Способ измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды и функциональный комплекс для его осуществления

Иллюстрации

Показать все

Группа изобретений относится к области строительства и эксплуатации улично-дорожных сетей, а также к средствам и способам комплексной диагностики эксплуатационных показателей объектов дорожного хозяйства и организации мониторинга за их технико-эксплуатационным состоянием в режиме реального времени. Технический результат - повышение точности и достоверности результатов измерений при повышении производительности. Согласно способу в качестве исследуемых показателей дорожного покрытия выбирают, по меньшей мере, физико-химические показатели покровного слоя дисперсной системы (ДС), образующейся на поверхности дорожной одежды. Анализ химического состава дисперсных фаз ДС осуществляют в режиме экспресс-анализа спектрально-оптическими методами одновременно несколькими функционально схожими, но структурно различными подсистемами функционального комплекса (ФК). Конечный результат экспресс-анализа формируют на основе усреднения идентичных показателей, независимо полученных посредством структурно различных подсистем. В составе контрольно-измерительной системы используют, по меньшей мере, подсистему оптического определения и регистрации исследуемых физико-химических показателей, включая толщину покровного слоя 11, которую организуют на основе импульсного источника 41 оптического излучения, направленного под заданным углом к поверхности исследуемого покровного слоя 11, и приемника 42 отраженного излучения; первую и вторую подсистемы спектрального экспресс-анализа, которые организуют на основе одного оптического газоанализатора (Г) 43 и импульсных оптических излучателей различного диапазона длин волн, которые являются средствами трансформации фазового состояния вещества ДС покровного слоя 11 (в зоне экспонирования этого слоя 11 генерируемыми указанными излучателями потоками излучения) в пыле-, газо-, парообразную смесь. Смесь транспортируют в камеру Г 43. В ФК используют подсистему организации химического анализа исследуемого вещества в лабораторных условиях. Результаты этого анализа используют для коррекции усредненных результатов экспресс-анализа. 2 н. и 23 з.п. ф-лы, 11 ил.

Реферат

Группа изобретений относится к области строительства и эксплуатации улично-дорожных сетей, а также к средствам и способам комплексной диагностики эксплуатационных показателей объектов дорожного хозяйства и организации мониторинга за их технико-эксплуатационным состоянием в режиме реального времени.

Из уровня техники известен способ измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды, в процессе которого осуществляют мониторинг улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории. Лабораторию оснащают контрольно-измерительной системой с функциональным комплексом на основе оптико-механической компоненты. Для осуществления мониторинга упомянутую систему стационарно устанавливают на базовом транспортном средстве и функционально связывают выходные каналы соответствующих подсистем контрольно-измерительной системы с бортовым вычислительным комплексом. Упомянутый комплекс функционально является средством обработки полученной информации и передачи результатов обработки на центральную ЭВМ в режиме реального времени (RU, №2170298, С2, 2001 г., кл. Е01С 23/07).

Из уровня техники известен функциональный комплекс для измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды в процессе осуществления мониторинга улично-дорожной сети. Данный комплекс включает предназначенную для стационарной установки на базовом транспортном средстве оптико-механическую компоненту, функционально являющуюся составляющей частью комплексной контрольно-измерительной системы. Выходные каналы соответствующих подсистем оптико-механической компоненты функционально связаны с бортовым вычислительным комплексом. Упомянутый комплекс функционально является средством обработки полученной информации и передачи результатов обработки на центральную ЭВМ в режиме реального времени (RU, №2170298, С2, 2001 г., кл. Е01С 23/07).

К недостаткам данных известных из уровня техники технических решений (как в отношении объекта «способ», так и в отношении объекта «устройство») можно отнести ограниченные эксплуатационные возможности, вследствие:

- отсутствия дублирующих функционально схожих, но структурно различных подсистем измерения и регистрации идентичных технико-эксплуатационных показателей дорожного объекта, в результате чего снижаются показатели достоверности и точности результатов исследования за счет исключения возможности получения усредненных параметров упомянутых идентичных показателей на базе данных, полученных несколькими структурно различными подсистемами контрольно-измерительной системы;

- обеспечения контроля и регистрации исключительно одного технико-эксплуатационного параметра дорожного объекта;

- отсутствия возможности контроля и регистрации состояния элементов обустройства дорожного объекта, в том числе подземных и надземных коммуникаций.

В основу заявленных технических решений была поставлена задача расширения функциональных возможностей передвижной дорожной лаборатории посредством обеспечения комплексного контроля и регистрации ряда основных технико-эксплуатационных параметров дорожных одежд (а также контроля и регистрации состояния элементов обустройства дорожного объекта) в реальном режиме времени при повышении точности и достоверности измерения и привязки к относительной и абсолютной системам координат (посредством использования дублирующих функционально схожих, но структурно различных подсистем для осуществления исследования идентичных показателей), а также повышении производительности процесса комплексного мониторинга улично-транспортной сети в целом посредством расширения номенклатуры функционально-технологических средств контроля и регистрации, синхронно работающих в процессе осуществления мониторинга.

Таким образом, технический результат - повышение точности и достоверности результатов измерений при повышении производительности.

Кроме того, еще одной технической задачей (обеспечиваемой посредством заявленного способа) является обеспечение возможности функционирования с заданной точностью и разрешающей способностью таких подсистем, как подсистемы регистрации дефектов проезжей части и элементов обустройства дорожного полотна (функционально являющейся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов дорожного покрытия) и подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта (функционально являющейся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства) в условиях освещенности элементов дорожного объекта не соответствующих заданным параметрам освещенности (регламентируемым свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер сканирования соответствующей подсистемы), за счет использования в указанных подсистемах средств (определенной конструкции) локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта без ухудшения условий повседневной регулярной эксплуатации дорожного объекта иными транспортными средствами (т.е. исключается возможность создания на дорожном объекте аварийных ситуаций в процессе осуществления мониторинга).

То есть дополнительный технический результат - обеспечение заданных параметров освещенности исследуемых структурных элементов дорожного объекта в условиях естественной освещенности, не соответствующей заданным параметрам освещенности, регламентируемым свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер сканирования соответствующей подсистемы, что повышает точность и достоверность результатов измерений.

Поставленная задача в отношении объекта изобретения «способ» решается посредством того, что в способе измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды, в процессе которого осуществляют мониторинг улично-дорожной сети посредством передвижной дорожной лаборатории, которую оснащают контрольно-измерительной системой с функциональным комплексом на основе оптико-механической компоненты; для чего упомянутую систему стационарно устанавливают на базовом транспортном средстве и функционально связывают выходные каналы соответствующих подсистем контрольно-измерительной системы с бортовым вычислительным комплексом (функционально являющимся средством обработки полученной информации и передачи результатов обработки на центральную ЭВМ в режиме реального времени), согласно изобретению в качестве исследуемых показателей выбирают, по меньшей мере, физико-химические показатели покровного слоя (включая его толщину) дисперсной системы, образующейся на поверхности покрытия дорожной одежды (преимущественно под воздействием искусственно наносимой в зимнее время антигололедной композиции); процессы качественного и количественного анализа химического состава дисперсных фаз (растворенных в дисперсной среде) упомянутой дисперсной системы осуществляют в режиме экспресс-анализа спектрально-оптическими методами одновременно несколькими функционально схожими, но структурно различными подсистемами функционального комплекса; при этом конечный результат экспресс-анализа формируют на основе усреднения величин идентичных показателей (независимо полученных посредством структурно различных подсистем упомянутого функционального комплекса контрольно-измерительной системы); в составе последней используют, по меньшей мере:

- подсистему оптического определения и регистрации исследуемых физико-химических показателей (включая толщину покровного слоя), которую организуют на основе импульсного источника оптического излучения (направленного под заданным углом к поверхности исследуемого покровного слоя) и приемника отраженного излучения;

- первую и вторую подсистемы спектрального экспресс-анализа, которые организуют на основе одного (общего) оптического газоанализатора и импульсных оптических излучателей различного диапазона длин волн, а именно в виде квантового генератора - в первой подсистеме, и в виде светодиодного излучателя - во второй подсистеме, которые функционально являются средствами трансформации фазового состояния вещества дисперсной системы покровного слоя (в зоне импульсного экспонирования этого слоя генерируемыми вышеуказанными излучателями потоками излучения) в пыле-, газо-, парообразную смесь, которую транспортируют в рабочую камеру газоанализатора, причем упомянутую трансформацию осуществляют, преимущественно, в режиме оптически реализуемого взрыва, ударную волну которого искусственно, конструктивными средствами направляют в зону рабочей камеры газоанализатора, функционально используя кинетическую энергию этой волны в качестве средства направленной транспортировки упомянутой пыле-, газо-, парообразной смеси в зону исследования;

при этом импульсы излучения, формируемые излучателями упомянутых первой и второй подсистем, осуществляют со сдвигом во времени; кроме того, в упомянутом функциональном комплексе контрольно-измерительной системы используют подсистему организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях, сформированную на основе вакуумного насоса и блока кассетных накопителей; посредством данной подсистемы (в процессе указанного экспресс-анализа в промежутки времени между импульсами оптических излучателей первой и второй подсистем спектрального анализа) осуществляют отбор проб вещества упомянутого покровного слоя дисперсной системы в естественном фазовом состоянии; причем структурные элементы данной подсистемы (в частности, вакуумный насос с его транспортировочными магистралями) и подсистем спектрального экспресс-анализа пространственно и конструктивно организуют на базовом транспортном средстве таким образом, что упомянутый вакуумный насос одновременно используют и в качестве дополнительного средства направленной транспортировки упомянутой пыле-, газо-, парообразной смеси в рабочую камеру оптического газоанализатора в процессе осуществления экспресс-анализа; причем результаты лабораторного анализа исследуемого вещества дисперсной системы используют для окончательной корректировки усредненных результатов, полученных на основе экспресс-анализа.

Целесообразно в качестве оптического квантового генератора в первой подсистеме спектрального экспресс-анализа использовать углекислотный лазерный генератор излучения ИК-диапазона длин волн.

Целесообразно в качестве оптического светодиодного излучателя во второй подсистеме спектрального экспресс-анализа использовать светодиод с диапазоном длин волн излучения белого цвета.

Оптимально в качестве конструктивного средства, посредством которого искусственно направляют ударную волну в зону рабочей камеры газоанализатора, использовать открытый со стороны исследуемого покровного слоя дисперсной системы кожух, а оптические излучатели подсистем спектрального экспресс-анализа размещают в полости этого кожуха, который одновременно функционально используют и в качестве средства защиты участников движения от воздействия генерируемого излучения высокой мощности.

Разумно в процессе режима эксплуатации функционального комплекса обеспечивать защиту от загрязнения оптических структур его оптико-механической компоненты от пыле-, газо-, парообразной смеси исследуемого вещества покровного слоя дисперсной системы, а также иных негативных факторов, для чего указанные структуры размещают в каналах подачи сжатого воздуха, направление потока которого организуют по направлению распространения генерируемых оптическими структурами потоков излучения, за исключением приемника отраженного излучения подсистемы оптического определения и регистрации исследуемых показателей, для которого направление указанного воздушного потока организуют против направления распространения отраженного потока излучения.

Целесообразно в процессе направленной транспортировки пыле-, газо-, парообразной смеси исследуемого вещества покровного слоя дисперсной системы в рабочую камеру газоанализатора осуществлять сепарацию этой смеси, посредством чего обеспечивается ее очистка от твердых частиц, например песка, не изменивших своего исходного фазового состояния в процессе экспонирования импульсными оптическими излучателями.

В процессе функционирования подсистемы организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях целесообразно осуществлять прогрев поверхности дорожного покрытия в области отбора пробы исследуемого вещества с возможностью образования между этой поверхностью и покровным слоем дисперсной системы разделительного слоя в жидкой фазе, для чего используют импульсный источник ИК-излучения.

Разумно в подсистеме организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях использовать вакуумный насос с регулируемой мощностью всасывания, при этом в период отбора проб исследуемого покровного слоя вещества дисперсной системы в естественном агрегатном состоянии мощность всасывания необходимо увеличивать до необходимой величины, обеспечивающей реализацию его функции транспортировки упомянутого вещества в данных условиях.

Допустимо контрольно-измерительную систему формировать комплексной и оснащать дополнительной оптической компонентой, которую формируют на основе, по меньшей мере:

- подсистемы регистрации дефектов проезжей части дорожного объекта и элементов ее обустройства, функционально являющейся средством двухмерной оценки упомянутых дефектов и элементов обустройства, включающим линейную камеру сканирования;

- подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта, функционально являющейся средством оценки состояния элементов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства, включающим, по меньшей мере, две линейные камеры бокового сканирования.

Данные подсистемы устанавливают на раме для монтажа функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы с возможностью попадания в их поле зрения упомянутых контролируемых элементов дорожного объекта.

По меньшей мере, одну из упомянутых подсистем оптической компоненты контрольно-измерительной системы оснащают средством локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта в условиях их освещенности, не соответствующих заданным параметрам освещенности, регламентируемым свойствами оптоэлектронных каналов линейных камер сканирования соответствующей подсистемы. Данное средство локальной подсветки конструктивно и пространственно организуют с возможностью формирования в поле зрения объективов упомянутых линейных камер сканирования светового потока с геометрией поперечного сечения в виде полосы света с заданным распределением освещенности по длине и ширине формируемой полосы света. При этом ширину упомянутой полосы рассчитывают из условия обеспечения исключения ослепления участников движения в момент пересечения сформированной полосы света в процессе регулярного дорожного движения с законодательно разрешенной скоростью.

Средство двухмерной оценки дефектов и элементов обустройства дорожного покрытия, включающее линейную камеру сканирования, размещают, преимущественно, в области передней консольной части рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации соответствующих упомянутых дефектов на ширине дорожного покрытия до 12 м с точностью в поперечном и продольном направлениях 10 мм.

Линейные камеры бокового сканирования средства оценки состояния объектов обустройства справа, слева и сверху от траектории движения базового транспортного средства размещают, например, в центральной части рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы по разные стороны от ее продольной оси, а структурные элементы этого средства конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации состояния соответствующих контролируемых объектов справа, слева и сверху от траектории движения базового средства на расстоянии 6 м с точностью до 10 мм.

В процессе мониторинга улично-дорожной сети целесообразно осуществлять построение микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении, для чего в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включают подсистему замера продольной ровности дорожного объекта, конструкцию которой оснащают, по меньшей мере, одним лазерным датчиком измерения продольной ровности и датчиками ускорения этой подсистемы в количестве, соответствующем количеству лазерных датчиков и функционально связанных с соответствующими лазерными датчиками.

Оптимально в составе конструкции подсистемы замера продольной ровности использовать два лазерных датчика измерения продольной ровности и, соответственно, два датчика ускорения. Каждую пару структурных элементов лазерный датчик - датчик ускорения размещают на боковом участке рамы базового транспортного средства в области заднего моста по разные стороны от продольной оси рамы, преимущественно, в створе колеи транспортного средства. При этом структурные элементы этой подсистемы конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации микропрофиля дорожного покрытия в продольном направлении с шагом не менее 125 мм и точностью 0,1 мм.

В процессе мониторинга улично-дорожной сети целесообразно также осуществлять трехмерное построение микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении. Для чего в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включают подсистему замера поперечной ровности дорожного объекта, конструкцию которой оснащают, по меньшей мере, одним лазерным генератором линии объемного сканирования и камерой объемного сканирования, которые устанавливают на раме для монтажа функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы.

Наиболее оптимально в составе конструкции вышеуказанной подсистемы замера поперечной ровности использовать два лазерных генератора линии объемного сканирования, которые устанавливают, например, в передней части консоли рамы для монтажа функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы с возможностью формирования линии объемного сканирования, например, впереди базового транспортного средства, а камеру объемного сканирования этого средства размещают на упомянутой раме с возможностью расположения линии объемного сканирования в пределах угла зрения ее объектива. При этом структурные элементы этой подсистемы конструктивно и пространственно организуют с возможностью обеспечения регистрации и построения микропрофиля дорожного покрытия в поперечном направлении на ширине до 12 м с точностью 2 мм.

Разумно в процессе мониторинга улично-дорожной сети осуществлять линейную привязку результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к относительной и абсолютной системам координат. Для чего в состав контрольно-измерительной системы дополнительно включают подсистемы относительного и абсолютного позиционирования. Первая из которых функционально является средством линейной привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к относительной системе координат, в состав конструкции которого включают энкодер. А вторая - средством привязки результатов измерений (полученных при работе всех вышеуказанных подсистем) к абсолютной системе координат, в состав конструкции которого включают спутниковую навигационную систему.

Как правило, контрольно-измерительную систему оснащают оптической станиной, которую устанавливают на раме для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты контрольно-измерительной системы на виброопорах, а функциональные элементы соответствующих подсистем устанавливают непосредственно на оптической станине (в том числе и на индивидуальных виброопорах).

Поставленная задача в отношении объекта изобретения «устройство» решается посредством того, что в функциональном комплексе для измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды в процессе осуществления мониторинга улично-дорожной сети, включающем предназначенную для стационарной установки на базовом транспортном средстве оптико-механическую компоненту (функционально являющуюся составляющей частью комплексной контрольно-измерительной системы) выходные каналы соответствующих подсистем которой функционально связаны с бортовым вычислительным комплексом (функционально являющимся средством обработки полученной информации и передачи результатов обработки на центральную ЭВМ в режиме реального времени), согласно изобретению оптико-механическая компонента функционально является средством дублирующего исследования физико-химических показателей покровного слоя (включая его толщину) дисперсной системы, образующейся на поверхности покрытия дорожной одежды (преимущественно под воздействием искусственно наносимой в зимнее время антигололедной композиции); оптико-механическая компонента включает, по меньшей мере:

- подсистему оптического определения и регистрации исследуемых показателей (включая толщину покровного слоя), которая организована на основе импульсного источника оптического излучения, главная оптическая ось излучающей структуры которого направлена под заданным углом к поверхности исследуемого покровного слоя, и приемника отраженного излучения;

- первую и вторую подсистемы спектрального экспресс-анализа, которые организованы на основе одного (общего) оптического газоанализатора и импульсных оптических излучателей различного диапазона длин волн, а именно в виде квантового генератора - в первой подсистеме, и в виде светодиодного излучателя - во второй подсистеме, которые функционально являются средствами трансформации фазового состояния вещества дисперсной системы покровного слоя в зоне импульсного экспонирования этого слоя генерируемыми вышеуказанными излучателями потоками излучения в пыле-, газо-, парообразную смесь, предназначенную для транспортировки в рабочую камеру газоанализатора, причем используются оптические излучатели такой мощности, энергии которых (генерируемой за период импульса излучения) достаточно для осуществления упомянутой трансформации (преимущественно, в режиме оптически реализуемого взрыва); кинетическая энергия ударной волны этого взрыва функционально является средством транспортировки упомянутой пыле-, газо-, парообразной смеси в зону исследования (т.е. в область рабочей камеры газоанализатора), причем заданная направленность ударной волны обеспечивается посредством оснащения оптико-механической компоненты механическими средствами, конструктивно и пространственно организованными с возможностью практической реализации этой функции, при этом предусмотрены средства асинхронизации импульсов излучения, формируемых излучателями упомянутых первой и второй подсистем, реализованные с возможностью осуществления сдвига во времени между последовательными импульсами; кроме того, оптико-механическая компонента оснащена подсистемой организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях, организованной на основе вакуумного насоса и блока кассетных накопителей, которая выполнена с возможностью отбора проб вещества покровного слоя дисперсной системы в естественном фазовом состоянии в процессе вышеуказанного экспресс-анализа в промежутки времени между импульсами оптических излучателей первой и второй подсистем спектрального анализа; причем структурные элементы данной подсистемы, в частности вакуумный насос с его транспортировочными магистралями, и подсистем спектрального анализа структурно и конструктивно организованы на базовом транспортном средстве таким образом, что упомянутый вакуумный насос одновременно функционально является и дополнительным средством обеспечения направленной транспортировки упомянутой пыле-, газо-, парообразной смеси в рабочую камеру оптического газоанализатора в процессе осуществления экспресс-анализа.

Целесообразно в качестве оптического квантового генератора в первой подсистеме спектрального экспресс-анализа использовать углекислотный лазерный генератор излучения ИК-диапазона длин волн.

Целесообразно в качестве оптического светодиодного излучателя во второй подсистеме спектрального экспресс-анализа использовать светодиод с диапазоном длин волн излучения белого цвета.

Оптимально в качестве конструктивного средства, посредством которого искусственно обеспечивается направленность ударной волны в зону рабочей камеры газоанализатора, использовать открытый со стороны исследуемого покровного слоя дисперсной системы кожух, а оптические излучатели подсистем спектрального экспресс-анализа размещать в полости этого кожуха, который одновременно функционально является и средством защиты участников движения от воздействия генерируемого излучения высокой мощности.

Разумно функциональный комплекс оснащать средствами защиты от загрязнения оптических структур его оптико-механической компоненты от пыле-, газо-, парообразной смеси исследуемого вещества покровного слоя дисперсной системы, а также иных негативных факторов, которые выполнены в виде каналов подачи сжатого воздуха, а указанные структуры размещать в этих каналах таким образом, чтобы направление потока сжатого воздуха совпадало по направлению с распространением генерируемых оптическими структурами потоков излучения, за исключением приемника отраженного излучения подсистемы оптического определения и регистрации исследуемых показателей, для которого канал организован с возможностью обеспечения направления указанного воздушного потока против направления распространения отраженного потока излучения.

Оптимально оптико-механическую компоненту оснащать сепаратором конструктивно и пространственно организованным в ней с возможностью осуществления в процессе направленной транспортировки пыле-, газо-, парообразной смеси исследуемого вещества покровного слоя дисперсной системы в рабочую камеру газоанализатора сепарации этой смеси с обеспечением возможности ее очистки от твердых частиц, например песка, не изменивших своего исходного фазового состояния в процессе экспонирования импульсными оптическими излучателями.

Подсистема организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях может быть оснащена средством прогрева поверхности дорожного покрытия в области отбора пробы исследуемого вещества с возможностью образования между этой поверхностью и покровным слоем дисперсной системы разделительного слоя в жидкой фазе, которое выполнено в виде импульсного источника ИК-излучения заданной мощности, обеспечивающей реализацию его функции.

В подсистеме организации химического анализа вещества покровного слоя дисперсной системы в лабораторных условиях целесообразно использовать вакуумный насос с регулируемой мощностью всасывания, при этом его предельная мощность выбирается из условия обеспечения отбора проб исследуемого покровного слоя вещества дисперсной системы в естественном фазовом состоянии.

Проведенный заявителем анализ уровня техники, включающий поиск по патентным и научно-техническим источникам информации и выявление источников, содержащих сведения об аналогах заявленных изобретений, позволил установить, что не обнаружены аналоги, характеризующиеся признаками и связями между ними, идентичными всем существенным признакам заявленных технических решений, а выбранные из перечня выявленных аналогов прототипы, как наиболее близкие по совокупности признаков аналоги, позволили выявить совокупность существенных (по отношению к усматриваемому заявителем техническому результату) отличительных признаков в заявленных объектах изобретений, изложенных в формуле изобретения.

Следовательно, заявленные технические решения соответствуют условию патентоспособности «новизна» по действующему законодательству.

Для проверки соответствия заявленных изобретений требованию условию патентоспособности «изобретательский уровень» заявитель провел дополнительный поиск известных технических решений с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипов признаками заявленных изобретений, результаты которого показывают, что заявленные изобретения не следуют для специалиста явным образом из известного уровня техники, поскольку из уровня техники, определенного заявителем, не выявлено влияния предусматриваемых существенными признаками заявленных изобретений преобразований на достижение усматриваемого заявителем технического результата.

В частности заявленными изобретениями не предусматриваются следующие преобразования известных объектов-прототипов:

- дополнение известного объекта каким-либо известным признаком, присоединяемым к нему по известным правилам, для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно таких дополнений;

- замена какого-либо признака известного объекта другим известным признаком для достижения технического результата, в отношении которого установлено влияние именно такой замены;

- исключение какого-либо признака известного объекта с одновременным исключением обусловленной наличием этого признака функции и достижением при этом обычного для такого исключения результата;

- увеличение количества однотипных признаков в известном объекте для усиления технического результата, обусловленного наличием в объекте именно таких признаков;

- выполнение известного объекта или его части из известного материала для достижения технического результата, обусловленного известными свойствами материала;

- создание объекта, включающего известные признаки, выбор которых и связь между ними осуществлены на основании известных правил и достигаемый при этом технический результат обусловлен только известными свойствами признаков этого объекта и связей между ними.

Следовательно, заявленные изобретения соответствуют требованию условия патентоспособности «изобретательский уровень» по действующему законодательству.

Изобретения иллюстрируются графическими материалами.

Фиг.1 - схема компоновки подсистем АДС-МАДИ на базовом транспортном средстве (вид сбоку).

Фиг.2 - схема компоновки подсистем АДС-МАДИ на базовом транспортном средстве (вид спереди).

Фиг.3 - общая схема средства локальной подсветки (продольный разрез).

Фиг.4 - сечение А-А по фиг.3.

Фиг.5 - общий вид электронной лампы средства локальной подсветки (штриховкой обозначена зеркальная отражающая часть внешней колбы лампы).

Фиг.6 и 7 - ход падающих и отраженных лучей в электронной лампе при различных вариантах геометрии профиля поперечного сечения внешней колбы.

Фиг.8 и 9 - фотоснимки общего вида АДС-МАДИ в эксплуатационной компоновке функциональных блоков и подсистем регистрационно-измерительного комплекса на базовом транспортном средстве в различных ракурсах.

Фиг.10 - фотоснимок АДС-МАДИ в процессе использования средства локальной подсветки (полоса света, формируемая средством локальной подсветки посредством трансформации исходного светового потока, четко просматривается, даже в черно-белом изображении).

Фиг.11 - общая схема компоновки и взаимосвязи структур оптико-механической компоненты функционального комплекса контрольно-измерительной системы для реализации способа.

Агрегаты, блоки, подсистемы контрольно-измерительной системы передвижной дорожной лаборатории и их структурные элементы в графических материалах обозначены следующими позициями:

1 - средство (базовое транспортное);

2 - комплекс (бортовой вычислительный);

3 - место (рабочее оператора);

4 - электростанция (бортовая);

5 - рама (для монтажа, по меньшей мере, части функциональных средств оптической компоненты регистрационно-измерительной системы);

6 - датчик лазерный (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта);

7 - датчик ускорения (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта, функционально связанный с лазерным датчиком 6);

8 - датчик лазерный (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта);

9 - датчик ускорения (подсистемы измерения продольной ровности дорожного объекта, функционально связанный с лазерным датчиком 8);

10 - камера линейная (подсистемы регистрации дефектов проезжей части и элементов обустройства дорожного полотна);

12 - камера линейная бокового сканирования (подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта справа, слева и сверху);

13 - камера линейная бокового сканирования (подсистемы регистрации состояния обустройства дорожного объекта справа, слева и сверху);

14 - генератор лазерный линии объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта);

15 - генератор лазерный линии объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта);

16 - камера объемного сканирования (подсистемы замера поперечной ровности дорожного объекта);

17 - георадар (коротковолновый с диапазоном зондирования - 0,05-1,0 м);

18 - георадар (длинноволновый с диапазоном зондирования - 0,5-10,0 м);

19 - система (спутниковая навигационная);

20 - средство (локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта);

21 - поток световой (генерируемый средством 20 локальной подсветки);

22 - сечение (поперечное светового потока 21 на поверхности исследуемой зоны элемента дорожного объекта, например, дорожного полотна);

23 - полоса (формируемая световым потоком 21 на поверхности исследуемой зоны элемента дорожного объекта, например, дорожного полотна);

24 - источник света (электронный);

25 - корпус полый (электронного источника 24 света);

26 - окно (полого корпуса 25 для распространения светового потока 21, генерируемого источником 24 света);

27 - лампа высокого давления (электронного источника 24 света);

28 - горелка (лампы 27 высокого давления);

29 - токоподводы (к горелке 28);

30 - колба (внешняя лампы 27 высокого давления);

31 - ножка (внешней колбы 30 лампы 27 высокого давления);

32 - цоколь (лампы 27 высокого давления);

33 - слой зеркальный (нанесенный на часть внутренней поверхности колбы 30 лампы 27 высокого давления);

34 - ось (продольная горелки 28 лампы 27 высокого давления);

35 - коллиматор (например, щелевой средства 20 локальной подсветки исследуемых зон поверхностей элементов дорожного объекта);

36 - набор (пластин коллиматора 35);

37 - пластины (набора 36 коллиматора 35);

38 - поверхность (отражающая или поглощающая /зачерненная/ пластины 37);

39 - амортизаторы (приборные для вертикальной подвески средства 20 локальной подсветки);

40 - компонента (оптико-механическая);

41 - источник (импульсного оптического излучения);

42 - приемник (отраженного от покровного слоя 11 излучения);

43 - газоанализатор (оптический);

44 - генератор (квантовый первой подсистемы спектрального экспресс-анализа);

45 - излучатель (светодиодный второй подсистемы спектрального экспресс-анализа);

46 - насос (вакуумный);

47, 48 - секции (вакуумного насоса 46);

49 - блок (кассетных накопителей 50 и 51);

50, 51 - накопители (кассетные);

52 - средство (распределительное);

53 - кожух;

54 - фильтр;

55 - источник (импульсный ИК-излучения).

Заявленный способ измерения и регистрации технико-эксплуатационных показателей поверхности покрытия дорожной одежды заключается в следующем.

В процессе реализации способ