Способ диагностики тяжести течения целиакии

Изобретение относится к медицине, в частности к гастроэнтерологии. Сущность способа диагностики тяжести целиакии включает проведение морфологического исследования, а также определение антител к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе. При первой степени нарушения всасывания антитела выявляются в концентрации 10-29 МЕ/мл, при этом базальная мембрана эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток отечна и разрыхлена. При второй степени концентрация антител составляет 30-60 МЕ/мл и отмечается локальная деструкция базальной мембраны и очаговое истончение эндомизия. При третьей степени уровень антител составляет 61 МЕ/мл и выше и отмечается распространенная деструкция базальной мембраны эпителия и эндотелия кровеносных сосудов и очаговое разрушение эндомизия гладкомышечных клеток. Использование способа позволяет повысить точность диагностики тяжести течения целиакии.

Реферат

Изобретение относится к медицине и может быть применено при диагностике тяжести течения целиакии вследствие нарушения всасывания.

Известен способ диагностики глютеновой энтеропатии, принятый за аналог, включающий определение антител к глиадину (1 - Краткое руководство по гастроэнтерологии. Ивашкин В.Т. (ред.). М., 2001, с.237).

Известен способ диагностики глютеновой энтеропатии, принятый за прототип, включающий проведение морфологического исследования и обнаружение атрофии ворсинок кишки (2 - там же, с.236).

Однако известный способ не позволяет оценить тяжесть течения целиакии.

Целью изобретение является повышение точности диагностики тяжести течения целиакии.

Технический результат достигается тем, что в сыворотке крови определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе и при первой степени нарушения всасывания антитела выявляются в концентрации 10-29 МЕ/мл, при этом базальная мембрана эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток отечна и разрыхлена; при второй степени концентрация антител составляет 30-60 МЕ/мл и отмечается локальная деструкция базальной мембраны и очаговое истончение эндомизия; при третьей степени - уровень антител составляет 61 МЕ/мл и выше и отмечается распространенная деструкция базальной мембраны эпителия и эндотелия кровеносных сосудов и очаговое разрушение эндомизия гладкомышечных клеток.

Способ реализуется следующим образом.

У больных целиакией отмечаются жалобы на боли в животе, диффузные, метеоризм, эпизодическую диарею, повышенную утомляемость. Больные чаще всего имеют невысокий рост, страдают анемией, рефрактерной к лечению препаратами железа или витамином В 12. У больных отмечается афтозный стоматит и герпетиформный дерматит, развивается остеопороз и бесплодие.

Провоцируют обострение заболевания или проявление первых клинических симптомов нервно-психические травмы, беременность и роды, остры кишечные инфекции или интеркуррентные заболевания. У женщин диагноз целиакии нередко ставится при обследовании с аменореей или анемией при беременности.

Из анамнеза больных известно, что в детские годы они отставали в физическом развитии, у них отмечался низкий гемоглобин и наблюдались признаки авитаминоза. Иногда у больных отмечались внекишечные манифестации целиакии (геморрагический синдром, миопатия, остеомаляция, полиартралгия).

У родственников больных целиакией слизистая оболочка тонкой кишки может быть обычная, но среди межэпителиальных лимфоцитов повышено количество лимфоцитов, обладающих цитотоксическим действием.

В сыворотке крови определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе, дезаминирующей коллаген и глиадин.

В биоптатах тонкой кишки определяют уплощение, укорочение или полное исчезновение ворсинок слизистой оболочки с одновременным удлинением кишечных крипт, замещением цилиндрического эпителия кубическим, обильную лимфоплазмоцитарную инфильтрацию собственной пластинки слизистой и лимфоидно-клеточную инфильтрацию эпителия.

При первой степени нарушения всасывания антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе выявляются в концентрации 10-29 МЕ/мл. Морфологически базальная мембрана эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток отечна и разрыхлена.

При второй степени нарушения всасывания антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе концентрация антител составляет 30-60 МЕ/мл. Морфологически в биоптатах отмечается локальная деструкция базальной мембраны и очаговое истончение эндомизия.

При третьей степени нарушения всасывания антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе уровень антител составляет 61 МЕ/мл и выше. Морфологически при третьей степени отмечается распространенная деструкция базальной мембраны эпителия и кровеносных сосудов и очаговое разрушение эндомизия гладкомышечных клеток.

Способ далее поясняют примеры его реализации.

Пример 1

Больной С., 28 лет, при поступлении жалуется на боли в животе и повышенную утомляемость. Больной невысокого роста, страдает анемией с детства, рефракторной к лечению препаратами железа. Обострение заболевания объясняет нервно-психической травмой.

В сыворотке крови выявляются антитела к глиадину в концентрации 10 МЕ/мл, эндомизию - 17 МЕ/мл и тканевой трансглютаминазе - 29 МЕ/мл.

В биоптатах тонкой кишки определяют уплощение ворсинок слизистой оболочки с одновременным удлинением кишечных крипт, замещением цилиндрического эпителия кубическим. Базальная мембрана эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток отечна и разрыхлена.

Больному поставлен диагноз целиакия первой степени тяжести.

Больной находился на аглютеновой диете в течение полугода. Последующее морфологическое исследование подтвердило восстановление базальной мембраны эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток. Титр антител к глиадину составляет 8 МЕ/мл, эндомизию - 9 МЕ/мл и тканевой трансглютаминазе - 7 МЕ/мл.

Больной выведен в клиническую ремиссию.

Пример 2

Больная М., 25 лет, поступила с жалобами на потерю веса, диарею, боли в животе, метеоризм, бесплодие. Больная страдает выраженным кариесом зубов и остеопорозом.

Обострение заболевания провоцируется нарушением аглютеновой диеты и беременностью.

Биохимический анализ. В сыворотке крови определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе, уровень которых соответственно составляет: 30, 45 и 60 МЕ/мл.

Морфологическое исследование. В биоптатах тонкой кишки определяют обильную лимфоплазмоцитарную инфильтрацию собственной пластинки слизистой, укорочение ворсинок слизистой оболочки с одновременным удлинением кишечных крипт, замещением цилиндрического эпителия кубическим. Локальная деструкция базальной мембраны и очаговое истончение эндомизия.

У родственников больной слизистая оболочка тонкой кишки обычная, но среди межэпителиальных лимфоцитов повышено количество лимфоцитов, обладающих цитотоксическим действием.

Больной поставлен диагноз целиакия второй степени тяжести.

Больная находилась на аглютеновой диете в течение 12 месяцев. Последующее морфологическое исследование подтвердило восстановление базальной мембраны эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток.

Определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе, уровень которых после лечения соответственно составляет: 12, 22 и 28 МЕ/мл, что свидетельствует о наличии первой степени тяжести целиакии.

Больная - в ремиссии.

Пример 3

Больная Д., 38 лет, страдает целиакией в течение 10 лет. Предъявляет жалобы на диарею, возникающую эпизодически, метеоризм, боли в животе. Рост больной составляет 1 м 56 см, вес 43 кг; больная страдает анемией, рефракторной к лечению препаратами железа. У больной отмечается афтозный стоматит и герпетиформный дерматит, аменорея.

Из анамнеза известно, что в детские годы она отставала в физическом развитии, наблюдалось неправильное развитие зубов и симптомы, аналогичные рахиту.

Биохимический анализ. В сыворотке крови определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе, содержание которых составляет соответственно 61, 75 и 92 МЕ/мл.

Морфологическое исследование. В биоптатах тонкой кишки определяют полное исчезновение ворсинок слизистой оболочки с одновременным удлинением кишечных крипт, замещением цилиндрического эпителия кубическим, обильную лимфоплазмоцитарную инфильтрацию собственной пластинки слизистой и лимфоидно-клеточную инфильтрацию эпителия, распространенную деструкцию базальной мембраны эпителия и эндотелия кровеносных сосудов и очаговое разрушение эндомизия гладкомышечных клеток, что свидетельствует о наличии целиакии третьей степени тяжести.

Больная выписалась из стационара и в течение полутора лет не соблюдала аглютеновую диету. Поступила вновь с обострением. Содержание антител к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе составило соответственно 85, 106 и 129 МЕ/мл.

Проведено лечение, больная выведена в клиническую ремиссию.

Проведено обследование и лечение 61 больного с целиакией. При этом первая степень тяжести отмечалась у 25 пациентов, 2 - у 18 и третья - у 18 больных.

Выявленные критерии степени тяжести заболевания подтверждены положительными результатами лечения и последующего катамнестического наблюдения.

Способ диагностики тяжести течения целиакии, включающий проведение морфологического исследования, отличающийся тем, что в сыворотке крови определяют антитела к глиадину, эндомизию и тканевой трансглютаминазе, и при первой степени нарушения всасывания антитела выявляются в концентрации 10-29 МЕ/мл, при этом базальная мембрана эпителия и кровеносных сосудов, а также эндомизия гладкомышечных клеток отечна и разрыхлена; при второй степени концентрация антител составляет 30-60 МЕ/мл и отмечается локальная деструкция базальной мембраны и очаговое истончение эндомизия; при третьей степени - уровень антител составляет 61 МЕ/мл и выше, и отмечается распространенная деструкция базальной мембраны эпителия и эндотелия кровеносных сосудов и очаговое разрушение эндомизия гладкомышечных клеток.