Биологически активная добавка к пище "биосинол", обладающая гастропротекторной активностью

Иллюстрации

Показать все

Изобретение относится к фармакологии и фармацевтической промышленности, в частности к гастропротекторному средству. Применение биологически активной добавки к пище «Биосинол» в качестве гастропротекторного средства. Вышеописанное средство эффективно повышает защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к развитию стрессорных язв и ятрогенного повреждения желудка вследствие приема нестероидных противовоспалительных средств. 3 табл.

Реферат

Изобретение относится к медицине, конкретно к фармакологии, и касается комплексного средства, повышающего защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к действию повреждающих факторов, таких как стрессорное воздействие и применение нестероидных противовоспалительных средств.

Существует многообразие этиопатогенетических факторов, обусловливающих ульцерогенные процессы, при этом нет доказательств приоритетного значения какого-либо из них в развитии язвенной болезни. Так, в настоящее время считается доказанным фактом значимая роль стресса в качестве «пускового механизма» и фактора хронизации ульцерогенеза. С другой стороны, ульцерогенное действие нестероидных противовоспалительных средств, применяемых по жизненным показаниям в рамках кардиальной и противоревматической терапии, определяет актуальность разработки профилактических и лечебных гастроэнтерологических мероприятий. Кроме того, существующие схемы стандартной терапии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки сопровождаются побочными эффектами, в том числе и атрофическими изменениями слизистой оболочки желудка, и не всегда предотвращают развитие хронических вариантов течения заболевания. Все вышесказанное обусловливает целесообразность поиска и разработки лекарственных препаратов, способных повышать резистентность клеток гастродуоденальной слизистой к ульцерогенным факторам и регенеративную способность слизистой оболочки желудка и кишечника. Создание лекарственных средств с таким комплексным фармакологическим действием является насущным и перспективным направлением для отечественной фармацевтической промышленности.

Наиболее близким (прототипом) является лекарственное средство - мизопростол, который является синтетическим производным простагландинов1 и относится к группе гастропротекторов, повышающих защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к действию повреждающих факторов. Мизопростол является эффективным при энтеральном введении, особенно показан для профилактики язвенного поражения слизистой оболочки желудка при применении нестероидных противовоспалительных средств. По эффективности при остром развитии язвы желудка заметно уступает блокаторам гистаминовых Н-рецепторов, часто вызывает диарею.

Поставленная задача достигается использованием в качестве гастропротекторного средства биологически активной добавки к пище «Биосинол», содержащей Диэнай С (кислота дезоксирибонуклеиновая 20 мг/1 г., крахмал картофельный, микрокристаллическая целлюлоза, полиэтиленоксид, натрия хлорид) 350 мг, экстракт коры осины 150 мг.

Новым в предлагаемом изобретении является то, что биологически активная добавка к пище «Биосинол» (свидетельство о государственной регистрации №77.99.23.3.У.763.2.08 от 05.02.2008 г.), рекомендуемая в качестве источника нуклеиновых кислот (ДНК), флавоноидов, показала выраженное гастропротективное действие на модельных системах стрессорного и индометацинового повреждения слизистой желудка животных.

Применение биологически активной добавки к пище «Биосинол» в качестве гастропротекторного средства в литературе не описано. Эти новые свойства «Биосинола» явным образом не вытекают из уровня техники и неочевидны для специалиста. Биосинол может применяться в качестве гастропротекторного средства для профилактики ятрогенного поражения слизистой желудка при длительном использовании нестероидных противовоспалительных средств, для предотвращения развития стрессорных язв слизистой желудка в результате нейрогенного повреждения.

Таким образом, данное техническое изобретение соответствует условиям патентоспособности: «новизна», «изобретательский уровень», «промышленная применимость».

Новые свойства препарата были найдены экспериментальным путем. Изобретение будет понятно из следующего описания.

Эксперименты выполнены на 110 беспородных мышах-самках первой категории, полученных из отдела экспериментального биомоделирования НИИ фармакологии СО РАМН (сертификат имеется).

Эксперименты проводили в соответствии с правилами лабораторной практики (GLP), Приказом МЗ РФ №267 от 19.06.2003 г. «Об утверждении правил лабораторной практики». Федеральным законом «О лекарственных средствах» (статья 36), «Руководством по экспериментальному (доклиническому) изучению новых фармакологических веществ» (Москва, 2005).

Нейрогенная язва. В механизме генеза модели «стресс-язвы» ведущее место занимает нейрогуморальный фактор, поэтому данная модель является наиболее адекватной среди быстровоспроизводимых «острых» экспериментальных язв [Заводская И.С., Морева Е.В., 1981]. Мышей подвешивали корнцангами за кожную шейную складку, в результате 22-24-часовой частичной иммобилизации у животных развивалось язвенное поражение слизистой оболочки желудка. Модель нейрогенного повреждения используется в качестве скрининговой для выявления средств, обладающих противоязвенной активностью. Последнее введение препарата приходится за 1 ч до начала действия язвообразующего фактора (курс составил 4 введения).

Индометациновая язва. Ульцерогенное действие нестероидных противовоспалительных средств (НПВС), применяемых по жизненным показаниям в рамках кардиальной и противоревматической терапии, определяет актуальность разработки профилактических и лечебных гастроэнтерологических мероприятий. Среди нестероидных противовоспалительных препаратов индометацин обладает наиболее выраженным ульцерогенным действием, что послужило основанием для выбора данного препарата в качестве повреждающего агента. Индометациновое повреждение слизистой желудка у мышей вызывали внутрижелудочным введением препарата в дозе 20 мг/кг в физиологическом растворе дважды с интервалом 4 ч [Крылова С.Г., 2005]. Последнее введение исследуемых веществ осуществляли дважды за 1 ч до начала действия язвообразующего фактора (курс составил 5 введений). Эффективность лечебных воздействий оценивали через 16 ч после введения индометацина.

Для оценки полученных результатов использовали следующие критерии эффективности. В конце экспериментов животных умерщвляли методом кранио-цервикальной дислокации, желудки извлекали, вскрывали по малой кривизне, промывали холодным физиологическим раствором и макроскопически с помощью лупы при ярком освещении определяли число и площадь деструкции, которые дифференцировали на точечные (менее 1 мм) и крупные (более 1 мм), полосовидные. Подсчитывали среднее количество изъязвлений на одно животное в группе, процент животных с язвами.

Индекс Паулса (ИП) определяли как интегральный показатель количества деструкции по формуле

Противоязвенную активность (ПА) препаратов определяли как отношение индекса Паулса в контрольной группе к индексу Паулса в опытной группе. Исследуемое средство считали активным, если ПА составляло 2 и более единиц [Pauls F., Wick A.M., Mac Key E.M. et al., 1947; Добряков Ю.И., 1978].

Статистическая обработка результатов производилась путем расчета средней (X) и стандартной ошибки (m) с использованием непараметрических методов Вилкоксона-Манна-Уитни (U) и углового преобразования Фишера ((р). Различие считали достоверным при Р<0,05 [Гублер Е.В., 1978].

Модель нейрогенного повреждения

На модельной системе нейрогенного повреждения слизистой желудка мышей были использованы следующие группы:

1. Стресс-контроль - мыши получали растворитель - дистиллированную воду в объеме 0,3 мл внутрижелудочно ежесуточно в течение 3 сут

2. Биосинол 167 мг/кг (50 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 3 сут

3. Биосинол 334 мг/кг (100 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 3 сут

4. Биосинол 668 мг/кг (200 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 3 сут

5. Элеутерококк 5 мл/кг - мыши получали препарат в совокупном объеме 0,3 мл (0,1 мл экстракта + 0,2 мл дистиллированной воды) внутрижелудочно ежесуточно в течение 3 сут

6. Интактный контроль - мыши, не получавшие растворитель и не подвергавшиеся экспериментальным воздействиям

Профилактическое курсовое введение биологически активной добавки во всех использованных дозах приводило к существенному повышению резистентности слизистой оболочки желудка мышей, к повреждающему действию иммобилизационного стресса (табл.1). Следует отметить существенное снижение среднего количества язв на одно животное в группах назначения биосинола (Р<0,01) в дозах 167, 334 и 668 мг/кг за счет уменьшения числа точечных деструкций в 2,7; 3,2 и 3,4 раза, снижения количества крупных язв в 2,5; 2,0 и 2,5 раза соответственно по сравнению с аналогичными показателями группы стресс - контроля. Выявленный эффект носил дозозависимый характер: увеличение дозы приводило к повышению противоязвенной активности (биосинол в дозе 167 мг/кг 3,0; биосинол в дозе 334 мг/кг 3,2; биосинол в дозе 668 мг/кг 3,5).

Препарат сравнения - элеутерококка экстракт жидкий - проявил аналогичную противоязвенную активность на модели нейрогенного повреждения. Количество язв на одно животное, число крупных и точечных деструкций не отличались от таковых показателей групп назначения биосинола. Следует отметить достоверное снижение числа животных с язвами после применения фармакопейного препарата по сравнению с аналогичным показателем группы стресс-контроля (70% против 100%, Р<0.01). Более высокий балл противоязвенной активности элеутерококка экстракта жидкого (4,6) обусловлен снижением числа мышей с язвенным поражением. Однако применение препарата сравнения приводило к развитию спастического состояния желудков мышей в 30% случаев, чего не отмечалось при использовании биосинола.

Таким образом, проведенные эксперименты позволяют утверждать о выраженном антиульцерогенном действии биосинола на модели нейрогенного язвообразования, сравнимом с эффективностью фармакопейного препарата - элеутерококка экстракта жидкого.

Модель индометацинового язвообразования

На модельной системе индометацинового повреждения слизистой желудка мышей были использованы следующие группы:

1. Контроль - мыши получали растворитель - дистиллированную воду в объеме 0,3 мл внутрижелудочно ежесуточно в течение 4 сут

2. Биосинол 167 мг/кг (50 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 4 сут

3. Биосинол 334 мг/кг (100 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 4 сут

4. Биосинол 668 мг/кг (200 мг/кг экстракта коры осины) - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 4 сут

5. Маалокс 720 мг/кг - мыши получали препарат в объеме 0,3 мл дистиллированной воды внутрижелудочно ежесуточно в течение 4 сут

Продолжительность курса составила 5 введений, поскольку в день индукции индометациновой язвы исследуемый препарат вводился дважды.

Биосинол, вводимый профилактическим курсом в дозах 167, 334 и 668 мг/кг внутрижелудочно ежедневно в течение 4 сут, ограничивал образование всех видов язвенных деструкций, возникающих после воздействия индометацина. Так, использование субстанции в дозе 167 мг/кг приводило к снижению числа животных с крупными (Р<0,01) и полосовидными язвами (Р<0,01), среднего количества язв всех типов: крупных в 4,6 (Р<0,01), полосовидных в 10, точечных в 3,9 раза (Р<0,01) по сравнению с аналогичными показателями группы нелеченых животных (табл.2, 3). При этом среднее количество деструкций статистически значимо уменьшилось в 4,2 раза, а противоязвенная активность составила 4,68 единицы (табл.2). Однонаправленные изменения наблюдались при использовании биосинола в дозе 334 мг/кг (табл.2, 3). Отмечалось достоверное снижение общего числа мышей с язвами на 40%, количества животных с крупными на 80% и точечными деструкциями на 40%, отсутствие полосовидных язв. Вышесказанное и выявленные другие существенные позитивные изменения в результате назначения дозы 334 мг/кг в виде уменьшения количества крупных язв (Р<0,01), точечных (Р<0,01), среднего числа деструкций (Р<0,01) нашли отражение при подсчете противоязвенной активности, которая составила 14,05 единицы.

Наиболее выраженным гастрозащитным эффектом обладал биосинол при введении в дозе 668 мг/кг: выявлено снижение числа мышей с язвами на 66,7% (Р<0,01), среднего количества язв 17,6 раза (Р<0,01), отмечалась ингибиция крупных и полосовидных язв, снижение точечных деструкций в 12,7 раза (Р<0,01). Противоязвенная активность в этой опытной группе оказалась максимальной и составила 53,64 единицы. Полученные результаты позволяют заключить в пользу выраженного дозозависимого противоязвенного действия биосинола.

При анализе эффективности препарата сравнения - маалокса - необходимо отметить, что курсовое применение антацида приводило к статистически значимому снижению количества крупных дефектов в 2,3 раза, точечных деструкций в 1,9 раза, среднего числа язв в 2 раза, в результате чего противоязвенная активность составила 2,03 единицы (табл.2, 3).

Таким образом, на модели индометацинового повреждения слизистой желудка у мышей выявлен выраженный противоязвенный дозозависимый эффект субстанции биологически активной добавки к пище «Биосинол» при использовании в дозах 167, 334 и 668 мг/кг, который превосходил аналогичную активность антацидного средства - маалокса (4,68; 14,05 и 53,64 против 2,03 единицы).

Результаты экспериментов, проведенных на моделях нейрогенного и индометацинового ульцерогенеза, свидетельствуют об однонаправленном и выраженном противоязвенном действии субстанции биологически активной добавки к пище «Биосинол».

Источники информации

1. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - Л.: Медицина, 1978.- 193 с.

2. Добряков Ю.И. Скрининговый метод оценки антистрессорного действия препаратов // Стресс и адаптация: Тез. Всесоюзного симпозиума. - Кишинев, 1978. - С.172-173.

3. Заводская И.С., Морева Е.В. Фармакологический анализ механизмов стресса и его последствий. - Л.: Медицина, 1981. - с.110-122.

4. Крылова С.Г. Растения Сибири и Дальнего Востока в терапии язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки: автореф. дис.… д-ра. мед. наук. - Томск, 2005. - 50 с.

5. Pauls F., Wick A.M., Mac. Key E.M. et al. An assau method for antiulcer substances // Gastroenterology. - 1947. - №8. - P.774-782.

Применение биологически активной добавки к пище «Биосинол» в качестве гастропротекторного средства.