Локальный способ герметизации компаундом изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин локомотивов. Способ осуществляется путем нанесения компаунда методом окунания изоляции лобовой части обмотки тяговой электрической машины при помощи периодического погружения сегмента изоляции лобовой части вращающейся тяговой электрической машины в емкость с компаундом. Одновременно пропитанная компаундом изоляция лобовой части обмотки вращающейся тяговой электрической машины нагревается при помощи ИК-излучателей, расположенных в ИК-облучателе по периметру средней окружности лобовой обмотки тяговой электрической машины. Техническим результатом изобретения является повышение качества капсулирования изоляции лобовой части обмоток тяговых электрических машин, сокращение энергозатрат и времени на технологический процесс. 1 ил.
Реферат
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к производству и ремонту электрических машин, например обмоток тяговых электрических машин локомотивов и мотор-вагонного подвижного состава.
Известен способ повышения надежности изоляции лобовых частей обмоток электрических машин, предложенный А.Е.Немировским, при помощи эластомеров на основе синтетического каучука [1].
Известен также метод трехкратной пропитки изоляции лобовых частей обмоток лаком, модифицированным ингибиторами, предложенный В.И.Чариковым. После пропитки электрические машины поступают в сушильную печь. Это метод позволяет увеличить срок службы электрической машины в 2-3 раза [1].
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является метод капсулирования изоляции лобовых частей обмоток электрических машин при помощи эпоксидных смол или компаундов. Изоляцию лобовой части обмотки электрической машины обрабатывают кисточкой, распылителем или окунают в специальный раствор, а затем электрическую машину помещают в сушильную печь с целью капсулирования изоляции лобовой части [2].
Недостаток этих способов и методов заключается в том, что технологические операции по нанесению герметика на изоляцию лобовой части обмоток электрических машин и последующему его капсулированию в сушильных печах не совпадают по времени. А помещение электрической машины в сушильную печь для термической обработки приводит к значительным затратам энергии на нагрев всех частей и к увеличению времени процесса.
Задачей изобретения является повышение качества капсулирования изоляции лобовой части обмоток тяговых электрических машин, сокращение энергозатрат и времени на технологический процесс.
Решение предлагаемой задачи достигается тем, что нанесение компаунда на изоляцию лобовой части обмоток тяговых электрических машин и капсулированию его с помощью энергии ИК-излучения происходит одновременно.
Технологический процесс герметизации компаундом изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин представлен схемой, изображенной на чертеже. По предложенной схеме операция по нанесению компаунда методом окунания изоляции лобовой части обмотки тяговой электрической машины осуществляются при помощи периодического погружения сегмента изоляции лобовой части вращающейся тяговой электрической машины в емкость с компаундом. Одновременно пропитанная компаундом изоляция лобовой части обмотки вращающейся тяговой электрической машины нагревается до температуры 100…120°С при помощи ИК-излучателей, равномерно расположенных в ИК-облучателе по периметру средней окружности лобовой части обмотки тяговой электрической машины.
В результате применения локального нагрева ИК-излучением пропитанной компаундом изоляции лобовой части обмотки тяговой электрической машины происходит капсулирование изоляции и значительно повышается надежность тяговой электрической машины путем защиты ее от действия внешних факторов. Локальный нагрев ИК-излучением позволяет сократить в 7…10 раз расход энергии и в 5…7 раз время на технологические операции по герметизации компаундом изоляции лобовой части обмотки тяговой электрической машины.
Источники информации
1. Пястолов А.А. Эксплуатация электрооборудования. - М.: Агропромиздат, 1990 - 287 с.
2. Корягин С.И., Пименов И.В., Худяков В.К. Способы обработки материалов: Учебное пособие / Калининград. ун-т - Калининград, 2000. - 448 с.
Локальный способ герметизации компаундом изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин, включающий технологические операции - нанесение компаунда на изоляцию лобовой части обмоток тяговых электрических машин и капсулирование ее с помощью энергии ИК-излучения, осуществляется при помощи периодического погружения сегмента изоляции лобовой части обмотки вращающейся тяговой электрической машины в емкость с компаундом и капсулирование ее энергией ИК-излучения, отличающийся тем, что технологические операции - нанесение компаунда на изоляцию лобовой части обмотки тяговой электрической машины и капсулирование ее ИК-излучением осуществляются одновременно.