Устройство для непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении
Иллюстрации
Показать всеИзобретение относится к транспортным средствам и может быть применено для обеспечения непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении. Устройство содержит управляемые колеса, втулки с наружными и внутренними буртиками, тензодатчики, оси, источник электропитания, усилитель электрического сигнала, электромагнитную катушку, распределительное устройство, емкость с рабочей жидкостью, насос и поперечную тягу с реверсивным механизмом. Тензодатчики, закрепленные на торцевых поверхностях буртиков втулок, являются датчиками боковой реакции дороги и соединены по мостовой схеме с источником электропитания и через усилитель электрического сигнала с электромагнитной катушкой. Сердечник электромагнитной катушки жестко связан с золотником распределительного устройства потока рабочей жидкости, сообщенного с емкостью для рабочей жидкости, насосом и гидроцилиндром реверсивного механизма изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги. Наружные и внутренние буртики втулок имеют одинаковые рабочие геометрические размеры. Наружные буртики выполнены съемными и устанавливаются на втулках посредством резьбового соединения с жесткой фиксацией. Достигается повышение надежности, чувствительности и точности непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении. 2 ил.
Реферат
Предлагаемое устройство относится к транспортным средствам и может быть применено для обеспечения автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в процессе движения.
Известно устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес в процессе движения, содержащее датчики боковой реакции дороги, действующей на управляемые колеса, представляющие собой пьезодатчики в виде шайб, установленных на осях управляемых колес и электрически соединенных по мостовой схеме, реверсивный механизм изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги и систему управления указанным механизмом, электрически связанную с датчиками боковой реакции дороги (Патент РФ №49257, 10.11.2005, Бюл. №31).
Недостатком данного устройства являются низкие чувствительность, точность и надежность, т.к. датчики боковой реакции дороги реагируют также и на осевые силы, возникающие в обоймах конических подшипников колес от вертикальных нагрузок.
Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для автоматического регулирования схождения управляемых колес в процессе движения, содержащее датчики боковой реакции дороги, представляющие собой тензодатчики, установленные на торцевых поверхностях буртиков втулок, посаженных на осях поворотных цапф, на которых установлены подшипники управляемых колес, и электрически соединенные по мостовой схеме, усилитель электрического сигнала, реверсивный механизм изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги и систему управления указанным механизмом, электрически связанную с датчиками боковой реакции дороги (Патент РФ №2309867, 10.11.2007, Бюл. №31).
Недостатком данного устройства является то, что наружные и внутренние буртики втулок, через которые на тензодатчики воздействуют боковые реакции дороги, имеют разные рабочие геометрические размеры, что вызывает различную их деформацию под действием одинаковых боковых реакций дороги и снижает точность регулирования.
Техническим результатом предлагаемого устройства для непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении является повышение точности.
Указанный технический результат достигается тем, что в устройстве для непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении, содержащем управляемые колеса с подшипниками, втулки с буртиками, тензодатчики, соединенные в электрический мост, являющиеся датчиками боковой реакции дороги, оси, источник электропитания, усилитель электрического сигнала, электромагнитную катушку, распределительное устройство, емкость с рабочей жидкостью, насос, поперечную тягу с реверсивным механизмом, наружные и внутренние буртики втулок имеют одинаковые рабочие геометрические размеры, причем наружные буртики выполнены съемными и устанавливаются на втулках посредством резьбового соединения с жесткой фиксацией.
На фиг.1 изображена общая схема предлагаемого устройства; на фиг.2 - ось управляемого колеса в сборе (на виде сверху ось колеса, подшипники, гайка с шайбой не показаны).
Предлагаемое устройство включает в себя управляемые колеса 1, установленные через подшипники, посаженные на втулки 2 с внутренними 3 и наружными буртиками 4 на осях 5. Наружные буртики 4 выполнены съемными, устанавливаются на втулках 2 посредством резьбового соединения с жесткой фиксацией. Тензодатчики (электрические датчики боковой реакции дороги) 6 закреплены на торцевых поверхностях буртиков втулок, имеют одинаковые электрические сопротивления и соединены по мостовой схеме 7. Точки А и В электрического моста 7 соединены с источником электропитания 8, а точки С и Д - через усилитель электрического сигнала 9 с электромагнитной катушкой 10, сердечник которой жестко связан с золотником 11 распределительного устройства 12 потока рабочей жидкости. Устройство также содержит емкость 13, насос 14 и реверсный механизм изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги (гидроцилиндр) 15. Тензодатчики 6, электрический мост 7, источник электропитания 8, усилитель электрического сигнала 9, электромагнитная катушка 10 и распределительное устройство 12 образуют систему управления реверсивным механизмом 15 изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги 16.
Зазор в подшипниках (внутренние обоймы 17, ролики 18, наружные обоймы не показаны) управляемых колес регулируется гайкой 19 с шайбой 20. Втулка 2 закрепляется на оси 5 управляемых колес гайкой 21 с шайбой 22.
Устройство работает следующим образом.
При прямолинейном движении автомобиля и правильном схождении управляемых колес боковые реакции дороги на эти колеса отсутствуют, а сопротивления тензодатчиков равны между собой, поэтому напряжение, подаваемое с точек С и Д электрического моста 7 через усилитель электрического сигнала 9 на электромагнитную катушку 10, равно нулю и золотник 11 распределительного устройства 12 находится в центральном (нейтральном) положении.
При отклонении схождения в положительную или отрицательную стороны управляемые колеса 1 за счет боковых реакций дороги через втулки 2 с буртиками 3 и 4 будут воздействовать на тензодатчики 6 и изменять их электрическое сопротивление. При этом между точками С и Д моста 7 возникает напряжение, подаваемое через усилитель электрического сигнала 9 на электромагнитную катушку 10. Ток в катушке 10 вызовет магнитный поток, перемещающий сердечник катушки 10 и золотник 11 распределительного устройства 12 влево или вправо, обеспечивая подачу рабочей жидкости от насоса 14 в ту или иную полость гидроцилиндра 15 (реверсивного механизма изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги 16), изменяя, таким образом, ее длину и обеспечивая требуемое схождение колес 1.
Таким образом, предлагаемое устройство для непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении повышает точность, обеспечивает правильное положение управляемых колес при различных режимах движения (разгон, накат, торможение), что способствует снижению сопротивления движению, износа шин и расхода топлива.
Устройство для непрерывного автоматического регулирования схождения управляемых колес автомобиля в движении, содержащее управляемые колеса, установленные через подшипники, посаженные на втулки с внутренними и наружными буртиками на осях, тензодатчики, закрепленные на торцевых поверхностях буртиков втулок, являющиеся датчиками боковой реакции дороги и соединенные по мостовой схеме с источником электропитания и через усилитель электрического сигнала - с электромагнитной катушкой, сердечник которой жестко связан с золотником распределительного устройства потока рабочей жидкости, сообщенного с емкостью для рабочей жидкости, насосом и гидроцилиндром реверсивного механизма изменения рабочей длины поперечной рулевой тяги, отличающееся тем, что наружные и внутренние буртики втулок имеют одинаковые рабочие геометрические размеры, причем наружные буртики выполнены съемными и устанавливаются на втулках посредством резьбового соединения с жесткой фиксацией.