакты нормально замкнутой контактной группы режима «автопилот» и установленные в замкнутое положение электрические контакты режима «ручного управления» нормально разомкнутой контактной группы электромагнитного реле режимов работы, а также: включенное электромагнитное стопорное реле с установленной в статическое положение инерционной массой предусмотренного электромеханического блока; двухрежимный переключатель с переменным сопротивлением ручного управления направлением вращения кабины ЛА с контрольной лампой режима «ручного управления», элементы предусмотренного режима «ручного управления» скоростью и направлением вращения кабины ЛА в наземном и полетном положении ЛА, кроме этого, регулятор состава окислителя выполнен в виде кольцевой емкости, установленной на нижней части проходного корпуса с выполненными по окружности на внутренней стенке отверстиями, перекрытыми внешне установленным на ней кольцевым коллектором и установленными на нем входными патрубками, соединенными с газоподводами с обратными клапанами испарителя кислорода, подачи окислителя (кислорода) в кольцевую полость регулятора состава окислителя, а с внешней стороны внешней стенки регулятора состава окислителя радиально установлены выходные патрубки движения окислителей (кислорода, атмосферного потока) для подачи их через торовую емкость центробежных регуляторов подачи топлива в камеры сгорания реактивных двигателей ЛА, при этом на крепежных элементах, установленных на верхних внутренних частях внутренней и внешней стенок кольцевой емкости, установлена кольцевая крышка с выполненными радиально равномерно по окружности отверстиями движения атмосферного потока, с установленными в них уплотнителями и установленными на ней фильтрами очистки атмосферного потока, поступающего в кольцевую полость регулятора состава окислителя, при этом запорные клапаны установлены в уплотнители отверстий кольцевой крышки, а их штоки с возможностью осевого перемещения установлены через втулки поршневых гильз, закрепленных на днище кольцевой емкости, при этом на конечных частях подвижных штоков установлены подпружиненные поршни, в свою очередь установленные в поршневые гильзы, при этом полости, конструктивно выполненные между днищами поршневых гильз и лобовыми частями подпружиненных поршней, патрубками соединены между собой и с полостью проходного корпуса движения атмосферного потока, а на внутренних нижних частях юбок поршневых гильз установлены заглушки, с возможностью регулировки положения, регулировки напряжения пружин, с установленными в их центральных частях штуцерами, соединенными с кольцевой магистралью регулятора состава окислителя, которая в свою очередь соединена патрубком с кольцевой полостью регулятора состава окислителя, на котором установлен электромагнитный кран в нормально закрытом положении, а на его отводе - электромагнитный кран в нормально открытом положении, электрической схемы управления летательным аппаратом, кроме этого, через стенки торовой емкости в горизонтальном положении с внутренней и внешней стороны жестко установлены цилиндрические полые корпусы, состоящие из двух полых цилиндров разного диаметра, установки конструктивных элементов центробежных регуляторов подачи топлива в реактивные двигатели горизонтального движения и реактивные двигатели вертикального движения, при этом каждый блок центробежного регулятора подачи топлива выполнен в виде установленных инерционных масс в полость внешнего корпуса, установленного на фланце большей цилиндрической части цилиндрического полого корпуса, с внешне установленным по его центральной оси пропорционером горючего в нормально закрытом положении, при этом шестерни штоков инерционных масс установлены через подшипники выполненных силовых элементов на внешней поверхности втулки, жестко установленной на выходной части полого вала ротора электропривода, внешний корпус статора и подшипникового блока ЛА которого установлен в большую и меньшую части цилиндрического полого корпуса, а выходная часть полого вала ротора установлена во внутренней обойме внешнего подшипника пропорционера горючего, а также шестерни штоков инерционных масс через выполненные прорези втулки силовых элементов и выходной части полого вала ротора установлены в механическое зацепление с ответной продольной шестерней, выполненной на передней выходной части осевого подпружиненного подвижного вала, установленного в осевой полости вала ротора электропривода через шлицевое сопряжение, а передняя часть осевого подпружиненного подвижного вала установлена во внутреннем подшипнике выходной части подпружиненного штока пропорционера горючего, кроме этого, задняя выходная часть осевого подпружиненного подвижного вала установлена во внутренней обойме подшипника, на внешней обойме которого установлена подвижная втулка с выполненными проходными окнами, ответные проходные окна которых выполнены на меньшей цилиндрической части цилиндрического полого корпуса центробежного регулятора подачи топлива в полости торовой емкости, движения окислителей (атмосферного потока, газообразного кислорода) или их смесей, из полости торовой емкости в камеру сгорания реактивного двигателя через проходные окна, выполненные на внутренней перегородке выходного патрубка с установленным на нем рукавом подачи окислителя, при этом входной патрубок установлен через фланцевое соединение на выходной меньшей цилиндрической части цилиндрического полого корпуса, а осевой шток, выполненный на его внутренней перегородке, установлен в шлицевое сопряжение с встречно выполненной осевой втулкой на внутренней перегородке подвижной втулки, при этом шлицевое сопряжение полого вала ротора и осевого подпружиненного подвижного вала выполнено с возможностью прохода сжатого газа из тыльной полости подвижной втулки в полость внешнего корпуса центробежного регулятора подачи топлива для исключения эффекта вакуумирования тыльной полости подвижной втулки при ее рабочем ходе, кроме этого, органами управления ЛА предусмотренных режимов с общим режимом равноресурсности работы реактивных двигателей горизонтального движения являются взаимосвязанные между собой электрическими связями установленные на приборной панели пульта управления ЛА устройства управления тягой реактивных двигателей горизонтального движения ручного управления и устройства управления режимами работы реактивных двигателей горизонтального движения ручного и автоматического управления, при этом устройство управления тягой выполнено в виде установленных вертикально и горизонтально противоположно, в два спаренных ряда, в установочных отверстиях противоположно расположенных крышек корпусов переменных сопротивлений, в количестве, соответствующем количеству установленных реактивных двигателей горизонтального движения, с установленными в них переменными сопротивлениями, выходные токопроводы энергообеспечения которых соединены с электроприводами центробежных регуляторов подачи топлива торовой емкости, реактивных двигателей горизонтального движения, а также установленных в них подшипников с внутренней стороны и запорных крышек с внешней стороны, с установленными по их центрам подпружиненными токопередатчиками, крышки которых в свою очередь установлены противоположно на рамчатой части корпуса устройства управления тягой, а в переднем и заднем проходных сечениях, внешне выполненных по центральной оси рамчатой части корпуса, установлены передняя и задняя сопрягаемые с ними части двухсторонней продольной ведущей шестерни, находящиеся в механическом зацеплении с противоположно установленными ведомыми шестернями, на двухсторонних крепежных осях которых установлены корпусы подвижных электрических контактов переменных сопротивлений, центральными частями установленные в сопряжении с подпружиненными токопередатчиками, при этом ведомые шестерни установлены в подшипниках корпусов переменных сопротивлений, а продольная ведущая шестерня, выполненная на передней сопрягаемой части двухсторонней продольной ведущей шестерни, установлена в механическое зацепление с противоположно установленной шестерней предусмотренного нагрузочного блока перемещения двухсторонней продольной, ведущей шестерни под нагрузкой, при этом предохранительными элементами блокировки непроизвольного выхода из дежурного режима работы реактивных двигателей горизонтального движения являются подпружиненный шток подвижного электрического контакта с входным токопроводом нормально разомкнутого пускового переключателя и упорная планка силового элемента рукоятки управления, установленная в прорезь дополнительного проходного сечения, в нижней части которого установлен корпус нормально разомкнутого пускового переключателя, а на выходной части подпружиненного штока нормально разомкнутого пускового переключателя установлена чека ручной установки устройства управления тягой в статическое положение, при этом к выходному токопроводу неподвижного электрического контакта нормально разомкнутого пускового переключателя подключен входной токопровод нормально разомкнутого переключателя с подпружиненным штоком подвижного электрического контакта энергообеспечения исполнительных элементов предусмотренных устройств форсирования реактивных двигателей горизонтального движения, установленного на нижней части заднего проходного сечения рамчатой части корпуса, а нажимная планка опорного элемента, установленная на задней сопрягаемой части двухсторонней продольной ведущей шестерни, - элемент его управления, при этом на боковой части переднего проходного сечения выполнено смотровое окно градуировки ("О" - выключено; "Д" - дежурный режим; "К" - крейсерский режим; "Ф" - форсажный режим), выполненной на боковой передней сопрягаемой части двухсторонней продольной ведущей шестерни, - визуального контроля установленной нагрузки реактивных двигателей горизонтального движения, кроме этого, основной корпус устройства управления режимами работы реактивных двигателей горизонтального движения ручного и автоматического управления выполнен в виде перевернутого цилиндрического стакана, на внешнем нижнем фланце которого установлен кольцевой корпус с выполненным поперечным пазом, через внутренний подшипник которого по центральной оси основного корпуса установлен внешний корпус предусмотренной муфты сцепления, с конструктивно выполненной внутренней шлицевой частью, при этом корпус понижающего редуктора с шестернями понижения оборотов электропривода (условно) правостороннего вращения устройства управления режимами работы установлен через промежуточный корпус на нижней части кольцевого корпуса, внешнего корпуса муфты сцепления, внешне выполненная ведомая шестерня которого установлена в шлицевое сопряжение с выходной ведущей шестерней (условно) правого вращения понижающего редуктора, а осевой подпружиненный вал с выполненной шлицевой частью по всей длине - с возможностью осевого перемещения при переходе с режима секторной работы реактивных двигателей горизонтального движения на дежурный режим работы всех реактивных двигателей горизонтального движения установлен по центральной оси основного корпуса, верхней частью через шлицевое сопряжение с осевой втулкой с внешне установленным на ней подшипником, в свою очередь установленным на выполненной внутренней стенке донной части основного корпуса, с установленным на его верхней концевой части, над приборной панелью пульта управления ЛА, колесом ручного управления вектором тяги истекающей газовой струи реактивных двигателей горизонтального движения ЛА, а нижней частью осевой подпружиненный вал установлен через шлицевое сопряжение с опорной втулкой, установленной на внутренней части внешнего корпуса муфты сцепления через подшипник, которые

также установлены через осевое отверстие корпуса понижающего редуктора, а на конечной нижней опоре осевого подпружиненного вала установлен выжимной подшипник с установленной на нем выжимной вилкой рычага с выполненными рукояткой управления и стопорным устройством с возможностью переустановки и фиксации ее положения на крепежных элементах, выполненных одним целым с корпусом понижающего редуктора, управления положением осевого подпружиненного вала, а втулка опорных элементов (условно) левого вращения, установленная в шлицевое сопряжение с осевым подпружиненным валом в полости основного корпуса устройства управления режимами работы, зафиксирована с ним верхними и нижними полушайбами, установленными в проточках шлицевой части осевого подпружиненного вала, в свою очередь установленных в стопорные установочные места, выполненные на верхней осевой части втулки опорных элементов и внутренней осевой части стопорно опорного элемента, установленного в шлицевое сопряжение с осевым подпружиненным валом и внешне закрепленного на центральной части нижнего опорного диска втулки опорных элементов, при этом одним целым с нижним опорным диском втулки опорных элементов в нижней его центральной части выполнена юбка с внешне выполненной ответной шлицевой частью шлицевой части внешнего корпуса муфты сцепления, с возможностью осевого перемещения ответной шлицевой части в конструктивно выполненную полость провала внешнего корпуса муфты сцепления в режиме ее выключения, кроме этого, в образованной полости муфты сцепления между стопорно опорным элементом и установленным опорным элементом на верхнем торце опорной втулки внутреннего подшипника внешнего корпуса муфты сцепления установлена пружина осевого подпружиненного вала, а через верхний опорный диск втулки опорных элементов установлены подпружиненные токоприемники, верхними частями установленные в сопряжение с установленными с внутренней стороны днища основного корпуса токопередающими коллекторными дорожками спаренных электроприводов правого вращения и спаренных электроприводов левого вращения, установленных на

средневыполненном опорном диске втулки опорных элементов, ведущие шестерни которых с предусмотренным устройством общей их блокировки в статическом положении выведены через средневыполненный опорный диск в нижнюю его зону и установлены в механическое зацепление с шестернями понижения оборотов электроприводов, установленных через оси и подшипники также в нижней зоне средневыполненного опорного диска, которые в свою очередь установлены в механическое зацепление с внутренней шестерней установленного через подшипники периферийных частей нижнего и верхнего опорных дисков втулки опорных элементов внешне профилированной втулки с возможностью кругового вращения, внешняя часть которой выполнена в виде выполненного (примерно) на 3/4 части по окружности внешней поверхности внешне профилированной втулки волнового профиля с выступами и провалами, причем уровень провалов соответствует уровню безрельефной части выполненной (примерно) на 1/4 части внешней поверхности внешне профилированной втулки, а концевые части выступов волнового профиля с выраженными дорожками на их вершинах выполнены нисходящими к безрельефной части внешне профилированной втулки, с возможностью захода на них и схода с них подпружиненных штоков подвижных электрических контактов нормально замкнуто-разомкнутых переключателей режимов, с возможностью их вертикального перемещения (переустановки положения включено/выключено) по волновому профилю при осевом перемещении внешне профилированной втулки вместе с осевым подпружиненным валом устройства управления режимами работы, при этом подпружиненные штоки подвижных контактов нормально замкнуто-разомкнутых пе